Турист Екатерина (sunshine_kat)
Екатерина
была 23 января 2018 9:09

Стамбул — Турция Октябрь 2011

Золотая фраза нашего кино: «Стамбул — город контрастов», — оказалась как нельзя точнее. Несмотря на то, что город имеет явно восточный колорит, он всеми возможными и невозможными средствами стремится соответствовать уровню европейской столицы. Именно это меня и покорило: восточная вежливость, мусульманская архитектура, но при этом отличная инфраструктура.

Путешествие было запланированно на конец октября. В поездку собирались отправиться 4 молодые девушки. Лично меня очень беспокоили мысли нашей безопасности: всё-таки мусульманский город, мы планируем посещение без туристической группы, как всегда всё самостоятельно, да и темнеет осенью около шести вечера. Мои опасения оказались абсолютно напрасны.

Теперь о бюджете:

* гостиница! Бронируем на booking.com и даже без вариантов, но обязательно в историческом районе Султанахмет и желательно по акции. Выбор пал на Dara Hotel And Family Rooms. Двухместный номер с завтраками с 21.10- по 28.10 получился 493 евро за номер. В подарок мы получали трансфер из аэропорта в отель.

Гостиница понравилась очень. Персонал старался угодить чем только мог. 4 этажа по три номера и терраса для завтраков. На ресепшен компьютер с доступом в интернет, по всему отелю wi-fi, просто отличное место расположение в пяти минутах ходьбы от района Ипподрома. Завтраки так же на уровне, про чай в номер перед сном я уже просто не говорю, принесут с радостью.

Стамбул - между Европой и Азией. Путеводитель на неделю. День 1 - Султанахмет.

виды из окна и с террасы для завтраков

Единственное о чем до сих пор вспоминаю со смехом, так это мечеть во дворе… В первое утро я вскочила в 6 часов так как началась молитва и было такое ощущение, что мула поет у мня в комнате, мы были готовы уверовать…так было каждый день, но мы быстро привыкли. Думаю, что в таком районе как Султанахмет везде такая проблема, так как мечети на каждом шагу.

* перелет! Видимо какая-то счастливая случайность и на следующий день после бронирования жилья в своем почтовом ящике я нахожу письмо от Дон-Авиа…и чудо! как раз акция на перелет Ростов-Стамбул. Билет за 8 тыс рублей. Спасибо Дон-Авиа — очень приятно.

Остальные расходы на неделю составили около 15 тыс. рублей: погулять, покушать, посмотреть.

В отель заселились около 12 часов дня. Быстро кинули чемоданы и побежали знакомитья с городом. С погодой нам повезло и мягкое осеннее солнышко только поднимало настроение. В отеле нам выдали карту и объяснили, что где находится, так же мы взяли визитки с адресом гостиницы, на случай если заблудимся и придется объяснять таксисту куда нам нужно.

В первый день решили осмотреть район Ипподрома и всё, что в шаговой доступности.

Стамбул - между Европой и Азией. Путеводитель на неделю. День 1 - Султанахмет.

Выйдя на улицу сразу свернули во двор и оказались у мечети.

Очень необычное ощущение нахождения внутри.

Стамбул - между Европой и Азией. Путеводитель на неделю. День 1 - Султанахмет.

После этого ещё один переулок и мы уже под Египетским обелиском в районе Ипподрома. Обелиск, с вырезанными на нём с четырех сторон иероглифами, прославляет военные победы фараона над государством Митани. В эпоху правления императора Феодосия I в. качестве ценного исторического памятника обелиск установили посередине Константинопольского Ипподрома (390 год).

Там же находится каменная и змеиная колонны.

Стамбул - между Европой и Азией. Путеводитель на неделю. День 1 - Султанахмет.

В лесах прячется каменная колонна. Сооружение высотой 32 м, стоящее на небольшом мраморном основании, приблизительно датируется IV—V вв., но кто и по какому поводу его установил не известно. Во время правления Константина VII Порфирогенета (Багрянородного) колонну отреставрировали (X) и покрыли позолоченными бронзовыми пластинами, после чего у неё появилось ещё одно название — Колонна Константина. Бронзовые пластины пропали во время грабежа города участниками IV Крестового похода (1204 г.) и не сохранились до нашего времени.

Стамбул - между Европой и Азией. Путеводитель на неделю. День 1 - Султанахмет.

Три переплетенные друг с другом в виде колонны бронзовые змеи удерживали на своих головах золотую чашу, дополнительно поддерживаемую треногой. Во времена Константина I, когда исторические реликвии со всех концов империи доставляли для украшения новой столицы, кадильница попала на Ипподром. Следы золотой чаши и треноги затерялись ещё в древности, а колонна из змей в полной сохранности достояла до начала XVIII в. Сейчас от неё остался только обломок, длиной чуть больше 5 м.

В конце аллеи красуется Немецкий фонтан.

Стамбул - между Европой и Азией. Путеводитель на неделю. День 1 - Султанахмет.

Это сооружение подарок немецкого кайзера Вильгельма II султану Абдул-Гамиду II. Взамен кайзер получил разрешение на строительство стратегической железной дороги Стамбул-Багдад. Все элементы конструкции фонтана изготовлялись в Германии и доставлялись в Турцию для сборки.

Посетить находящуюся тут же мечеть Султанахмет или как её ещё называют Голубую мечеть нам не удалось, так как началась молитва.

Стамбул - между Европой и Азией. Путеводитель на неделю. День 1 - Султанахмет.

Характерная особенность мечети Султанахмед — шесть минаретов (в большинстве соборных мечетей их максимум четыре). Снаружи стены здания покрыты голубовато-серыми изразцами, меняющими свой цвет в течение дня, в этих же тонах выдержаны и купола. Из-за этого среди туристов у мечети Султанахмед появилось её второе название — Мави Джами (Mavi Camii — Голубая мечеть). Сам султан Ахмед I не смог, как следует, налюбоваться своей мечетью, так как скончался через год, после того, как её сооружение закончилось. Названная в его честь Султанахмед, она стала одной из красивейших мечетей Стамбула. Мечеть открыта ежедневно (май-окт. с 09.00 до 21.00, нояб.-апр., с 09.00 до 19.00 кроме времени молитвы)

Стамбул - между Европой и Азией. Путеводитель на неделю. День 1 - Султанахмет.

Но мы смогли осмотреть Музей Турецкого и исламского искусства, находящийся напротив Голубой мечети.

Музей располагается в двухэтажном здании. Музей работает ежедневно, кроме понедельника с 09.00 до 17.00, стоимость входного билета 10 TL.

Стамбул - между Европой и Азией. Путеводитель на неделю. День 1 - Султанахмет.

На первом этаже представлена экспозиция жизни и быта народа, на втором собраны такие реликвии как старинные книги, рукописи, драгоценности и оружие.

Стамбул - между Европой и Азией. Путеводитель на неделю. День 1 - Султанахмет.

Выйдя из музея уткнулись в ларек со свежевыжатыми соками. Стакан гранатового сока 5 лир (самый дорогой сок оказался в стамбуле именно тут, стартовая цена 2 лиры за стакан).

И вот мы уже стоим на Divan Yolu — улица с трамвайным движением и большим количеством разнообразных кафешек.

Стамбул - между Европой и Азией. Путеводитель на неделю. День 1 - Султанахмет.

Тут мы и пообедаем в местной столовой Locantasi за 18 лир.

И теперь с новыми силами отправимся в музей мозаик (вход 8 лир, ежедневно, кроме понедельника с 09.00–16.00).

В 1933 г. при проведении строительных работ, ниже Базара Араста случайно обнаружили фрагменты мозаичного пола. Проведенные археологические раскопки (1935–1938, 1951–1954) позволили идентифицировать обнаруженное сооружение как покрытый мозаикой большой перистиль (греч., peristylos — открытый дворик, окруженный со всех сторон крытой колоннадой), площадью около 2 тыс. кв. м, принадлежащий Большому дворцу. Сейчас, в открытом на этом местеМузеи Мозаики (ежедневно, кроме понедельника с 09.00–16.00, билет 8 TL), можно увидеть редчайшие образцы византийской мозаики V—VI вв. Изображения выполнены с величайшим искусством из цветных известковых, терракотовых и стеклянных 5 мм кубиков, количество которых на 1 кв. м достигает не менее 40 тысяч. На сохранившихся мозаиках перистиля дворца изображены жанровые сцены с пастухами, крестьянами и охотниками, различные животные, а также мифологические сюжеты.

Лично меня этот музей не впечатлил вообще, а вот на Базар Араста заглянуть следует. Здесь можно найти очень необычные и красивые сувениры, но! Это один из дорогих базаров Стамбула, расчитанный исключительно на туриста.

Следующим пунктом нашей прогулки является Цистерна Базилика (ежедневно с 09.00 до 17.30, входной билет 10 лир).

Подземные резервуары для воды в пределах городских стен строились в огромных количествах. Они были под многими частными домами и храмами, большими церквями и монастырями и под всеми дворцами. Наиболее известной и самой посещаемой цистерной Стамбула является Цистерна Базилика или Йеребатан Сарайы(Yerebatan Sarayı — Подземный дворец) — хорошо сохранившееся византийское подземное водохранилище питьевой воды.

опять загадываем желание

макет цистерн Стамбула

языческое наследие: голова перевернута неслучайно как символ неуважения к языческим идолам

Стамбул - между Европой и Азией. Путеводитель на неделю. День 1 - Султанахмет.

Выйдя из Цистерн около четырёх часов очень хотелось кушать, но времени не было и нас спасла продающаяся повсюду кукуруза. Початки либо варятся либо запекаются. Стоимость 1 лира.

И вот под вечер у нас остаётся время заглянуть в величественную Ай-София. Собор открыт для посещения ежедневно (кроме понедельника) с 09.00 до 17.00. Прочитав в путеводителе, что из-за большого потока туристов приходить лучше либо к открытию, либо к закрытию, мы отправляемся на осмотр одной из главных достопримечательностей Стамбула.

Стамбул - между Европой и Азией. Путеводитель на неделю. День 1 - Султанахмет.

С первого взгляда внешний вид Айя-Софии очень прост и лишен каких-либо украшений, и даже знаменитый купол (диаметр 31 м, высота 55 м) кажется несколько тяжеловатым и вдавленным. Для того, чтобы прочувствовать все величие и великолепие здания, необходимо увидеть его изнутри (центральный неф — 73 м в длину, 68 м в ширину), когда гигантская масса камня оборачивается наполненным светом величественным храмом. Пол и колонны Святой Софии сделаны из многоцветного мрамора, им же выложена часть стен.

Стамбул - между Европой и Азией. Путеводитель на неделю. День 1 - Султанахмет.

Из сорока больших окон у основания купола, обильный свет разливается по всему храму. В течении почти тысячи лет Айя-София, служившая религиозным центром православного христианского мира, была главной сценой различных событий происходивших в Византии. Императоры венчались здесь на царство и праздновали военные победы, иконоборцы крушили мозаики, а латины-крестоносцы ломали алтарь и грабили накопленные веками богатства и святыни.

После завоевания Константинополя (1453 г.) собор Святой Софии преобразовали в мечеть Айя-София. Во второй половине XVI века под руководством прославленного архитектора Синана начались восстановительные работы и у стен Айя-Софии поднялись широкие каменные контрфорсы, с помощью которых удалось остановить «сползание» здания. После этого первоначальный облик собора изменился и до наших дней дошел именно в таком, несколько «искаженном» виде. Примерно тогда же по углам Айя-Софии появились каменные минареты, игравшие роль дополнительных стабилизаторов, поддерживающих все сооружение. С конца XVI в. с юго-западной стороны Айя-Софии стали возводить усыпальницы для султанов, которые правили Османской империей после Сулеймана Великолепного. В период правления султана Абдул Меджида (1839–1861) архитекторы Гаспар и Джузеппе Фоссати, приглашенные для ремонта здания, кроме реставрации купола и колонн, внесли некоторые изменения в художественное оформление интерьера, и обнаружили мозаики, замазанные штукатуркой в течение нескольких веков.

Стамбул - между Европой и Азией. Путеводитель на неделю. День 1 - Султанахмет.

В это же время на уровне галерей повесили восемь деревянных круглых панелей (диаметр 7,5 м.), обтянутых кожей. На них каллиграф Мустафа Иззет Эфенди, выписал имена Аллаха, Пророка Мухаммеда, его двух внуков Хасана и Хуссейна и первых четыре калифов Абу Бекра, Османа, Али и Омара.

Стамбул - между Европой и Азией. Путеводитель на неделю. День 1 - Султанахмет.

Новые работы по реставрации собора начались только после основания Турецкой Республики. А в конце 1934, по решению Мустафы Кемаля Ататюрка, Айя-София перестала быть мечетью и с 1 февраля 1935 г. открылась как музей. Сейчас Айя-София второй по популярности и посещаемости музей Стамбула после Дворца Топкапы.

Стамбул - между Европой и Азией. Путеводитель на неделю. День 1 - Султанахмет.

каменные углубления в полу, протертые веками ступнями дежуривших у входа стражников — зрелище впечатляющее

Стамбул - между Европой и Азией. Путеводитель на неделю. День 1 - Султанахмет.

охрана очень вежливо, но настоятельно выгоняла нас уже после закрытия, зато получилось сфотографировать это чудо света без толп туристов.

Перед ужином мы решили прогуляться в сторону дворца Топкапы и узнать его точное время работы.

27 лир было потрачено на ужин в одной из турецких пахлавичных. Горячий чай и восточные сладости стали отличным завершением первого дня… Теперь мы точно в Стамбуле. Ущепните меня.

Стамбул - между Европой и Азией. Путеводитель на неделю. День 2 - Дворец Топкапы.