Турист Светлана (bella_chiara)
Светлана
был 13 апреля 1:22

Страсбург — Франция, Кель — Германия Декабрь 2019

Немного странно писать про отпуск во время фактического трэвэл-бана, но, может, именно сейчас мой рассказ будет полезен тем, кто лишился летних планов (как и я), но готов планировать осенне-зимние поездки)

Краткое описание поездки: прилет-отлет в/из Страсбурга, все время жили в Страсбурге, ездили гулять в Кёль, Кольмар, Рождественские деревушки: Эгисхайм, Риквир, Рибовилле. Из-за забастовки в Кайзерсберг и Оберне не успели (

Мы летели Турецкими Авиалиниями через Стамбул (с полуторосуточным стоповером) в Страсбург. Я рассматривала множество вариантов города прибытия, чтобы добраться подешевле, но все время получалось, что мы потратим сильно больше времени в дороге, не сильно при этом сэкономив (вылет из региона). Поэтому мы полетели сразу с Страсбург, и не пожалели, т. к. во Франции нас ждала забастовка наземного транспорта)

Новогодняя сказка Эльзаса. Часть 1. Страсбург

И отсюда мой первый совет — проверяйте информацию о забастовках. Та, которая досталась нам, была заявлена за два месяца, так что мы могли заранее быть к ней готовы. В каком-то смысле нам повезло, что забастовка началась на следующий день после нашего прибытия. То есть мы нормально добрались до нашего жилья и, уже подготовленные, заранее выясняли расписание электричек в аэропорт. А если бы наш отъезд приходился на начало забастовки — вот это была бы проблема — представляете, каково это — выйти из расчета, что за 40 минут доберетесь в аэропорт и в незнакомой стране вдруг понять, что транспорт не ходит? SNCF Assistant — приложение, в котором можно следить за расписанием электричек (но не трамваев)

А второй совет — выбирая жилье, делайте это так, чтобы в случае забастовки вы могли добраться в основные гулятельные пункты пешком. Даже если это будет пара часов. Или не разорились на такси. Или могли взять на прокат велосипед. Серьезно, если бы мы остановились жить в Кёле, то вместо Эльзаса пару дней мы бы исследовали Германию. Плохого в этом, конечно, ничего нет, но всегда больно, когда ты уже размечтался об одном, а приходится жестко переигрывать.

И еще одна моя боль — автоматы продажи билетов. Смешно, но мы реально долго не могли понять, как там выбирать опцию. И ни один сотрудник нам не помог — видимо они не понимали, чего сложного то. В итоге посоветовали купить билет в поезде у контролера. Это было бы не удобно, т. к. поезд большой, а ехать 10 минут всего. Но к счастью, нашлись знающие люди, которые покупали билет. Мы подсмотрели и оказалось, что для выбора опции всего-то надо было не тыкать пальцем в экран, ибо он не тач (реально неожиданно!), а крутить такую выпуклую круглую штуковину. Мы даже не понимали, что она подвижна, пока не подсмотрели.

Билет из аэропорта в Страсбург стоит 4.6 EUR с носа, называется train+tram, действует полтора часа. На нем доехали сначала до вокзала, потом на трамвае прямо к дому. В остальное время мы покупали билет 24H TRIO за 6.80EUR . Билет для группы 2–3 человека на 24 часа. По нему мы совершали минимум три поездки, так что это было очень выгодно. Для поездок в Кольмар в выходной день я планировала покупать ALSA+ Alsace daily group ticket за 39.10 — билет выходного дня для группы от 2 до 5 человек. Действует по всему Эльзасу, в том числе на Рождественские шаттлы. Причем, я планировала так, чтобы у нас только один выходной выпадал на рождественские деревни, а второй день мы могли бы воспользоваться ALSA+ Bas-Rhin daily group ticket за 24.2 (это территория Северный Рэйн (верхняя часть Эльзаса)), для поездки в Селеста и/или Оберне. Но из-за забастовок оба выгодных билета выходного дня пролетели мимо нас (

Новогодняя сказка Эльзаса. Часть 1. Страсбург

Жилье в Страсбурге дорогое. Его не очень много — город относительно небольшой. Выбор был еще ограничен тем, что нам было нужно жилье на троих — вариантов меньше. Мы искали поближе к центру, но чем ближе тем, конечно, дороже. Нас спас Airbnb. Мы жили недалеко от остановки трамвая ветки D, за 3–4 станции до Кёля. Самое дорогостоящее размещение на «островке» — самой красивой, самой нарядной, самой атмосферной и людной части Страсбурга в этот предрождественский период. Именно здесь на каждой площади по ярмарке, именно здесь все тусят с утра до ночи. А когда зажигаются ночные огоньки, то именно здесь яблоку негде упасть) Кстати въезды на остров охраняются, сумки досматриваются и при входе, и при выходе! Трамваи остановок на острове не делают. Это надо учитывать при планировании маршрутов. А на ярмарках и полиция, и военные, и кого там только нет. Правда, досмотр какой-то пустяковый. В сумку едва заглядывают, куртку просят распахнуть и все. Как будто просто на реакцию смотрят. А вот приезжать туристу жить на островок — идея с точки зрения прохождения контроля неудачная — чемоданы требуют раскрыть и содержимое тщательно изучают. С другой стороны, неудобство разовое, а впечатления вечные)

А еще про елочные игрушки. Мы же едем на Рождество/Новый год, в конце то концов) Выбор гораздо больше в Кёле. И за гораздо меньшие деньги.

Новогодняя сказка Эльзаса. Часть 1. Страсбург

Гулятельную часть нашего дня мы, обычно, начинали около 10. Гуляли до темна, ужинали в «счастливые» часы, еще немного гуляли и отправлялись домой. За 4 дня мы обошли все, что хотели, и даже больше! А некоторые места по два, три раза) Не смотря на то, что сильного ветра не было, а мы были тепло одеты, все равно местами было очень проморгзло. Особенно в районах на воде, имейте ввиду. К счастью, на каждом углу продают вкусный глинтвейн, согревающий до костей)

Наша первая прогулка по Страсбургу началась с марш-броска на ближайшую работающую трамвайную станцию.

Наша линия D была полностью нерабочей (забастовка ж). Работали только линии A и B, причем с бОльшим перерывом, чем обычно. Где-то за пол часа мы дошли до остановки, сели на довольно удачно подошедший трамвай и отправились на Площадь железного человека (Homme de Fer). Так получилось, что мы практически все время приезжали на эту станцию, уезжали с нее же или с пересадкой на ней. На площади стоит какая-то странная круглая штука, украшенная звездочками. Мне эти звездочки навеки запали в душу — как же красиво они смотрятся, особенно вечером. А если еще и туман, рассеивающий свет и добавляющий загадочности — то вообще непередаваемо прекрасно.

От площади мы пошли в сторону дамбы Вобана и Крытых мостов — древних оборонительных сооружений, которые сейчас ни от кого не обороняют, но добавляют красоты и без того прекрасному городу. С дамбы Вобана на них открывается лучший вид.

Маршрут мы выбрали, возможно, и лучший по расстоянию, но худший по «залипанию»)

Потому что мы вышли в район Малой Франции, в самые очаровательные фахверковые улочки, которые к тому же тщательно украшены к Рождеству. И нас поглотила площадь Бенжамина Зика — местного художника — на которой мы встретили первую за сегодня ярмарку.

Ну, а там началось — везде посмотреть, что-то пофотать, потом — «Ах, смотрите какой вид». Потом «А давайте попьем чаю». Потом глинтвейна… Ну, в общем, праздник к нам приходит. Глинтвейн очень вкусный! 3(мы встречали и за 2.5) EUR за стакан. Плюс 1EUR залога. Вернешь стакан — вернут евро. Стаканы красивые и праздничные, хочется оставить себе. Мы с сестрой таки по одному оставили, на память, хоть муж нас и засмеял)

Площадь Бенжамина Зика мне очень понравилась. Она крохотная, но виды с нее открываются великолепные. И ярмарка мне показалась самой атмосферной, хотя я не исключаю, что это просто потому, что она была первой)

Но вот мы все же вырвались из местного очарования и пошли на дамбу. Мимо Башни Палача — одной, отдельно стоящей, башни из всего ансамбля крытых мостов и башен, — прочь с территории островка на большую землю — и к дамбе.

Дамба оставила у меня самые положительные эмоции. Во-первых — выглянуло солнышко. А то мы уже начинали подмерзать — температура в районе нуля, но очень влажно. Во-вторых, виды на мосты просто потрясающие. В-третьих — дамба широкая и там почти никого, кроме нас, не было — какое-то невероятное, немного хозяйское, ощущение)

Новогодняя сказка Эльзаса. Часть 1. Страсбург

В-четвертых, на первом этаже что-то типа музея — за решетками выставлены копии (или неценные оригиналы) статуй — украшения соборов, каких-нибудь мостов, рабочие механизмы дамбы. Необычно и интересно.

С дамбы видно не только крытые мосты, но и огромный Кафедральный собор Страсбурга, Нотр Дам де Страсбург. Налюбовавшись видами, мы решили потихоньку идти к Собору. Но сначала надо было прогуляться по самим крытым мостам. Снова досмотр, ибо мы возвращаемся на «островную» часть. По мостам гулять очень приятно — красиво, спокойно, много места. Можно спуститься с моста на небольшие островки, с которых открываются живописнейшие виды на фахверковые домики и каналы, а людей, при этом, совсем немного, ибо все в Малой Франции или около Собора.

Так мы, гуляя по островкам, вернулись практически к той самой площади Зика, на которой так долго зависали с утра. Но теперь у нас была другая цель — Церковь св. Петра Старого. Церковь одна, но делится на две части — католическую и протестантскую. В протестантскую, как говорят, более старую и интересную часть, мы не попали — у них там была какая-то видеосъемка. А в новую католическую часть зашли. Ну такое. Штукатурка, какие-то новодельные витражи. Не впечатлила.

От церкви Старого Петра мы по Grand Rue пошли к Собору. Конечно же, задерживаясь у красиво украшенных витрин.

Около Собора тоже ярмарка. И ооочень много людей! Мы не стали терять время в толпе и сразу пошли в Собор — уже смеркалось, а хотелось успеть полюбоваться видами.

Собор мне понравился, очень. Розовый камень, огромное, красиво украшенное резьбой и скульптурами, здание. Внутри в общем-то ничего особенного, но это и не плохо. Просто такой хороший готический собор с красивыми (правда, очень) витражами. Еще там есть астрономические часы, но полное представление они дают раз в сутки, а мы попали на какой-то маленький бзыньк колокольчиком. Все равно прикольно, часы выглядят интересно.

После осмотра внутреннего убранства Собора мы поднялись на Башню. Подниматься было, почему-то, очень непросто. Высоко. Но зато без встречного спускающегося потока, как я люблю) Там подъем и спуск разделены!

Вид меня не покорил. 8 евро, по-моему, не стоит. Довольно плохо видно улицы, которые близко к Собору. Панорама получается какой-то урезанной. То ли эта высокая башня не такая высокая, то ли не знаю что.

А вот спускаться было очень интересно. Там по спуску было много окошечек и можно было рассматривать собор с неожиданных ракурсов.

После Собора пошли по красиво подсвеченной — проекции узоров на стенах — улице Rue des Freres к заведению, которое присмотрели для поесть.

Новогодняя сказка Эльзаса. Часть 1. Страсбург

Насытившись, мы пошли гулять-гулять по ночному туманному городу с огоньками. Нам очень понравилась площадь Снт. Этьен — спокойная и красивая. И площадь маршала Гайо. Там стояла огромная елка, собранная из многих маленьких елок. Потрясающий аромат! А еще эта мегаелка была смешно украшена какими-то нелепыми поделками из подручных материалов. Ну, например, пластиковая бутылка, покрашенная в красный и с блестками.

Причем издалека и даже вблизи, вечером и с гирляндовой подсветкой, это все выглядело не трэшом, а вполне интересно. Но все равно, когда рассматриваешь каждый «шедевр» отдельно, невозможно удержаться от смеха. Особенно нас порадовал один поднос с проделанными в нем дырками, чтобы получилось лицо. Самая веселая, милая и трогательная елочка)

Дальше по плану было прогуляться по красивым улочкам. Мы начали с улицы Rue des Juifs. Недолго по ней прогулялись и свернули на Rue du Dome. Она у меня была в «маст си». А оказалась совсем обычной. Ну гирлянды свисали красиво. Но это и все. Ни домиков интересных, ни витрин. Но зато по ней мы вышли на площадь генерала Леклерка, а там была огромная ярмарка со всем на свете и с не таким уж большим количеством людей. И там мы как следует погуляли, чем и завершили нашу прогулку.

Новогодняя сказка Эльзаса. Часть 1. Страсбург

Следующий день нас порадовал восстановленным трамвайным сообщением! Ура!

И мы решили начать свой день с очаровавшей нас вчера Малой Франции.

У нас там осталась парочка неосмотренных видов. Например, вид с моста святого Мартина — просто потрясающий — и фахверковые домики, и шлюзы, и журчащая водичка — все как на ладони.

Какое-то время мы просто стояли и смотрели на эту красоту. Потом еще немного побродили на другом берегу канала. Обязательно надо сворачивать в манящие арочки, дворики и закутки — дворики могут удивить неожиданной красотой.

В Страсбурге у нас не было музейных планов, поэтому большую часть времени мы просто гуляли. С погодой повезло. Солнышко, относительно тепло. Мы гуляли по набережной. Сначала по набережной Chemin de Halage, потом по набережной св Томаса. С них открываются очень красивые виды на домики через канал. В одном месте увидели иву, которая перекинулась через пешеходную дорожку. Ее ветви доставали до воды. И что интересно — там была специально сваренная здоровая подпорка, чтобы дереву комфортно было расти и оно ни на кого не шлепнулось. Какова забота!

Новогодняя сказка Эльзаса. Часть 1. Страсбург

Набережная Святого Томаса намного более живописная, чем Chemin de Halage. На самом деле это все одна набережная вдоль канала. Просто между мостами у нее разные названия.

Мы поднялись с набережной и попали на площадь Молочных поросят.

Тут уже начались очень красивые, обильно украшенные, дома.

Новогодняя сказка Эльзаса. Часть 1. Страсбург

Надо отметить, к рождеству украшен не весь город. Самые нарядные места в центральной части города, на острове между каналами и вдоль каналов. При этом обильнее всего украшен так называемый Золотой квадрат — улицы в районе Собора. К ним мы еще вернемся. А сейчас, на площади Молочных поросят, мы застали краешек того самого квадрата и онемели от восхищения. Я не люблю, когда украшений слишком много. Обычно. Это не касается Нового года. Моя елка всегда украшена всеми лучшими и любимыми игрушками, по всем углам дома сидят гномы и развешены шарики. И я всегда найду, куда воткнуть еще одну снежинку. Так что если дома не видно за мишками, звездочками, снежинками и все это светится — детская часть меня приходит в щенячий восторг. А тут ведь еще и фахверк, повсюду фахверк! Как будто попадаешь в сказку. Мы просто стояли и любовались, и даже толпа людей нам не мешала)

Налюбовавшись, сместились к зданию старой таможни. Там сейчас ресторан, но со стороны здание выглядит неплохо. А на площади перед таможней работал блошиный рынок, на котором мы зависли дольше, чем на ярмарках)

Одним из интересных мест, привлекших наше внимание на стадии подготовки к поездке, был Исторический погреб. Поэтому мы покинули площадь Поросят и таможню, перешли по мосту канал и отправились к зданию больницы, в котором погреб и находится. Исторический Погреб — это такой подвал-магазин на первом этаже, где есть отдельный колоритный тоннель, а есть погреб с огрооомными винными бочками. Еще там проводят дегустации, но я не разобралась, как записаться и сколько это стоит. В общем, выглядит все это очень атмосферно.

Новогодняя сказка Эльзаса. Часть 1. Страсбург

После погреба нам понадобилось отдышаться. Внизу было очень влажно и душновато, а мы в зимних одеждах — перегрелись. Посидели на улочке немного, благо погода позволяла. И пошли снова гулять по набережной вдоль канала. Но на этот раз мы выбрали другой берег и другую набережную — Quai des Bateliers. Эта улица меня покорила. Все деревья на ней украшены светящимися в темноте звездами (как раз вечерело и они начали зажигаться), решетка ограждения украшена композициями из елок, шишек, шаров и гирлянд. С этой улицы, с моей точки зрения, открываются самые красивые виды! Причем как виды на другой берег, так и на домики на самой набережной. Quai des Bateliers прекрасна как днем, так и ночью! Вот оно, мое ощущение Страсбурга!

Поужинав, мы поехали на вокзал уточнить расписание поездов в Кольмар — и каково было наше разочарование, когда оказалось, что будет один поезд в субботу утром, и один поезд в воскресенье вечером. И все. И ничего в Оберне или Селеста. Вот так нам и пришлось срочно переигрывать все планы и переносить удобное посещение Рождественских деревень на шаттлах в выходные на менее удобное посещение рейсовыми автобусами в будний день.

Постепенно мы пришли к мысли, что если выезды из Страсбурга и дальше будут для нас закрыты, то придется нам исследовать Германию. А так как мы в любом случае собирались ехать в Кель, то следующее утро мы начали с него.

Кель — немецкий город, который отделен от Страсбурга всего лишь Рейном. Туда ходит трамвай зеленой ветки D. Билет действует до конечной остановки в Келе. Но мы решили погулять, поэтому доехали до пограничной остановки, Port du Reihn, а оттуда пошли пешком. Рейн пересекали по интересному пешеходному мосту. Но вот обидно — с этого моста обещали ВИДЫ. Но виды оказались, прямо скажем, очень такие себе.

Новогодняя сказка Эльзаса. Часть 1. Страсбург

Сказать, что скромные — ничего не сказать. Крайне тоскливые. Так что чисто ради видов идти точно не стоит. Но сам пешеходный мост очень милый. Особенно мне понравилось, что на него два варианта подъема — если ты подошел к нему с дорожки у реки, и если по другой дороге, более отдаленной от берега. То есть ненужно обходить. Это удобно.

Когда ступаешь на землю Келя, он уже кажется не таким тоскливым, как с той стороны реки. Маленькие аккуратненькие домики. Все чистое и ухоженное. Людей нет вообще. Дома к Рождеству еще не украшены — они же не претендуют на звание столицы Рождества. Мы прошлись сначала немножечко вглубь, от Рейна к какому-то местному каналу, а потом вдоль него. Вышли в розовый сад — как наверное здорово жить там, с окнами на розы и канал! В саду возвышается памятник морякам, или какому-то событию, типа штурма реки, времен Первой Мировой. Ну потому что мужик на лодке и гребет. Памятник выглядит очень мощно.

Потом мы вышли центральной площади. Ну вспомните любой мелкий европейский городишко — получите кельскую площадь. Костел посередине, памятник чуть на отдалении, вокруг магазины и кафе. У костела при этом работает ярмарка, но она совсем не такая нарядная, как в Страсбурге.

Новогодняя сказка Эльзаса. Часть 1. Страсбург

В Келе очень много магазинов — улицы вокруг собора пешеходные и это все ряды магазов. Нас поглотило. У меня реально в воспоминаниях осталось только магазинное времяпрепровождение.

Потом мы зашли в бар, где я, наконец, поела хороший шницель, а то тарт фламбе, который мы в основном едим, немножко надоел. Это вариант набить желудок, но восторга лично я не испытываю. А тут мяяясо!)

Еще немного прошлись, и поехали в Страсбург. Удобно жить по дороге и рядом со станцией — вышли, оставили в доме покупки, поехали в центр, на так понравившуюся мне набережную Баттерельеров. Помимо прогулки по уже описанным местам, которые пока еще не надоели (красиво же!), мы прогулялись к университету, где учился Гетте.

Новогодняя сказка Эльзаса. Часть 1. Страсбург

По дороге заглянули к так называемому Цюррихскому фонтану. Мне очень понравилась площадь около него — очень камерная, уютная.

Пошли мимо шикарно подсвеченной церкви Св. Павла — довольно новой, но построенной под готтику. Церкви в Страсбурге очень круто подсвечены — фасад голубой, на нем золотые звездочки и всякие спиральки типа серпантина. Красота!

И побрели в сторону Рейнского дворца

Новогодняя сказка Эльзаса. Часть 1. Страсбург

Дождик усиливался, уже было темно, поэтому издали посмотрели на дворец — ну ничего такой, посмотрели на памятник павшим — не совсем рассмотрели, т. к. подсветка передней части памятника почему-то не работала. И пошли снова на остров, снова бродить по нарядным улицам.

Наконец то мы добрели до улиц так называемого золотого квадрата — это что-то невероятное, шикарное. Особенно понравилась Оффеврес. Народу, конечно, навалом. Суббота. Но все такие радостные)

Мы еще походили по ярмарке, я выпила горячего шоколада — вкусно, — походили по сувенирам, и отправились домой.

Как известно, Страсбург — не только столица Рождества, но и центр европолитики. Поэтому, имея в запасе кучу времени, мы не могли не поехать в Евроквартал. Решили начать свою прогулку оттуда, т. к. во второй половине дня обещали дождь, а дождь лучше переждать в музее)

Евроквартал потому евроквартал, что там находятся — Европарламент, Дворец Европы, Страсбургский суд по правам человека. Конечно, в воскресенье никто не работал. Я думаю в будний день здесь довольно оживленно. Но в день нашей прогулки там была такая блаженная тишина и такое умиротворение, что я бы ни за что не променяла это на суету буднего дня.

Новогодняя сказка Эльзаса. Часть 1. Страсбург

Когда трамвай подвозил нас к станции, я сначала засомневалась, что прогулка будет приятной — вокруг сплошные стройки. Строятся какие-то здоровые здания из бетона, вырыты котлованы, стоят краны. Гулять по стройке — ну, такое… Но нет, квартальчик в пределах еврозданий оказался просто невероятно крутым. Во-первых, здания расположены вдоль канала. Берега канала заросли плющом, травкой, деревцами. Это все выглядит так, как будто мы приехали за город и гуляем по удивительно опрятной, но дикой, местности. От здания Европарламента — кстати, внушительный такой цилиндрик, забавно его видеть в реале после всех выпусков новостей — к канальчику тянется райончик одно-двух этажных одинаковых оранжевожелтых домов. Возле каждого полисадничек, какие-нибудь елки, и тишинааааааа…

Вот хотите верьте, хотите нет — после суеты рождественской части города гулять по такому тихому кварталу — чистый кайф. Мы прошлись вдоль канала до мостика и перешли на другую сторону канала, оказавшись на стороне Дворца Европы. Прошлись вдоль него. Обошли. Через речку посмотрели на Страсбургский суд. Интересное здание.

Новогодняя сказка Эльзаса. Часть 1. Страсбург

Еще пара зданий в форме кораблей виднелись за домами. Потом перешли речку и вышли на мостик, откуда на суд открывался еще лучший вид. Снова посмотрели. Так прошло около полутора часов. А еше по дорожкам постоянно бегали люди, а на реке плавали байдарочники.

Нагулявшись, мы побрели в сторону центра по Avenue de l`Europe, плавно перешедшую в Allee de la Robertsau. Тоже очень спокойный, зеленый район. Видимо из-за воскресенья машин на дорогах почти не было. По дороге нам попалась пара красивых домиков в стиле модерн, но и другие дома в этом районе были очень симпотичными. Может не каждый в отдельности, но видно, что квартал в целом обеспеченный. Мы шли и шли, делая предположения о том, что квартиры в этих домах, должно быть, стоят очень дорого. А потом увидели флаги, а потом почитали таблички — тут сплошь живут представители той или иной страны в Совете Европы. Мы даже увидели митинг возле представительства Алжира.

В какой-то момент мы решили свернуть и вернуться к реке. Так мы подошли к «праздничному» островку. Мы еще немного прогулялись по праздничному Страсбургу, в стопервый раз, и вышли из этой вакханалии в музей Эльзаса.

В музее есть шкафчики, куда можно положить вещи, и даже верхнюю одежду. Абсолютно бесплатно. Это очень удобно.

Музей Эльзаса мне очень понравился. Он расположен в настоящем эльзаском фахверковом 4хэтажном доме. Ходить по этим маленьким комнаткам с деревянными полами и потолками очень приятно и интересно. В некоторых комнатах у окон есть скамейки со столиком — можно присесть, полюбоваться открывающимися видами. Экспозиция неплохая, не перегруженная. Макеты домов, примеры интерьеров, костюмы. Игрушки. В подвале инструменты для вино- и сыро- делия. Мы провели в музее полтора часа, даже чуть больше, но не чуточки не устали, получили массу удовольствия. Но как держется эта огромная эльзаская шапка-бант (традиционный женский головной убор) все равно осталось загадкой) В комнатах на английском и немецком дублируется основная информация, но экспонаты, к сожалению, подписаны без английского. Еще, судя по всему, есть аудиогид, но нам не предложили, а мы не спросили. Так же есть какие-то книги с описанием, которые можно брать и по ним читать.

Вышли из музея мы уже в 16 часов. Дальнейшая наша прогулка ничем новым не ознаменовалась, кроме площаи Клебера, где стоит главная елка Страсбурга. Она просто огромная, и ни разу не из маленьких елочек, а реально настоящая громадная елка!!! Украшена фонариками, которые в разное время горят разными цветами. Под елкой — светящиеся композиции, рядом — каток. И, конечно, неизменная ярмарка)

К счастью, на следующий день поезда возобновили свою работу, хоть и через ж*, но все же мы сумели вырваться из Страсбурга и посмотреть запланированные деревни. О них я расскажу в следующием после)