Турист Виктор (grau59)
Виктор
был вчера 22:40

Ялта — Россия Октябрь 2014

Когда я приехал в Ялту на троллейбусе из Алушты, а затем спустился вниз к морю, то направо находилась набережная, но я выбрал более трудный путь, решив для начала подняться на Поликуроский холм.

Заодно по пути обнаружил «Макдональдс».

Мне сверху видно всё — ты так и знай!

Если Вас потянет попрыгать по ступенькам, ведущим вверх, то как раз один из вариантов — идти к Поликуровскому мемориалу . Такое удовольствие там будет неоднократно, зато как приятно затем нестись вниз, предвкушая возвращение в мир цивилизации по-ялтински.

Благодаря грекам Балаклавского пеходного полка (одного из подразделений русской армии) появилось название Поликуровского холма в Ялте. «Пале» — в переводе с греческого означает крепость, вот только крепости отродясь не было на холме, только храм. Видимо, что-то романтически- поэтическое привиделось служивым и холм приобрёл современное название.

Поэтому сворачиваю налево и ищу первую улицу Ялты -улицу Рузвельта, единственной улице на территории бывшего СССР, носящей имя президента США. Получила своё название 31 марта 1960 года в результате Постановления Совета министров Украинской ССР в честь Крымской (Ялтинской) конференции в феврале 1945 года. Это уже было третье переименование улицы за время её существования.

12 апреля 1945 года умер президент США Франклин Делано Рузвельт (1882 года — 1945), бывший президентом 4 срока. Прошло ровно два месяца после Ялтинской конференции (4—11 февраля 1945). Президент, негативно относившийся к Советскому Союзу и лично к И. А. Сталину, во время войны поменял своё отношение. В выступлении от 28 июля 1943 года Рузвельт сказал: «Под руководством маршала Иосифа Сталина русский народ показал такой пример любви к родине, твердости духа и самопожертвования, какого еще не знал мир. После войны наша страна всегда будет рада поддерживать отношения добрососедства и искренней дружбы с Россией, чей народ, спасая себя, помогает спасению всего мира от нацистской угрозы».

После посещения в феврале 1945 года Севастополя Рузвельт высказался более эмоционально: «Если бы я мог ходить, то тогда бы дошёл до святых мест России: Ленинграда, Сталинграда, Севастополя, встал бы на колени и поцеловал эту святую землю!» Мало кто знает, но в Крыму Рузвельт чуть не погиб по халатности своих спецслужб. Для удобства передвижения Рузвельта на выделенном для него «виллисе» отсутствовало переднее пассажирское сидение. На пустое место устанавливалось инвалидное кресло американского президента. На одном из крымских серпантинов перила со стороны президента резко распахнулись, кресло начало крениться, собираясь выпасть из машины и сорваться с крутого склона. Сидевшие сзади телохранители не среагировали. Лишь русский водитель Федор Ходаков, не выпуская руля одной рукой, второй рукой схватил президента и втащил обратно в машину.

В автомобиле Рузвельт и Ходаков (Из Интернета)

В материале про часовню Святителя Николая Место трёх Николаев: святого и двух российских императоров я рассказывал как император Николай I решил присвоить статус города небольшой приморской деревушке Ялте. Как гласит предание — император остановился на месте, где сейчас находится часовня. Очарованный великолепным видом на море и чудной природой окружающих мест Николай Первый принял решение дать Ялте статус города.

Императорское решение по поводу городского статуса Ялты было утверждено Сенатом в марте 1838 года, так Ялта стала городом. На Поликуровском холме были построены карантин, госпиталь и таможня, внизу у моря порт.

Бывшая дорога вдоль моря стала улицей. До 1855 года она именовалась Набережная, затем с 1855 по 1874 года — Прибрежная, а с 1874 по 1960 год — Бульварная. Улица Рузвельта была одной из первых улиц в Ялте. Это сейчас большая и красивая набережная радует взгляд, а в самом начале речка Дерекой, от которой она начинается, была границей города, а за речкой властвовала дикая природа. Эту улицу можно было увидеть на различных старинных литографиях и картинах.

На этой улице появилось первое официальное здание Ялты — таможня, снесённая по причины ветхости в восьмидесятые годы прошлого века. Самое интересное, что в 1838 году таможня была построена на обломках мечети.

Пройдём по этой улице.

В начале улицы мы видим мемориальную доску в честь Рузвельта.

Мне сверху видно всё — ты так и знай!

Застройка в основном невысокая.

На небольшой улице в 200 метров располагались несколько зданий, принадлежащих членам императорской семьи, князьям Воронцовым, Трубецким, Воропаевым, Волковым, дворянам Гриппиоти и Плати. В частности, купцу Собес когда-то принадлежал Отель «Бристоль».

В начале улицы видим здание

Мне сверху видно всё — ты так и знай!

с красивыми архитектурными украшениями.

На улице расположено здание Морского вокзала,

Мне сверху видно всё — ты так и знай!

на котором присутсвует мемориальная табличка посвященная создетелю Ялтинского порта.

Изначально Ялтинский порт, мол и каботажную набережную, а 1887 -1902 годах спроектировал генерал-майор Александр Львович Бертье- Делегард (1842 -1920), известный военный инженер, археолог, нумизмат, общественный деятель.

(Из Интернета)

Перед морским портом видим деревяное суденышко

Мне сверху видно всё — ты так и знай!

и резной столб, на котором виден девичий лик.

В конце улицы находится часовня, возле которой появилось судьбоносное решение о городе Ялта.

Рядом с часовней стоит здание построенное после войны,

Мне сверху видно всё — ты так и знай!

но табличка на нёи напоминает о русском художнике.

Идя по дороге, я проходил места, где раньше была старая Ялта, погибшая в пламени Великой Отечественной войны. Сейчас здесь расположены вполне современные и своеобразные кафе

и рестораны.

Невысокие и не отличающиеся особыми архитектурныеми изысками дома тем не менее отличаются по внешнему виду. Одни здания принадлежат администрации и поэтому не украшены настенной живописью

Мне сверху видно всё — ты так и знай!

в отличие от обычных жилых домов.

Есит примеры более продвинутой архитектуры.

Мне сверху видно всё — ты так и знай!

Здесь я снова поворачиваю налево и иду в гору, хотя иногда приходится спускаться вниз и снова вверх.

Планировка, как это практически всегда бывает у населённых пунктов, расположенных на склонах холмов, петляет и изгибается, соответствуя рельефу местности.

Сначала я с трудом нашел храм Иоанна Златоуста Храм, возродившийся из пепла , обойдя фактически холм, где он находится, по дуге. А уже от него отправился еще выше к Поликуровскому мемориалу.

Подниматься вверх от храма пришлось по каким-то узким закоулкам

и крутым лестницам.

Видимо поэтому забредают на Поликуровский холм только отдельные представители туристического племени.

Иногда сверху на меня смотрели загадочно представители нескольких поколений ялтинцев, при этом не произнося ни слова.

Мне сверху видно всё — ты так и знай!

Во время подъёма пытаюсь время от времени смотреть вниз на город.

Взор частенько пробивается через многочисленные крыши и заборы, которых здесь хватает.

Мне сверху видно всё — ты так и знай!

Василий Силович Кривенко (1854–1931), русский писатель и общественный деятель, побывал в Крыму выпустил в 1901 году книгу о своём путешествии «На окраинах». В ней есть строки, касающиеся Массандровского кладбища: «Выше старой ялтинской церкви, выше последних строений, подле желтых песчаных лысин издали виднеется рощица кипарисов. Это местное кладбище. Много чахоточных здесь, в каменистом грунте, нашли себе упокоение вдали от своих мест, вдали от родных и близких…»

Кипарисы на кладбище запомнились и первому русскому лауреату Нобелевской премии по литературе (1933 год) Ивану Алексеевичу Бунину (1870–1953), побывавшему в Ялте во время своего второго путешествия в Крым. О них он написал стихотворение, опубликованное в газете «Ялта» 11 июня 1896 года:

«Пустынная Яйла дымится облаками,

В туманный небосклон ушла морская даль,

Шумит внизу прибой, залив кипит волнами,

А здесь — глубокий сон и вечная печаль.

Пусть в городе живых, у синего залива,

Гремит и блещет жизнь… Задумчивой толпой

Здесь кипарисы ждут — и строго, молчаливо

Восходит Смерть сюда с добычей роковой.

Жизнь не смущает их, минутная, дневная…

Лишь только колокол вечерний с берегов

Перекликается, звеня и завывая,

С могильной стражею белеющих крестов»

Кипарисов на холме хватает и по сию пору и когда смотришь на Ялту сверху, то они мешают большему обзору.

Мне сверху видно всё — ты так и знай!

Вот только сейчас мемориал имеет удручающий вид.

Но когда я дошёл до мемориала, то не знал, что есть несколько входов, и посчитал увиденную лестницу вверх главным входом.

Мне сверху видно всё — ты так и знай!
Одна из лестниц, ведущая к мемориалу

Бодрым шагом поднявшись на верхотуру, обнаружил первый памятник.

Мне сверху видно всё — ты так и знай!
Первый встреченный мною на мемориале памятник

А вот дальше… Никаких других памятников вокруг не наблюдалось. Выше находился жестяной забор и кипела стройка. Но мир не без добрых людей. Встретился местный мужчина, живущий рядом и прогуливающийся по холму.

Мне сверху видно всё — ты так и знай!

Он подсказал мне, что основной мемориал находится дальше и я по аллее отправился на розыски.

Мемориал отыскался и поразил меня неухоженностью. Видно было, что дело вандалов в Ялте живёт и процветает. От большинства памятников остались лишь постаменты, металлические части сняты или выломаны. А ведь сколько труда составило людям, создававших мемориал в прошлом веке, найти местонахождение могил и восстановить или создать новые памятники. Воистину не было ничего святого у манкуртов, родства не помнящих, которые промышляли сбором цветных металлов. Кладбища грабить легче, мёртвые сраму не имут, и охраны нет никакой. А на холме идёт строительство. Может пройдёт время и ничего не останется вообще от Поликуровского мемориала и имена, похороненных там людей, канут в Лету, как это часто случалось в нашей истории.

Но поднимался я вверхз не зря. Отсюда можно смотреть на город с высоты и всё будет казаться маленьким и игрушечным.

Мне сверху видно всё — ты так и знай!

Площадка возле Поликуровского мемориала хороша тем, что ничто, за исключением высоких кипарисов,

не мешает смотреть на город

и море.

Вот вижу храм Иоанна Златоуста и понимаю каков был путь наверх.

Мне сверху видно всё — ты так и знай!

Чуть ближе, чем город видны его окраины,

находящиеся прямо под холмом.

Мне сверху видно всё — ты так и знай!

Спускаться было гораздо легче, чем подниматься. Даже возле храма Иоанна Златоуста нашёл более короткий спуск.

И вот круг замкнулся, я снова приближаюсь к месту, откуда начал своё восхождение.

Мне сверху видно всё — ты так и знай!

Теперь меня ждала набережная Ялты.