Турист Olga Korobkova (aga_olya)
Olga Korobkova
была 1 ноября 2022 10:32

Фор-де-Франс — Мартиника Декабрь 2019

Наступил заключительный день круиза — 7 декабря. Накануне нужно было выставить упакованные чемоданы за дверь до полуночи, чтобы они организованно их выгрузили. Поэтому последний вечер, хоть и был торжественным, с раздачей бесплатных напитков, но все равно оказался каким-то скомканным. Хотелось еще раз обойти все полюбившиеся места на корабле, попрощаться с новыми знакомыми, еще раз посмотреть фото в фотостудии и выбрать понравившиеся. Ну и конечно же — собраться.

По каютам всем разнести наклейки разных цветов, которые указывали в какое время выгружаться.

Утро тоже выдалось грустное, заканчивать что-то приятное всегда не весело. Дособиралсь, попрощались с теми, кого не увидели вчера, в назначенное время собрались в театре, и через минут сорок организованно вышли. Наши чемоданы ждали нас на парковке для чемоданов, обозначенные наклейками того же цвета, что и на нас. Последнее прощай кораблю — и мы выходим в город. (Можно было, кстати, вернуться пообедать-поужинать до отплытия, и мы бы наверное так и сделали, если бы отель был недалеко).

В порту интернета нет, на улице духота и французская территория. Это значит что английский там не в ходу в принципе, все вывески-надписи только на французском, очень путанные карты общественного транспорта на остановках и еще менее понятные терминалы для покупки билетов. Это вам не Икеа, по картинкам не разберешься — суровая французская моноязычность.

Трансатлантический круиз — последний день на островах: Мартиника

В общем куда ехать — непонятно, на чем ехать — непонятно, еще и дождь время от времени поливает, перемежаясь с палящим солнцем. В итоге купили билет, на трамвае (который вовсе не трамвай, а длинный автобус) доехали до конечной за углом, и потом добрая креольская женщина вроде как поняла куда нам надо, показала в какой автобус садиться и минут десять еще болтала с водителем, указывая на нас. Платить сказали не надо, ну ок, может еще тот билет действовал? Доехали, еще немного поплутав (из кустов на меня вылетела колибри!), вышли на нужную дорогу, 10 минут в гору и мы у цели.

Наше пристанище — Packit’s Guest-House, самое недорогое что мы на те даты нашли, но в общем все равно дорогое. Это хостел, интерьер интересный, но виден упадок. Хозяин болеет ногой, почти не может ходить, лежит в гостиной. Ванные старые. Но комнаты чистые, и белье не просто чистое, а практически новое. Кондиционера нет, но есть вентилятор (потому что в окнах декоративная решетка, а не стекла), и если не выключать его, то он спасает, потому что ночью не жарко, а просто душно. Я не видела никого, кто бы приходил помогать, но хозяин явно не смог бы сам подниматься на второй этаж и готовить комнаты. В доме живет собака, дружелюбная, но с ней не гуляют, и туалетом она выбрала себе дальний конец веранды. Кухня большая, летняя, можно готовить, но почему-то ее открывают по часам, утром и вечером, в остальное время она заперта. В общем грустное немного зрелище.

Из-за жары и духоты вообще не хотелось никуда идти, так что мы отдохнули в отеле и просто немного прогулялись вечером до центра. Посмотрели на набережную, Библиотеку Шольшера и на форт со стороны, прогулялись по La Savane Park, посмотрели на граффити.

форт

в порту, но не международном, а катерном через залив

Дошли до порта, и долго ждали отправления нашего корабля, но уже без нас. А он так и не уплыл. И мы двинулись в сторону дома.

Трансатлантический круиз — последний день на островах: Мартиника

После заката внезапно навалилась невероятная, просто убийственная духота, и с улиц исчезли все, абсолютно все люди. Силы все как будто вышли из тела, и трудно было даже шевелиться. Это длилось примерно полчаса, а потом внезапно отступило: и сразу на улицах появились люди, открылись кафешки и магазины, побежали дети, начали прогуливаться семьи… На набережной мы решили купить чурросы — это такие сладкие испанские загогулины жаренные в масле. Продавцы только раскочегаривали свою машину, и скопилась очередь, но никто не торопился. Ждали наверное полчаса, но таки дождались своей порции. Один местный мальчик всё жался, жался к нам, просто на ноги наступал (причем он был с кем-то из взрослых): выглядело это так, как будто он ждал момента вскрыть наш рюкзак, либо никак не мог решиться попросить денег и ждал что мы сами догадаемся. Так я и не поняла что это было.

На набережной же горели большие буквы Joyeuses Fetes, и вокруг тусила специфическая публика, так что мы вычисляли-вычисляли и решили, что это Свидетели Иеговы. Дома уже я выяснила что это «Счастливых праздников!», Новый год же скоро и Рождество. Ох уж этот французский!

необычный портрет из палочек, виден только с определенного ракурса

Ночью несколько раз заряжал дождь, и после него каждый раз минут на пятнадцать опять включался режим руконемодъемной духоты, потом отпускало. В целом ночью было прохладно и приятно, без этих периодов.

Следующий день был воскресеньем, и из соседней церкви с утра разносились звуки колоколов, очень приятно. Достаточно рано стало жарко, и никуда не хотелось, ботанический сад, который я запланировала, отпал сам собой, про пляж даже думать не хотелось в такую жару.

в этой церкви звонили колокола

Сходили в супермаркет, нормальный, большой, очень большой, с неплохим выбором продуктов, кондиционером, тележками, пятьюдесятью кассами и полем-парковкой. Там я поняла КАК ЖЕ Я СОСКУЧИЛАСЬ ПО ЦИВИЛИЗАЦИИ! По широкому выбору, прохладным светлым магазинам, нормальным разнообразным продуктам, а не вот этим всем магазинчикам в чулане с тридцатью наименованиями товаров на все случаи жизни, и картонным «бутикам», в которые все с корабля почему-то так рвались. Хотя и приятно провести несколько дней (а может и недель) вдали от всего на свете, но только зная, что скоро вернешься оттуда.

Трансатлантический круиз — последний день на островах: Мартиника

Во второй половине дня выписались из отеля, на автобусе доехали до центра (терминала билетного на остановке не было, а водитель только махнул рукой, типа не надо — ну ок), а оттуда на трамвае под номером, А (который вовсе не трамвай) — прямо до аэропорта. На него уже купили билет в билетном аппарате.

трамвай который вовсе не трамвай

Аэропорт мельчайший, работники расслабленные. Таможенница болтала по видеозвонку с кем-то и детскими криками из камеры, на меня даже не взглянула, и забыла поставить мне штамп. Магазинчики, там, кстати, не очень-то и дорогие. А самолет авиалинии Air Caraibas — просто шикарный: чистый, новый, фильмы/игры/музыка в каждом кресле, питание два раза и даже с металлическими приборами и алкоголем, и всё это по стоимости в полтора раза дешевле чем из Парижа в СПБ или Москву.

Выводы по Мартинике:

1. Климат очень специфический, духота выматывает, причем накатывает она волнами. Но ночи прохладные, это отлично.

2. Мы, конечно, мало посмотрели, но думаю этот остров отлично подойдет тем, кто не хочет совсем уж отрываться от цивилизации. Тут тебе и общественный транспорт, и приличные магазины, и выбор продуктов (и почти все едут прямиком из франции), и наверняка более тихие места тоже есть, а если нет, то несколько часов на пароме и ты в каком-нибудь соседнем глушь-государстве в самом позитивном значении этого слова.

3. Из туристов там в основном французы, как я поняла они воспринимают Мартинику как французский загород, дачу. Все кого мы встретили — приехали надолго, от двух недель.

Трансатлантический круиз — последний день на островах: Мартиника

4. Это довольно большой и густонаселенный остров, так что там нет уже такой милоты, как на предыдущих. Все плюсы цивилизации не приходят без минусов: скученность, бедные кварталы, загазованность.

5. Наверное если бы это не была наша конечная точка, то мы бы посмотрели больше: взяли бы такси, объехали всё за день, и благополучно уплыли. А так — можно было и не оставаться на ночь, а сразу улетать, ничего бы не потеряли.

Трансатлантический круиз — последний день на островах: Мартиника

6. Там очень распространен сидр, просто десятки сортов, особенно сухой. Мы попробовали несколько разных — мне понравилось. А еще обязательно попробуйте сок из сахарного тростника. Его жмут прямо на улицах из валяющихся рядом прям на земле бревен (по другому не скажешь) тростника и могут налить вам в их или вашу тару в любых объемах. Зрелище возбуждающе отвратительное, такое просто нельзя пропустить.

7. Специально туда ехать нет смысла.