Турист Виктор (grau59)
Виктор
был сегодня 5:12

Саратов, Энгельс — Россия Ноябрь 2019

Я понимаю, что страна изменилась. Многое хорошее забылось, но когда я несколько лет назад спросил у соседского мальчишки-школьника: «Кто такой Гагарин?», то он сделал удивлённое лицо. Неправильно это с моей точки зрения, первого космонавта Земли надо помнить.

Поэтому когда меня 26 ноября 2019 года пригласили на презентацию проекта «Гагарин — навсегда» в гимназию № 3 города Саратова, то я с удовольствием там побывал.

Саратов — стартовая площадка Гагарина в космос

Проект был создан первой в области школьной туристической фирмой.

Участники проекта рассказали о проекте на 3 языках: английском, китайском и испанском. Выступили правнуки создателя народного музея Гагарина Народный музей Ю. А. Гагарина .

Но самым интересным были экспонаты школьного музея Узморья, первого села куда пришел, точнее приехал на колхозной телеге Юрий Алексеевич Гагарин после своего приземления Место приземления первого в мире космонавта Юрия Алексеевича Гагарина.

Часть экспонатов из музея были привезены для показа.

Саратов — стартовая площадка Гагарина в космос

На фотоальбоме — автограф старшего брата Юрия Гагарина — Валентина.

Для меня было откровением, что оказывается Юрию Гагарину правление колхоза выписало трудовую книжку колхозника,

когда он приезжал в январе 1965 года в Саратов. Даже трудодни проставлены.

Саратов — стартовая площадка Гагарина в космос

Когда я рассказывал Как космонавты целинные земли осваивали, то не знал, что существует вот такой альбом.

После рассказа о дне приземления Гагарина в волжской степи молодые краеведы из Узморья дали интервью, может быть первое в жизни.

Интересной деталью было упоминание о том, что Гагарин попросил во время торжественного ужина поставить на стол картошку и солёные бочковые огурцы. И после завершения торжественной части нам были предложены те же блюда, что и Гагарину.

Саратов — стартовая площадка Гагарина в космос

И картошка и огурчики — были просто объеденье!

Экскурсионные программы по Саратову обычно включают в себя прогулку по проспекту Кирова, а также показ здания консерватории и памятника Н. Г. Чернышевскому на одноименной площади. Если перейти улицу Радищева, продолжая путь от проспекта Кирова в парк Липки, то справа увидите панораму города под стеклом, созданную к 400-летию города Саратова. Сюда также подводят туристов. Среди прочего здесь имеется плита с барельефами самых известных людей из Саратовской истории. В середине барельеф Юрия Алексеевича Гагарина.

Саратов — стартовая площадка Гагарина в космос

Многие не знают, что именно в Саратове начался путь первого космонавта Земли в космос, а ведь Гагарин не собирался ехать в Саратов и возможно кто-то другой мог первым совершить полёт вокруг нашей голубой планеты. Счастливые случайности переплетались с упорством юного Гагарина и помогли его взлёту выше самого высокого неба.

15 августа 1951 года после окончания Люберецкого ремесленного училища № 10 по специальности литейщик-формовщик он вместе с двумя своими друзьями по училищу Александром Егоровичем Петушковым и Тимофеем Андреевичем Чугуновым приехал в Саратов. Сопровождал мальчишек, которых в ту пору никто не назвал по отчеству, воспитатель Владимир Александрович Никифоров. Собственно друзья, вместе с которыми Гагарин закончил ремесленное училище и седьмой класс вечерней школы рабочей молодёжи, уговорили его ехать вместе в Саратов в индустриальный техникум, хотя Юрию предложили поступать в Ленинградский техникум физической культуры и он даже сдал в Мытищах необходимые нормативы для поступления. Так страна потеряла потенциального заслуженного мастера спорта и, возможно, олимпийского чемпиона, но начался долгий путь Гагарина к возможности стать первым космонавтом.

Хотя во время учёбы в Люберцах три друга частенько бывали в Москве, но Саратов произвёл на них приятное впечатление. Путь от железнодорожного вокзала пролегал по улице Ленина (ныне улица Московская) и площади Революции (ныне Театральная площадь), далее по улицам Радищева и Сакко и Ванцетти. Облик города за прошедшее время изменился, особенно это заметно на улице Московской, где многие старые дома вдоль маршрута Гагарина сотоварищи снесены и вместо них появились новые безликие здания. Нет и старого здания вокзала. Но будущим учащимся техникума запомнились здания классического университета, который в ту пору был единственным университетом Саратова,

Саратов — стартовая площадка Гагарина в космос

почтамт, музей имени Радищева, консерватория — мало изменившиеся за прошедшее время.

А вот облик Театральной площади с тех пор поменялся. Тогда не было еще памятника В. И. Ленина, не была восстановлена часовня иконы Божьей Матери «Живоносный источник», отсутствовал памятный знак в честь Кирилла и Мефодия, да и клумб с цветами, перегораживающих въезд транспорта не было.

Про здание, в котором учился Гагарин,Здесь учился Юрий Алексеевич Гагарин я уже рассказывал, также как и о столовой, где учащиеся бесплатно завтракали, обедали и ужинами. Здесь ныне находится музей его имени.

Техникум имел два общежития: одно на улице Радищева, другое на улице Мичурина. Дружная троица из Люберцов была поселена в общежитии на углу улиц Провиантская и Мичурина. Старинное здание, в котором с 1865 года помещался частный пансион француженки де Вилляр, а после смерти хозяйки в 1879 году — гимназия Эмилии Карловны Ульрих, получившая в 1885 году статус Первой женской гимназии Министерства Народного просвещения. В советское время гимназия была закрыта, а в здании появилось общежитие.

Саратов — стартовая площадка Гагарина в космос

Это здание также не дожило до наших дней и было снесено в 1972 году. На его месте построено многоэтажное здание.

О том, что здесь в комнате № 9 жил Ю. А. Гагарин напоминает только мемориальная табличка.

Интересный казус, а может байка — якобы, несмотря на строгие правила прописки в СССР, Гагарина не выписали из общежития после окончания техникума. Выяснилось это лишь после полёта Юрия в космос и комендант заявил, что теперь смысла нет выписывать.

Одним из первых дел, чем занялась троица неразлучных друзей после сдачи документов в приёмную комиссию и устройства в общежитие, было посещение Волги. В одних воспоминаниях говорится о спуске к Волге по Бабушкину взвозу, в других по улице Радищева, хотя самый простой и быстрый путь был вниз прямо от общежития по Провиантской улице — не в этом суть. Главное, что ребятами был получен гигантский эмоциональный заряд от любования великой русской рекой, после которого они наняли лодочника и отправились в плавание к покрытому зеленью острову посередине Волги. Такие острова существуют и по сию пору, также как и бравые лодочники, перевозящиеся людей за плату.

Учащиеся индустриального техникума во все времена, начиная с дореволюционных, занимались созданием ажурных железных кружев в виде решеток, балконов и ворот. Есть предание, что часть кованой ограды вокруг сада Липки была изготовлена учениками Александровского ремесленного училища в 1908 году.

Саратов — стартовая площадка Гагарина в космос

Сад Липки находится в сотне метров от техникума и там Гагарин с друзьями бывал частенько.

Прибывшая на учёбу неразлучная троица Чугунов, Петушков и Гагарин в качестве вступительного испытания, от экзаменов их освободили из-за хороших оценок в аттестате, отлила решетки для ограды драматического театра. Легенда — легендой, но в краеведческом музее и вокруг сквера, окружающего драматический театр находятся идентичные ограждения.

К великому сожалению друзей через год им пришлось расстаться. Чугунова и Петушкова в 1952 году призвали в ряды Советской армии. Юрию Гагарину повезло, он оказался на несколько месяцев младше своих друзей, а в 1952 году в техникуме появилась военная кафедра, что давало освобождение от призыва и звание младшего лейтенанта-техника по её окончанию. С друзьями Гагарин встретился вновь лишь через много лет, последний раз в 1965 году, на двадцатилетнем юбилее создания техникума. После армии оба друга восстановились и закончили техникум. Александр Егоровиче Петушков остался в Саратове, а Тимофея Андреевича Чугунова помотало по стране, пока он не осел в Южноуральске Челябинской области.

Когда в 2016 году открывали памятник Гагарину в Заводском районе Саратова, то Чугунов приезжал на его открытие.

Саратов — стартовая площадка Гагарина в космос

Всего же поступило вместе с Гагариным на 1 курс 31 человек, а закончило из них вместе с ним только 11. А вот с Виктором Сидоровичем Порохней он подружился после призыва его давних друзей в армию, оба увлекались спортом, только Гагарин баскетболом, а Порохня футболом. Вот с Порохней Гагарин виделся достаточно часто и даже присягу они принимали в один и тот же день, 8 января 1956 года, правда в разных гарнизонах.

Юрий Гагарин помимо баскетбола увлекался многим. Любил ходить в театры оперы и балета, а также драматический театр, музей имени Радищева, сад «Липки», бродить вдоль берега Волги. Вскоре после поступления он попал в Дом культуры трудовых резервов, где играл на трубе, пока другая страсть не победила. Дом культуры был снесён в 1968 году.

У Гагарина, несмотря на его везучесть, роман с небом долго не складывался. Как в русских сказках у него было три попытки, и только третья из них оказалась удачной.

В конце 1952 года стал слушателем отделение пилотов Аткарского учебного центра ДОСААФ, расположенного прямо в здании индустриального техникума, но в начале 1953 года занятия прекратились также неожиданно, как и начались.

В авиационное училище в Красном Куте Саратовской области не приняли из-за отсутствия среднего образования. Но небо продолжало манить, а космос ждать своего первого покорителя.

26 октября 1954 года Гагарин был зачислен курсантом на отделение пилотов Саратовского аэроклуба ДОСААФ. Аткарск и Красный Кут потеряли свой шанс прославиться. Клуб ДОСААФ располагался в здании бывшего немецкого консульства, построенного в 1908–1910 годах, вот это здание сохранилось до наших дней.

Саратов — стартовая площадка Гагарина в космос

И тут судьба еще раз попробовала будущего космонавта на зубок. В течение одной недели сентября 1955 года курсант Гагарин совершил трижды грубые ошибки, встал вопрос об его отчислении. Командир лётного отряда Анатолий Васильевич Великанов дал ему последний шанс, оказавшийся для Гагарина счастливым билетом в небо, контрольный полёт оказался идеальным, включая так долго не дающуюся посадку. Сохранился самолёт, на котором летал Гагарин.

27 сентября 1955 года обучение было закончено.

Гагарин уехал в Оренбург, но саратовская земля словно бы знала, что еще не раз встретится с ним.

В марте 1960 года Гагарин был принят в отряд космонавтов и по очередной счастливой случайности снова побывал в знакомых краях. С 13 апреля по 20 мая 1960 года отряд космонавтов находился в городе Энгельсе. Когда будущим космонавтам дали увольнительную, то они отправились в город Саратов на речном трамвайчике. Моста через Волгу тогда еще не было.

Саратов — стартовая площадка Гагарина в космос

Юрий Гагарин на правах старожила здешних мест выступал гидом. Вместе прошлись по проспекту Кирова, погуляли в Липках и на площади Революции, заглянули в городской парк, постояли у подножия памятника Чернышевскому.

Затем космонавты разделились и Гагарин воспользовался случаем и забежал в родной индустриальный техникум, а также к своему другу, с которым вместе занимался в аэроклубе. Виктор Александрович Калашников познакомился с Гагариным возле своего дома на улице Дзержинского, когда тот после соревнований вместе со своими товарищами провожали девушек, одна из которых оказалась сестрой Калашникова. Возникла дружба, основанная на любви к небу и преодолением испытаний на пути к их мечте. Вместе стали ходить на танцы в Дом учителя

и на летнюю танцплощадку возле Дома офицеров. Зимой танцы проходили в самом Доме офицеров.

Саратов — стартовая площадка Гагарина в космос

Молодые люди грезили небом и поэтому купили лётные фуражки в магазине «Военторг», сейчас там совсем другие магазины,

и время от времени щеголяли в них. А затем в знак дружбы обменялись фуражками и Калашников хранил этот сувенир всю свою жизнь.

Не прошло и года как Юрин Гагарин «Словно вдоль по-Питерской пронесся над Землёй». Примечательно, парашют с космической капсулой, облетевшей вокруг всего земного шара, приземлился в нескольких километрах от Энгельса, где члены отряда космонавтов проходили парашютные тренировки в апреле—мае 1960 года, менее чем за год до первого полёта человека в космос.

В январе 1965 года Юрий Алексеевич Гагарин приехал с супругой в Саратов. Программа посещения была насыщена. Гагарины побывали на праздновании 20-летия индустриального техникума в новом здании театра оперы и балета, а также в самом техникуме. Естественно место приземления не осталось без внимания со стороны Гагарина во время визита. Сейчас на месте приземления Гагарина установлена стела и находится металлический шар-капсула. Аналогичный шар, только поновее появился в Парке Победы на Соколовой горе.

Саратов — стартовая площадка Гагарина в космос

Но как рассказывали старики, жившие в деревнях вокруг места приземления Гагарина, весь металл был растащен по дворам и потом ходили представители власти и изымали его. Так, что скорее всего, на месте приземления находится копия. Хотя всё может быть…

Большой интерес вызвали у четы Гагариных Дворец спорта, плавательный бассейн, музей-усадьба Н. Г. Чернышевского. Побывали они также в редакции газеты «Коммунист».

Саратов — стартовая площадка Гагарина в космос

Во время посещения техникума 5 января 1965 года Гагарин посетил созданный музей, который впоследствии получил название Народный. Этот день считается днём создания музея, который сначала занимал одну комнату, а затем, по мере накопления материалов, переехал в бывшее здание столовой техникума.

С большим интересом супруги Гагарины осмотрели экспозицию краеведческого музея,

Саратов — стартовая площадка Гагарина в космос

где среди экспонатов стоит самолёт, на котором Гагарин поднялся в небо и который был передан Саратовским аэроклубом в дар музею.

Рукотворная набережная реки Волги была названа в честь Гагарина и других покорителей космоса — Набережной Космонавтов. Её также с нескрываемым интересом посетил Гагарин, Он помнил какой неприглядной она была в годы его учёбы и как преобразилась.

Жители Саратова хранят память о первом космонавте Земли. Помимо упоминаемого ранее барельефа на площади Чернышевского и мемориальных досок на здании индустриального техникума и бывшем общежитии — имеются бюст Гагарина в нише в стене техникума и барельеф на стене бывшего здания аэроклуба.

Саратов — стартовая площадка Гагарина в космос

В начале Набережной Космонавтов в 1995 году установлен памятник Юрию Алексеевичу Гагарину.

А на нижнем ярусе на Аллее звезд есть звезда Ю. А. Гагарина.

Саратов — стартовая площадка Гагарина в космос

В честь первопроходца космоса был назван теплоход. В музей в отличие от самолёта он не поместился, но здесь хранится открытка с изображением теплохода и автографом космонавта. В сентябре 1963 года Ю. А. Гагарин плыл на катере за теплоходом, названном в его честь, в шлюзе перешел с катера на теплоход. Полученный автограф пассажир теплохода передал в музей.

В Комсомольском посёлке г. Саратова сквер назван в честь пионера космоса. Долгое время было жалко, что в нём нет скульптуры Юрию Алексеевичу.

Но 8 апреля 2016 году этот пробел был устранён. Открытие памятника превратилось в целое шоу.

Саратов — стартовая площадка Гагарина в космос

12 апреля 2016 года во многих российских городах появились новые арт-объекты — символические ракеты в красной кнопкой, нажав на которую Вы говорите «Я люблю космос». В ракете -изображение Гагарина. Появилась такая ракета и в Саратове, на Театральной площади. Она стала популярной для детишек, азартно жмущих на кнопку.

Идея была таковой — в каком городе этот счётчик окажется максимальным -тот город больше всех любит космос. Наивно конечно. Счётчики были остановлены 27 апреля.

Даже ночной клуб, расположенный в нескольких кварталах от железнодорожного вокзала, некоторое время носил гордо его имя.

Саратов — стартовая площадка Гагарина в космос

Время от времени в Саратове проводятся конкурсы граффити, связанные с Гагариным темы использовались не одни раз.

Были граффити в центре города

Авторы :Роман Бунт (Воронеж) и Алексей Агарков (Воронеж), Адрес: пр.Кирова, 32

, а также на новой набережной.

Саратов — стартовая площадка Гагарина в космос

Илья Mozgi из Екатеринбурга хотел изобразить Ю. А. Гагарина улыбающимся и это ему удалось.

В 2017 году в Энгельсе появился Юрию Алексеевичу Гагарину и Сергею Павловичу Королёву Когда космонавты жили на Земле, а не в космосе.

Время от времени в Саратове начинаются разговоры об объединении Саратова и Энгельса в один город. Интересно, что при развитии трамвайно-троллейбусного парка нумерация их была едина для Саратова и Энгельса. В качестве одного из названий для будущего объединённого города предлагается город Гагарин.

Но пока эти прожекты оставются лишь в мечтах.

А вот 20 августа 2019 года был открыт новый аэропорт Саратова,

Саратов — стартовая площадка Гагарина в космос

который получил имя Гагарин.

Помнят имя Гагарина на саратовской земле.