Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 8:54
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Лагос — Нигерия Февраль 2020

Из всех городов, которые я когда-либо посетил, Лагос оставил самые сложные впечатление! Количество жителей приблизилось к 22 миллионам и это при том, что в Лагосе всего 8 автобусных маршрутов. Народ с места на место добирается в раздолбанных маршрутках.

Женщин в национальных одеждах крайне мало. Высотной застройки нет, город занимает огромнейшую территорию и потому жуткие пробки. Плюс: жара, толчея, духота и надоедливые уличные торговцы. Углядев белого, они на каждом перекрёстке начинают предлагать воду или бананы.

Планировалось строить метро. Правительство выделило средства, началось шевеление, но деньги почти сразу пропали и строительство остановилось. Одним словом, когда едешь по Лагосу, кажется, что он никогда не кончится…

Нигерия. Ч - 2. Искусство и проза жизни

Ещё одна проблема Лагоса, как и вообще Нигерии, это мусор. В Эко отеле, где нам довелось жить, на этажах мусоросборники, где стекло и пластик собираются отдельно. Увы, это профанация. Если откроешь дверь чёрной лестницы, там конь не валялся.

На улицах никто толком не убирается. Целлофановые пакеты для Африки и Азии настоящие убийцы экологии. Проезжая, мы видели огромнейшие полигоны, куда привозят мусор, и устроены они не где-то, а в черте города. Подбирая характеристику для Лагоса, на ум невольно приходит: адский, ужасающий, грязный, неудобный…

Историческая часть Лагоса располагается на одноименном острове. С материком Лагос соединяется тремя мостами. Third Mainland — самый длинный (12 км). Его перекинули через Гвинейский залив в 1990 году.

Нигерия. Ч - 2. Искусство и проза жизни

Когда движешься по мосту в сторону Лагоса, с правой стороны выглядывают устроенные на воде трущобы. Это Макоко, знаменитая нигерийская Венеция. Живут там преимущественно рыбаки и сплавщики леса. Мы видели большое количество брёвен, связанных в плоты. Как и откуда их сюда доставляют, непонятно, однако здесь на фабрике древесину обрабатывают. По словам гида, плоты привязывают цепями, сплавляют по реке и далее буксируют по морю.

Рыбацкие фавелы необычайно колоритны! Если договориться с полицией и с местными авторитетами, в Макоко можно приехать на экскурсию.

Несколько лет назад власти попытались расселить сию «воронью слободку» — не получилось. Жители оказали сопротивление и власти пошли на попятную. В общем, над Макоко витает аура криминала, место колоритное, однако нормально сфотографировать его из машины не удалось. Остановки на мосту запрещены.

Нигерия. Ч - 2. Искусство и проза жизни

Ради справедливости ещё раз повторю, в Лагосе есть кварталы для богатых, где таковые живут и ни мусора, ни криминала не видят. Существуют планы строительства насыпного острова наподобие Эмиратов. В супермаркетах есть всё и цены московские.

От англичан в центре мало что осталось.

Нигерия. Ч - 2. Искусство и проза жизни

Во дворе бывшей тюрьмы нигерийцы разбили сквер, который со всех сторон огорожен высоким забором. С исторической точки зрения интересны три «бразильских» дома. В середине позапрошлого века из Бразилии в Африку возвращались бывшие рабы. Многие были отнюдь не бедными. Они застраивали Лагос в бразильском стиле, теперь же осталось всего три дома.

Одной из главных достопримечательностей по праву является Соборная церковь Христа.

Первый храм стали возводить 1867-ом и завершили в 1869 году. Строительство нынешнего здания по проекту архитектора Багана Бенджамина началось 1 ноября 1924 года. Первый камень был заложен принцем Уэльским Эдуардом (позже королем Эдуардом VIII) 21 апреля 1925 года. Работы полностью окончились в 1946 году.

Первым англиканским епископом Нигерии стал Сэмюэль Кроутэр (1809—1891 гг.). Он принадлежал к народу йоруба и успел познать вкус рабства. В настоящем мощи Кроутэра в качестве святыни покоятся в соборе.

Нигерия. Ч - 2. Искусство и проза жизни

Сувенирный рынок Лекки достоин отдельного упоминания. В прежние времена здесь всегда можно было видеть китайцев. На момент нашего визита посетителей было немного.

Мне приходилось бывать на подобных рынках в Бомако, в Ниамее, в Нджамене и в Яунде. По качеству и разнообразию поделок Лагос собратьев превосходит. Здесь можно бродить и любоваться изделиями, как в музее. Продавцы бывают навязчивы, однако не стоит заострять на этом внимания. Они хотят заработать, и поведение их вполне объяснимо.

Что меня особенно удивило, так это отсутствие оружия: сабель, кинжалов, мечей и копий. А ведь имидж у Нигерии ещё тот… Добавлю, продавцы друг друга знают и не дадут развернуться карманникам. В общем и целом обстановка на рынке спокойная.

В советское время люди увлечённые Африкой выискивали в библиотеках соответствующую литературу, следили за публикациями в прессе. В те годы большинство информации имело политический окрас. О самобытной культуре народов писали мало.

Наступили новые времена. Теоретически, теперь можно поехать, куда хочешь, и если Восточная Африка для россиян сделалась ближе, Западная остаётся загадкой.

В отсутствии письменности маски и фетиши поддерживали связь между поколениями. Благодаря им народ сохранял культуру. Одна из африканских поговорок гласит — не начинайте вырезать фигуру, пока не посмотрел предшествующей.

Согласно обычаям, маски являлись посредниками между миром живых и миром мёртвых. Одни олицетворяли тотемных животных, другие были призваны устрашать врагов и отгонять злых духов. На долю третьих выпадала обязанность следить за порядком в селении.

Нигерия. Ч - 2. Искусство и проза жизни

Искусствоведов, занимающихся подобной тематикой, в России крайне мало. Оно и неудивительно, африканцы своих секретов на блюдечке выдавать не хотят. Чтобы понять чужую культуру и обычаи, среди народа нужно пожить.

После развала СССР в Кремле перестали интересоваться Чёрным континентом. Между нашими народами нарушилась связь. Удивительно, но у нас даже нет музея Африки.

Вроде как есть Кунсткамера в Питере и Музей Антропологии в Москве, но этого мало. Африка многогранна! Чёрный континент нуждается в более подробном освещении.

Знаю путешественников, собравших по Африке огромные коллекции настоящего антиквариата.

В частных беседах мы периодически обсуждаем тему. Люди готовы передать часть масок, фетишей и фигурок в подобный музей, но его у нас нет. И нет даже намёков, что дело сдвинется с мёртвой точки.

Изучать культуру Африки первым в нашей стране начал художник Владимир Иванович Матвей (Марков).

Нигерия. Ч - 2. Искусство и проза жизни

Он искал новые формы живописи. Пытаясь переосмыслить эстетические достоинства искусства, проявил интерес к африканской пластике.

Матвея в 1912 и 1913 годах изучал музеи Европы. Полученные материалы и свои соображения художник отобразил в книге «Искусство негров», где мы читаем:

«После самого беглого обзора… мы должны убедиться, что искусство негров не есть детский лепет, а серьезное самостоятельное искусство со своими строгими законами и традициями».

Эта точка зрения была в то время малопонятна. Кроме Пикассо да еще десятка художников, мало кто (пожалуй, тот же Гумилев, у которого африканская тема носит колониально-экзотический привкус) всерьез смотрел на этих идолов и божков. Как бы отвечая на недоумение публики, Матвей восклицал в конце книги:

«Неужели добытые негром красоты не являются расширением понятия красоты, не являются ценным вкладом в сокровищницу мировой красоты?»

Матвей скончался летом 1914 года. Его труд, скорее всего, так и остался бы незамеченным, если бы не Революция. Большевикам идеи художника оказались близки. «Искусство негров» была напечатана в 1919 году, в издательстве ИЗО Наркомпроса. Вступительное слово на Коллегии ИЗО произнес В. Маяковский.

В. Матвей так объяснял тайну эмоционального воздействия африканской скульптуры:

«Это искусство производит такое впечатление, как будто неведомый гениальный могучий дух бессознательного создал эти каноны, сдвинув реальные пропорции, реальную конструкцию.

Очарование творчества Африки заключается в том, что массы здесь трактованы с одной стороны, как абстрактные тяжести, подчинённые законам пластики, с другой стороны, — как символ частей органического целого. Очарование этого искусства в найденном пластическом символе.»

В некоторых случаях местные ремесленники придают изделиям вид артефактов. По нигерийским законам, если вывозишь сувениры, необходимо иметь музейную справку, которая подтвердит, что вещь не является артефактом. В последующем я и мои друзья, отоварившись в Бенин-сити, подобные справки получили.

Об этом, как и о бенинской бронзе, я расскажу позже. Здесь же предлагаю читателям полистать фотографии слайд-шоу, дабы прочувствовать работы нигерийских мастеров.

В первой части я рассказывал, как англичане усадили на трон в Лагосе подвластного им монарха. Когда видишь композицию, как африканцы перевозят в лодке короля вместе с англичанами, язык не поворачивается назвать автора ремесленником. Нет, это полноценный скульптор, причём весьма наблюдательный.

Интересных вещей на рынке много. Очень жалею, что не купил курительную трубку.

Написание заметки это искусство, как и изготовление сувенира, как и создание картины. После сувенирного рынка нам удалось посетить Нике Арт галерею. Англичане и американцы приезжают сюда, дабы купить картины.

В изобретательности нигерийцам не откажешь! Перед входом обезьяны, жирафы и другие композиции, созданные из ненужных материалов.

За воротами большое количество фигур собранных из гаек и шестерёнок.

Ну, а главным элементом галереи являются конечно картины.

Удивительное дело, фотографировать полотна не разрешают, но если делаешь селфи — тогда пожалуйста.

В кадре обязательно должен быть человек!

Галерея занимает три этажа,

Нигерия. Ч - 2. Искусство и проза жизни

и картины здесь собраны значимые и интересные.

На первых порах я старался делать селфи, но далее просто не мог допустить, дабы моя физиономия портила произведения искусства.

Повторюсь, в выдумке художникам не откажешь. Очень понравились объёмные работы.

Единственное, когда мои товарищи стали интересоваться ценой, тут их постигло разочарование.

Что на картины, что на скульптуры ценник зашкаливал.

Мы просто гуляли по галерее, наслаждаясь работами.

Нигерия. Ч - 2. Искусство и проза жизни

Сам не зная зачем, я машинально сфотографировал стенку, где был развешан мусор из пластика, и лишь намного позже, просматривая фото, разглядел картину.

Нигерия. Ч - 2. Искусство и проза жизни

На последнем этаже мы обнаружили артефакты. От базарных изделий внешне они мало чем отличались,

всё по своим местам расставляла цена.

По словам менеджеров, если имеешь дело с настоящим искусством — торг неуместен.

Нигерия. Ч - 2. Искусство и проза жизни

Когда закончили осмотр картин, сотрудники галереи устроили для нас танцы. Женщины пели и приплясывали, парни ритмично стучали в барабаны.

Позже появилась хозяйка, одетая в национальный костюм. Мы с ней и сфотографировались поочерёдно, и поплясали, и песни попели. Судя по всему, женщина понимает толк в живописи.

Одним словом, от рынка Лекки и от Нике Арт галереи впечатления остались положительные, как и от Национального музея Нигерии.

Прогулка по заливу на катере обещала завершить этот день. Водитель кружил по Лагосу, но в итоге доставил нас на небольшую, но крайне замусоренную пристань.

Нигерия. Ч - 2. Искусство и проза жизни

Надеваем спасательные жилеты, рассаживаемся по местам,

лодка, взревев мотором, отрывается от причала.

Нигерия. Ч - 2. Искусство и проза жизни

Если не знать, что остров Лагос соседствует с двумя собратьями, можно было подумать, будто лодка движется по реке. Лагос, Икойе и Виктория совместно защищают лагуну от морских штормов.

Пройдя под мостами, мы вышли в открытое море.

От турецкого и греческого оно отличается достаточно сильно. Здесь и порт в непосредственной близости, и соседство с мегаполисом чувствуется, и течения в заливе устроены таким образом, что к Лагосу прибивает водоросли и многое другое.

Впрочем, по теме пляжного отдыха в Нигерии в качестве эксперта я выступать не могу. Примерно через полчаса капитан подвёл катер к зелёному острову, который используется богатыми нигерийцами именно для пляжного отдыха. Инфраструктура оного не впечатлила, зато море там оказалось на удивление чистым.

Небоскрёбов в Лагосе не много, но те что есть, выполняют роль маяков.

С воды город выглядит намного приятней.

Глядя на полицейские катера, невольно вспоминались сенсационные новости, как в Гвинейском заливе пираты в очередной раз взяли в заложники моряков.

В нашей жизни много непонятного. Думаю, тут имеет место слив информации и некий договорняк. Корсары должны быть уверены, что за жертву заплатят. Просто так рисковать никто не станет.

Лодка встаёт на обратный курс. Мимо проплывают бизнес-центры и дорогие отели.

Нигерия. Ч - 2. Искусство и проза жизни

Встряхнувшись на волнах и насладившись морским воздухом, возвращаемся на суше к ритмам мегаполиса. Двадцати двух миллионный Лагос воистину город контрастов.