Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была вчера 11:34

Гузерипль — Россия Февраль 2020

Снег кружится, кружится… Наваждение какое-то. Как он может кружится при плюсовой температуре и ярком солнце? Весь январь в ожидании прошел…

Вот уж и календарная зима перевалила за середину, а воз и ныне там снега как не было, так и нет! Дни стали заметно длиннее, по утрам из открытого окна слабо и еще не очень назойливо слышно щебетанье птичек. В скверах и парках очнувшись от якобы зимней дремы весело зазеленела травка. Так и до весны недалеко!

Снег кружится, кружится….Надо что-то с этим делать!

И я бронирую место в тур выходного дня туда, где снега не просто много, а его там навалом, хватит на всех.

Когда снег у нас не идет, тогда я еду к нему

В последующие дни перед глазами маячат снежные пики гор Домбая, огромные сугробы, высокие лохматые пихты, засыпанные снегом. Поеживаясь от мороза, я иду по узкой протоптанной колее. При каждом шаге снег приятно поскрипывает и вдруг сверху на меня сыплется невесомый белоснежный пух — это от легкого дуновения ветерка тысячи снежинок пустились в свой незатейливый танец.

А далее что-то происходит с погодой, она вдруг ощетинилась, озлобилась и нагнала жуткие морозы: на день поездки в Домбае -20! Ничего, на Севере я и не такие морозы переносила, и мысленно уже одевала на себя все теплое, что могла найти в своем южном гардеробе. Но одежда не пригодилась: циклон, запрет МЧС на поездку и отбой! Разочарование, отчаяние и надежда на то, что через 2 недели — 22 февраля погода восстановится и перенесенная поездка все же состоится.

Через пару дней морозы ретировались, пришедшая типа зима смогла выдавить из себя лишь несколько снежинок, присыпав окрестности таким тонким белым слоем, словно выбивала пустой мешок из-под муки. Ровно через 5 минут и эта роскошь закончилась, а через полчаса растаяла!

Когда снег у нас не идет, тогда я еду к нему

Но я не переживала, я словно зависла в предвкушении ого-го какого снега! Две недели в ожидание прошли…

На день поездки погода прогнозировалась расчудесная, я уже мысленно примеряла на себя вещи более пригодные для весны, как новый удар: циклон, МЧС не дает добро! Все, катастрофа! Но сдаваться категорически не хотелось: а, была не была, поеду-ка я в свои любимые горы Адыгеи! Они менее капризны на всякие не предсказуемые напасти.

Когда снег у нас не идет, тогда я еду к нему

И уже на следующее утро в составе группы всего лишь из 14 человек я ехала на комфортабельном туравтобусе, рассчитанном на 20 человек. Очень удобные сиденья, замечательная гид и сплошное туманное молоко за окном! Операция под кодовым названием: «Погоня за снегом» началась!

Казалось бы, сколько раз я ездила по трассе в сторону Гузерипля, что меня невозможно ничем удивить! Отнюдь! Не доезжая до поселка Хамышки, когда глаза упираются в пик Трезубез, маячивший впереди, автобус остановился.

Когда снег у нас не идет, тогда я еду к нему

Слева большая территория турбазы «Горная деревня», основанная на месте бывшего поселка Никель, где в прошлом жили шахтеры и геологи, занимающиеся поиском и разработкой добычи урана, бария и никеля. Пока шли работы, поселок процветал, но в 1960-е годы месторождение оказалось не рентабельным в виду чего его быстренько свернули и закрыли. Говорят что сохранились заброшенные штольни, но уровень радиации в них зашкаливает. Нас же интересовали не они, а подвесной пешеходный мост через реку Белая, находящихся справа по ходу движения.

Ах, если бы я раньше знала о его существовании, я бы каждый раз спускалась с дороги к реке и наслаждалась этим чудом! Нигде не нашла информации о нем, ни размеров, ни времени постройки, но это и не важно. Мост шикарный, да нет-он прост великолепен! В отличном состоянии, длинный — предлинный, ускользающий, уходящий на «нет» где-то далеко вверху на горе.

Когда снег у нас не идет, тогда я еду к нему

При каждом шаге плавно и грациозно раскачивающийся, что не может не вызывать восторг. Никогда я не видела ничего подобного!

С середины моста, парящего над рекой словно в невесомости, отлично просматривается вышеупомянутая гора Трезубец, максимальная высота которой 1270 метров. Кстати на нее, со стороны поселка Хамышки, есть пешие маршруты, но не в этот раз.

Когда снег у нас не идет, тогда я еду к нему

Не успев поудобнее расположится в автобусе — вновь остановка. На этот раз мы любуемся природным чудом — Большим Гранитным каньоном.

Это четырех километровый разлом в хребте, через который пробили себе путь стремительные воды реки Белая. Кстати, название реки происходит не из-за цвета воды- это видоизмененное имя девушки Бэлла, которой посвящена одна из многочисленных легенд этого края. Очень хотелось попасть на другую смотровую площадку, от которой можно спуститься ниже к воде и поснимать красно — терракотовые скалы каньона, но…регламентом тура не предусмотрено.

Далее до кордона Биосферного заповедника едем без остановок. Я с тоской смотрела на мелькавшие за окном грустные серые пейзажи — снега в наличии не наблюдалось. В заповеднике я уже однажды была, но увлеченная рассказами гида о нововведениях, о созданном летом 2018 года вольере с животными, решила прогуляться.

С удовольствием в который уже раз полюбовалась этой панорамой с моста.

Когда снег у нас не идет, тогда я еду к нему

Что мне нравилось в организации данного тура, так это не напряжность со стороны гида и свобода действий: девушка сориентировала всех на местности и отпустила в свободное плаванье.

На входе в заповедник и далее по маршруту установили много информационных плакатов, стендов и табличек.

Прохожу мимо уже знакомых мне микроГЭС и водпадика на реке Молчепа, впадающей в Белую.

Здороваюсь с огромным дольменом

и спешу к вольерному комплексу. Огромные территории, ограждения, домики для животных, запас сена. По периметру одного из загонов, игриво подпрыгивая, носились две серны,

Когда снег у нас не идет, тогда я еду к нему

подгоняемые собакой, бежавшей рядом, но за пределами ограды. Наигравшись, собака ушла по своим делам, а серны заскучали, что и дало возможность их поснимать.

В соседнем загоне, вдалеке от посетителей, величаво возлежал благородный олень, гордо удерживая свои раскидистые рога.

Когда снег у нас не идет, тогда я еду к нему

Меня очень тронула трагическая судьба исчезновения и возрождения популяции горных кавказских зубров, о которой рассказывала гид.

До начала 20 века зубры еще обитали в горах Кавказа, но через 3 года после основания Кавказского биосферного заповедника, а это в 1927 году, популяция была полностью истреблена.

Перед войной было принято решение восстановить исчезнувший вид редких животных. Для этого в окрестности Гузерипля из Беловежской пущи завезли 13 зубров и трех степных бизонов, а из зоопарка Гамбурга самца кавказского зубра.

Когда снег у нас не идет, тогда я еду к нему

Эти животные и стали основателями вновь рожденных горных зубров. Они отлично приспособились к жизни в горах, пережили войну, а их потомство стало расселяться в другие уголки заповедника. К 90-м годам в регионе насчитывалось уже 1300 животных. А потом Союз развалился и это напрямую коснулось бедных зубров — прекратилась селекционная работа, озверели браконьеры. В итоге этого беспредела на территории всего Северного Кавказа в живых осталось меньше двухсот зубров, выращенных с таким трудом. И лишь шесть лет назад возрождение популяции началось сначала. Грустно все это, иногда создается впечатление, что жизнь заканчивается здесь и сейчас, а что останется следующим поколениям совершенно не важно, да и останется ли вообще.

Перед входом на территорию, где расположены вольеры, установлена скульптура леопарда

Когда снег у нас не идет, тогда я еду к нему

и вверх по склону горы, мимо высоченных хвойных деревьев проложили пеший маршрут «Тропой леопарда», длиной около четырех километров. Я немного прошлась по тропе, прогулялась среди деревьев: находится в практически девственном лесу было невероятно приятно.

Перед речкой Молчепа организован веревочный парк, состоящий из пяти маршрутов, но желающих упражняться в ловкости не наблюдалось.

Когда снег у нас не идет, тогда я еду к нему

На берегу реки Белая и кое-где на территории сооружены беседки, где можно отдохнуть и перекусить. На всем протяжении река меняет цвет, здесь она была прозрачная и невероятно яркого изумрудного цвета.

На выходе с территории заповедника, я поднялась на холм, где также стояли беседки и около них были огромные кучи белоснежного снега, видимо его собрали с других участков, чтобы не мешал.

Когда снег у нас не идет, тогда я еду к нему

Нагулявшись, мы собрались к автобусу чуть позже часа дня и поехали к следующему пункту маршрута. В наличии снега именно там я не сомневалась, поэтому застыла в предвкушении — Лагонаки не могли разочаровать. Чем выше в горы мы поднимались, тем белее становилась земля.

Не доезжая до плато километров десять, наш автобус сворачивает налево и подпрыгивая на неровной дороге, едет через лес, а минут через пять останавливается. Еще одно место, про которое я не знала — шикарная смотровая площадка на окрестности, на горы, организованная туркомплексом «Горное настроение».

Когда снег у нас не идет, тогда я еду к нему

Здесь я сразу почувствовала, кто правит парадом: налетели хмурые тучи, заслонив собой и без того застенчиво светившее солнышко, задул холодный ветер и опасаясь еще большего ухудшения погоды, мы быстренько расселись и автобус повез нас еще выше.

Когда снег у нас не идет, тогда я еду к нему

Либо управляющий небесной канцелярией знатно отобедав, подобрел, либо он банально улегся спать, забыв про указания, данные тучам и ветру, но погода установилась просто замечательная. Солнышко светило не просто ярко, оно еще и грело! + 13, как вам это? Да мне, упакованной по-зимнему было реально жарко! Ярко голубое небо, усыпанное белоснежными облаками, было невероятно приветливо.

Машин, автобусов, встроившихся вереницев по обочинам, было просто не счесть! Рыночные ряды предлагали всякие вкусности и изделия из шерсти.

Когда снег у нас не идет, тогда я еду к нему

Для чего сюда приезжают горожане? В основном покататься на снегу, а для этого предлагаются различные варианты. горки — эта, якобы детская со слабым уклоном, расположена прямо у дороги.

А вторую, не так давно оборудованную рядом со входом в Азишскую пещеру, я видела впервые. Это фото сделано вечером, в начале пятого. Людей почти нет, все разъехались, а днем здесь негде было яблоку упасть.

Когда снег у нас не идет, тогда я еду к нему

Горка очень крутая, визги восторга или страха доносились откуда-то снизу. Удачно спустившихся ожидает специальный транспорт, так и курсирующий в течении дня: вниз — вверх.

Можно покататься по лесным дорожкам на снегоходах.

Можно сходить в Азишскую пещеру, а можно поупражняться в ловкости на веревочных тренажорах.

Когда снег у нас не идет, тогда я еду к нему

Я же хотела как можно быстрее оказаться в укромном уголочке подальше от многоголосья и покайфовать в одиночестве, напитаться энергией и невероятно хрупкой, изящной красотой зимнего леса.

В моем распоряжении было три часа, вполне достаточно реализовать этот план. И так как я уже бывала в этих местах, то со знанием дела отстала от группы и медленно побрела к смотровой площадке.

Когда снег у нас не идет, тогда я еду к нему

Там конечно народу было достаточно, всем хотелось запечатлеть себя на фоне прекрасных, теряющихся в нежной дымке горных вершин.

Когда снег у нас не идет, тогда я еду к нему

Я немного погуляла там, а когда первая эйфория немного прошла, по склону горы двинулась направо, дальше в лес.

Когда снег у нас не идет, тогда я еду к нему

Людские голоса постепенно становились тише и тише, громче слышалось щебетанье радующихся солнышку птичек.

Словами совершенно невозможно передать испытанные мною ощущения. Я, как единственный человек на многие километры вокруг, шла по утоптанной в снегу тропе, открывая для себя все новые и новые удивительные подробности и детали лесной жизни.

Ступив чуть в сторону с колеи, нога сразу почти по колено проваливалась в мягкий снег, поэтому приходилось быть внимательной и чаще смотртеть под ноги.

Солнышко отработав, медленно скатывалось за верхушки деревьев. Мне захотелось остановить мгновение и еще какое-то время просто посидеть, глядя на простирающийся внизу лес, такой скромный на краски и на горы вдали, прерасные всегда. Я достала из рюкзака подстилку, подошла поближе к краю обрыва и уселась, в течении получаса наслаждаясь буквально всем.

Когда снег у нас не идет, тогда я еду к нему

Время пролетело как-то уж очень быстро, пора было возвращаться…

Все было хорошо в этот день, но я мечтала о другом снеге, о другом лесе и о других горах. Что примечательно, но на выходных до этих и на следующие лес был именно таким, каким я и хотела его видеть — обильно усыпанным снегом.

В ленте пара видео - роликов с поездки, не поместились в рассказ. ))