Турист Ярослав Глухов (YaroslavGlukhov)
Ярослав Глухов — был 24 апреля 0:18
Молодой учёный-африканист

Калининград — Россия Август 2019

Немецкое наследие Кёнигсберга, как россыпь янтаря на Балтийском побережье, украшает все районы Калининграда…

Вертел я глобус, и вдруг мой взгляд остановился на побережье Балтийского моря. «А может, в Калининград слетаем летом, посмотрим, как там, на самом западе России?» Так и началось это приключение в начале августа…

Поездка в Калининград стала для меня первой самостоятельной поездкой. Я, мой младший брат и мой одногруппник отправились к балтийским берегам… Решено было остановиться в Казани, а оттуда уже лететь в Калининград — прямых рейсов из Перми не было.

Янтарная россыпь Калининграда

Сразу дам совет: по всем известным причинам Калининград сейчас — это совсем не то, что было ещё 100 лет назад… Поэтому у города есть особенность, не характерная больше никакому другому населённому пункту России — россыпь исторических построек по всему городу, вперемешку с типовыми советскими кварталами. Можно легко пропустить какую-нибудь кирху, потому что она хорошо «спрятана» в глубине квартала. Специально перед поездкой в Калининград я постарался найти максимальное количество этих самых «кёнигсбергских осколков» и отметить их на карте, чтобы уже на месте то и дело сворачивать к ним. Что ж, это оказалось полезным, но и то в реальности исторических зданий оказалось больше, чем я думал.

Янтарная россыпь Калининграда

День 1. Знакомство с Калининградом: заселение — Ленинский проспект — остров Канта — Рыбная деревня — площадь Победы

На сам Калининград у нас было выделено 5 дней:

Первые 2 дня — прогулки по центру города, знакомство с основными достопримечательностями;

3 день — Куршская коса и Зеленоградск;

4 день — Балтийск и Балтийская коса;

5 день — снова Калининград, но более отдалённые районы города;

6 день — утренний вылет в Казань.

Приземлившись в 10 утра в аэропорту Храброво им. Императрицы Елизаветы Петровны, мы на такси отправились в центр Калининграда. Мы забронировали хостел «Самый центр» на ул. Генерала Галицкого. Это место очень выгодное — рядом несколько торговых центров, площадь Победы, Северный вокзал, 1 км до реки Преголи.

До 14:00 надо было ждать заселения, поэтому мы решили сходить подкрепиться в ближайший ТРЦ, а затем пошли осматривать ближайшие кварталы. В сквере перед ТРЦ «Европа» находится монумент Мать-Россия. Его воздвигли в честь присоединения части Восточной Пруссии к РСФСР в далёком 1945.

Мать-Россия смотрит на главную улицу города — Ленинский проспект. Хочется сказать, что к ЧМ-2018 там сделали реновацию. Теперь серым хрущёвкам придали «псевдоганзейские» формы, отдалённо напоминающие историческую архитектуру. Проспект выглядит ярко и ухоженно.

Мне было очень интересно посмотреть эти дома с изнанки, поэтому мы заглянули в один из дворов.

Янтарная россыпь Калининграда

В витринах то и дело попадаются изделия из янтаря — как-никак мы приехали в Янтарный край! Цены, конечно, хорошие — янтарь всё-таки полудрагоценный камень.

Каково же было моё удивление, когда мы свернули на соседнюю улицу, чтобы закольцевать нашу маленькую прогулку и вернуться в хостел. Там было несколько хорошо сохранившихся немецких построек, спрятавшихся посреди серых хрущёвок.

Мы быстро заселились и отправились к главным достопримечательностям всей Восточной Пруссии — к месту зарождения Кёнигсберга…

Янтарная россыпь Калининграда

По пути у офиса «Ростелекома» мы встретили памятник программисту или кому-то другому из этой сферы — подписи нигде не было.

Когда-то давно, в период расцвета феодальной раздробленности, в Европе появился новый город. В нескольких километрах от устья реки, что впадает в один из укромных заливов моря в 1255 году на руинах старых поселений появился мощный замок. Его заложил король Пржемысл Отакар II — тогдашний король Чехии. Тевтонский орден начал осваивать эти территории, некогда принадлежавшие пруссам. Замок несколько сотен лет высился над рекой Преголей, что и поныне впадает в Калининградский залив Балтийского моря.

Но времена меняются. И сейчас на месте величественной средневековой твердыни стоит так и не достроенный Дом Советов. О нём отзываются по-разному: кто-то восхищается задумкой, кто-то ругает за уродство. Как по мне, аналоги этому строению вряд ли можно найти, но замок смотрелся бы круче.

Янтарная россыпь Калининграда

Кёнигсбергский замок располагался в историческим районе Альтштадт. Оттуда по Кузнечному мосту через реку Преголю можно попасть в другой не менее исторический район — Кнайпхоф.

Интересно, что под эстакадой находится спортивная площадка. Видимо, это наследие ЧМ-2018.

Янтарная россыпь Калининграда

Итак, тем временем мы спустились с эстакады на остров, что расположен посреди реки. Это и есть Кнайпхоф, сейчас именуемый островом Иммануила Канта. Находясь здесь, сложно представить, что на месте парка вокруг собора ещё 80 лет назад бурлила жизнь — вплотную стояли жилые кварталы, располагалось несколько церквей и даже ходил трамвай! Это был настоящий европейский город — здесь жило 20 000 человек. Аккуратные 304 дома на 28 улицах возвышались над водами Преголи, а над ними доминировал красивейший собор. Но английские бомбёжки практически не оставили и следа — более или менее уцелел лишь Кафедральный собор.

Это величественное строение — недействующий лютеранский собор XIV века в стиле кирпичной готики. Здесь же находится могила И. Канта. Подобные архитектурные жемчужины можно встретить и в других ганзейских города севера Германии и Польши.

Янтарная россыпь Калининграда

После вхождения Калининградской области в РСФСР Кафедральный собор находился в полуразрушенном состоянии. Советская власть так и не решилась его снести, но и восстанавливать не торопилась. Только в 1994 году начались капитальные работы по приданию исторического облика собору. И вот сейчас мы можем гордиться кропотливой работой реставраторов, что вернули в Калининград самый крупный «кёнигсбергский осколок».

Внутри собора достаточно скромно, но внутрь можно попасть только на органный концерт. К сожалению, туда мы не попали.

Восле собора находится небольшой макет исторического центра Кёнигсберга.

Здесь же — памятник Петру I, ведь во время Великого посольства он останавливался в Кёнигсберге.

Янтарная россыпь Калининграда

Сейчас остров Канта — туристическая мекка. Каждый гость города обязательно посетит это место. Возле собора находится несколько торговых рядов, предлагающих достаточно оригинальные сувениры. Удивило, что у Калининграда получается создавать свой особый образ среди российских городов!

Янтарная россыпь Калининграда

Далее мы перешли по Медовому мосту из Кнайпхофа в Ломзе — также один из исторических районов города. Сейчас это Октябрьский остров, где расположено несколько точек притяжения туристов. Сразу за мостом нас встречает Новая Либеральная синагога — памятник архитектуры конца XIX века. То здание, что мы видим сейчас — не оригинал, а лишь восстановленная в 2011–2018 годах копия. Очень радует, что шаг за шагом Калининград старается вернуть себе утраченные «бриллианты».

Здесь же рядом находится Рыбная деревня, но о ней я расскажу чуть позже, потому что сначала мы отправились к другой достопримечательности. Обойдя синагогу, мы по недавно отреставрированному Солнечному бульвару отправились искать Крестовоздвиженский собор, что спрятан где-то во дворах Октябрьского острова.

Янтарная россыпь Калининграда

Кройцкирха — лютеранско-евангелический храм 1930-х годов. Архитектурный стиль кирхи — поздний модерн с элементами готики и неоклассицизма. Он чудом более или менее уцелел, но в СССР ему однозначного применения так и не находили. И в итоге сейчас это — православный храм.

Внутри собора располагается уникальный янтарный иконостас, освящённый в 2000 году.

Янтарная россыпь Калининграда

Осмотрев Кройцкирху, вернёмся обратно, к Рыбной деревне — современной точкой притяжения и калининградцев, и гостей города. Этот историко-этнографический и культурно-ремесленный комплекс в самом центре Калининграда был построен в непосредственной близости от Кафедрального собора в «псевдоганзейском» стиле, который отчётливо показывает, что это новодел, который совершенно никак не намекает на подлинность. Смотрится всё достаточно гармонично. В деревне — рестораны, гостиницы и многое другое.

А ещё здесь находится смотровая площадка на верхушке маяка. Вход стоит 100 рублей, но эти деньги того стоят — отсюда открывается лучший вид на остров Канта с возвышающемся Кафедральным собором.

Янтарная россыпь Калининграда

Со смотровой площадки отчётливо видно, какой Калининград разнородный город: собор на острове, вдалеке виднеется недостроенный Дом Советов, напротив — недавно построенная Рыбная деревня, а вдалеке — серые 9-этажки, на другом берегу — элитный высотный жилой дом…

Вообще Рыбная деревня производит хорошее впечатление — набережная Преголи хороша!

Янтарная россыпь Калининграда

Всё запланированное на первый день в Калининграде мы посмотрели. От Рыбной деревни до хостела добрались на трамвае, поели и отправились отдыхать, потому что следующий день обещал быть таким же богатым на впечатления.