Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был вчера 22:24
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Лагос — Нигерия Февраль 2020

В интернете часто встречаются тесты, предлагающие узнать страну по фотографии. Хочу сделать небольшое словесное описание, дабы читатель угадал, о каком государстве идёт речь:

Страна эта в прошлом считалась империей и имеет древнюю историю, о которой на Западе никто ничего не знает.

Недра богаты нефтью и газом, однако народу достаются сущие копейки.

Средняя зарплата 400 долларов, но это как в том анекдоте, статистическая температура по больнице.

Разрыв между богатыми и бедными не просто большой, он катастрофический.

В любом случае, по сравнению с соседями, уровень жизни выше, и соседи приезжают туда на заработки.

В 2006 г. сия держава занимала второе место в мире по темпу прироста золотовалютных резервов (догадайтесь кто первое?).

Медицина там вроде как есть, но вроде как её и нет.

Подавляющая часть граждан ненавидит предыдущий режим, создавший инфраструктуру.

На международной арене имидж ещё тот, страна известна своими бандитами и хакерами.

Знакомых моментов много, список можно продолжать, но речь здесь идёт не о России. Увы, африканская сестрёнка Нигерия имеет с нами много общего: нефть, газ, бедность, коррупция и даже исторические персонажи. У нас был Лжедмитрий, у них Бука Сука Димка.

Буквально вчера Россия и Нигерия в списке опасных для посещения стран стояли рядом. Во многих таблицах мы соседствуем по уровню коррупции и преступности, по количеству граждан уверенных в преимуществах демократии, по защите прав собственности, по уровню экономической свободы, по простоте ведения бизнеса, по безработице, по продолжительности и уровню жизни.

В рейтинге свободных СМИ Россия занимает 174, а Нигерия 107 место. Стоп! А вот здесь враньё! Во всяком случае, я имел возможность в подобном убедиться. Ну и вообще, можно ли верить социологам?

У наших стран похожего много, но не стоит забивать гвоздями в мозг подаваемые на блюдечке результаты. Желательно изучать мир своими глазами. А сравнения? Во многих случаях они попросту некорректны. Каждая держава, как и человек, индивидуальна, и если сравнивать, то соседей, но никак не государства на разных континентах.

* * *

Идея поездки в Нигерию созревала давно, и вот моя любимая турфирма организовала туда тур. Вместе с директором Мариной набралось пять человек. Все прожжённые путешественники, и я со своим послужным списком, по сравнению ними, просто дитя.

Единственное, каждому из нас предстояло самостоятельно явиться в посольство. Дабы подать на визу, одних документов мало — необходимо пройти собеседование.

В 10 утра нигерийцы любезно открывает двери. Записываемся в журнал, сдаём телефоны и проходим в зал ожиданий, где далее томимся на стульях. Африка начинается уже за порогом посольства, и потому, как и положено, никто здесь никуда не спешит. Консул сперва принимает документы на рабочую визу, после занимается туристами.

Чтобы оформить нигерийскую визу, нужно собрать кучу справок и заполнить кипу анкет: рост, цвет глаз, девичья фамилия матери, выписка из банка на английском, список стран посещённых за год… Нигерийцев стараются не пускать во многие страны, негласным образом осложняя получение визы. Соответственно, они включают обратку.

Побеседовать с нами пришёл большой солидный дядька, заместитель посла. Табель о рангах у африканцев определяется по часам. У нашего визави на руке сиял Rolex. У помощника часы были поменьше размером и поскромней.

Консул придрался к моим йеменским и пакистанским визам, не удивившись нигерской, чадской и камерунской. Забрав документы, попросил прислать брони отелей, что позже и было сделано.

В качестве безусловного плюса отмечу картины и статуэтки, собранные в зале. И первые и вторые являлись настоящими произведениями искусства.

Из дальнейших разговоров с работниками посольства, я узнал, в месяц Нигерия выдаёт россиянам примерно 100 виз: 70 рабочих и 30 туристических. Наши компании в Нигерии работают, и есть даже соотечественники, ведущие в Нигерии бизнес.

В 2009 году между «Газпромом» и Нигерийской государственной нефтяной компанией было подписано соглашение о создании совместного предприятия для инвестиций в строительство объектов газовой промышленности на территории Нигерии.

Моему удивлению не было пределов, когда я узнал, что многие россиянки во время ЧМ по футболу познакомились в Москве с нигерийцами и вышли замуж. Теперь дедушки и бабушки летают к своим внукам в Лагос по туристической визе.

Нигерии четырежды принимала участие в чемпионатах мира и дважды выигрывала кубок Африки. В 1996 году нигерийцы стали Олимпийскими чемпионами по футболу.

Страна ассоциируется в мире с нигерийскими письмами, где тебя ждёт богатое наследство, либо принцесса просит о помощи, опять-таки богатейшая. Вот только одно препятствие, чтобы воспользоваться состоянием, необходимо дать взятку. Автор письма готов тебе посодействовать, но у него нет денег — необходимо сделать перевод в нигерийский банк. Принцесса в качестве спасителя мечтает видеть именно тебя!

Нигерия. Ч - 1. Виза и перелёт. История Лагоса. Заповедник Лекки

Визу мы все получили, но, что меня в очередной раз удивило — сайт посольства давным-давно взорван и восстанавливать его дипломаты не спешат. Плюс, так совпало, как только мы отдали паспорта, случился всеобщий глюк, отчего Маил.ру на несколько часов завис. Бывает…)))

* * *

И вот настал долгожданный день начала путешествия. В Нигерию мы летели через Париж Аир Франсом. К нам курсирует, как и положено, самолётик сиротский, а вот Африку французы обслуживают с размахом. Питание на борту достойное, и кино можно по душе выбрать, в том числе на русском.

Лагос встретил ночным чёрным небом и жарой. Во влажном воздухе чувствовалось дыхание океана. Миновав врача, пограничников и таможню, получаем багаж и выходим в зал прилётов.

Увы, нас никто не встретил. Рядом ни одного белого, вокруг сплошные африканцы. Все крайне навязчивы, стараются зацепит, обменять валюту, поднести багаж и усадить в такси. Другие тебя оценивают внимательным и тяжёлым взглядом. Туда-сюда прохаживаются вооружённые калашами полицейские. О комфорте и об удобстве в аэропорту Лагоса не думают. На прилегающей площади уже много лет не кончается ремонт, машины стоят в пробке и пешеходы с водителями ругаются.

Неискушённого путешественника подобное может шокировать, но это именно наше всё — один из тех драйвов ради чего мы ездим в Африку…

Вскоре, конечно же, появился гид. Через толпу пробиваемся к стоянке, загружаемся в микроавтобус, и движемся мимо неосвещённого хаоса в сторону Лагоса.

Город расположен на острове, а аэропорт на материке. Даже ночью движение оживлённое. Уличных фонарей практически нет и редко какое окно разрезает ночь лучиком света. Первое впечатление от Лагоса ужасающее!

Наконец, останавливаемся на блокпосту. Машину досматривают снизу зеркалом на предмет бомбы, нас тоже изучают. Когда всё сходится, заруливает в некое подобие города в городе. Здесь и фонари горят, и музыка долбит, и людской контингент поприличней.

Нигерия. Ч - 1. Виза и перелёт. История Лагоса. Заповедник Лекки

Получаем карточки от номеров и отправляемся спать. Начальная задача, прилететь в Лагос и заселиться в отель, выполнена.

* * *

По легенде, живущий в реке Нигер крокодил, боролся с хвостатым морским змеем. Обитатель пучины обрушивал на крокодила большие волны, желая не пустить соперника к берегу.

Нигерия. Ч - 1. Виза и перелёт. История Лагоса. Заповедник Лекки

Оба кусались и царапались, но переломить исход схватки не могли. Тут змей решил, призвать на помощь небесные вихри. Крокодил в ответ, дабы поставить барьер, выбросил из реки в море землю. Так образовались Лагос, Иддо и Сйингбо.

Похоже, легенда не далека от правды. Впадающий в Гвинейский залив Нигер, формирует дельту, выступающую в море. Своенравная река много раз меняла течение. В своих водах Нигер несёт огромное количество грунта и далее его течение борется с океаном.

Лагос от дельты Нигера на расстоянии 200 километров. Однако река, впадая в океан, закрывает острова Лагос, Сйингбо и Иддо от океанских течений, которые движутся вдоль побережья.

В настоящий момент о седой старине и о древних людях, здесь проживавших, ничего не известно. В 13 веке, спасаясь от преследования, острова заселила народность авори, выходцы из Ифе. Нынешний Лагос они назвали Эко. У авори был свой Оба (король). Документально династия прослеживается с 1600 года. Здешние Оба являлись данниками Бенинского царства.

Глядя на спокойные воды Гвинейского залива, невольно представляешь, как 550 лет назад, разрезая мелкую волну, к Лагосу подошли корабли с алыми крестами на парусах. Как капитаны настороженно смотрели в трубы, а пушкари, развернув орудия в сторону берега, держали в руках зажжённые фитили. Томились в ожиданиях матросы.

Рыбаки, увидев большие лодки, попрятались в мангровых зарослях. Они уже были наслышаны о бородатых пришельцах и их гремящем оружии. Местные туземцы даже не подозревали, что их судьба уже решена в далёком Лиссабоне. Богатый купец Ф.Гомиш получил у португальского монарха монопольное право на торговлю в Западной Африке.

Нигерия. Ч - 1. Виза и перелёт. История Лагоса. Заповедник Лекки

Португальский исследователь Руй ди Сикейра, посетивший этот район в 1472 году, назвал район вокруг города Лаго-де-Курамо («спокойное озеро»), в соответствии с безмятежностью прибрежных вод.

Европейцы огнём и мечом покоряли новые земли. На карте мира появились красноречивые определения — Перцовый Берег, Берег Слоновой Кости, Золотой Берег. Согласно подобной «инвентаризации» побережье нынешнего Бенина и Нигерии получило название Берег Рабов. Когда португальцы познакомились ближе с местным климатом и коварными мелями, побережье возле Лагоса получило ещё одно наименование — Проклятая Лагуна.

По одной из версий, позже британский колонизатор лорд Лугард предложил сокращать название до «Лагос», чтобы было проще произносить.

В любом случае, после прихода европейцев, началась эпоха Великих Географических Открытий. Одних она озолотила, других вогнала в состояние бесконечных войн, рабства и колониализма.

Местные царьки, нападая друг на друга, стремились заполучить рабов.

Нигерия. Ч - 1. Виза и перелёт. История Лагоса. Заповедник Лекки

На Лагосе образовалась фактория, откуда в страны Нового Света устремились караваны судов, гружёные закованными в цепи африканцами. Почти 400 лет Берег Рабов являлся таковым в буквальном смысле.

И тем не менее наступили новые времена. В 1807 г. англичане отменили рабство. Постепенно в процесс стали втягиваться другие державы и их колонии. Англичане впервые появились в этих местах в 1830 году. В 1841 г. на трон взошёл Оба Акитое. Он попытался на территории Лагоса отменить рабство, но был свергнут и бежал в Лондон, где подписал с британцами соглашение.

25 ноября 1851 года, под предлогом отмены рабства, англичане попытались с налёта взять Лагос, обстреляв его из корабельных пушек. Не вышло! Африканцы дали отпор.

26 декабря состоялась «Кипящая битва». Британский флот состоял из линейных кораблей. Обо Косоко оказал трёхдневное сопротивление, однако превосходная огневая мощь Королевского флота своё дело сделала.

Нигерия. Ч - 1. Виза и перелёт. История Лагоса. Заповедник Лекки

Британцы потеряли 15 человек убитыми и 75 ранеными. 29 декабря Акитое был доставлен на берег для оценки состояния города, подвергшегося бомбардировке, и принял присягу местных вождей. 30 декабря Королевский флот демонтировал все батареи Косоко и сбросил 46 его орудий в море.

С Акитоем 1 января 1852 года был подписан новый договор между Лагосом и Великобританией, запрещающий работорговлю и открывающий то, что некоторые историки называют консульским периодом в истории Лагоса. Этот консульский период подготовил почву для аннексии Британией Лагоса десятилетием позже, в августе 1861 года.

Акитое умер в том же году. По традиции голову короля должны были похоронить в городе Бенин.

Нигерия. Ч - 1. Виза и перелёт. История Лагоса. Заповедник Лекки

Англичане подобное запретили, объяснив, что Лагос не подчиняется более Бенину и потому в этом нет необходимости. Сыновья Акитое сделались проводниками британской политики.

Начиная с 1830 года из Бразилии и США стали возвращаться бывшие рабы. К 1872 году население возросло с 25 до 60 тысяч.

Нигерия. Ч - 1. Виза и перелёт. История Лагоса. Заповедник Лекки

Город быстро развивался; в 1886 году появились железная дорога и телефонная связь с Британией, а в 1898 году первые улицы города получили электрическое освещение. Остальная часть бывшего царства Бенина, то есть современная Нигерия, была захвачена англичанами в 1887 году, а когда англичане основали колонию и протекторат Нигерии в 1914 году, Лагос был объявлен столицей.

Статус сохранялся вплоть до 1991 года. Разросшийся Лагос со столичными функциями уже не справлялся, для этих целей была построена Абуджа.

* * *

Попадая в новое место, я всегда стараюсь подняться на крышу отеля, дабы осмотреться и сфотографировать. Где-то подобное получается и чердак оказывается открыт, а где-то нет. В моём понимании это является мерилом спокойствия. Если можно подняться, значит обстановка спокойная. Коли нет — власти опасаются террористов или чего-то подобного…

В этом плане Лагос оказался городом умиротворённым. Как только свет прогнал тьму, я уже стоял на крыше. Робкий океанский бриз боялся побеспокоить суровые облака, коих снизу поддерживало влажное марево.

Нигерия. Ч - 1. Виза и перелёт. История Лагоса. Заповедник Лекки

Машины на близлежащей улице уже выстроились в обязательную для Лагоса пробку. Тот район, где располагался отель, считался богатым, и тем не менее его застройка показалась мне хаотичной.

После завтрака состоялась встреча с гидом и мы отправились на экскурсию. Внешний вид принимающей стороны внушал доверие. Крепкий и рослый Девид мог одновременно выполнять роль телохранителя, переводчика и экскурсовода.

Первые контакты с нигерийцами опровергли образ нации бандюков, образовавших бандитское государство. Европейцев в отеле было немного. Народ нас от всей души приветствовал и дружески улыбался.

Нигерия. Ч - 1. Виза и перелёт. История Лагоса. Заповедник Лекки

Эко отель оказался вполне приличной четвёркой, с хорошим обслуживание и питанием. У входа можно было видеть картинки,

где представители пяти основных народов приветствовали посетителей на своих языках.

В фойе привлекала внимание похожая на привидение статуя с дубиной. Как позже выяснилось, ежегодно в Лагосе проводится фестиваль, участники которого облачаются в подобные одежды и закрывают лицо.

К отелю примыкал сувенирный рынок, где Девид обещал нам поменять доллары по удобному курсу. Попав туда, мы в буквальном смысле были ошарашены выбором и качеством поделок. Нигерийская бронза широко известна по всей Западной Африке. Позже отдельные статуэтки нам довелось видеть в музеях.

Одни фигурки сверкали новизной, другие, наоборот, походили на артефакты.

Поменяв 200 долларов по курсу 1 дол. — 355 найров, я распихал по карманам толстую пачку. Здешний курс оказался выгодным, и путешествуя далее, мы в этом убедились.

Нигерия. Ч - 1. Виза и перелёт. История Лагоса. Заповедник Лекки

Сделав голове хорошее внушение, я устоял от соблазна покупок.

Позже убедился в правильности решения.

В тот же день мы заезжали на ещё один, более крупный рынок.

Ассортимент там был примерно такой же. Как бы нам не хотелось чего-то, желания нужно ограничивать…

Первой экскурсионной точкой программы стал парк Лекки. Этот нетронутый человеком уголок природы воссоздан в 1990 г. на одноимённом полуострове. Он так и называется Lekki Conservation Centre. Утром мы были первыми и единственными посетителями.

Охранник показал большую нору, где, по его словам, живёт гигантская черепаха. Тартилы дома не оказалось. Не ожидая гостей из экзотической России, она ушла в лес по своим черепашьим делам.

Девид отправился покупать билеты, после чего выяснилось, рейнджеры водят группы через каждые полчаса и нам нужно подождать.

В подобных парках часто случается парадокс. Посетители приезжают, дабы походить по лесу и посмотреть зверушек.

Последние тоже ищут контакта с людьми.

В лесной чаще они не сидят и приходят туда, где наибольшее скопление людей — ко входу в парк.

Точно также ведут себя и птицы. В любом случае, идея создания парка возле перенаселённого Лагоса, была правильной.

Нигерия. Ч - 1. Виза и перелёт. История Лагоса. Заповедник Лекки

Наконец появляется рейнджер. Других посетителей нет и мы следуем за провожатым по деревянным дорожкам. Кроны деревьев образуют тоннель. Справа и слева, сверху и снизу — девственный лес, обещающий сказку. Мы попали в царство зелени, мягкой тьмы и полутонов. Здесь не нужно никуда спешить. Главное, уметь слушать и наблюдать.

Территория, состоящая из болот и саванн, занимает 78 гектаров земли. Здесь обитают около 130 видов птиц и более 140 видов животных, собранных со всего африканского континента. Сотрудниками заповедника ведется постоянная работа по изучению и сохранению хрупкой экосистемы региона. Посетители могут ознакомиться с исчезающими видами животных и растений.

Надо сказать честно, гуляя, кроме обезьян мы никого толком не видели.

Нигерия. Ч - 1. Виза и перелёт. История Лагоса. Заповедник Лекки

Ну, а мартышки ведут себя по-хозяйски. Ты ступаешь по дорожке, они выскакивают и тебя далее сопровождают, передвигаясь по парапету. Останавливаешься, поворачиваешься к обезьянке задом — она цепляется за рюкзак, стараясь его расстегнуть.

Рейнджеры категорически запрещают животных кормить, но те, судя по-всему, лезут в рюкзак тоже не просто так. В качестве добытчиков выступают самцы. Они тебя сопровождают, желая проверить сумку туриста. Далее смотришь, обезьянка вдруг ни с того ни с сего пропала. Через двадцать-тридцать шагов выскакивает другая. Всё правильно, мы перешли на территорию следующего семейства.

В популярной программе Орёл и Решка, где показан Лагос, Регина прогуливается по дорожкам и по подвесным мостикам парка. Последние одна из главных фишек Лекки.

Подвесная дорога в 401 метр является в Африке самой протяжённой. В мире Лекки на втором месте, на первом подобные мосты в Малазии. Хождение по подвесным мостам требует сноровки. Ты ставишь ногу, а поверхность сперва вибрирует, а после предательски отскакивает в сторону, сперва чуть-чуть, но далее всё сильней и сильней. Движения ногами приходится подкреплять руками.

Нигерия. Ч - 1. Виза и перелёт. История Лагоса. Заповедник Лекки

Если сзади или спереди ещё кто-то, тебе на порядок сложнее. Дабы мост не закачал, желательно идти одному.

Между подвесными дорожками 5 стационарных платформ для отдыха. Самая высокая обзорная точка на высоте 22,5 метров.

Между тем жара усиливается. Мы все обливаемся потом. Хочется пить и просто постоять, полюбоваться на джунгли. Со всех сторон раздаются звуки леса. Нет, это не соловьиные трели. Местная живность, укрываясь за ветвями, старается заявить о себе резко и звонко, дабы напугать соперника.

За деревьями проглядывает урбанистический Лагос. Однако здесь, в этом уголке спокойствия, соседство с глобализацией почти не чувствуется.

Преодолев 6 пролётов, попадаем на закрытую со всех сторон поляну. Здесь имеется лодж, где туристы могут остаться на ночь.

С развлечениями в парке не ахти,

ну и в лесные дебри погружаться тоже не желательно.

Нигерия. Ч - 1. Виза и перелёт. История Лагоса. Заповедник Лекки

Возвращаясь обратно, мы прошли мимо гигантского дерева, обвитого лестницами. На разных уровнях рейнджеры обустроили несколько смотровых площадок. Судя по всему, именно это дерево штурмовала Регина.

Лес диким вовсе не кажется, он производит впечатление парка и ещё раз парка. Увы, это не так! На обратном пути мы видели змею. Зоркий сопровождающий, попросив не шуметь, обратил наше внимание на зелёную ленту.

Аспид учуял туристов ещё раньше и не пожелал фотографироваться. Ну может оно и к лучшему. По заверению рейнджера, змея была ядовитой.

Подводя итог, отмечу, Лекки место зачётное, но лететь в Лагос ради парка не стоит. Самый большой город Африки достопримечательностями не богат, и тем не менее интересные объекты в Лагосе есть. Читайте об этом в следующей части…