Турист Ilona Yaroshenko (Ilona_Yaroshenko)
Ilona Yaroshenko
была 18 ноября 2023 13:09

Рига — Латвия Март 2020

Национальная кухня — это отражение и национальной истории и национального характера той страны, в которую ты приехал. Не то, чтобы мы стремились попробовать что то необычное, скорее даже нет, но и искать русские кафе в джунглях мы тоже никогда не искали. Поэтому, будучи наслышаны о латышской кухне, предвкушали знакомство. Серый горох и хлебный суп мы вычеркнули сразу, а вот тминный сыр оставили. Также наличествовало в планах: дегустация копченной рыбы и местных сортов пива. Начитавшись какой то печали о судьбе местного виноделия, мы серьезно ставили на пивные рестораны и рыбные блюда. Также отчего то мы были в иллюзии, что Латвия- это вкусно и недорого.

Рига. Не пивом единым...

Действительность, как обычно, оказалась несколько другой.

Начну я пожалуй с общепита.

Вышло так, что всем видам пива я предпочитаю бельгийское вишневое-крик. Ну вот как то так получилось. Поэтому, если есть выбор, я выберу его. И когда встал предварительный выбор ресторанов, а в силу ограниченности нашего пребывания в Риге мы решили озадачится этим заранее, бельгийский ресторан BON-VIVANT THE BELGIAN BEER CAFE, предлагающий большой выбор прекрасного пива попал в короткий список того, что стоит посетить. Ну мало ли, подумала, а вдруг местное пиво мне не понравится? А тут точно есть гарантированный результат.

Рига. Не пивом единым...

Поэтому по прилету, разместившись, мы отправились туда на обед. Шли по навигатору, так как улочки, как уже рассказывала, за долгую историю завоеваний и перестроек завихрились и скрутились причудливыми узорами. Не поддающимися никакой логике. Еще не умерев размашистый московский шаг под местные реалии, мы проскочили ресторанчик на полном ходу. Дважды. Потом, замедлившись и войдя в относительную гармонию с окружающей средой обратили внимание на интересные бочки и ура! это оказалось искомым местом.

В общепите Риги меня удивили две вещи: уровень сервиса и уровень цен. И то и то было неожиданно высоким. Официанты очень напоминали Лондон (и это однозначно комплимент), цены слава богу были ниже, но тоже уверенно стремились к европейскому уровню.

С самолета мы были голодны и полны энтузиазма. Ресторан предлагал к пиву мидии в 7 вариантах приготовления. Колбаски нескольких видов и полное меню горячих и холодных блюд. Мидии были однозначно. Мы только немного поспорили про соус. Колбаски вызвали более жаркие споры. Впав в ностальгию по Германии и затрудняясь выбрать мы замахнулись и на чесночную и на острую. В меню колбаски измерялись метрами. Были варианты 0,5 м., 1 м, 1,5 метра. Мы в себя верили и решили что по 0,5 чесночной и острой и по 0, 5 пива трем прекрасным девам будет в самый раз. И пусть капуста на гарнир будет холодной, как в Кельне, а не горячей, как в Мюнхене, попросили мы. В Бельгии мы капусту не ели, но точно любим холодную, хорошо? Ну и мидии конечно, мидии -это даже не обсуждается. Да. И чесночных гренок мы тоже хотим.

У официанта на лице нарисовалось сомнение. — Точно две колбасы?- спросил он. То, что мидии не обсуждаются, было понятно даже группе английский юношей за соседним столом.

— Эээээ, но мы не можем выбрать. Чесночную или острую… — пошли мы на попятную, так как в задворках сознания забрезжили неясные тени былых гастрономических провалов от размеров порций и ограниченности наших желудков.

А бывает и так...

— Возьмите острую! — решительно посоветовал наш официант, и еще раз внимательно посмотрев на нас, добавил, — Только она у нас не очень острая, у нас то тут и специй таких нет, чтобы она очень острая была.

Пока мы озадаченно соображали, к чему относился данный комментарий и где на нас написано, что мы действительно любим тайскую еду и вообще на «ты» с жгучим перцем всех видов, нам принесли волшебное пиво в прекрасных и совершенно разных бокалах.

Рига. Не пивом единым...

Вообще сервировка была очень стильной и интересной, что еще добавляет заведению плюсов. Когда прибыли наши полметра острой колбасы, мы поняли все и сразу. В общем спасибо нашему официанту, метр мы бы точно не осилили. Мы и эту то догрызали уже на сплошном энтузиазме. И если мидии не впечатлили, но тут сложно упрекать ресторан, мы и сами их умеем отлично готовить и берем их везде и всегда и удивить нас очень ими не простая задача. А вот колбаса была прекрасна абсолютно и гарнира в ней было на троих нас с лихвой. Ну и пиво конечно тоже да. Отдали мы по итогу 55 евро и вполне себе довольные пошли домой.

Наши полметра
И миски и хрусталь. Все вместе и очень стильно
Рига. Не пивом единым...

На следующий день, вдоволь набродившись по улочкам Риги, мы решили, что вполне себе заслужили перекус. На вечер у нас был запланирован ресторан и поэтому цель была скорее выпить что-нибудь и дать отдых своим ногам. Совсем недалеко от собора св. Петра и по соседству от не менее интересного, но наглухо закрытой церкви св. Иоана (XIII век, готика, два добровольно замурованных в стену монаха… ладно, я тут про ресторан обещала…) находится очень атмосферный ресторан «Петергайлис (Petergailis), который мне горячо рекомендовал брат за его впечатляющую коктейльную карту.

К моменту его посещения я уже не испытывала иллюзий по поводу цен в ресторанах Старой Риги, поэтому и тут они нас не смутили. Заведение очень атмосферное, очень маленькое и оттого естественно довольно небюджетное. Но и не ужас-ужас. Среднеевропейские.

Судите сами: сырная тарелка обошлась в 12 евро, коктейли 6,5–8 евро. Еще мы брали чесночные гренки. Не спрашивайте, как это сочеталось с тем что мы пили, никак не сочеталось, но было очень вкусно и пахли они просто нереально.  Коктейли действительно были прекрасными. Я попробовав фирменный Pētergailis Anno2018 на основе брюта с рижским бальзамом и сливовым сиропом, присоединилась к выбору дочери и успела вкусить еще и Hugo Spritz, который явно навевал воспоминания о недавнем круизе, даром, что содержал в составе сироп из бузины.

Рига. Не пивом единым...

В общем очень и очень рекомендую это место и за антураж и за качество напитков. Сырная тарелка тоже порадовала и вдвоем мы ее не осилили. А Ло, не выдержав накануне знакомства с местной копченной рыбой, блюла вынужденную диету и не могла поддержать нас в гастрономических излишествах.  Счет составил что то около 35 евро. Но удовольствия мы получили точно больше и я не пожалела ни времени ни денег. Вот прямо рекомендую. Сидеть у окна там особенное удовольствие, если будете заказывать заранее, а на вечер я думаю это точно стоит сделать, то просите столик у окна. Там прекрасный вид и он добавляет очарования времяпрепровождению.

8 марта у нас сочетает в себе день рождения моих девиц и международный женский день. Мы все, как одна, — женщины! Причем две свеженародившиеся, а одна их родившая. В общем, проводить мы его стараемся как то интересно. Так как в этом году мы праздновали его в риге, то и выбран был самый интересный ресторан. Ресторан «Rozengrals». Коль скоро один из главных туристических козырей города -средневековая архитектура, так отчего и бы и не провести памятный вечер в интерьерах «Страдающего средневековья»? Согласно летописям в 1293 году на этом месте был винный погреб. Согласно отзывам в интернете ресторан обещал аутентичный средневековый интерьер, отсутствие искусственного освещения и аутентичные блюда 13–16 веков. Как минимум, это было необычно.

Заказали мы столик заранее, подумав, что праздник и воскресенье. Но в марте это было избыточной мерой. Подвалы в 13 веке делали просторные, ресторан состоит из нескольких сообщающихся друг с другом залов и толи благодаря сезону, то ли высоким для Риги ценам, он был заполнен на 2/3 Сразу скажу, что нам очень понравилось, но скорее с эстетической, нежели гастрономической точки зрения. И да, довольно дорого. Счет на троих (по одному горячему блюду, по два пива на каждую и два мороженных) вышел в 100 евро. Брали баранью рульку, салат с ростбифом, суп с олениной и фисташковое мороженное на льду. Вкусно. Порции обычные. Суп на одного человека, рульку и салат можно есть коллективно, что мы сделали. Пиво вкусное медовое, имбирное не впечатлило. Теперь про интерьер и эстетику. Вот тут твердая пятерка.

Рига. Не пивом единым...

Ты совершенно натурально ощущаешь себя в какой то приличной средневековой харчевне или на постоялом дворе. Музыка играет аутентичная, гусли да свирели. Очень легко представить за соседним столом Ведьмака и Лютика с его «Ведьмаку заплатите чеканной монетой…" На стене висят мечи, стулья и скамьи разной степени эргономики, уж как повезет, но понятно, что мебель в то время была не про вашу попу. Официанты одеты в домотканое. Хлеб завязан в рогожку. И свечи. Много много вечей в нишах на стенах, в канделябрах, на столах. Красиво конечно, что тут скажешь. Атмосфера. Нет, ну не совсем конечно вас туда забрасывают. Есть свет. Подсвечивают ненавязчиво порожки да притолоки, чтоб вы судьбу герцога Кларенского Джорджа Плантагенет. Не то, чтобы я считаю утопление в винной бочке плохой смертью, но вполне готова без нее обойтись. Да и удобства слава богу не на улице, а вполне себе в духе современности.

В остальном можно рассматривать интерьер часами. Для фото света маловато конечно, но тоже можно. Из блюд больше всего запомнилось фисташковое мороженное своей необычной подачей на увесистых кирпичах льда и замечательные кубки под пиво. Конечно же это аттракцион. И ничего латышского и уж тем более средневекового вы в своих тарелках не найдете, но время проведете здорово и воспоминания останутся приятные. Так что да, советую. Цены туристические: салат, суп, два горячих, два фисташковых мороженных и по два пива на каждую (там было имбирное и медовое, надо же было попробовать) обошлись в 100 евро. Порции скорее на одного, но рульку можно и на двоих. Если двое не очень прожорливы и вообще трепетные девы, которые еще оставляют место на мороженное с пивом.

На этом мы завершили знакомство с ресторанами Риги. Признаюсь честно: пару раз мы малодушно зашли в Макдональдс, первый раз потому что хотелось протестировать (ну у меня две юные девы на руках, не все же гурманством заниматься), а второй потому что хотелось миску салата и домой.

Еще мы ходили многократно проходили мимо и даже заглядывали в окна BLACK MAGIC BAR, знаменитое кафе, открытое на месте аптеки, где изобрели знаменитый рижский бальзам. Ныне славящийся местом дегустации многочисленных сортов этого бальзама, а также напитков на его основе и кондитерских изделий. Но мы так и не зашли туда, потому что совершенно не по женски равнодушны к сладостям и крепким напиткам, а даже, о ужас, к горячим напиткам с алкоголем. Но интерьеры там интересные и если вы не такие равнодушные привереды, то зайти стоит.

Рига. Не пивом единым...

Для кулинарных изысканий в домашней среде, а так же обеспечения завтраков и перекусов вечером под вино у нас значился супермаркет и конечно Центральный рынок. И если супермаркет в пяти минутах ходьбы от нашего дома нас ничем особо не удивил. Цены московские, выбор хороший, все понятно, что это центр города, зато все есть и даже все виды рижского бальзама по вменяемым по сравнению с Black Magic ценам. То про Центральный рынок стоит рассказать отдельно.

Вообще Центральный рынок может служить отдельной достопримечательностью, как одесский Привоз. Один из крупнейших рынков Европы выделяется в городской панораме полукруглыми крышами, за которые его часто называют бывшими ангарами для боевых дирижаблей. На самомо деле от ангаров, брошенных тут то ли кайзеровской армией то ли разбитыми прогерманскими формированиями оставлись одни своды, что не умаляет интереса к данному объекту. Во всей Европе таких ангаров осталось штук семь и четыре из них в Риге. Работают рынком. Каждый ангар-павильон специализирован: молочный, бакалейный, заленый и самый интересный- рыбный.

По моим ощущениям в Риге коптят и солят все, что летает и плавает. А миноги я лично видела впервые, раньше только читала про них у Булгакова. Все по-русски, все на развес и стоит (после ресторанов и супермаркетов центра) сущие копейки. Мы набрали «всего на пробу» в надежде потом вернуться и закупиться, и это конечно было ошибкой, как всегда бывает в путешествиях. Надо брать сразу и побольше. И да, это было очень вкусно и в целом впечатлило больше, чем весь общепит.

Рига. Не пивом единым...

Миног я так и не решилась попробовать, больно уж специфичные они на вид. Но точно могу сказать, что рыбу Рига может ставить себе в заслугу. От разнообразия форм, видов, цветов, степеней просолки и маринадов разбегались глаза. Совет один- идите и пробуйте. И да пребудет с вами сила духа, желудка и «Фестал» для тех кто не расчитал свои силы.

На сим кулинарную часть путешествия я завершаю. Предыдущие серии нашего путешествия находятся тут:

Часть первая. Жилье, полет и вообще организиционное: https://www.tourister.ru/responses/id_30664

Часть вторая. Экскурсионная. Улочки и домики:https://www.tourister.ru/responses/id_30971