Турист Vit (lokrumskif)
Vit
был 3 апреля 2023 10:59

Сучава, Брашов, Бран, Крайова — Румыния Сентябрь 2012

Продолжаю публиковать свои заметки «из неизданного».

Каждое лето, начиная с 2010 года мы с женой проводим в Греции, с 2011 года перемещаемся туда на своем авто. Маршруты разные, повторений очень мало. В этом рассказе опишу часть пути из Греции в Москву, а именно, Румынию с упором на Трансильванию. Полный маршрут таков (в скобках пункты ночевок): Греция (Халкидики) — Болгария (София) — Румыния (Крайова и Сучава) — Украина (Александрия и Харьков).

Выехав из Греции, мы пересекли болгарскую границу, переночевали в Софии, далее поехали не по основной трассе через Бухарест, а ушли западнее, мимо Монтаны в сторону дунайского городка Видин. Сейчас в Видине уже построен мост через Дунай, мы по нему ездили позднее, но на тот момент мост не был еще закончен, и на румынский берег мы попали на пароме.

Строящийся мост:

Пристань на румынском берегу:

Паром пересекает Дунай не по кратчайшему пути, а делает загзаг, полпути идя против течения, т. к. отправные точки расположены не напротив друг друга.
На румынской стороне сравнительно быстро прошли таможню, здесь пришлось еще уплатить портовый сбор (что-то около 10 евро), затем взяли курс на Крайову, куда прибыли еще засветло.

Поселились в уютном отеле прямо у центральной площади. Сразу пошли менять валюту, но увы, все обменки уже были закрыты. Но ведь надо поужинать (на пластиковую карту надежд нет), стал подходить к уличным ресторанам с вопросом — примут ли оплату в евро? Везде отказались. Что же делать? Так хотелось поесть чорбы… да и вообще основательно проголодались. Вернулись в отель, там попробовал обменять валюту у портье, и здесь облом. Но выход нашелся: — У нас неплохой ресторан, сказал портье, вы покушайте, счет выпишут на номер, а завтра поменяете валюту и рассчитаетесь. Так и сделали.

Ресторан слегка казенный, стены выкрашены в тот незабываемый зеленый цвет, которым красились общественные места в СССР, но чорба была неплохая, как и другая еда. Утром с обменом проблем не возникло.

Название города имеет славянский корень, но, вопреки первой мысли, оно происходит не от слова Край, а от слова Краль, т. е. король.
Жена прошлась по торговому центру (ничего особенного).
А я тем временем пробежался по городу и слегка поснимал центр. но первые кадры сделаны как раз из торгового центра, я поднялся на верхний этаж, там было приоткрыто какое-то окошко. Торговый центр по-румынски, между прочим — Mercur Center, вспоминаем римского бога торговли.

Крайова, центральная площадь — Mihai Viteazul Square:

Трансильванская сказка

Несмотря на раннее утро, солнце уже слепит нещадно.

Пешеходная улица:

Крайова интересна главным образом центром, удалившись в любую сторону на пару кварталов, обнаруживаешь или типичный «совок» (в различных вариантах, от официоза до безликой бетонки), или даже разруху, но разрухи в целом мало. Город занимает второе место в стране по числу церквей и памятников истории, однако от нас эти памятники большей частью ускользнули, несмотря на то, что поколесили по городу достаточно. Впрочем, красивых отреставрированных зданий немало.

Во времена СССР удачей считалось приобрести комплект румынской мебели. Значительная часть этой мебели производилась как раз в Крайове.

Выезжаем из города без четкого плана.
Нам надо до полуночи покинуть Румынию, иначе возможен напряг на границе, т. к. в полночь истекают 90 шенгенских дней и мы рискуем превратиться в тыквы. Румыния сейчас дает чуть ли месяц нахождения в стране, тогда это были 5 дней, но в любом случае, существовала привязка к шенгену. Впоследствии мы без проблем проезжали и Румынию, и Болгарию с истекшими 90 днями, но в тот раз еще испытывали опасения. А ведь еще собираемся заехать в Брашов и Бран. В-общем, решили ехать, как получится.

Навигатор, тогда это было отдельное устройство, при выезде из Крайовы выкинул сюрприз, показывал какую-то галиматью, перезапуск не помогал.
Крайова город немаленький, выехать оказалось трудно, пришлось останавливаться и спрашивать у полицейских.
Покружили, но конце концов выехали и взяли курс на Брашов по указателям.

Румыния произвела более благоприятное впечатление, чем Болгария (последний раз мы проезжали обе страны прошлым летом, спустя 9 лет разница увеличилась еще сильнее). Аккуратные села, везде кипит стройка, дома двух- и трехэтажные, дороги везде ремонтируются. Народ улыбчивый. В одном месте остановился снять вид с горного перевала, в полной тишине и отсутствии населенных пунктов услышали доносящуюся откуда-то снизу народную песню, хоровое пение. Потом, съехав пониже, увидели, что там село, наверное, праздновали свадьбу.
На перевале часто встречаются одинокие продавцы деревенских продуктов, остановившись у одной парочки пожилых крестьян, купили копченый кашкавал. Это овечий (либо из смеси овечьего с коровьим) сыр, распространенный в Румынии, Болгарии и Сербии, впрочем, делают такой сыр и в Италии.
— Бун? — Спросил я (мой румынский плох, знаю лишь несколько фраз и слов, некоторые из лексикона Остапа Бендера).
— Бун, бун, — с радостью закивала бабуля.
Дорога шла по горам, пейзажи впечатляли, асфальт хороший, настроение тоже.
Типичные пейзажи Румынских (Западных) Карпат:

Трансильванская сказка

Ехали-ехали и доехали до Брана. После очередного поворота вдали показался замок, и это, пожалуй, самый выигрышный его вид.
Бран, Замок Дракулы

Трансильванская сказка

Возле замка огромное скопление машин и байков, впрочем, на платных стоянках мест хватает, цена небольшая.
Удивили три мотоцикла с российскими номерами. Браво! Напомню, это 2011 год, впоследствии я видел мотоциклистов из России, Беларуси и Украины повсюду на Балканах.
Вход платный, очередь минут на 10. Здесь же раскинулся рынок, продают всё: сыры, напитки, деревянные маски, керамику, кожу, вязаные изделия и т. д. Основная направленность сувениров — вампиры, ведьмы и прочие сказочные персонажи:

Трансильванская сказка

Я не буду описывать подробно историю и хронологию замка, скажу только, что Дракула имел к нему весьма отдаленное отношение, возможно, посетил раз-другой, возможно, провел здесь в заточении пару месяцев, а может и нет. Но замок Бран стал символом, и этого достаточно как для почитателей Дракулы, так и для туристов попроще.
В замок ведет крутая лестница.

Трансильванская сказка

Полы во всех помещениях скрипучие, народу много, скрип приобретает черты фоновой музыки, некая озвучка того, что ты видишь.
Интерьер:

Внутренний двор:

Трансильванская сказка

Внутри дворика тесновато, явно строители не учли будущего потока туристов.

Побродили минут 40, да и пошли к выходу.

Трансильванская сказка

В целом, одного часа на осмотр замка вполне достаточно, можно уложиться и в 30 минут, но это если особо не заморачиваться с фотками.

Впрыгиваем в машину и отправляемся в путь.
Справа по ходу движения появляется городок Рышнов с одноименной крепостью, построенной еще тамплиерами.
Крепость высится над городом, я попробовал посетить ее, заезд на машине возможен сзади, но ничего не получилось, почему-то было закрыто.

Крепость Рышнов:

Трансильванская сказка

Едем дальше, впереди Брашов.

Трансильванская сказка

Вскоре подъезжаем к Брашову, тут совсем недалеко. Запарковались просто на улице и отправились на осмотр города.

Трансильванская сказка

Недалеко от центральной площади высится готическая громада, это Черная церковь:

На центральной площади:

Ратуша:

Зона ресторанов:

Пешеходная улица:

Трансильванская сказка

В любом месте Румынии, если мы обедаем или ужинаем, я непременно заказываю чорбу. Здесь, на центральной площади, мы пообедали очень вкусно, чорба была великолепна, пожалуй, лучшая в Румынии.

Ресторанчик на площади, в компании этого «хомячка» мы и обедали:

Трансильванская сказка

Для развлечения туристов по площади марширует группа трубадуров в национальных одеждах, сделав небольшой круг, они поднимаются на ратушу и трубят оттуда в свои трубы. Народ с благодарностью на это взирает, щелкая клювами фотоаппаратами.
Трубадуры на Ратуше:

Трансильванская сказка

На холме над городом тоже возвышается крепость, мы не поехали…

Просто улочки:

Новая мэрия:

Трансильванская сказка

Здесь установлена копия римской волчинцы:

На часах на верхнем снимке видно время, срочно пора срываться, визжа шинами. Уезжать из Брашова не хотелось, правильнее было бы здесь заночевать и осмотреть его более глубоко.
Но в нас еще теплилась надежда пройти до полуночи украинскую границу. Поэтому, вздохнув, отправляемся дальше.
Брашов, последний снимок:

Трансильванская сказка

Брашов понравился однозначно. Нормальный европейский город, со старым центром, ратушей, храмом, живой и привлекательный.
Когда мы бродили по его улочкам, почему-то вспоминался черногорский Котор, хотя города совсем разные.
Наверное, оттого, что оба стоят у подножия горы и некоторые улочки буквально в эту гору упираются.

Едем на север, вечер, начинает темнеть. И тут вдруг, уже в сумерках, неожиданно возникли горы, с перевалами и серпантинами.
Ничего особенного, но это сильно замедлило наше продвижение. А еще и навигатор не работает…
В-общем, ползли примерно до полуночи, пока не появились указатели Сучава. Здесь все-таки решили заночевать в мотеле на въезде в город.
Всё, спешить уже не стоит, крайний срок миновал. Теперь полагаемся только на невнимательность/непридирчивость пограничников. Ну, или, что вполне вероятно, закон на нашей стороне.
Позавтракав утром, отправляемся осмотреть Сучавскую Тронную крепость, известную тем, что здесь проходили коронации Молдавских господарей. А сам город Сучава когда-то был столицей Молдавского княжества.
Крепость была построена в 14-м веке, в 16-м разрушена. Сейчас идет реставрация.
Сучава, Тронная крепость:

Трансильванская сказка

Белые линии на Сучавской крепости — это уровень, с которого началась реконструкция кладки. Но в некоторых местах не очень понятно, отчего она порой так причудливо изогнута.
Главный минус для фотографа — рядом с крепостью нет возвышения, с которого можно было бы сделать более-менее приличный снимок, показывающий ее цельность. И, ко всему, было пасмурно. Я наснимал много, однако выкладывать фотки не имело смысла, они, скажем прямо, невзрачны.

Зато на город отсюда вид открывается более-менее:

Трансильванская сказка

Потратив на крепость примерно час, отправляемся в путь. Гор больше не было, местность пошла какая-то слегка унылая… Быстро доехали до границы, очереди почти нет, никаких вопросов к нам не возникло. Тут мы, конечно, вспомнили нашу спешку, недоосмотренные трансильванские города и замки и т. п. Но что поделать…

Через Румынию мы впоследствии проезжали не раз. Было осмотрено множество других замков и городов. Однако, Брашов так и остался нашим любимейшим румынским городом. А Трансильвания, на мой взгляд, лучшая часть страны.