Турист Виктор (grau59)
Виктор
был вчера 23:25

Память о Великой Отечественной войне в столице Крыма. Часть 1. Памятники и мемориалы

Симферополь — Россия Ноябрь 2014

Утром 4 ноября 2014 года я приехал из Алушты и весь день посвятил осмотру Симферополя. Целый день проходил пешком, но уехал довольный. Конечная остановка троллейбуса была возле железнодорожного вокзала.

Если идти по бульваоу Ленина, то недалеко от железнодорожного вокзала находится главный корпус Медицинской академии имени С. И. Георгиевского.

Проезд к зданию был закрыт шлагбаумом, но я же пешеход, а не машина и на меня охранник в будке не обратил внимания.

Слева от входа располагается памятник, представляющий собой фигуру военного хирурга, застывшего перед операцией.

Среди песен о Великой Отечественной войне много берущих за душу. Мне нравится песня из телевизионного художественного фильма «На всю оставшуюся жизнь»:

Сестра, ты помнишь, как из боя

Меня ты вынесла в санбат.

Остались живы мы с тобою

В тот pаз, товарищ мой и брат.

Благодаря медикам во время войны тысячи бойцов были спасены и многие из них вновь стали в строй, более 72% раненных и 90% больных. Недаром среди Героев Советского Союза — 44 медика.

В первые дни войны Крымский медицинский институт направил в ряды действующей армии более 500 своих выпускников и преподавателей. Не все они вернулись с полей сражений, более 120 человек погибло. Хирурги многое сделали во время войны. Квалифицированная хирургическая помощь почти 90% раненых оказывалась в первые 8 часов после ранения, тогда как в зарубежных армиях этот показатель равнялся в среднем 12 часов.

Появился памятник в 1974 году.

Я продолжил путь и на улице Павленко повернул налево, дошел до реки Салгир, перешел её по мосту

и попал в парк.

Уже семьдесят лет прошло с Великой Отечественной войны. Мы знаем многих героев, но сколько безымянных солдатских могил разбросано по просторам земли, где шли кровопролитные бои. В честь таких неизвестных героев в Симферополе в 1975 году был создан мемориал «Могила Неизвестного солдата».

11 апреля 1975 года здесь были торжественно перезахоронены останки Неизвестного солдата из одиночной могилы на кладбище на улице Беспалова. 8 мая 1975 года был зажжен Вечный огонь, который был доставлен на бронетранспортёре с Сапун-горы.

Перед Вечным огнём Аллея крымских Героев Советского Союза.

Когда в настоящее время порой начинаются различные спекуляции вокруг Победы в Великой Отечественной войны, этим спекулянтам было бы полезно пройтись и почитать имена Героев Советского Союза.

Это была победа всего многонационального советского народа.

Вчитаемся в имена.

Дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан (1920 -1971). Сын лакца и крымской татарки.

Герой Советского Союза Ашот Апетович Аматуни (1923 — 2018)) — армянин.

Герой Советского Союза Александр Александрович Вильямсон (1918–1986) — эстонец.

Герой Советского Союза Горелик Зиновий (Залман) Самуилович (1904–1968) -еврей.

Герой Советского Союза Абдраим Измаилович Решидов (1912- 1984) -крымский татарин.

Герой Советского Союза Владимир Антонович Скугарь (1914–2006) — белорус.

Герой Советского Союза Адам Петрович Турчинский (1897- 1979) — поляк.

Герой Советского Союза Даниил Игнатьевич Шамура (1918 — 1997) — украинец.

Герой Советского Союза Григорий Макарович Гридасов (1922–1995) -русский.

Спасибо им и всем защитившим нашу Родину!

Можно было погулять по парку, но я отправился к центру города.

На нескольких площадках видел как празднуют День народного единства.

В годы гражданской войны обычно первыми в города на всём скаку врывались кавалерийские части. Во время Великой Отечественной войны в города быстрее всех могли попасть танковые соединения. Утром 13 апреля 1944 года в Симферополь вошли советские войска, в том числе части 19-го танкового корпуса.

3 июля 1944 года на пьедестал был поднят танк Т-34 с бортовым номером 201, который одним из первых ворвался в Симферополь, в честь воинов-победителей, освободивших столицу советского Крыма. 19 января 2003 года танк был перенесен на другое место в этом же сквере и установлен на другой постамент.

Ныне это место называется сквером Победы. Вокруг танка расположены плиты с надписями, посвященными участникам войны.

У памятника во время праздников встречаются люди, друзья и товарищи, как например эти офицеры России.

В какой-то момент я свернул от центра на улицу Козлова, затем повернул направо на улицу Старозенитную и дошёл до входа на мемориальное воинское кладбище.

Кладбище огромное. Здесь захоронены офицеры и солдаты, погибшие во время Великой Отечественной войны на полях сражений и в фашистских концлагерях, умершие в военных госпиталях и уже после войны, подпольщики, партизаны и члены их семей, в том числе группы подпольщиков на железной дороге.

Многие могилы братские с ровными рядами могильных камней.

В других секторах кладбища много индивидуальных захоронений.

В 1971 -1975 годах кладбище реконструировано. Когда я там побывал, то хотелось бы большего порядка в этом некрополе, производящем впечатление несколько запущенного.

Особенно угнетал облупившийся памятник, установленный в 1982 году, с надписью: «Вечная память советским воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны от рук немецко-фашистских захватчиков 1941—1944 гг.».

Кроме памятников в Симферополе мне повстречались исторические здания с мемориальными досками, которые рассказывали о людях, живших или работавших в них, а также о грустных событиях, связанных с ними.

Но об этом речь пойдёт во второй части Память о Великой Отечественной войне в столице Крыма. Часть 2. Мемориальные доски.