Турист Сергей Шаповалов (Sergey_traveldiaries)
Сергей Шаповалов
был 8 апреля 18:36

Альп д`Юэз — Франция Июль 2016

Окончание. См. начало:
Альп д’Юэз, Франция. Ловля лягушек запрещена!
Альп д’Юэз, Франция. Ч.2 — Партизанскою тропой
Июнь — не самое лучшее время для отдыха в горах, и на высоте Альп д’Юэза (1800 м) это совсем не лето. Если даже светит солнце, то холодный ветер может вдруг пригнать огромное облако, и всё вокруг в считаные минуты погружается в густой туман. А уж если дождь, то как из ведра. Сидишь себе дома и наблюдаешь, как молнии одна за другой долбят по одному и тому же месту на горе напротив.

Альп д'Юэз, Франция. Ч.3 - Три времени лета

Вслед за быстро растущей травой из долины приходят отупевшие от обжорства бычки и проворные овцы, которые лучше любой газонокосилки подстригают траву на крутых горнолыжных трассах, тут же внося в неё удобрения. В результате трава растёт гуще, и зимой на ней лучше держится снег, что уменьшает лавиноопасность склонов.

В июле наконец-то устанавливается хорошая погода, и на альпийских лугах расцветает всё, что может расцвести. Коротким горным летом растения стремятся поскорее показать свои самые яркие краски, а интенсивный ультрафиолет делает эти краски ещё насыщенней. Особенно радуют глаз редкие островки цветов, пробивающиеся через каменные россыпи у подножия ледников. Это самое лучшее время для ходьбы по горам.

Альп д'Юэз, Франция. Ч.3 - Три времени лета

Один из наиболее интересных походов в окрестностях Альп д’Юэза — к ледниковому озеру Кирли (Quirlies, 2565 м). Маршрут начинается примерно в 10 км от горного курорта, сразу за перевалом Саренн, от паркинга Perrons (1617 м). Перепад высот — 948 м, длина тропы — 7 км. Путь лежит через совершенно безлюдную долину по буйному и пахучему альпийскому разнотравью.

Альп д'Юэз, Франция. Ч.3 - Три времени лета

Через какой-то час ходьбы в своё удовольствие начинается подъём, и тут уж придётся приложить определённые усилия, чтобы его одолеть: никаких подъёмников здесь нет.

Начало подъёма к озеру

Чем выше вы будете подниматься, тем перед вами будут открываться всё более захватывающие панорамы.

Альп д'Юэз, Франция. Ч.3 - Три времени лета

Тропа идёт вдоль ручья, вытекающего из озера, и иногда кажется, что до начала этого ручья уже рукой подать. Но нет, это только очередной скальный уступ. А ручей, словно дразня вас, резво стекает водопадом двадцатью метрами выше. И когда вам уже окончательно надоест и этот подъём, и это палящее солнце, и эти голые скалы, перед вами вдруг предстанут ледник и озеро. И тут вы поймёте, что всё-таки не зря тащились на такую высоту. А наградой вам будет кустик настоящих альпийских фиалок.

Альп д'Юэз, Франция. Ч.3 - Три времени лета

Надо сказать, что ледник Кирли, как и все ледники в Альпах, интенсивно тает в последние годы. Я был на нём в самом начале июля, и не факт, что в августе он будет выглядеть точно так же.
На обратной дороге я не удержался и нарвал для сушки травы зверобоя, которая имела совершенно роскошный вид. Однако придя домой и порывшись немного в Интернете, я понял, что это таки зверобой, да не тот. А лекарственным является зверобой продырявленный, у которого листья в мельчайших дырочках. Позже я, конечно, без проблем нашёл правильный зверобой.

Обратная дорога от оз.Кирли до перевала Саренн

В Альпах сотни лекарственных трав, и французы их используют в основном для приготовления ликёров. Один из самых популярных — «Женепи» (Génépi), который, я уверен, распробовали и по достоинству оценили многие горнолыжники, катавшиеся во Франции. Он изготавливается из травы Artemisia genipi, которая растёт на каменных россыпях у подножия ледников. Рецепт ликёра очень прост: 40 стебельков женепи настоять 40 дней в литре 40° алкоголя и добавить 40 ложечек сахара.
К сожалению, нигде в окрестностях Альп д’Юэза я не встречал эдельвейсов, хотя знаю, что во французских Альпах они есть. Вот, например, фото эдельвейсов, которое я сделал на перевале Mont-Cenis на границе с Италией.

Неподалёку от Альп д’Юэза, возле городка Saint-Christophe-en-Oisans, есть еще одно очень красивое озеро — Ловитель (Lac le Lauvitel, 1530 м). Начало тропы от паркинга Danchère, перепад высот — 516 м, длина тропы — 5,9 км. Подъём равномерно крутой, большая часть тропы проходит по лесу. Само озеро также окружено лесом, так как находится на сравнительно небольшой высоте. Среди камней на берегу часто можно увидеть альпийских сурков — мармоток.

Альп д'Юэз, Франция. Ч.3 - Три времени лета

В августе в Альп д’Юэзе по-прежнему сияет солнце (не зря же здесь 300 солнечных дней в году!), но горы, как осенние листья, меняют цвет. Аккуратно «подстриженные» овцами склоны высыхают и желтеют, только кое-где яркими малиново-красными пятнами выделяются островки цветущего иван-чая. Сами же овцы забираются высоко вверх до каменных россыпей, где всё ещё можно найти остатки сочной травы.

Альп д'Юэз, Франция. Ч.3 - Три времени лета

Вот ещё несколько августовских снимков с плато Plan des Cavalles над Альп д’Юэзом, куда можно подняться на подъёмнике (2700 м) и пройти среди высокогорных озёр (в частности, озера-де ля Фар 2641 м, о котором я писал в прошлый раз) до перевала Col du Couard (2234 м). Перепад высот — 500 м, длина маршрута туда-обратно — 12 км.

Озеро Lac de la Jasse, 2536 м

А если забраться ещё дальше по тропе от Col du Couard до перевала Col du Sabot (2100 м), то можно слегка пощекотать себе нервы, пройдя по узкому карнизу над большим водохранилищем Lac de Grand Maison (1700 м). Легко подсчитать глубину пропасти под этой тропой, на которой местами не разминутся и два человека: 2100–1700=400 м!

Альп д'Юэз, Франция. Ч.3 - Три времени лета
Водохранилище Lac de Grand Maison (1700 м). Справа вдали видна белая шапка Монблана

В конце августа из Альп д’Юэза уезжают последние туристы. Останавливаются подъёмники, закрываются гостиницы, магазины и кафе, а те, кто там работал, разъезжаются по отпускам. Городок совершенно пустеет. Но всего через три месяца этот популярнейший горнолыжный курорт вновь распахнёт свои двери для отдыхающих.