Турист Виктор (grau59)
Виктор
был вчера 22:40

Память о Великой Отечественной войне в столице Крыма. Часть 2. Мемориальные доски

Симферополь — Россия Ноябрь 2014

Начало: Память о Великой Отечественной войне в столице Крыма. Часть 1. Памятники и мемориалы

Первые мемориальные доски я встретил на Симферопольском железнодорожном вокзале, о котором замечательно рассказала Елена (sonnenschein) в материале Ворота на полуостров Крым.

Перед войной, в 1938–1939 году, в паровозном депо работал слесарем-котельщиком будущий дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан (1920 -1971), о чём поведала мемориальная доска на стене вокзала.

Одновременно с работой в депо Амет-Хан занимался в аэроклубе, обучение в котором было успешно закончено в 1938 году, а в феврале 1939 года он был призван в армию.

Есть мемориальная доска на площади, названной в его честь 5 мая 2000 года, но эту фотографию не нашёл в своих архивах.

Вторая мемориальная доска на стене вокзала рассказывает о погибших в марте 1944 года членах подпольно-диверсионной группы железнодорожников.

Возглавлял их Виктор Кириллович Ефремов (1916–1944), бывший до войны заместителем начальника железнодорожной станции Симферополь.

Когда германские войска вступили в Севастополь, то Ефремов начал работать на немцев. Сначала сцепщиком вагонов, затем его резко повысили до «русского начальника станции». Им была создана на станции подпольная группа, в которую входили: сцепщик вагонов И. Г. Левицкий, стрелочник В. Э. Лавриненко, переводчица, бывшая учительница железнодорожной школы, Н. С. Усова, кладовщик А. А. Брайер, секретарь Л. М. Терентьева (Ефремова), разнорабочий Н. Я. Соколов.

Ими было совершено на станции 17 диверсий, в результате которых были уничтожены десятки вагонов с различными грузами и военным имуществом. 8 марта 1944 года подпольная группа перестала существовать. Были арестованы Ефремов, Левицкий и Лавриненко. Брайер во время ареста, не желая сдаваться фашистам, бросился под поезд.

На мемориальной доске нет имен Л. М. Терентьевой и Н. С. Усовой, видимо они выжили.

Несколько мемориальных досок расположены в центре города.

Одна из них расположена на здании Крымского академического театра имени Максима Горького.

В театре существовала группа подпольщиков «Сокол», они во время войны вели разведывательную деятельность, спрятали за фальшивой стеной 5 000 театральных костюмов, которые германцы хотели вывезти в рейх, спасали людей от угона на чужбину и предотвратили уничтожение здания.

Группу возглавляли главный художник театра Николай Андреевич Барышев и актриса Александра Федоровна Перегонец. В состав группы входили и были казнены актеры Дмитрий Константинович Добромыслов и Зоя Павловна Яковлева, костюмер Илья Никитович Озеров, машинист сцены Павел Ипполитович Чечёткин, уборщица Прасковья Тарасовна Ефимова, ученик художника Олег Алексеевич Савватеев, которому было всего 16 лет.

На доске изображены портреты восьми артистов и работников театра, которых казнили 10 апреля 1944 года, за 3 дня до освобождения Симферополя.

Вечная им память!

В память о погибших подпольщиках в театре был поставлен спектакль"Они были актёрами» и снят одноименный фильм, может кто-нибудь из читающих смотрел его

Нет их имён на мемориальной доске, но люди помнят артистов Якова Смоленского, расстрелянного в декабре 1941 года, и мужа Александры Перегонец — Анатолия Добкевича, погибшего в застенках гестапо в феврале 1942 года.

Спаслись, помогавшие подпольщикам, костюмер Елизавета Я. Кучеренко, один из ветеранов театра бутафор Андрей Сергеевич Карлов и Тамара — дочь Прасковьи Ефимовой. Именно они спасли здание театра, когда отступавшие гитлеровцы пытались его сжечь. Большой поклон им за сохранённую красоту!

Мертах в двухстах от тетара находится здание, в котором располагается музей «Таврида». Во время оккупации это было одним из самых страшных мест в Симферополе — сборным пунктом для евреев и крымчаков перед физическим уничтожением этих людей. Всего таких пунктов в Симферополе было 4.

Когда гитлеровцы пришли в Крым, то во всех городах началась регистрация евреев и крымчаков. Распускались слухи, что евреев вывезут в Германию для занятий сельским хозяйством. Начиная с 10 декабря 1941 года по улицам Симферополя на сборные пункты потянулся людской поток. Люди думали, что их будут увозить в Германию и шли с чемодами и немудрённым скарбом, который может пригодиться в дороге. Даже дети были обремены поклажей. Больных и пожилых людей вели под руки те, что помоложе и покрепче. На сборных пунктах детей сразу отделяли от взрослых, несмотря на крики и слёзы матерей. На детей зондеркоманда не стала тратить патроны — им смазывали губы цианистым калием и дети умирали. Взрослых партиями вывозили евреев из сборных пунктов и расстреливали — в основном, на 10-м километре шоссе Симферополь-Феодосия у противотанкового рва. Людей заставляли снимать пальто, пиджаки, обувь и ставили в ряд вдоль рва.

Один из евреев, Илья Сирота, которому чудом удалось спастись, зарывшись в груду одежды убитых в кузове грузовика, вспоминал потом: «Над рвом стояли женщины…Напротив — станковые пулеметы и ходили немцы с бляхами, страшно пьяные. У старшей сестры поднялись волосы от ужаса, остальные стояли и смотрели в ров, изо рва слышны были крики и стон. «

В 1945 году считалось, что за 5 дней было расстреляно около 10 600 евреев и 1500 крымчаков. 11 декабря 2009 года на здании была установлена мемориальная доска в знак памяти о погибших, уточненная цифра еше страшнее.

В квартале от этого здания, за Семинарским сквером, что располагается позади музея, находится здание с мемориальной доской.

В здании не происходило страшным событий, но оно находится на пересечении улиц Самокиша и Героев Аджимушкая, о которых напоминает эта мемориальная доска.

Напомню. Аджимушкайские каменоломни — подземные каменоломни в черте города Керчь, где часть войск Крымского фронта вела оборону против немецких войск.

Уже на обратном пути встретил еще две мемориальные доски, посвященные героям Великой Отечественной войны. Многого мы не знаем даже об известных личностях.

6 мая 2009 года была открыта мемориальная доска, посвященная одному из организаторов обороны Брестской крепости полковому комиссару Ефиму Моисеевичу Фомину (1909 -1941), на здании, где Фомин жил в 1937 -1938 годах.

На открытии мемориальной доски присутствовал сын героя Юрий Ефимович. В середине февраля 2014 года мемориальная доска была приведена в надлежащее состояние, с неё убрали следы извести и краски, оставшиеся после ремонта фасада здания.

Как бывает изобретательна судьба, чтобы доставить человека до места, где он совершить подвиг. Живёт человек, получая от жизни то тумаки, то пряники, и не задумывается, что это судьба его ведёт только ей ведомой дорогой.

Когда Фомин жил в Симферополе, то он служил инструктором политотдела 3-й стрелковой дивизии и комиссаром 9-го стрелкового полка, входившего в состав дивизии и базировавшегося в Симферополе. В ноябре 1939 года дивизия была передислоцирована на Дальний Восток и в военных действиях против немцев участия не принимала, хотя часть личного состава и было переброшено во время войны на европейский театр военных действий.

Только вот Фомин в это время служил уже в 23-й Харьковской ордена Ленина Краснознаменной стрелковой дивизии, куда был назначен военным комиссаром в августе 1938 года после успешного завершения курсов при политуправлении Харьковского военного округа. Это была своеобразная награда от судьбы. И если в отличие от предыдущего места службы, где был дан приказ «На Восток» на новом месте службы был дан приказ — «На Запад».

Что случилось в Латвии в марте 1941 года — смутно описывается «как незаслуженные обвинения и оговор». В результате чего звание Фомину было оставлено, но с должности военного комиссара дивизии он был переведён на должность заместителя командира стрелкового полка в Брест. Судьба отправила человека куда хотела.

22 июня 1941 года для многих стало лакмусовой бумагой, проявившей истинную сущность людей. Фомин, ни разу не участвовавший в военных действиях, стал душой обороны того участка Брестской крепости где он находился. Когда Фомин попал в бессознательном состоянии в плен, то немцы не могли знать, что перед ними командир Красной Армии. В солдатской разодранной гимнастёрке без знаков различия, с многодневной щетиной Фомин ничем не выделялся на фоне остальных солдат. Но нашлась «добрая душа», сообщившая, что это не только командир, но еще и еврей. Фомина расстреляли, правда и «доброхот» не дожил до утра, его задушили. Лишь 8 мая 1991 года министр обороны СССР Дмитрий Тимофеевич Язов отменил пункт приказа 1941 года о применении к Е. М. Фомину незаслуженного взыскания и восстановил его в должности заместителя командира дивизии. Мёртвые сраму не имут, но героям — вечная слава!

Мемориальная доска в честь Владимира Соколова вызвала удивление.

На здании висела вывеска, говорящая о размещении в этом здании Крымского экономичсеского института, а вовсе не школы.

Пришлось провести небольшое расследование. Оказывается на этом месте на самом деле была построена в 1938 году школа № 2, где учился юный подпольщик. Во время войны во время оккупации школу сожгли. После войны было построено новое здание в 1950 году. Но в 1980 году здесь разместился один из учебных корпусов Симферопольского высшего военно-политического строительного училища, А потом место училища занял институт.