Турист елена сариева (elsarieva)
елена сариева
была вчера 18:13

Шамони — Франция Май 2018

Я люблю все свои путешествия, но есть среди них те, что «равны более, чем другие». Вот, например, возникшее легко и непринужденно Майское цветение на фоне снежных вершин. Франция — Швейцария Шамони-Монблану в этом вояже досталась роль вишенки на торте, как объекту особого восхищения, благодаря высочайшему горному массиву Европы, входящему в престижный список «Семь вершин» — самых высоких гор всех континентов планеты. Если Франция обычно ассоциируется с Парижем, то французские Альпы — с Шамони. Так называется долина и город, лежащий у подножья Монблана. В Шамони обычно устремляются любители горнолыжного спорта, альпинизма, парапланеризма и трекинга. Мы же, обычные (не спортивные) созерцатели красот, едем за тем, чтобы совершить банально-уникальный подъем на Эгюий-дю-Миди по самой высокой в Европе канатной дороге и сделать шаг в «пустоту» (повисеть над пропастью на высоте 1035 метров в стеклянном кубе)

Шамони-Мон-Блан (Chamonix-Mont-Blanc)

Банальный, потому что осуществить его не трудно, имея желание и 50 евро в запасе на покупку билета на подъемник. Уникальность вытекает из высоты подъема и возможности близко посмотреть на тот самый Монблан, ежегодно покоряемый лишь скромной горсткой смельчаков. Вот сюда, к «игле», водруженной на вершину, нас доставит «канатка»

Шамони-Мон-Блан (Chamonix-Mont-Blanc)

Об этом постараюсь рассказать отдельно. А сегодня погуляем по городку, нежно окрашенному майским цветением, контрастирующим с заснеженной вереницей гор

Вспоминаю с трепетным чувством, как спустившись из царства вечных снегов и заоблачных панорам, увиденных с высоты Полуденного пика (Aiguille du Midi), испытала неописуемый восторг от жизнеутверждающей теплоты и разноцветья прекрасного мира, задорно бросающего вызов величию и холодной отстраненности высокогорных пейзажей

Шамони-Мон-Блан (Chamonix-Mont-Blanc)

Городок Шамони — это прежде всего симбиоз современного комфорта и альпийского духа, а его очарование базируется на видах — куда ни посмотри, всюду горы

Шамони-Мон-Блан (Chamonix-Mont-Blanc)

И не просто горы, а громады

Шамони-Мон-Блан (Chamonix-Mont-Blanc)

Я всегда считала, что Монблан — это вершина. Оказывается, это не совсем так, поскольку Монблан — горный массив протяженностью 50 километров, имеющий несколько вершин. Всего их насчитывается 19 штук. Самой низкой является гора Эгюий-дю-Миди (3842 м), а самой высокой — вершина Монблан (4810 метров). Поскольку название массива и одной из вершин совпадают, возникла путаница. Все вместе они образуют цепочку гор, похожую на зубчатую корону

Монблан, как и подобает королю, окружен свитой четырехтысячников: Mt. Blanc du Tacul(4248), Mt. Blanc de Courmayer(4704), Mt. Maudit(4465), Dom du Gouter(4304). Иногда они даже заслоняют его, выдавая себя за рекорсмена. Снизу, из долины, Монблан не сразу и узнаешь. Пики вдали: слева — des Grands Charmoz (3445m) и du Grépon (3482m), в центре l’Aiguille de Blaitière (3523m), справа- l’Aiguille du Plan (3673m)

Шамони-Мон-Блан (Chamonix-Mont-Blanc)

Горы, заключившие нас в свой плен, возвышаются всюду, куда бы мы не пошли и что бы ни делали

Шамони-Мон-Блан (Chamonix-Mont-Blanc)

Стоит поднять голову, и Монблан посмотрит тебе в лицо с высоты 4810 метров, окруженный скалами, глянцем многослойных снежных покрывал, легендами, и подвигами, связанными с его покорением

О покорении. Горы долины Шамони из-за труднодоступности издавна считались «проклятыми», но попытки их «оседлать» случались с незапамятных времен. Не известно, были ли удачные попытки покорить высочайшую вершину до признанной официально. Седьмого августа 1786 года бедный врач из Шамони Мишель Паккар и савойский крестьянин-проводник — по совместительству охотник на серн и собиратель кристаллов — Жак Бальма вышли из деревни, расположенной у подножья гор, чтобы войти в историю альпинизма. Переночевав на вершине Монтань-де ла Кот, 8 августа в 4 утра они приступили к штурму Мон Блана. Доктор Паккар наблюдал в подзорную трубу за Белой горой уже несколько лет. Он знал её привычки, изучил перепады настроения и пришёл к выводу: легкого пути на вершину нет. Наименьшая угроза камнепадов и схода лавин находится в том месте, где самый крутой склон. И вот свершилось — 8 августа 1786 года в 18 часов 23 минуты Белая Гора выбросила красный флаг. Это был шарф Паккара, который первым взошел на вершину. В 7 часов вечера первопроходцы начнут изнурительный спуск, чтобы на следующий день вернуться в деревню. 8 августа 1786 года официально «родился» альпинизм, и теперь ежегодно 8 августа альпинисты всех стран и континентов отмечают свой «профессиональный» праздник

Шамони-Мон-Блан (Chamonix-Mont-Blanc)

На главной площади французского курорта Шамони стоит памятник первопроходцам. Медные, позеленевшие от времени фигуры в полный человеческий рост. Вы думаете это Мишель Паккар и Жак Бальма? Как бы не так: памятник изображает проводника Жака Бальма, указывающего на Монблан, и швейцарского естествоиспытателя Ораса Бенедикта де Соссюра (разрыв шаблона). Мишель Паккар не смог найти издателя, который захотел бы напечатать его отчёт о первом восхождении на Мон Блан. Его имя и подвиг практически на протяжении многих лет оставались в забвении. Слава первопроходца надолго была закреплена за другим человеком — Горацием де Соссюром, женевским натуралистом и автором известных «Путешествий в Альпах». Монумент, посвященный Паккару, был возведен в Шамони по настоянию альпинистов и ученых лишь в 1932 году, спустя 140 лет после восхождения его на Монблан и через 45 лет после возведения памятника Бальма и де Соссюра — отца альпинизма

Предельно уставший, опирающийся на посох, длинноносый доктор Паккар. одиноко всматривается вдаль, туда, где белеет Монблан. Бальма повезло гораздо больше — он получил денежную премию от Соссюра и право именовать себя «де Монблан» — от короля Сардинии. Гораций де Соссюр, безусловно, заслужил славу и признание благодаря научным открытиям и вкладу в развития альпинизма. Он, учредив денежную премию первопроходцам, покорившим Монблан, вдохновил местных жителей искать оптимальные пути к вершине. На собственном примере академик доказал, что покорить Белую гору может каждый или почти каждый. Спустя год после того, как Паккар впервые взошел на проклятую гору, он повторил восхождение на Монблан вместе с тем же проводником Бальма и целым караваном носильщиков, нагруженных исследовательским оборудованием. Восхождение 1787 года Ораса де Соссюра на Монблан затмило его первое покорение доктором Паккаром и проводником Бальма в августе 1786 г. По всей Европе разошлись многочисленные эскизы, гравюры и результаты экспериментов, проведенных Орасом на вершине. Не могла пройти мимо изображения на одном из домов Шамони, украшенного портретом знаменитого покорителя Монблана

Шамони-Мон-Блан (Chamonix-Mont-Blanc)

Пожалуй самый известный дом Шамони расположен на центральной улице доктора Паккара (Rue du Docteur Paccard)

В 1816 году здесь был открыт первый люкс-отель L’Union, а в 1821 году в Шамони организуется «Товарищество гидов» — «Compagnie des Guides». На его торце очень реалистично нарисованы окна, балконы и люди — знаменитые гиды, альпинисты и учёные, внёсшие свою лепту в развитие Шамони

Шамони-Мон-Блан (Chamonix-Mont-Blanc)

Дама в окне — Мари Парадиз (Marie Paradis), официантка и первая женщина, достигшая вершины Монблана 13 июля 1808 года в связке с Жаком Бальма. Это был седьмой по счету подъем. На левом верхнем балконе изображены Мишель-Габриэль Паккар (первый покоритель, не признанный первопроходцем при жизни, но зато ставший мэром Шамони). К сожалению, моя камера не захватила первопроходца, он снова остался в тени. Неудачники, они такие: кому-то достается почет, слава, фото, а лузерам — тень. Рядом с затененным доктором Паккаром — гид Жак Бальма, которому повезло гораздо больше, чем Паккару, благодаря силе воли, авантюрному складу характера и выносливости. Признание его заслуг было безоговорочным, как первого из первых, кто побывал на Монблане, совершившего 6 восхождений. На правом верхнем балконе стоит Орас Бенедикт де Соссюр (слева) — по сути он — третий, кому покорилась Белая гора

Всех остальных не буду перечислять, так или иначе каждый из них чем-то прославился. Вот этот интересен

Шамони-Мон-Блан (Chamonix-Mont-Blanc)

Гастон Ребуффа (Gaston Rebuffat), гид, оператор, писатель и фотограф (1921–1985). Бурная горная река Arve (Арва), впадающая в Рону и далее в Женевское озеро, протекает через всю долину

Шамони-Мон-Блан (Chamonix-Mont-Blanc)

Городок не велик и представляет из себя парочку улиц, где царит приятная праздно-умиротворенная атмосфера. В центре его — причудливое смешение стилей — belle epoque, модерн начала прошлого века, двух-трехэтажные шале и вполне типовые современные здания

Шамони-Мон-Блан (Chamonix-Mont-Blanc)

Курорт лишен глянца, а слегка обшарпанные фасады старинных отелей придают ему особый шарм. Я была готова останавливаться с замиранием перед каждым цветущим кустом, имеющего далеким фоном заснеженную горку. Горы здесь видны буквально из каждого окна, с каждой улицы, с каждого закоулка

Центральная улочка Шамони представляет собой пешеходную зону с магазинчиками, сувенирными лавочками и кафешками

Шамони-Мон-Блан (Chamonix-Mont-Blanc)

Магазины преобладают спортивные, с горнолыжной одеждой и снаряжением для катания и трекинга. Цены достаточно высокие, но были и скидки. Я купила на память совершенно очаровательный рюкзак для внучки с эмблемой Монблана. Ресторанчики ждут гостей

Семья в ожидании обеда в уличном кафе. Похоже, что итальянцы

Шамони-Мон-Блан (Chamonix-Mont-Blanc)

Савойская кухня Шамони проста и незатейлива, при этом вкусная и довольно калорийная. Перечислю для примера: савойский гратан — это картофель с чесноком, запеченный в сметане; фондю из нескольких сортов сыра с белым вином, чесноком, мускатным орехом; савойский омлет (нарезанный на круглые куски картофель жарится в масле с солью и перцем и заливается взбитыми яйцами и тертым сыром); савойский раклетт с ветчиной и картофелем, и с несколькими видами колбас

Даже если нет намерения что-то купить, все равно стоит зайти в местные магазинчики и облизнуться. И все цветет и радуется солнцу и весне

Шамони-Мон-Блан (Chamonix-Mont-Blanc)

Maison de la Montagne культовый офис здешних мест, так как именно здесь происходит рождение маршрута мечты альпиниста с выбором гида-проводника и других сопутствующих услуг

Первая церковь, в честь Архангела Михаила, была построена в Шамони еще в XII веке, когда здесь был основан бенедиктинский монастырь

Шамони-Мон-Блан (Chamonix-Mont-Blanc)

От построек того времени сохранилась только колокольня. Церковь не раз горела. Нынешняя постройка в стиле барокко была возведена в начале 18 века

Церковь обошли, заглянули в разные уголки повыше и пониже. Что-то увидели и сфотографировали

Шамони-Мон-Блан (Chamonix-Mont-Blanc)

Если лень ходить по окрестностям, то можно прокатиться. Ничего не могу добавить, так как не воспользовались предложением

Шамони-Мон-Блан (Chamonix-Mont-Blanc)

Собака-друг человека, особенно в горах. Я не разбираюсь в породах, но думаю, что-то из ряда швейцарских пастушьих (Бе́рнский зенненху́нд). Лапочки!

Шамони хоть и считается городом, но ощущение того, что ты находишься в приятной, ухоженной французской деревне, не покидает

Шамони-Мон-Блан (Chamonix-Mont-Blanc)

Это культовое место для альпинистов и любителей серьезных гор не может не очаровать. Постарайтесь не пропустить, даже если не дружите со спортом, так как там есть чем заняться — размять ноги, полечить душу, порадовать взор.