Турист Ira Zhara (Ira_Zhara)
Ira Zhara
была 22 марта 17:04

Мандалгоби, Даланзадгад, Улан-Батор — Монголия Сентябрь 2019

Наш ковёр — накрытая поляна.

Наши стены — горы-великаны.

Наша крыша съехала внезапно,

Мы не знаем, как там будет завтра. ©

ДЕНЬ ПЯТЫЙ. Улан-Батор и его окрестности

Рано утром Аня улетела в Москву, а оставшаяся четверка посвятила день осмотру Улан-Батора и его окрестностей. В самой Монголии название столицы пишется как Улаанбаатар. В языке очень много слов со сдвоенными гласными: хоол -еда, баярлалаа -спасибо, нурууны -горы, авто угаалга -автомойка, шуудан -почта. (Теперь вы знаете, как переводится название известной российской рок-группы «Монгол шуудан»).

Монголия. Страна бескрайних далей. Часть 2

Современный монгольский алфавит на основе кириллицы был принят в 1941 году. Он отличается от русского двумя дополнительными буквами: Ү и Ө. Очень любопытно смотреть на родные буквы в совершенно не произносимых или нечитаемых на первый взгляд словах. Кое-какие из них для русского восприятия и вовсе звучат неоднозначно, например, холодный — хүйтэн, заговор- хуйвалдаан, а хуйцаа всего лишь разновидность супа, по типу нашей солянки.

Первым пунктом сегодняшнего дня был Дворец Богдо-гэгэна VIII, где жил последний хан («Живой Будда») Монголии. В юго-восточной части Улан-Батора в окружении современных высотных зданий стоит этот памятник монгольской культуры конца XIX-начала XX веков. Он состоит из летнего и зимнего дворцов со множеством построек различного назначения, в которых хранится несколько тысяч экспонатов: портреты всех Богд хаанов, картины, скульптуры, культовые предметы, музыкальные инструменты, предметы мебели и быта, а также большая коллекция чучел животных, которых коллекционировал Богдо хан. Этот дворцовый комплекс, чья архитектура выполнена в китайском стиле, словно машина времени переносит из суетного мегаполиса в позапрошлый век в палаты к монгольскому властителю.

Монголия. Страна бескрайних далей. Часть 2

Из дворца мы направились в пригород Улан-Батора к «Великому Хану» и основателю Монгольской империи- Чингисхану. Огромная статуя известного завоевателя с 2008 года возвышается над степью. Стальной всадник сурово смотрит вдаль, опираясь на кнут. Существует легенда, что молодым юношей Темуджин (имя Чингисхана, данное ему при рождении) возвращался домой от друга своего отца, у которого искал поддержки и помощи. В месте, где сегодня стоит статуя, он нашел кнут, который обладал магической силой и помог молодому Темуджину стать Чингисханом, объединить монгольский народ и завоевать полмира.

Монголия. Страна бескрайних далей. Часть 2

Статуя Чингисхана является самой высокой конной статуей в мире. Ее высота 40 метров, а в гриве лошади находится смотровая площадка, куда можно подняться по лестнице или на лифте. В основании статуи расположен исторический музей, магазины сувениров, ресторан и даже художественная галерея. Вход «в статую» платный, и для туристов тариф дороже. Меня лично эта достопримечательность не сильно впечатлила, но для одноразового посещения вполне сойдет.

Третьим на сегодня местом посещения стал национальный парк Горхи-Тэрэлж, где можно наслаждаться созерцанием дикой девственной природой, лесом и огромными скалами причудливой формы, напоминающих фигуры животных или человека с книгой на коленях. Одна из таких скал в виде огромной черепахи стала символом парка. Кроме нерукотворных изваяний, искусно созданных Матушкой-Природой, есть в Тэрэлже и небольшой парк скульптур динозавров. И это не случайно. Монголия — настоящий рай для палеонтологов. На территории этой страны найдено 20% останков этих древних рептилий от всех известных в мире. Находки отличаются не только большим разнообразием, но и самой лучшей сохранностью!

Монголия. Страна бескрайних далей. Часть 2

Когда солнце уже близилось к закату, мы засобирались обратно в Улан-Батор на ночевку, чтобы завтра продолжить свое путешествие на юг Монголии, в пустыню Гоби.

ДЕНЬ ШЕСТОЙ. Отель «Миллиард звезд»

Сегодня мы встали очень рано. Из-за того, что последний день тура поменялся местами с пятым, нужно было войти в тайминг запланированной программы. На случай форс-мажоров мы изначально предусмотрели дополнительный день, который сегодня и должны были потратить на дорогу до Даланзадгада.

Выехать из города удалось до начала часа пик. А какие в Улан-Баторе пробки! Не важно, какое время года, дня, недели- монгольская столица стоит всегда! По шкале от «очень сильная пробка» до «вообще ничего не едет». Там нет метро и трамваев, а выделенных полос для общественного транспорта очень мало. Улицы, организованные по образцу советского генплана, не выдерживают такой перегруженный трафик. Да и современные многополосные магистрали не справляются. Город задыхается в глухих пробках. Общаясь с местными, я узнала, что у некоторых дорога от дома на работу при удаленности всего в 10 км, занимает 2,5 часа в один конец. Как автомобилист скажу: загруженность дорог в Улан-Баторе хлеще, чем в Москве, и я не понимаю, как улан-баторцы выдерживают это в ежедневном режиме без альтернативных видов транспорта! Монголы пытаются справиться с ситуацией, но на мой взгляд, у них получается сделать только хуже. На перекрестках есть светофоры, но в их работу вмешиваются регулировщики. Они интенсивно машут палкой, истерично свистят в свисток и очень хаотично себя ведут, создавая еще более сильные пробки. После монгольских дорог я стала спокойнее на московских. И если этого кого-то из автолюбителей утешит, помните: в Улан-Баторе просто невыносимые пробки! Такая загруженность объяснима. Из трех миллионов человек населения Монголии, половина жителей сконцентрирована в столице!

Наш сегодняшний путь длинной в 600 км провели за долгими беседами о жизни, рассказами интересных историй и просто в молчании. К вечеру мы приехали в город Даланзадгад. От него до Китая всего 200 км и это последний крупный населенный пункт перед двухдневным уединением в «поющих» Гобийских песках Хонгорын Элс. Ввиду того, что следующие два дня у нас планировалась полная изоляция от цивилизации, где нет связи, магазинов и источников воды, нужно было запастись всем необходимым.

Рома остался проверять машину перед очередным серьезным маршрутом, а мы с Димой и Олей пошли в супермаркет. Между прочим, в Монголии легко почувствовать себя миллионером. Монгольский тугрик равен 40 российским рублям. Видеть ценники из трех и четырехзначных чисел на обычных товарах в магазинах и кафе весьма непривычно и путано. Тележка еды и воды обошлась нам в 200 000 тугриков, что в переводе на наши 5000 рублей.

На фото 1000 рублей в монгольских тугриках

Из магазина мы вышли с пакетами, набитыми продуктами, преисполненные радостного предвкушения. Нам оставалось всего 100 километров до ночлега в диких песках. Но не зря девиз нашего приключения: «У нас в Монголии не загадывают». Воистину это так! Мы подошли к машине — ее капот был открыт — и увидели озадаченного Рому, который напряженно разговаривал с кем-то по телефону. Закончив разговор, Рома сообщил нам, что подшипник гидроусилителя руля практически сдох и дальнейшее путешествие без его замены грозит нам остановкой машины в любой момент, что будет крайне опасно в той местности, куда мы направляемся. Повисла тяжелая тишина. На всякий случай я достала пива, чтобы побурханить. Делу это не поможет, но хоть снимет нависшее напряжение. Выяснилось, что пока мы закупались продуктами, Рома обнаружил проблему с подшипником и уже позвонил в Улан-Батор своему другу, монголу Байре. Тот пообещал найти нужную запчасть и выслать нам ее в кратчайшие сроки. А еще Байра́ сообщил, что в том районе, куда мы собирались, может начаться песчаная буря и ехать туда не стоит. Эти две новости удивительным образом наложились друг на друга. Откуда поломка машины, если мы на всякий случай после купания в Орхоне проверили ее в автосервисе Улан-Батора накануне? Откуда буря, если на улице штиль и прогноз погоды обещает нам стабильную жаркую погоду?

Ставить под сомнение предостережения старого мудрого монгола Байры мы не стали, ведь со слов Ромы, тот не раз выручал его и в нужный момент говорил правильные вещи. В глубине души я, Дима и Оля еще надеялись, что прогноз не подтвердится, а в Даланзадгаде найдется этот чертов подшипник! Но город маленький, машина у нас редкая по местным меркам и близился вечер. Немного переварив все эти обстоятельства, мы поняли, что ночь нам предстоит провести в городе. Но эта перспектива совершенно не улыбалась, тянуло ближе к природе. И компромисс был найден.

В 13 километрах от города, у подножия хребта Гурван-Сайхан мы нашли заброшенную турбазу на бетонной площадке. Там можно было поймать мобильную сеть, ведь мы ждали звонка от Байры.

Монголия. Страна бескрайних далей. Часть 2

Палатки поставили прямо на бетоне возле небольших заколоченных домиков. За одним из холмов обнаружился родник, а это означало, что воду можно не экономить. Приятный бонус в условиях возникшей неопределенности нашего дальнейшего путешествия. Сколько времени потребуется Байре, чтобы найти нужный подшипник и организовать оперативную доставку за 600 км от Улан-Батора? Мы надеялись, что утром следующего дня запчасть нам отправят и к вечеру она будет у нас. Рома сказал, что ремонт не сложный, а значит при хорошем раскладе через сутки стальной конь будет в полной боевой готовности.

Ситуация учила нас жить моментом и наслаждаться каждым мигом. Конечно, можно расстраиваться и портить себе и окружающим настроение. Но это ничего не изменит, кроме того, что разбалансирует атмосферу в коллективе. Такой ход событий не для нашей команды! Мы философски отнеслись к сложившимся обстоятельствам и даже нашли в них свои плюсы. Все-таки мы неисправимые авантюристы! В настоящем приключении всегда есть элемент непредсказуемости и импровизации!

Костер и песни под гитару по вечерам стали традицией. Где-то вдали тусклыми огоньками напоминал о себе город Даланзадгад, а над нами горели сотни тысяч мерцающих звезд. Невозможно перестать любоваться и восхищаться ночным небосводом! Какое счастье находиться в этом чудесном месте среди замечательных людей, шутить и делиться разными историями. Эта заброшенная турбаза была гораздо уютнее номера в гостинице, в котором ночевать совсем не хотелось. Никакой пятизвездочный люкс не сравнился бы с романтикой нашего палаточного отеля «Миллиард звезд» под небесным куполом Монголии.

ДЕНЬ СЕДЬМОЙ. Рюкзак за плечи и вперед!

Сегодня спешить нам было некуда, поэтому все хорошенько выспались. Можно было поваляться в палатке, сладко потягиваясь. Мою ленивую утреннюю негу нарушил странный звук, похожий то ли на свист, то ли на кудахтанье. Я долго не могла выяснить природу возникновения звука, пока кто-то из наших не подсказал мне, что это куропатки. Эти маленькие, противно орущие птички, настоящие мастера маскировки! Большой стаей они сидели на холме и оставались совершенно незаметными, пока не взлетели.

Привыкшая к ежедневным перемещениям, вкусившая радости кочевой жизни, наша команда после завтрака отправилась в мини-поход по окрестностям.

Горный хребет, приютивший накануне у своего подножия — часть крупнейшего Национального Парка Гоби-Гурван-Сайхан. В нем находятся те самые пески Хонгорын Элс, куда мы всё еще не доехали. На территории парка также есть огромное кладбище динозавров. Возраст некоторых находок оценивается в 80 миллионов лет. До него мы конечно же не дошли, но по горам полазали от души.

Монголия. Страна бескрайних далей. Часть 2

Сегодня ровно неделя нашего путешествия. Каждый день, 24 часа в сутки я, Оля, Дима и Рома проводим вместе, делим ночлег и еду. Не все члены нашего экипажа ранее были знакомы друг с другом. У совместного путешествия незнакомых между собой людей разного возраста, профессий и темперамента есть свои риски: участники могут раздражать друг друга, в коллективе могут возникнуть конфликтные ситуации или разобщенность. Но это не про нашу команду! На удивление мы все с самого начала очень сдружились. А совместный быт и единодушно принимаемые решения, связанные с переменчивыми условиями поездки, только сплотили нашу компанию. С Димой, Олей и Ромой мне всегда было весело, легко и интересно.

Я считаю, что именно такие приключения, какие складывались у нас, будто лакмусовая бумажка способны проявить характер — и твой, и твоего ближнего. Мы живем в городе, в квартирах, где всегда сухо, светло, тепло и из крана течет горячая и холодная вода. Купить еду, приготовить ее или заказать с доставкой не составляет труда. Такой максимальный комфорт, обеспечивающий все базовые человеческие потребности, очень удобен. Еще больше такого удобства на отдыхе с системой «all inclusive». А вот выйти из этой зоны комфорта, вдохнуть авантюризма, узнать себя в нестандартных для жителя мегаполиса ситуациях весьма любопытно. Не каждый на это готов отважиться, поэтому отдых в Монголии подойдет не всем.

Вволю нагулявшись по горам, мы вернулись в наш «отель «Миллиард звезд». После обеда надо было чем-то себя занимать. Тут-то и пригодились настольные игры, которая Оля взяла с собой. Поначалу мы шутили над ее идеей взять в пустыню «настолки», особенно ввиду последних приключений, а сейчас они оказались как нельзя кстати. Тогда же пришли хорошие новости, что запчасть для автомобиля нашлась. Байра сам отправился к нам, не взирая на плохое самочувствие. Такой поступок бесценен! Настоящий друг ехал выручать Рому (и нас заодно) за сотни километров.

Вообще все монголы, кого мне посчастливилось узнать за две недели, произвели на меня исключительно положительное впечатление. Самыми первыми были те, кто пытался вытащить нас из Орхона; самым поразительным был, конечно же, Байра. А еще были мужчины и женщины, помогающие мне, когда я заблудилась в Улан-Баторе, потеряла своих на автомойке, не могла найти нужный мне адрес в городе. И не всегда мне приходилось самой обращаться за помощью. Иногда ее предлагали, видя, что я не местная и растеряна. Дважды в столице нас подвозили и не хотели брать денег. Был даже случай в кафе: все танцевали, и вдруг ко мне подошла монголка, просто обняла и пошла дальше, к своей веселившейся компании. Доброжелательность и дружелюбность монгольского народа -настоящая достопримечательность Монголии, одно из главных моих впечатлений об этой стране.

Мы с Олей и Димой играли в настольные игры, Рома копался в машине. Так прошло несколько часов. Вдруг Рома предложил переселиться в гостиницу в Даланзадгаде. Доводы были такими: Байра выехал к нам ближе к обеду, а значит приедет только поздно вечером. Он плохо себя чувствует, так что после долгой дороги Байре лучше отдохнуть в отеле, чем с нами в палатке. Да и на следующий день на сборы уйдет меньше времени, мы быстро поменяем подшипник и продолжим путь. А тут еще как дополнительный аргумент поднялся сильный порывистый ветер. Решение было принято за минуту. Никогда еще мы не собирали лагерь так быстро!

ДЕНЬ ВОСЬМОЙ. Когда через меня стрелой «сейчас и здесь» пройдут ©

Вчера Байра с сыном Мендэ и его другом приехали поздно, ближе к ночи. Утром ребята помогли заменить злосчастный подшипник. Байра категорично настоял на том, что нам не нужно ехать в пески, куда мы так стремились. В качестве альтернативы он предложил показать не менее красивые места и лично нас туда сопроводить. Таким образом из Даланзадгада мы продолжили путь на двух машинах.

Монголия. Страна бескрайних далей. Часть 2

В который раз маршрут отклонялся от запланированного. Недаром Лао Цзы говорил, что у хорошего путешественника нет точных планов и намерения попасть куда-то. Я верю, что ничего просто так не происходит. Вселенная дает нам нужные испытания, нужные ситуации, нужных людей. В нужный момент. Люди привыкли все планировать и контролировать, устанавливать

дедлайны. Бешеный темп мегаполиса, постоянная вереница служебных и личных дел, рамки сроков и обязательств держат нас в постоянном напряжении. Даже на отдыхе остается привычка следить за временем и контролировать ход событий. Но иногда необходимо отпустить ситуацию и позволить событиям идти своим чередом, довериться им и не вмешиваться в процесс. У меня получилось это сделать. Мы просто ехали по дороге вслед за Байрой, я также, как и в предыдущие дни, не знала, где и как закончится сегодняшний, но вместо напряга появилось удивительное ощущение свободы. Авантюра начинала нравиться и, как оказалось, не зря!

Байра привез нас в фантастическое место! Представьте нерукотворный сказочный замок с причудливыми башнями разной формы и высоты, окрашенными во всевозможные цвета. Если природа — лучший художник, то ее палитра находится здесь! Скалы Цагаан Суварга словно обрызганы смешавшимися между собой розовой, красной, желтой, зеленой и фиолетовой красками. Завораживающий, сюрреалистический пейзаж, однако, имеет научное объяснение. Миллионы лет назад на этом месте бушевал океан. Теперь о нем напоминает лишь известковая глина и окаменелые морские ракушки. Вода и ветра создали необычайный рельеф утёса Цагаан

Суварга, а минералы, которые содержатся в сложивших его горных породах, окисляются на воздухе и окрашиваются во всевозможные цвета.

Монголия. Страна бескрайних далей. Часть 2

В невероятную красоту Цагаан Суварга мы влюбились с первого взгляда. Поэтому, когда Байра сказал, что нам пора ехать дальше, мы с энтузиазмом попрыгали в машины, предвкушая, что впереди нас ждет не менее удивительное место.

Уже стемнело, а мы все еще ехали по пустыне. Умудрились даже потерять друг друга в бескрайних просторах «Великого Ничто». Связь была, Рома мог говорить с Байрой по телефону, но это не помогало. Ориентиров и так никаких, а тут еще видимость практически нулевая. Ни Байра не мог объяснить нам, куда ехать дальше, ни Рома ему — где мы находимся. Но и тут не обошлось без чудес! Откуда ни возьмись из кромешной темноты появился местный житель на мотоцикле. И мы снова получили доказательство, что монголы — отзывчивый народ. Мы передали ему телефон, и вскоре Байра выехал прямо на нас.

Вслед за его джипом мы двигались еще около часа. И вот Байра остановил и заглушил машину. Приехали! Ночная темень скрывала от взора подробности места, где нам предстояло ставить лагерь для ночлега. Но силуэты скал, вырисовывавшиеся на фоне звездного неба, давали понять, что при дневном свете нас ждет потрясающая картина. Что ж, потерпим эту интригу до утра!

ДЕНЬ ДЕВЯТЫЙ. Рассвет в вечернем платье и театр под голубым небом

Ольгин будильник разбудил всех ни свет ни заря. Я лежала в теплом мягком спальнике и совершенно не хотела вставать. Снаружи палатки слышались голоса: некоторые уже встали и теперь восторгались зрелищем разгоравшегося рассвета. Сама же я лениво перевернулась на другой бок в надежде еще сладко поспать. Но внутренний фотограф взбунтовался и выгнал меня из палатки, пристыдив, что я пропускаю «золотой час».

Монголия. Страна бескрайних далей. Часть 2

Был седьмой час утра. Продирая глаза, я сонно бродила, пытаясь организовать себе кофе. Дима, Рома и Оля уже убежали с фотоаппаратами, а наши монгольские друзья продолжали дремать.

Наконец-то при свете можно рассмотреть место, в котором мы провели ночь. Наш лагерь стоял в окружении скал Их Газарын Чулуу. Солнечный свет окрашивал их острые пики в насыщенный золотисто-рыжий цвет. Я поняла, что небесное светило поднялось уже довольно высоко и самые классные кадры я упустила. Мне не хотелось бежать с фотоаппаратом по скалам в погоне за красивые кадрами, я просто созерцала. Наблюдала, как светятся скалы на фоне голубого неба и ждала, когда же закипит мой кофе.

Монголия. Страна бескрайних далей. Часть 2

Вернулась Оля и предложила устроить фотосессию в платьях. Она взяла с собой в пустыню два — специально для такого случая! От моей сонливости не осталось и следа. Девочки такие девочки.

Мне досталось черное платье с косым подолом, а Оля надела синий длинный сарафан. Быстро прихорошились, накрасили губки и…. Надо было видеть изумление наших ребят, когда они увидели двух леди, гуляющих среди камней в лучах рассветного солнца. Да и для меня самой случившееся было полной неожиданностью. Я не брала с собой платье и не могла подумать, что у меня будет возможность нарядиться посреди дикой природы. Дима любезно согласился стать нашим фотографом, и я получила особое удовольствие от процесса позирования, ведь чаще я нахожусь по другую сторону объектива.

Монголия. Страна бескрайних далей. Часть 2

Вдохновленные красотой места и фотосессией, мы вернулись в лагерь. После завтрака Байра вновь возглавил наш автокараван, и мы продолжили осматривать массив Их Газарын Чулуу, что в переводе означает Большой Камень. Он занимает огромную площадь в 35 гектар, на которой то тут, то там поднимаются живописные скалистые горы с зубчатыми вершинами и полированными камнями. Их Газарын Чулуу имеет статус особо охраняемой территории и расположен на границе природных зон между сухостепью и пустыней Гоби.

Мы ехали по извилистой дороге между фигурными скалами. На вершинах некоторых из них огромные валуны стояли, опираясь на основание буквально в одной-двух точках. Каким образом они держались и не падали от ветра? Кто их туда поставил? Среди множества причудливых по своей форме камней Их Газарын Чулуу есть один особый. Он похож на торчащий фаллос. Камень зовется Лянх Хад. Есть поверье, что он лечит от бесплодия женщин, а мужчинам он дарует мужскую силу, стоит только на нем посидеть.

Все, что мы видели вокруг, было похоже на декорации к фантастическому фильму. И в этих искусно созданных природой декорациях есть настоящий концертный зал! Двухуровневую сцену, дорожи и ступеньки построили люди (это сделано в 2006 году), а задником и кулисами стали скалы Их Газарын Чулуу. Ежегодный фестиваль в начале августа собирает до 300 исполнителей! Под открытым небом проходят выступления фольклорных музыкальных и театральных коллективов. Огромная белоснежная сценическая площадка среди первозданной природы не оставила нас равнодушными. Нам тоже захотелось почувствовать себя артистами, и вся наша компания устремилась к сцене — позировать.

Монголия. Страна бескрайних далей. Часть 2

Потом мы попрощались с Их Газарын Чулуу и двинулись в обратный путь, к Улан-Батору.

По дороге нам встретилось стадо диких сайгаков. Фотоохота, которую мы на них устроили по пустыне не увенчалась успехом и кадры не удались.

Монголия. Страна бескрайних далей. Часть 2

Зато бонусом нам выпало еще одно приключение. В машине Байры кончился бензин, а ближайший населенный пункт только через 26 километров. Началась операция по переливанию нашего топлива в пустой бензобак. Мы смеялись, понимая, что без происшествий вся наша поездка в Монголию была бы пресной и не такой увлекательной. Дележка бензина по-братски помогла спокойно доехать до заправки. И на трассе уже ближе к Улан-Батору мы попрощались с Байрой, поблагодарив его за помощь и открытие невероятных мест Их Газарын Чулуу и Сагаан Цуварга. Байра поехал в столицу, а у нас в планах была ночевка на природе, не доезжая 50 км до Улан-Батора.

Сегодня последний день наших странствий по монгольским просторам и последняя ночь вдали от города. Мы приехали в национальный парк Богд-Хан-Уул. На его территорию въезд платный и именно там находится священная для монголов гора Богдо-ул. Древняя легенда рассказывает, что гора спасла Темуджина, укрыв его от врагов. И став Чингисханом, он повелел почитать ее. Монголы верили, что где-то на вершине горы спрятаны доспехи и оружие великого хана. В старой Монголии гора Богдо-ул была второй святыней после Богдо-гэгэна. Обойти или объехать ее вокруг, а это более 100 километров, означало искупить тяжкие грехи.

К сожалению эту гору мы не увидели, так как она расположена в глубине парка, а мы на ночлег остановились практически в самом его начале, неподалеку от монастыря Манзушир. Он, как и многие другие святыни, которые встречались нам за время путешествия, также имеет богатую историю. В начале развития буддизма в Монголии ритуальные службы проходили в кочевых храмах, огромных юртах. Но кочевой буддизм очень быстро себя изжил. Монголы стали строить каменные и деревянные монастыри в китайском и тибетском стилях. При выборе места для храма особое внимание уделялось рельефу, наличию вблизи реки, озера, леса, горы. Предпочтение отдавалось сакральным местам, куда обычный человек забредать побаивался. Монастыри по своему статусу и размерам были неодинаковы. Самые большие сооружали по указу хана. Таким был Манзушир хийд, построенный в 17 веке на месте одинокой обители монаха-отшельника.

Мы разбили лагерь в окрестностях скалы, на которой находится единственный восстановленный храм-музей. Впервые за все путешествие мы находились в наиболее привычной русскому человеку местности. Опушка лиственничного леса рядом с ручьем стала нам укрытием от ветра и холода, который потихоньку сменял комфортное тепло предыдущей недели.

Монголия. Страна бескрайних далей. Часть 2

Сегодня наш последний вечер, последний совместный ночлег перед возвращением в Улан-Батор. Я еще несколько дней проведу в столице, а часть нашего экипажа уже завтра вечером разъедется в разные точки России. Но сегодня время посиделок у костра и задушевных бесед. Сегодня без гитары. Сегодня вечер откровений и признаний. За эти дни мы стали как семья, узнали больше о себе самих и друг о друге. Происшествия, форс-мажоры и прочие накладки, корректировавшие наш маршрут ежедневно, объединили нашу маленькую компанию в надежный оплот. Я, Рома, Оля, Дима радовались тому, как сложилось наше путешествие. Купание в Орхоне стало одним из самых веселых и ярких эпизодов, а поломка в Даланзадгаде помогла нам открыть новые места удивительной красоты. Да сколько великолепия природы мы увидели за эти дни! Не сосчитать! Но самое главное в любом приключении- это люди. Взаимная поддержка, помощь, тактичность, доброта и юмор помогали нам каждый день проводить в дружбе и согласии. Это не часто встречается в смешанных коллективах и это дорогого стоит.

Благодарю Вселенную за удивительное путешествие. Благодарю Рому, Диму, Олю, Аню за крутую компанию, за каждый миг, проведенный вместе. Благодарю всех повстречавшихся мне жителей Монголии за доброжелательность и готовность помочь. В особенности благодарю Байру, который увел с ненужного пути и открыл нам два других. Случайности не случайны. Любое событие, которое происходило с нами за время монгольского вояжа, словно паззл сложило уникальную историю, прожитую мной с открытым сердцем, и научило доверять Вселенной. Каждое путешествие- это маленькая жизнь. Оно зажигает душе огонек, который после согревает ее воспоминаниями и вдохновляет на новые приключения.

А ПОМНИШЬ?..

А помнишь разводы цветной акварели

В причудливых формах Цагаан-Суварга?

Как, ночь приближая, цикады звенели?

А пряную сытость шарсан хавирга?

А пыльный вояж от Дархана до Батора?

А теплую тяжесть песков Монгол Элс?

Просторы, ветрами и солнцем богатые?

Ультрамариновый колер небес?

А помнишь, со склонов Гурван-Сайхана

Далеким казался каким горизонт?

А встретилось сколько верблюдов, баранов?

А как нас купаться заставил Орхон?

А Каракорум — тень империи грозной?

А Богдо-гэгэна дворцовый покой?

Как над палатками яркие звезды

Светились, заснуть не давая порой?

Как нас манили названия эти —

И Хархарин, и Даланзадгад?

Свет и дорогу дарили рассветы,

Мурлыкал стихи и напевы закат?

Помнишь, как нас тишиною поили

Древние храмы Овгон, Манзушир?

Как оставаться собою учили

Безмерная высь и бескрайняя ширь?

Помню все, Аня, Роман, Ира, Оля —

Горы и небо, Орхон и пески…

Только без вас песни чудной Монголии

Вряд ли бы стали так сердцу близки.