Турист Анастасия (sheftali)
была сегодня 8:21

Анталия — Турция Декабрь 2019
  1. О богах, котах и апельсинах

Солнце медленно садилось за острые вершины хребта Таурус, зимний день угасал. Море цеплялось за последние теплые лучи в надежде, что Химера, выросшая на питательных турецких харчах до размеров дракона, не выпьет всю бирюзу Средиземного моря.

Коты в апельсинах, или Где найти самые вкусные профитроли в мире

Но увы и ах — надежды не оправдались. Светило неумолимо завершало свой путь, и декабрьская Анталья погружалась во тьму.

Люди, закутанные в сто одёжек, прижимая к себе пакеты с горячими дёнерами, спешили домой. Кафе, обычно забитые под завязку, опустели за считанные минуты.

Коты в апельсинах, или Где найти самые вкусные профитроли в мире

Ну и как им не опустеть в такой холод? На улице всего +14 градусов тепла. Это в Анатолии турки суровы и закалены совсем не ласковым климатом. А в Анталии люди нежные, 9 месяцев в году у них благословенное лето. Правда в декабре лето заканчивается и устанавливаются межсезонные +20. Но вполне себе комфортно для выгула модных пуховиков.

Но на этот раз взбесившиеся греческие боги, не иначе, решили сделать «сюрприз» и наслали на побережье циклон неведомой дождливости и холода. Власти впервые за долгие годы объявили красный уровень опасности.

Коты в апельсинах, или Где найти самые вкусные профитроли в мире

Однако истинным хозяевам всей Турции и, в частности, Анталии, всё было ни по чём. Хвостатые, одетые в роскошные меха, с достоинством созерцали город со всех смотровых площадок. С не меньшим достоинством они поедали угощение, подносимое рабами горожанами и снисходительно позволяли себя погладить.

Коты в апельсинах, или Где найти самые вкусные профитроли в мире

Фейербах, разоблачивший природу религии, ошибся, сказав, что в будущем предметом поклонения станет человек. Во всем мире размах религиозного культа приняла любовь к котикам. А в Турции она особенно яркая.

Усатые-полосатые здесь бродят по старинным улочкам района Калеичи, скачут тушканами между арок ворот Адриана, загадочно улыбаются, прячась среди ветвей апельсиновых деревьев.

Коты в апельсинах, или Где найти самые вкусные профитроли в мире

Куда бы вы ни пошли, везде вы наткнетесь на вальяжное «мяу». Наверное, 38-метровый минарет Йивили, стоящий тут с 13 века, может поведать много кошачих историй.

Коты в апельсинах, или Где найти самые вкусные профитроли в мире

Есть же сказки «1000 и одной ночи» — почему бы не создать «Сказки 1000 и одной кошки»? Нет, лучше «Сказки 1000000 и одной кошки». Именно количеством пушистико меня покорила Анталья в самой середине декабря. Я люблю всех животных, но котофеев особенно обожаю. Нравится мне их наглая независимость.

Соответственно, мне нравятся города, где котам хорошо живётся. Анталья как раз из таких.

Коты в апельсинах, или Где найти самые вкусные профитроли в мире

Хотя этот город не ругал только ленивый. Она давно уже ассоциируется с доступным отдыхом в стиле «Тагил рулит».

Понятно, что многочисленные туристы, прилетающие в окрестные аэропорты, сразу же увозятся в мир турецкого all inclusive. А те редкие неугомонные, кому надоели экскурсии и бесконечное сибаритство на пляжах и в бассейнах, попадая в адское пекло города, от всего увиденного и испытанного обалдевают и потом «клепают» в интернетах отзывы «Анталья отстой».

Коты в апельсинах, или Где найти самые вкусные профитроли в мире

Не в то время, ребята, вы едете изучать город. Это однозначно должно быть зимним выбором.

В декабре здесь настоящая весна, точнее — смесь сезонов. Благоухают цветами клумбы, новогодними гроздьями свисают поспевшие коты апельсины и мандарины.

Коты в апельсинах, или Где найти самые вкусные профитроли в мире

Местами попадаются кусочки осени, а вода в бирюзовом Средиземном море +20. Такая вода, например, на моих родных черноморских курортах в июне привлекает тысячи отдыхающих.

А в Анталье искупаться решили только несколько лихих молодых турок. Наверное, им пришло время жениться, а на пляже как раз пили чай молодые симпатичные девчонки. Вот для них и демонстрировалась удаль молодецкая.

Коты в апельсинах, или Где найти самые вкусные профитроли в мире

Драконы ведь с химерами уже давно убиты греческими героями, так хоть в холодное море можно забежать с дикими воплями. Может за волнами барышня и не увидит пухлые бока, наеденные на бабушкиных бёреках, улыбнётся и можно будет её вести в кондитерскую, угощать профитролями, а там уже и до свадьбы рукой подать.

Вот о профитролях хочется сказать отдельно. Турецкие сладости великолепны и разнообразны, о них можно слагать поэмы… Лукум, халва, кадаиф… Названия ласкают слух, и слово «диета» попадает в чёрный список сознания. Но вот лично для меня самая сладкая турецкая ассоциация — это профитроли.

Коты в апельсинах, или Где найти самые вкусные профитроли в мире

Профитролями угощали детей в наивных романах Гюнтекина, профитролями баловали невест в интеллектуальных остросоциальных романах Орхана Памука. И вот в моей голове напрочь засел такой образ Турции. Справедливости ради следует сказать, что именно в Турции готовят эти французские пирожные лучше, чем где-либо. И вот в одной антальской лавочке с самым заурядным интерьером я попробовала не какие-то там профитроли, я вкусила настоящий нектар. Наверное, греческие боги потеряли тут рецепт, а предприимчивые турки поставили производство на поток — 400 р/кг. Вот наверное поэтому и взбесились Зевс и иже с ним и наслали на побережье такую непогоду. Но все же они не смогли затмить всю красоту города.

Дождь, конечно, распугал всех местных, но меня-то дождем не напугать. Вооружившись коробкой с профитролями, я помчалась знакомиться с древней Антальей.

Парки, какие здесь прекрасные парки, и никаких отдыхающих — только ты и кошки.

Коты в апельсинах, или Где найти самые вкусные профитроли в мире

А какая здесь уютная марина — и опять никаких отдыхающих, опять только ты и котики.

Коты в апельсинах, или Где найти самые вкусные профитроли в мире

Но греческие боги, собравшись с силами, устроили настоящий потоп. И пришлось с обзорной площадки галопом мчаться в ближайшее здание, которым оказался городской археологический музей.

Коты в апельсинах, или Где найти самые вкусные профитроли в мире

Роскошное собрание древностей, вывезенных из всех окрестных архаических городов, входит в Топ-10 музеев Турции. Особенно меня интересовали артефакты города Перге. Вот о нем бы хотелось рассказать отдельно.

2.О древнем Перге

Вот за чем стоит ехать в Анталью зимой, так это за знакомством с седой древностью. Конечно, летом вас тоже сюда привезут на экскурсию, но вы будете развиваться не саморазвитием, а самоспасением. Какие тут могут быть дорийские колонны или римские мозаики, когда адское пекло вокруг вас плавит даже мрамор. Не до особенностей памфлийской архитектуры, знаете ли. А вот в декабре тут гулять самое то.

Коты в апельсинах, или Где найти самые вкусные профитроли в мире

Вокруг растут апельсиновые рощи, скачут наглые цесарки, бродят котики — куда без них. И ни одного туриста — гуляй не хочу. Ко всему прочему в голове не мигает красная лампочка «пока ты тут на каменюки пялишься, можно было бы и в море поплавать».

Коты в апельсинах, или Где найти самые вкусные профитроли в мире

Итак, древний Перге — одна из столиц Памфилии. Добраться до этих развалин из Антальи проще простого. Достаточно сесть на трамвай, который идет в EXPO, и выйти на остановке Aksu. Дальше просто следуете указателям. 15 минут неспешной ходьбы — и вы на месте (вход 25 лир). Руины эти сохранились прекрасно.

Коты в апельсинах, или Где найти самые вкусные профитроли в мире

До 1922 года о них практически никто не знал, а ведь когда-то это был огромный город. Легенда гласит, что основал его один из участников Троянской войны прорицатель Калхас в 12 в. до н. э. Этот самый Калхас, по словам Гомера, «ведал все, что минуло, что есть и что будет». Он от и до предсказал весь ход Троянской войны и вообще был главным прорицателем ахейского войска. Соответственно, можно даже не сомневаться, что город он основал самый что ни на есть успешный. И как показала история, это действительно так. Перге был не просто очередным торговым городом на побережье, это была столица римской провинции Памфилия.

В свое время здесь бывали и Александр Македонский, и многие римские императоры. Жил и творил здесь математик Аполлоний Пергский, который очень много сделал для развития геометрии. Позже именно его труды лягут в основу многих открытий Птолемея и Кепплера.

Дух захватывает от мысли, что здесь проповедовал апостол Павел. Пик развития города пришелся как раз на римский период. В это время Перге имел весьма развитую экономику, о чем свидетельствуют и размеры города, и его пышная архитектура. Но наибольший интерес представляет тот факт, что в Перге действовала одна из самых известных античных школ скульптуры. Ее произведения восхищали современников и до сих пор впечатляют тех, кто их видит. В чем вы можете убедиться в археологическом музее Антальи.

Увы, ничто не вечно под луной. К 13 веку н. э. Перге был окончательно оставлен людьми и забыт всеми на долгие века. Землетрясения и мародёры сделали своё разрушительное дело. Развалины и есть развалины, хотя больше они похожи на гигантский склад стройматериалов. Но безусловно даже эти развалины масштабны и величественны.

Коты в апельсинах, или Где найти самые вкусные профитроли в мире

Город однозначно стоит 5–6 часового посещения. Античная атмосфера ощущается здесь почему-то особенно ярко. Воображение без особого напряга рисует все бытовые нюансы жизни древних памфлян. Вот от всей души рекомендую.

Коты в апельсинах, или Где найти самые вкусные профитроли в мире

Еще я хотела посмотреть древний Термессос, город, который не смог покорить Александр Македонский. Но я чем-то разгневала греческих богов, и в день, когда туда была запланирована поездка, разверзлись хляби небесные, и началось наводнение.

Свидание с Термессосом пришлось отложить. С горя я объелась профитролей, нажаловалась котам на вселенскую несправедливость, и они меня заверили, что в следующий раз всё будет хорошо и я обязательно похожу по Истории.

Коты в апельсинах, или Где найти самые вкусные профитроли в мире

Вот с этим обещанием я и вернулась к родимой работе.