Турист Виктор (grau59)
Виктор
был сегодня 7:31

Ртищево — Россия Сентябрь 2016

Позвала меня в даль светлую, на окраину города -железнодорожной станции, информация, прочитанная в Интернете. Мол есть на краю славного города железнодорожников овраг, уж больно похожий на Гранд-Каньон, только размерами поменьше.

Дело было этим летом, жара стояла несусветная и благородный порыв помчаться на встречу с каньоном был остужен глотком холодной минеральной воды из холодильника. Чуть солнечная активность спала, поездка состоялась.

Нужно мне было попасть от железнодорожной станции Ртищево до угла улиц Рахова и Летней. Посмотрев на карту, решил, что пешком спокойно дойду, благо времени до обратной электрички было 4 часа.

Незрелый родственник Гранд-каньона

Потом уже обнаружил возле железнодорожного вокзала стоянку автобусов, которые шли до улицы Рахова. Но посещение оврага уже состоялось. Когда смотрел на карту, то не было понятно, почему только улица Красный Луч тянется практически до нужной мне улицы, а остальные словно обрезанные. Решил не искушать судьбу и пошёл по лице Рябова в сторону улицы Красный Луч. Но решил немного срезать путь, свернул на улицу Парковую, а потом по улице Ильича

вышел на Красный Луч. Хорошее имя для улицы — улица Ильича. Как хочешь так и трактуй при любой власти. Для одного это название связано с Владимиром Ильичем Лениным, другие уверены, что название в честь Леонида Ильича Брежнева, а кому-то более мило знать, что в честь Петра Ильича Чайковского.

И когда заканчивалась улица Красный Луч, стало понятно почему улицы на карте прерываются. Слева от дороги виднелась гладь пруда, в котором местный житель удил рыбу.

Незрелый родственник Гранд-каньона

Справа — глубокий овраг, частично заполненный водой,

а продолжение улицы Красный луч проходило по своеобразной дамбе.

Вдоль оврага пошёл я,

Незрелый родственник Гранд-каньона

через некоторое время дошел до околицы и передо мной раскинулся вот такой вид.

Оврага вроде не видать, но куда ему деться. Нашелся спуск,

Незрелый родственник Гранд-каньона

по которому я и добрался вниз. С моей точки зрения, каньон это зрелище не напоминало.

Но стены оврага во многих местах были красные.

И обрыв был приличным,

Незрелый родственник Гранд-каньона

потом я еле выкарабкался наверх.

Мешает трава, путается под ногами, а если учесть, что на дне оврага бежит вода, то надо быть бдительным.

Незрелый родственник Гранд-каньона

Поэтому, если кто захочет в здешних местах побывать,

то лучше это делать зимой. Всё будет видно гораздо лучше.

Получается на самом деле Гранд-Каньон и ртищевский овраг, называемый Красная Глинка или Красный Луч, в некотором роде родственники. Слои красного алеврита, из которых состоят стены оврага,

Незрелый родственник Гранд-каньона

являются бывшими илами Альбского моря. Появились они во времена Альбского века, который продолжался от 113,0 до 100,5 млн лет назад. Многие территории, которые мы привыкли считать сушей, были покрыты морями.

Альбское море то раздвигало свои границы, то оставляло часть захваченных территорий. Дно его то опускалось, то поднималось. На территории Северной Америки оно называлось Западное внутреннее море и Гудзоново море. Русское море простиралось от Твери до Аральского моря и омывало южные окраины континентальной суши и восточные окраины Воронежской возвышенности. Северной границей Русского моря была линия, проходящая ныне примерно так: Актюбинск — Оренбург — Самара — Казань — Нижний Новгород — Вологда — Тверь — Смоленск — Минск — Лиепая.

Среди накоплявшихся морских осадков в раннемеловую эпоху преобладали песчано-алеврито-глинистые толщи. Почему красный цвет у стен? Из-за высокого содержания оксида железа. Получилась порода в результате выброса из вулкана, а затем выпадения в осадки. Видимо в Америке больше вулканов было. В Ртищево алеврит вышел наверх благодаря работе древних ледников, срезавших верхнюю часть поверхности Земли. Вот такой младший родственник есть под Ртищево у американских и прочих каньонов. Вот только процесс литификации (превращения рыхлых осадков в твёрдые горные породы) здесь не был завершен.

Незрелый родственник Гранд-каньона
А то тяжело бы пришлось местной траве…