Турист Мария Пенина (MariaPenina)
Мария Пенина
была 9 мая 22:29

Вильнюс — Литва, Минск — Беларусь Январь 2020

Тот, кто читал предыдущие две части, может спросить, в чем же состоит сумасшествие этого упомянутого в названии тура?! Ну, съездили в Красную поляну, а затем встретили Новый год в Сочи, что тут удивительного и ненормального?! Соглашусь, пока все выглядит вполне стандартным маршрутом, но жесть начинается далее.

Итак, мы вылетели из Сочи в Москву ровно по расписанию и приземлились в 23–50. Чемоданы наши были с нами, поэтому ждать их не пришлось. Нам надо было спешить на аэроэкспресс (их оставалось всего два). Самолет прилетает в терминал В аэропорта Шереметьево, теперь от него ходят шаттлы без машинистов (как в Мюнхене). Мы достаточно быстро добрались до аэроэкспресса, успели на предпоследний поезд в 00–15 и поехали на Белорусский вокзал. В 1–08 были на месте.

Там, в Иль-Патио, нас уже поджидала третья подруга Вера, которая не смогла оставить семью в новогоднюю ночь, и присоединилась к нам на этом отрезке путешествия. Мы с Юлей купили последние два купейных билета на поезд до Минска чуть раньше, а когда надумала ехать Вера, то оставалось всего несколько плацкартных. Одну ночь пережить можно.

Итак, мы встретились, обменялись поздравлениями и поспешили на поезд, который отправлялся в 1–44. Договорились расстелиться и встретиться в вагоне ресторане. Наше купе поразило меня сразу, давно в таких старых поездах не ездила. Туалеты как в былые времена открываются спустя 30–40 минут после отправления. Честно, не ожидала. Но дальше последовал новый шок. Ресторана в составе нет!!! Как так?

Вера в это время пребывала в ужасе, в плацкарте был ад, а ее сосед сверху занял все пространство под чемоданы своими вещами, Вере оставалось только положить багаж на свое место, чтобы не катался в проходе и не мешал ходить. Как вы понимаете места для сна практически не осталось. Выяснилось, что поезд следует из Новосибирска, в пути уже трое суток. Теперь вы можете представить амбре.

У нас в купе сидеть было нельзя, маленький ребенок лег спать, поэтому пришлось через весь состав из 14 вагона идти в 3. Вера с собой взяла остатки оливье, шубы и мимозы … не пропадать же добру. Дорога к ней была адской, везде ноги, тюки, в тамбурах ужас, перемешанный со снегом. Мы с Юлей мужественно шли к подруге, но на половине пути обнаружили пустые купе в седьмом вагоне. У меня закралась мысль, не попросить ли у проводника разрешения посидеть тут тихонечко. Мы включили лица кота из Шрека и получили разрешение. Отписали Вере: «Иди к нам!».

Хоть немного, но можно вздохнуть спокойно. Нам пришла мысль напроситься в этот вагон с доплатой, но сейчас видимо сильно боятся проверок, не разрешили. Потом возникла новая идея посмотреть свободны ли места в этом купе. Мы забили промежуточную станцию Вязьма, о чудо! Места есть! Не задумываясь, купили онлайн, но вот засада: пришел билет, а в нем указано, что его надо обязательно распечатать в кассе, иначе не действителен. Мы снова пошли к проводнице (думаю она была не рада, что нас пустила), та наотрез отказалась заселить Веру без билета, вдруг пройдет проверяющий. В общем пришлось ждать остановки в Вязьме до 4–30, бежать в кассу, распечатывать билет и мчаться обратно. После этого с чистой совестью мы с Юлей ушли в свое купе, а Вера осталась спать тут.

Утром, в 11–18 мы были в Минске.

Новогодний тур сумасшедших танцоров. ч.3

Только останавливаться в Минске надолго мы совсем не планировали. У нас было несколько часов до отправления в Вильнюс. Каждая из нас в Минске уже была, поэтому особого желания погулять не возникло, да и с чемоданами не хотелось заморачиваться, а вот вкусно позавтракать мы хотели. Еще дома присмотрели сетевой ресторан народной кухни «Васiлькi», расположенный рядом с железнодорожным вокзалом и центральным автовокзалом в торговом центре Галилео. Могу смело рекомендовать, готовят так, что пальчики если не съешь, то оближешь. Но, есть одно, НО: место очень популярное, от того народу много, ждать придется долго (это ожидание в конце рассказа сыграло с нами злую шутку).

У нас времени было вагон и целая тележка, поэтому мы замечательно провели здесь время.

Добраться до Вильнюса можно двумя способами (авто я не беру в рассчет):

— на поезде, приобретя билет на нашем сайте РЖД или https://rw.by, цены совершенно одинаковые и поезда курсируют одни и те же. Это, пожалуй, самый комфортный и удобный вариант;

— на автобусе, приобретя билеты на месте или заранее на белорусском сайте https://ticketbus.by (хотя сайтов множество, но этот рекомендовал мой белорусский знакомый). Автобусы комфортабельные, вот только дорога и граница непредсказуемы.

Вечером мы добрались до Вильнюса, оголодавшие забежали на автостанцию Autobusų stotis в супермаркет ИКИ, где заточили хот-доги, прямо не отходя от кассы, и смеясь над названием, которое, конечно, молниеносно улетучилось из памяти. Далее отыскали остановку нужного нам троллейбуса и поехали искать свои аппартаменты.

Первое впечатление о городе сложилось по общественному транспорту (стоимость проезда на начало 2020 год составляет 1 евро): такие старенькие убитые троллейбусы. Да и дорога как оказалось тоже. На какой-то яме мы подпрыгнули почти до потолка и встали. Ус слетел, пришлось водителю выйти и устранить проблему.

Услышав русскую речь, пожилой мужчина начал нам петь песенки про любовь и всю дорогу потешать байками. Так он соскучился по русской речи. Стоит отметить, что везде мы встречали только доброжелательных людей.

Мы остановились далеко от центра, но поближе к фестивалю. Окраины ничем не отличаются от городов России, как-будто и не уезжали. Дальше предстоял квест: отыскать почтовый ящик, ввести код, забрать ключик и попасть уже домой. Аппартаменты Amber apartment Žirmūnai чистые и современные, не думаю, что кто-то из вас сюда доберется, но пару слов скажу…было очень прохладно, а с нагревательным баком мы долго не могли подружиться, то лилась холодная вода, то кипяток шпарил… но в целом жить можно.

Новогодний тур сумасшедших танцоров. ч.3

Отправляясь в новую страну или город, всегда хочется отведать местную кухню, но увы в рамках фестиваля не очень получилось выбираться в центр, поэтому питались в ближайшей пиццерии Čili Pizza, но ее кухня великолепна. Ставлю твердые 5 баллов из 5. Мы перепробовали почти все меню, ни разу не отведав пиццу. Я была влюблена в томатный суп, ни дня без него не прошло. Кстати, это сетевое кафе, мы его встречали и в самом центре города.

После ужина навели марафет, борясь с душем: вспомнили старый проверенный метод поливания из тазика ковшиком, а после отправились на первую вечеринку. Следующим днем проснулись не так рано как хотелось, мысленно я попращалась с Тракаем, который так хотела увидеть, а потом и со всем намеченным туристическим маршрутом. Девочки мои собирались очень медленно, в итоге только часа в четыре мы оказались в центре. Очень было обидно, зато я точно решила, что вернусь сюда летом (ха-ха, ну посмотрим этим или другим).

Маршрут троллейбуса проходил по красивым местам, так и хотелось побыстрее уже из него выйти, чтобы пройтись ножками без спешки. Так пролетели мимо дворца Радушкевича (Raduškevičių rūmai), точнее той части, что от него осталось.

Виленский врач Гилярий Радушкевич купил землю на берегу реки Вилии и решил на ней построить неоготический дворец, завершенный в конце XIX века. Замок простоял долго: пережил освобождение Вильнюса 1944-го года, но не смог сохранить свое былое величие в 1962 году, когда городские власти решили расширить улицу и снести западный и частично северный корпуса. В настоящее время во дворце размещается Союз Архитекторов Литвы.

Новогодний тур сумасшедших танцоров. ч.3

Ну, а мы проезжаем его, мельком наслаждаясь красотой, и едем в центр.

Наконец-то, выходим. Ура, можно размять стопы, вновь затеряться в узеньких улочках старого города.

Новогодний тур сумасшедших танцоров. ч.3

Как всегда от жадного взгляда не ускользают милые мелочи: вывески, витрины,

сувенирная продукция, елочные игрушки: изящные балерины, парящие словно бабочки в воздухе.

Манят своими ароматами ванили, специй и корицы многочисленные кафе. Ноги сами тебя несут в кондитерскую Poniu Laime, где так аппетитно лакомятся десертами посетители, но понимаешь, что времени тогда совсем не останется. Выбор не легкий: набрать калорий или сбросить их в прогулке, но волевым усилием проходим мимо.

Прошли одно, так за углом очередной соблазн — романтическое кафе Augustas ir Barbora love story café. Конечно, его интерьеры я разглядела дома, отметила его себе для новой встречи с Вильнюсом. А сейчас нас привлекли новогодние шарики, которые словно пузырьки игристого шампанского Perrier-Jouët закружили в водовороте сладкого напитка.

Автопортрет.

Счастливые и довольные,

Новогодний тур сумасшедших танцоров. ч.3

опьяненные магической красотой улиц, веселой походкой мы направились к Ратушной площади. На улице было совсем не жарко, хотелось немного согреться горячим рождественским напитком.

Вместе с нами наслаждаться атмосферой новогоднего Вильнюса вышли толпы туристов. Среди укутанной темной массы всегда встречается кто-то яркий и выделяющийся, не свернуть голову в чью сторону просто невозможно. Колоритная парочка быстро удалялась, не желая попозировать, пока я настраивала фотоаппарат.

Первая цель достигнута: старейшая Ратушная площадь (Rotušės aikštė) — место, которое долго время играло важную роль в жизни города. Здесь на рынке велась активная торговля, вершились судьбы людей, устраивались казни. К счастью, позднее позорный столб вынесли за черту города.

В XVI веке на площади строится здание Ратуши (Vilniaus rotušė), ее классический образ, дошедший до нас, появился в XVIII веке благодаря стараниям архитектора Лауринаса Стуоки-Гуцявичюса. Долгое время в здании ратуши заседали городские власти, позднее в ее стены перебралась театральная труппа, а после окончания Второй мировой войны Художественный музей.

На ратушной площади проходят концерты, веселые рождественские ярмарки, народные гулянья,

устанавливается красавица елка.

Небольшие уютные павильоны, напоминающие стеклянные юрты, так и приглашают заглянуть внутрь, угоститься вкусняшками, присесть с чашечкой кофе за небольшие столики. Мы не могли устоять и заглянули в них. Вот только засада, рождественские напитки запрещены. Это немного обескуражило нас. Как выяснилось в этот день нигде его не продавали.

Новогодний тур сумасшедших танцоров. ч.3

Нагулявшись среди всей этой новогодней красоты, мы пошли дальше.

Очень мне понравилось достаточно скромное украшение города (без всей помпезности как в нашей родной столице), но тем не менее весьма утонченное. Особенно украшение фонарных столбов — трогательно и мило.

Новогодний тур сумасшедших танцоров. ч.3

Пятизвездочный дизайн-отель PACAI эффектно выделяется новогодним антуражем среди строгих домов. Расположен он во дворце 1677 года. Я из любопытства дома заглянула на сайт: номерной фонд весьма разнообразный и оригинальный, а от стоимости за ночь глаза лезут на лоб. Не будем травмировать психику, пойдем гулять дальше.

Напротив, расположена одна из самых старых в Литве православная церковь: Церковь Перенесения мощей святителя Николая Чудотворца (Šv. Nikolajaus cerkvė) в русско-византийском стиле. Названа она в честь святителя Николая, архиепископа Мирликийского. Рядом пристроена часовня Архангела Михаила в честь победы над польским восстанием.

Чуть дальше расположена Пятницкая церковь (слайд 2–3), на мой взгляд обе церкви имеют схожий облик.

В старые времена на территории Литовского государства преобладало язычество. Лишь изредка, вступая в брак с христианками, великие князья меняли веру. Так князь Альгирдас выбрал (или ему выбрали) в жены дочь витебского князя Марию Ярославну. Недалеко от замка, где они жили, находилось капища литовского бога пьянства и разврата — Рагутиса. Уж очень невзлюбила княгиня это место, в конце концов уговорила мужа построить на этом месте храм Святой Параскевы Пятницы (Vilniaus Šv. kankinės Paraskevės ortodoksų cerkvė), первый на литовской земле.

К этому времени мы уже основательно продрогли, нужно было срочно заглянуть куда-нибудь погреться.

Перед церковью святой Параскевы Пятницы расположен небольшой сквер и несколько «летних» кафе. Мы буквально вломились в кафе Chacapuri (не удивляйтесь, там действительно угощают грузинской кухней), ошарашили молодого человека с его мамой, которые по всей видимости проводили генеральную уборку, стали просить глинтвейна. И хотя в меню его не было, а продавать алкогольные напитки было почему-то запрещено в тот день, юноша решил спасти замерзших девушек. Достал вино, разогрел его и приготовил настоящий рождественский напиток. Пока мы отогревались, он периодически приговаривал с улыбкой и характерным акцентом: «Сделать вам еще? Еще несколько литров осталось!» Но злоупотреблять гостеприимством не стали. Когда подошли расплачиваться, молодой человек сказал, что это нам подарок к Рождеству. Приятно, черт возьми!

Перед церковью расположилась небольшая ярмарка мастеров, выстроились в ряд картинные галереи и палатки с сувенирной продукцией. Я, конечно, не удержалась и приобрела несколько сувениров в подарок друзьям.

Новогодний тур сумасшедших танцоров. ч.3

Далее мы разделились, Вера поехала на шоппинг, а мы с Юлей отправились бродить по городу, периодически заглядывая в магазины с местной керамикой.

Ассортимент весьма разнообразный и забавный, огромное количество веселых куриц, кошек, коров и прочих животных жалобно смотрят на тебя: «Купи нас, мы очень, оооооочень хорошие».

С недавних пор я начала коллекционировать миниатюрные домики с названиями городов или регионов, где бываю, может когда-нибудь соберу огромную улицу. Выбор оказался небольшим, но без покупки не ушла.

Представительство художников (Pilies Galerija) расположилась в готическом здании XVI века. В его аутентичных залах вы сможете познакомиться с работами знаменитых литовских художников и приобрести их картины.

Новогодний тур сумасшедших танцоров. ч.3

На встречу проехал праздничный паровозик, значит мы идем в правильном направлении, и главная новогодняя елка уже близко.

Дворец Великого Княжества Литовского (Lietuvos valdovų rūmai), который мы видим сейчас, это копия, воссозданная в начале XXI века по архивным чертежам. Первый готический дворец был построен Витаутасом Великим, победителем Тевтонов. Чуть позже во время правления королевы Боне из рода Сфорца дворец расширили и перестроили в стиле возрождения. Для воплощения ее задумок были приглашены итальянские архитекторы. Многие европейские монахи, послы, побывав в гостях литовских князей, восхищались роскошными залами и предметами интерьера. После раздела Речи Посполитой Литва вошла в состав Российской империи, а дворец, как символ былой мощи решили разобрать, признав его ветхим и опасным для жизни.

Новогодний тур сумасшедших танцоров. ч.3

Перед дворцом установлен памятник основателю Вильнюса великому князю Гедиминасу (Paminklas LDK didžiajam kunigaikščiui Gediminui). Согласно легенде, князю приснился сон, в котором громко выл волк, в него пускали стрелы, но они не пронзали его, а лишь отскакивали от шкуры, словно от железных доспехов. Князь направился к языческому жрецу, который растолковал сон как повеление богов возвести на этом месте замок. Так зародился город.

Колокольня (Vilniaus katedros varpinė) стоит обособленно относительно кафедрального собора. В ее стиле заметны многократные перестройки, и выглядит как многоуровневый торт: основанием служит башня готического стиля, сохранившаяся от средневекового замка, второй уровень относится к эпохе возрождения, третий ярус выполнен в конце XVI века в стиле барокко, а веком позже построен четвертый уровень в стиле классицизм. На башню можно и нужно подняться, но эту миссию я обещаю выполнить чуть позже.

Новогодний тур сумасшедших танцоров. ч.3

А мы у цели — вот она нарядная виновница торжества. Приветствует гостей и жителей города.

«Greeting from Vilnius» эти слова облетели всю планету в социальных сетях.

Пожалуй это самая оригинальная елочка, которую я увидела в этом году. Вокруг нее словно водят хоровод палатки, угощая нас всякими вкусностями и заманивая сувенирной продукцией. Нам туда.

Но прежде на минуточку задержимся: прекрасная старинная традиция рождественского вертепа ожила на площади перед Кафедральным собором:

Новогодний тур сумасшедших танцоров. ч.3

к пещере, где появился на свет Иисус Христос, пришли на поклон пастухи и волхвы с дарами.

Налюбовавшись постановкой, мы поспешили под праздничный шатер из гирлянд,

Новогодний тур сумасшедших танцоров. ч.3

окунулись в атмосферу радости и новогоднего веселья. Здесь обязательно нужно загадать желание и верить в его исполнение. Ведь, глядя на елку, понимаешь, что каждая пешка может стать королевой.

Нос учуял что-то сладенькое, мгновенно ноги поддались соблазну, мы выстроились в очередь за вафельным десертом. На выбор предлагают четыре вида вафель (шоколадный, карамельный, со вкусом киви и классический), а топпинги могут быть абсолютно любыми: взбитые сливки, крем, карамель, фрукты, драже, сахарная пудра, корица, маршмэллоу, можете проявить любую фантазию.

И пусть весь мир подождет — бомбезная вкуснятина.

Новогодний тур сумасшедших танцоров. ч.3

Успокоив свой желудок, можно спокойно гулять по ярмарке, не отвлекаясь на ароматы, поглазеть на прилавки.

Новогодний тур сумасшедших танцоров. ч.3

Можно помечтать подняться на колокольню и увидеть панорамы города. Но нам пора уходить и возвращаться домой.

Новогодний тур сумасшедших танцоров. ч.3

Кидаю прощальный и жалобный взгляд на Кафедральный собор Святого Станислава (Vilniaus katedra), как же любопытно зайти внутрь, но Юля тянет за руку в сторону троллейбусной остановки.

Христианский собор был построен на месте языческого капища, где поддерживался негасимый огонь, а жрецы совершали жертвоприношения. Он многократно перестраивался: на месте готического собора появился храм эпохи возрождения, Северную войну не пережил собор в стиле барокко. Только в конце XVIII века Кафедральный собор приобрел свой нынешний вид с классическими колоннами.

Новогодний тур сумасшедших танцоров. ч.3

Пока ожидали свой номер троллейбуса выдалось пару минут побродить вокруг. Мое внимание привлекло красивейшее здание XIX века — библиотека Академии наук Литвы имени Врублевских (Lietuvos mokslų akademijos Vrublevskių biblioteka). Крупнейший фонд страны насчитывает почти 4 миллиона уникальных экземпляров, свезенных со всей страны.

Национальный музей Литвы (Lietuvos nacionalinio muziejaus Naujasis arsenalas) расположен у подножия замкового холма. Он хранит историю прошлого маленького государства, которой так гордятся литовцы.

Во дворе музея расположен вход на фуникулер, который доставит вас на вершину Гедиминовой горы. Посещение башни Гядиминаса Верхнего Виленского замка (Gedimino pilies bokštas), которая является визитной карточкой города, перенесем на будущее (сколько у меня уже планов).

Новогодний тур сумасшедших танцоров. ч.3

Мы вернулись домой, а дальше началась совсем не туристическая череда событий, смешались дни и ночи в вихре танцев.

Опомнились мы утром в понедельник, на календаре было 6 января. Юля уехала рано, ее путешествие продолжалось в Берлине, а мы с Верой должны были вернуться вместе. Планы еще немного погулять по городу отмелись сами по себе, нам осталось только перекусить и приехать на вокзал. Понравилась мне процедура досмотра багажа и паспортов — на них просто никто не взглянул. Мы расположились в очень удобном поезде и продолжили свой сон до Минска (за исключением времени таможенного контроля, но тут все быстро — строгий взгляд на тебя и фото в паспорте, штамп и готово).

В Белоруссии живет мой давний друг, который любезно согласился с нами встретиться. Он подхватил нас с поезда и на машине прокатил по новогоднему Минску. Поснимать у меня не очень получилось, но украшения города впечатлили. Закралась мысль: «А не наведаться как-нибудь в Минск снова?!». У нас оставалось свободного времени всего чуть больше часа, с удовольствием решили скоротать его за вкусным ужином все в том же кафе «Васiлькi». Раз не отведали фирменные цеппелины в Вильнюсе, так попробуем их в Минске. Вот тут что-то пошло не так. Официант принес нам заказанные фирменные наливочки и общее блюдо, а моих цеппелин все не было. Как оказалось он их забыл включить в счет, но быстро исправился. За 20 минут до отправления поезда мне их принесли, честно сказать в спешке я уже не помню их вкуса, и уж тем более не могу сравнить с литовскими.

А дальше мы по всему перрону неслись к нашему последнему вагону. Влетели в него за 2 минуты до отправления, проводница у нас только спросила: «Вы наши последние пассажиры с 14 и 15 мест?», не в силах что-то произнести, мы кивнули… и поезд тронулся.

Так мог сорваться наш сумасшедший тур…

Отдышавшись, заказали чай в фирменных стаканах РЖД и встретили Рождество.

Сейчас на дворе середина мая, а я все про Новый год и Рождество, но хотела завершить этот цикл рассказов. Надеюсь после него, погода наладится и потеплеет (не хочется думать, что похолодание связано со мной и зимними долгами).

А если серьезно, то мне понравился такой формат путешествия в Вильнюс, только надо заранее покупать билеты и смотреть на класс поезда и его маршрут. Обратный поезд был фирменным, чистым и приятным, в поездах я люблю спать.

Надеюсь моя встреча с Вильнюсом состоится в ближайшее время, ведь я не смогла им вдоволь насладиться.