Турист Asiagate (AsiaGate)
Asiagate — была сегодня 19:20

Стамбул — Турция Апрель 2018

Ну что, раз уж последняя запланированная поездка накрылась, гм, ну пусть будет медным тазом, придётся писать о поездках старых. Потому что если бы я могла не писать, я бы не писала.

А расскажу-ка я вам очередную сказку, например, о Стамбуле. Все же хотят о Стамбуле? Тогда поехали.

Стамбул: турецкий Икар, крепость-быстрострой и жареная рыба в море

За долгие годы своего существования Стамбул так оброс мифами и интересными историями, что собственные легенды имеет каждый его уголок и каждая улочка. И зачастую такие истории знакомят читателя с городом лучше, чем длинный ряд исторических цифр.

Начнём, пожалуй, сначала.

Земля слепых и античные боги

Легенд, связанных с названием и основанием Стамбула, множество. Хотя археологи и подтверждают, что впервые люди пришли на территорию нынешнего Стамбула в третьем тысячелетии до нашей эры, принято считать, что город был основан в 658 году до нашей эры мегарийцами. Они оказались здесь, последовав совету Дельфийского оракула: «Найдите страну слепых и постройте свой город напротив их поселения».

Стамбул: турецкий Икар, крепость-быстрострой и жареная рыба в море

Мегарийцы пустились в путь и пришли на берега Босфора. Земля здесь показалась им райской, но на другом берегу пролива они увидели город, и не смогли понять, почему он находится там (на азиатской стороне), а не здесь (на европейской). Не иначе как его жители — слепцы. Мегарийцы прозвали то поселение Халкедоном, то есть страной слепых, и сегодня оно — стамбульский район Кадыкёй.

Современная азиатская часть Стамбула

Предводителя мегарийцев, прибывших на берега Босфора из Греции, звали Бизас. Он основал поселение на холме, на мысе Сарайбурну, посвятил Гекате и назвал его в собственную честь — Бизантионом, или же Бизантием.

Дворец Топкапы на мысе Сарайбурну
Фракийская монета с профилем Бизаса, II век

Собственно с именем пролива Босфор также связана легенда — об Ио, которая в образе коровы, спасаясь от Геры, перешла пролив вброд. Так его и назвали — Босфор, «коровий брод». Бизас же, будучи сыном Посейдона и Кероэссы, дочери Ио и Зевса, прибыв сюда, назвал бухту Золотой Рог в честь матери (Кероэсса переводится как «Рогатая»).

Гермес, спасающий корову Ио (Рубенс, Меркурий и Аргус, музей Прадо, Мадрид)
Гермес, спасающий корову Ио (Рубенс, "Меркурий и Аргус", музей Прадо, Мадрид)

В очередной раз поражаюсь, каким маленьким и тесным был мир для античных богов, если пролив Босфор можно было перейти вброд.

Стамбул: турецкий Икар, крепость-быстрострой и жареная рыба в море

Есть ещё легенды об основании Стамбула, связывающие это событие с царём Соломоном и с племенем мадианетян, потомками Авраама, но об этом позже, иначе мне не хватит никаких виртуальных страниц.

Жареная рыба и восковой храм

Ряд легенд связывает нынешнее название города — Стамбул — с именем Константинополя. Столица Византии была для жителей империи поистине великим Городом — именно так с большой буквы его и называли — И Поли (Η Πόλις, Город). И на вопрос «Куда идёшь?» отвечали «ис тин Полин» (εις την Πόλιν), что значит «в Город». Турки же, и не подумав блеснуть фантазией, сохранили это выражение в названии — так появился Истинболин, Истанбул или Стамбул.

Стамбул: турецкий Икар, крепость-быстрострой и жареная рыба в море

Главным константинопольским храмом был храм Святой Софии, который стал героем многих легенд, причем легенды о нём настолько древние, что, видимо возникали вместе с его постройкой. Так, считается, что «проект» собора император Юстиниан Великий получил прямо от ангелов — во сне. И когда возникали споры по поводу строительства, император снова же обращался в небесную канцелярию и получал ответы — тем же способом, во сне.

Есть ещё одна легенда, касающаяся постройки Святой Софии: греки считают, что император никак не мог выбрать устраивающий его план, пока однажды на службе в церкви он не уронил кусочек просфоры, который подхватила и унесла пчела. Было решено искать просфору, которую неправильно было оставлять в улье у пчёл. Вскоре она нашлась в улье главного зодчего, который увидел, что внутри насекомые выстроили из воска прекрасный храм, на восковом престоле лежала унесенная пчелой просфора. Зодчий пригласил императора и было решено строить Святую Софию по этой модели.

Император Юстиниан передаёт храм святой Софии Богородице
Стамбул: турецкий Икар, крепость-быстрострой и жареная рыба в море

После возведения Софии возникли и другие предания, например, об отпечатке руки, находящемся на высоте четырёх метров от пола. По поводу его происхождения есть две легенды — турецкая и греческая. Греки считают, что во время последней литургии, проводимой в храме, над прихожанами простерла свой покров появившаяся Богородица, она и коснулась стены рукой. Турки же уверены, что это отпечаток руки султана Мехмеда II, который взял Константинополь. В Софии было столько погибших христиан, что въехавший по их трупам султан мог дотянуться окровавленной рукой до этого места на стене.

Император Юстиниан (слева) передаёт храм святой Софии Богородице

Если приложить ухо к стене Святой Софии, можно услышать шепот — это священник, который служил литургию во время взятия Константинополя, спрятался внутри. Он всё ещё читает молитвы и будет читать их до тех пор, пока Константинополь не вернётся обратно к грекам. Да, греки — оптимисты, они в это верят.

Стамбул: турецкий Икар, крепость-быстрострой и жареная рыба в море

Ещё греки верят, что когда Город вновь вернётся к ним, недожаренная рыба прыгнет из Босфора прямо на сковороду. Как она оказалась в воде? Поговаривают, что некий старец в день падения Константинополя жарил рыбу, и когда ему сказали, что город пал, он не поверил и сказал: скорее рыба оживёт и прыгнет в воду, чем падёт Город. Тогда рыба ожила, выпрыгнула со сковороды и уплыла в море.

Кривой минарет

Перейдя через площадь от храма Святой Софии, туристы оказываются у знаменитой Голубой мечети, построенной учеником не менее знаменитого архитектора Синана.

Стамбул: турецкий Икар, крепость-быстрострой и жареная рыба в море

Когда её строительство завершилось, на церемонию открытия собралась знать в главе с султаном Ахмедом I и местные жители. И вдруг мальчишка в толпе крикнул: «Смотрите, один минарет кривой!». Люди присмотрелись и согласились — минарет кривой. Архитектор, испугавшийся гнева султана, вызвал мальчика из толпы и расспросил, какой именно минарет кривой и в какую сторону наклонен. После этого он велел самым сильным стражам султана обвязать «кривой» минарет верёвками и тянуть в противоположную искривлению сторону. «Ну что, теперь ровный?» — спросил он у мальчика. К всеобщему ликованию, ребёнок согласился, что теперь минарет выровнялся, а зодчий получил свою награду и почести.

Тюльпаны на территории Голубой мечети

Крепость-быстрострой и султаны-потомки императоров

Следующая легенда связана с крепостью Румели Хисари — это одно из крупнейших в мире фортификационных сооружений. Вот знаете, есть долгострой, а крепость эта — быстрострой: считается, что её построили за 140 дней. Так, османы, завоевав все земли вокруг Константинополя, долгое время не могли взять сам Город. За время безуспешных попыток сменилось два поколения султанов, пришёл в упадок форт Анадолу Хисари, находившийся на азиатской стороне пролива, примерно напротив нынешней Румели.

Стамбул: турецкий Икар, крепость-быстрострой и жареная рыба в море

Когда султан Мехмет II пришёл к власти, ему было всего 18 лет, но благодаря его военному гению родился план захвата Константинополя. Чтобы отрезать Город от внешнего мира, перекрыв возможность получения помощи извне, султан приказал отремонтировать крепость Анадолу, одновременно с чем решил выстроить новый форт напротив, чтобы «перерезать горло» Городу. Как Мехмету удалось построить военную крепость с гарнизоном на чужой, ещё не отвоеванной территории? Об этом и повествует легенда.

Говорят, султан попросил у императора Константина XI Палеолога маленький участок земли у пролива, площадь которого не превысила бы размер шкуры барана. За это он готов был заплатить огромное количество золота. Сильно нуждавшийся в средствах император согласился, решив, что от участка размером с руно большой беды не будет. Через время он узнал, что османы строят огромную крепость в самом важном и самом узком месте Босфора. В качестве ответа разгневанным византийским послам султан Мехмет II показал шкуру барана, которая была разрезана на тончайшие полоски — ими охватили весь периметр новой крепости. Принято считать, что именно крепость Румели сыграла решающую роль в падении Константинополя 29 мая 1453 года.

Стамбул: турецкий Икар, крепость-быстрострой и жареная рыба в море

А ещё говорят, что турецкие султаны — потомки византийских императоров. Есть известная легенда о том, что после завоевания Константинополя султан Мехмед II женился на вдове Константина XI, находившейся на шестом месяце беременности. Султан ушёл в поход, императрица родила сына, воспитывала его в христианской вере и дала греческое образование. Однако мальчик возненавидел греков и повзрослев, обратился в ислам. Этим мифом турки объясняют, что по крови их султаны — потомки византийских императоров.

Турецкий Икар и первый межконтинентальный перелёт

Все знают, что Стамбул надо увидеть с высоты, поэтому мы с вами карабкаемся на всевозможные смотровые. И на этот счёт бытует ещё одна легенда, достаточно «молодая». Говорят, что осенью 1802 года два английских путешественника поднялись над городом на воздушном шаре и благополучно приземлились в Галате при огромном скоплении народа. Правивший тогда султан Селим III потребовал к себе смелых воздухоплавателей и спросил, что они думают о городе, увидев его с высоты. «Между небом и землей не бывало и не будет подобного зрелища», — ответили англичане.

Стамбул: турецкий Икар, крепость-быстрострой и жареная рыба в море

Первым же человеком, совершившим воздушный полёт над Босфором, был Ахмед Челеби (Хезарфен), живший в XVII веке в Стамбуле. Говорят, он долго наблюдал за птицами, взлетавшими со стамбульской площади Ат Мейданы, и делал расчёты. Летним днем 1632 года Хезарфен поднялся на Галатскую башню, на руках у него были приспособления, похожие на большие крылья. Взмахнув ими несколько раз, турецкий Икар поднялся в воздух, пролетел 3 558 м и приземлился на другой стороне Босфора. Видевший это своими глазами султан Мурад сказал: «Этого человека следует опасаться: что бы он ни захотел — сделает», наградил изобретателя золотом и отправил в Алжир — там Хезарфен и скончался. Таким образом, Ахмед Челеби, по уверению турков, стал первым человеком, совершившим межконтинентальный перелёт.

Ахмед Челеби Хезарфен летит над Босфором (haberturk.com)
Стамбул: турецкий Икар, крепость-быстрострой и жареная рыба в море

А сейчас, как и полагается приличной Шахерезаде, на самом интересном месте меня застигло утро, и я прекращаю дозволенные речи. О Стамбуле ещё будут легенды и мифы, несмотря на то, что я не люблю опусы в 100500 частях.
Этот город стоит 1001 ночи сказки.