Турист Сергей Шаповалов (Sergey_traveldiaries)
Сергей Шаповалов
был 8 апреля 18:36

Альп д`Юэз — Франция Июль 2016

См. начало Альп д’Юэз, Франция. Ловля лягушек запрещена!

Кто бы мог подумать, что с трудом взобравшись на 600 — метровую скалу, я повторю путь полевого госпиталя французских партизан?!
Но вначале разберёмся, какова «наша дислокация». Альп д’Юэз находится на высоте 1800 м. Немногим выше, на плато Альпетт (2000 м) расположены шесть озёр. Это всё ещё зона альпийских лугов и место для лёгких прогулок по утоптанным тропам.

Озеро Бессон (Besson, 2060 м) и Чёрное озеро (Noir, 2040 м)
Альп д'Юэз, Франция. Ч.2 - Партизанскою тропой

А вот второе плато Plan des Cavalles с семью озёрами расположено гораздо выше — в среднем 2600 м над уровнем моря. Это уже голые скалы, каменные россыпи, лишайники и редкие цветочки. Подняться туда можно элементарно на подъёмнике минут за двадцать. Но я предпочитал восхождения на своих двоих, чтобы попасть наверх до открытия подъёмников, встретить по дороге рассвет и при случае поймать в каком-нибудь высокогорном озере пару желтопузых гольцов.
Пешком этот путь несложно проделать часа за 2,5 по серпантину горнолыжных трасс. Труднее будет подняться до Белого озера (Lac Blanc, 2525 m) через заброшенную угольную шахту l’Herpie (2300 м), некогда самую высокую шахту в Европе, которую в 1950-м году смело лавиной вместе с двенадцать рабочими.

Вид с угольной шахты при подъёме до Белого озера
Белое озеро (Lac Blanc, 2525 м)
Вдалеке - Среднее озеро (Lac du Milieu, 2679 м)
Среднее озеро (Lac du Milieu, 2679 м). Здесь водится форель, хотя на такой высоте она большой не вырастает

Но, пожалуй, самым трудным мне показался маршрут до озера-де ля Фар (2641 m) через приют-де ля Фар (2280 м). Этот приют был построен в далёком 1887 году Туристическим клубом Гренобля и работает до сих пор. Он расположен на скальном уступе примерно посередине очень крутого подъёма. Местами на скалах натянуты стальные тросы и бывает страшновато смотреть вниз. И только намного позже я узнал героическую историю этого маршрута.

Приют де ля Фар (2280 м)

Летом 1944 года в этих краях действовали группы французского Сопротивления, которых в народе называли маки (от слова maquis — «заросли», или «лесная чаща», где они прятались) — всего около 1500 человек. Но немцы думали, что их гораздо больше, и для уничтожения «террористов» послали элитную дивизию Альпийских стрелков.

В это время в одной из пустующих гостиниц Альп д’Юэза размещался полевой госпиталь с ранеными партизанами, в том числе у двоих были ампутированы ноги. Под угрозой появления немцев, было решено 11 августа всему госпиталю перебраться в хижину на плато Альпетт (2000 м). В помощь беглецам буквально свалились на голову 11 американских парашютистов, самолёт которых был сбит и которые бродили по горам, тоже с одним раненым, в надежде перебраться в Швейцарию (об этом была даже написана книга «Onze Américains tombés du ciel»-«11 американцев, упавших с неба»). Больных с ампутированными ногами несли на носилках, другие раненые кое-как поднимались самостоятельно. Один, у которого было перебито ахиллово сухожилие, вбил гвоздь в носок своего ботинка, привязал к нему верёвку и при каждом шаге тянул за неё, чтобы правильно поставить ногу.

Между тем, немцы приближались, и оставаться на плато 2000 м было опасно. Единственный путь — на 600 м вверх до высокогорных озёр через приют-де ля Фар — как раз тот самый маршрут, который мне показался трудным. А ведь у них были раненые без ног!
Только беглецы успели подняться на 300 м вверх до приюта, как у подножия скалы завязался бой, который получил название «битва при Гранд Русс». Потеряв 20 человек, немцы отступили, но убежище госпиталя было обнаружено. Поэтому на следующий день им пришлось покинуть приют и подняться ещё выше до озера-де ля Фар (2641 m) в сложенный из камней маленький домик на берегу.

Озеро Тиссо (Lac Tissot, 2500 м), названное именем доктора
Нижняя часть водопада де ля Фар, вид из деревни Вожани (1250 м). Само озеро де ля Фар (2641 м) - где-то в облаках

Понятно, что долго бы они на такой высоте не протянули: рыбы в ледниковом озере много не наловишь, а в сентябре в горах уже холодно. Но в ночь на 22 августа 44-го года немцы в спешке покинули Гренобль, испугавшись высадки американских войск в Провансе, и госпиталь вскоре смог благополучно спуститься в долину. Именем доктора назвали небольшое озеро по соседству — Lac Tissot (2500 m), а именами бойцов Сопротивления — несколько улиц в Альп д’Юэзе.