Турист Виктор (grau59)
Виктор
был сегодня 0:51

Ртищево — Россия Сентябрь 2016

Вокально-инструментальные ансамбли Советского Союза любили железнодорожную тематику:

«Колёса диктуют вагонные,

Где срочно увидеться нам.

Мои номера телефонные

Разбросаны по городам."

Песни звали в дорогу:

«Старый мотив железных дорог,

Вечная молодость рельсовых строк…

Кажется, будто вся жизнь впереди.

Не ошибись, выбирая пути! «

Но развалилась великая страна и железные дороги стали хиреть, стали приходить в упадок целые населённые пункты, связанные с обслуживанием железной дороги, пошли многочисленные оптимизации и укрупнения, безработная молодёжь начала устремляться на работу в близлежащие большие города в поисках работы и лучшей доли. Стало сокращаться число поездов дальнего следования и пригородных электричек. Коснулось это и Саратовской области. Мимо Ртищева проезжал много раз, здесь поезда останавливаются на долгое время, чтобы поменять электровоз.

Город железнодорожников

В это время люди выходят подышать воздухом, а кто-то и испортить его и заодно свои лёгкие курением.

И попадают в объятья местных дам, продающих различную снедь и напитки.

Решение съездить в Ртищево появилось после прочтения информации об интересном овраге на окраине города Незрелый родственник Гранд-каньона. Благо между приходом электрички из Саратова и возвращением в Саратов было несколько часов, то решил этим воспользоваться и одним днём обернуться в Саратов.

История России буквально усыпана белыми пятнами, часто события известны только в виде легенд или преданий. В случаях, когда невозможно установить точную дату возникновения поселения или здания, используется для датировки первое упоминание в письменных источниках, но не всегда с подобной трактовкой люди согласны. Ртищево не является исключением.

Считается, что названо оно в честь одного из рода Ртищевых. Но когда доходит до персоналий — начинается разброс мнений. Дело в том, что впервые о селе упоминается в 1666 году, но ряд исследователей считает, что речь идёт совсем о другом населенном пункте.

Согласно одному преданию земли, на которых возникло село Ольшанка, ставшее затем Покровским по наименованию построенного храма, было подарено в 1721 году Петром Первым в награду за участие в Северной войне.

Согласно другому предания земли эти принадлежали Ртищевым задолго до этого Поэтому основателем села долгое время считался друг и фаворит царя Алексея Михайловича Фёдор Михайлович Ртищев (1626- 1673), сейчас же склоняются к тому, что это был его племянник Василий Михайлович Ртищев (ок. 1683 — после 1743). После его смерти владельцем села вместе с крепостными крестьянами был его сын Фёдор Васильевич Ртищев.

Очередная легенда гласит, что перед своей смертью он завещал своей дочери дать вольную крепостным крестьянам, но та поступила по своему и продала их в 1794 году. За прошедшие с той поры годы и до отмены крепостного права владельцы менялись не один раз. Но название с тех пор не менялось, хотя попытки сделать это предпринимались в советское время. Самая известная была в 1938 году, когда Ртищево хотели переименовать в город Ежов в честь Народного комиссара внутренних дел СССР Николая Ивановича Ежова (1895- 1940). Дело шло к переименованию, но в ноябре 1938 года Ежова перевели на должность Народного комиссара водного транспорта СССР, а эта должность видимо по своему статусу была не достойна для переименования городов. Процесс переименования благополучно завершился.

А вот Ртищевых в Ртищево чтут до сих пор, когда 1 августа 2001 года был утверждён новый герб Ртищевского района,

(Из Интернета)

то для него использовали часть герба Ртищевых.

Железнодорожная станция Ртищево была построена на Тамбово-Саратовской железной дороге в 1871 году и с тех пор жизнь многих обитателей Ртищева связана с железной дорогой.

Город железнодорожников

Заканчивая тему гербов, отмечу, что первый герб Ртищево включал элементы железной дороги.

(Из Интернета)

Во время Гражданской войны вокзал в Ртищево был важным стратегическим объектом, вокруг которого происходили активные боевые действия.

Город железнодорожников

В 1918 году здесь несколько дней находились чехословаки, в 1920–1921 годах станцию несколько раз захватывали отряды одного из руководителей Тамбовского восстания Александра Степановича Антонова (1889–1922). Ныне об этом ничего не напоминает, а вот в честь норвежца Фритьофа Ведель-Ярлсберга Нансена (Fridtjof Wedel-Jarlsberg Nansen, 1861 — 1930), помогавшего голодающим Поволжья и прожившего на вокзале трое суток, начиная с 29 ноября 1921 года, установлена мемориальная доска.

В городе за счет «Фонда Нансена» были созданы две столовые, которые бесплатно кормили 830 детей-сирот, отпускали обеды нуждающимся семьям и транзитным пассажирам.

Железнодорожные будни отразились на облике города. Первым встречает пассажиров, прибывших в город, помимо вокзала — памятник паровозу с памятной доской в честь ртищевских железнодорожников.

Город железнодорожников

Одна из главных улиц, идущая параллельно железнодорожным путям, называется Железнодорожная.

Оживляют окружающий пейзаж вагоны, которые то поодиночке,

то целыми группами разбросаны по городу.

Город железнодорожников

В середине прошлого века, когда многоэтажных зданий в Советском Союзе было мало, рядом с домами хозяйственные люди сооружали сараи. Потом стали появляться гаражи, которые частично взяли на себя функцию сараев. В Саратове до сих пор даже возле некоторых многоэтажных домов имеются сараи с погребами. В Ртищево же пошли по пути использования в качестве хозяйственных построек вполне товарного вида вагонов.

Сразу видно, что здесь живут железнодорожники не только по вагонам.

В городском парке горки выполнены в виде паровозика,

Город железнодорожников

на стенах домов граффити на железнодорожную тему.

Впрочем картинки на домах не жестко привязаны к железнодорожной теме, есть и другие сюжеты

и украшения фасадов.

Город железнодорожников

Железная дорога делит город на две части, в одной преобладает частный сектор,

в другом больше больших домов,

причём как старой постройки,

так и новой.

В том числе новый разноцветный торговый центр.

Хотя одноэтажных домов здесь тоже хватает.

Город железнодорожников

Между собой две части соединяются перекидными мостами, но не во всех местах люди ими пользуются и шагают напрямую через пути.

Может просто совпало, но живность

мне встречалась лишь в залинейной части города.

Город железнодорожников

А вот памятники и мемориальные доски находятся на стороне, где расположен вокзал. Некоторые дополняют друг друга. Например, памятник афганцам

находится наискосок от школы на другой стороне дороги,

на которой имеется мемориальная доска в честь погибших в Афганистане.

Город железнодорожников

Практически рядом с железнодорожным вокзалом находится самый старый храм Ртищево, сохранившийся до наших дней.

До большого нового храма в новых микрорайонах я не добрался из-за дефицита времени, а вот на храм в залинейной части взглянул. Правда, если не знать, где он находится — отыскать его будет трудно.

Город железнодорожников

Храм занимает часть бывшего кинотеатра, а вход в него располагается сбоку здания.

Я попал в Ртищево за сутки до празднования дня города и поэтому смог посмотреть на репетицию.

А пока одни юные артисты репетировали, другие смотрели и морально готовились,

Город железнодорожников

а третьи просто катались на велосипеде на фоне доски почёта.

Дорожники же завершали ремонт дорожного покрытия к празднику.

Не каждое отделение железной дороги удостаивается персональных стихов, а вот Ртищеское отделение Юго-Восточной железной дороги эти похвастать может:

«Неблизкий путь покажется недолгим,

Коль скорость километров разменял.

От Ртищева рукой подать до Волги,

А там уже и батюшка — Урал.

И нету у дороги перекрестков,

С землей неразделима рельсов сталь:

И как сказал своей строкой Твардовский,

За далью — даль… И вновь за далью — даль.

Саратовской гармонии напевы,

Скороговорка дальних поездов…

И вот она, Россия, справа, слева,

Она — твой дом, и кровь твоя, и кров."

Вот такой он — город железнодорожников.

Хотя, если верить рекламе, квас здесь тоже хорош.

Город железнодорожников

Но когда я покупал в магазине вкусный хлеб, мне продавцы объяснили, что здешний квас замечательно подходит для окрошки, а вот для питья лучше купить другой.