Турист Виктор (grau59)
Виктор
был вчера 23:46

Западно-Казахстанская область — Казахстан Июль 2014

Уральск находится на слиянии двух рек Урала и Чагана, но большого городского пляжа, насколько я помню, нет до сих. При этом есть несколько оборудованных пляжей, а еще больше диких.

Когда я был маленький, то мы часто ездили на Урал в районе нынешней Стелы, там было очень сильное течение, а затем стали перебираться через старый автомобильный мост по ту сторону Урала.

Едем к степной жемчужине — озеру Челкар

Как раз за спиной виден азиатский берег Урала. Здесь было много мелких заливчиков. Там мы отдыхали, купались, готовили на костре пищу. Кастрюли и прочую посуду, чтобы не таскать с собой, закапывали в землю. Но осенью как-то не смогли прийти на место отдыха, весной же очертания берегов после очередного разлива поменялись.

В девяностые годы ездили купаться на бывший песчаный карьер, на Чаган, иногда на озеро Челкар.

В 2014 году побывали на Урале в районе Куреней, но купаться желания там не возникло.

Едем к степной жемчужине — озеру Челкар

Хотя туристы, расположившиеся на берегу мило отдыхали и на воду не жаловались, им нравилось всё.

Мы купались в Чагане на диком пляже невдалеке от пешеходного моста,

а также в городском парке имени Кирова.

Едем к степной жемчужине — озеру Челкар

Интересно, что запрещающий знак все дружно игнорируют.

Поговорив с сестрой и зятем, решили съездить на озеро Челкар, благо эту поездку я планировал еще в Саратове. Последний раз до 2014 года мы побывали на озере в 2003 году. За 11 лет произошло много, причём со знаком минус.

Произошли несколько землетрясений, самое сильное из них было 26 апреля 2008 года с интенсивностью в эпицентре 7 баллов. Челкар отступил от берега и стал мельче.

В 2014 году складывалось впечатление, что природа обиделась на озеро, в июле месяце здесь появились зелёные водоросли и купаться стало невозможно. Но к середине августа эта напасть пропала также стремительно, как и появилась. Потом пошалила песчаная буря, обычно на спокойном озере появились сильные волны и подхватили надувной матрас с подростком. Отряд водно-спасательной станции обнаружил его в 800 метрах от береговой линии. Люди стали опасаться ехать на Челкар, ведь о всех напастях писали в областных газетах. Но, несмотря на своеобразные шутки природы, всё же отправилось на озеро. Заодно совершили поездку из Европы в Азию.

Проехав через старый автомобильный мост через реку Урал — мы пересекли водную границу между Европой и Азией.

Едем к степной жемчужине — озеру Челкар

Перед мостом с европейской стороны стоит стела, где с одной стороны написано «Азия», а с другой «Европа».

Степь да степь кругом, если не считать дороги.

Самое главное, что изменилось — сделали асфальтированную дорогу от трассы прямо до озера и дальше до Сарыумира.

Едем к степной жемчужине — озеру Челкар

Хотя водители говорят, что некоторые участки дороги лучше, а другие хуже, но ужас дорожного движения прежних лет ушел в прошлое. Раньше ехать приходилось по грунту, пыль от впереди идущих машин стояла столбом до неба. Практически ничего не было видно, песок проникал повсюду и после приезда люди выходили из машин все в мелкой пыли, как-будто попавшие в песчаную бурю. А если здесь проходил дождь, то дорога превращалась в безпролазную грязевую тропу.

Степь полна живности, если куропатки и суслики благополучно избежали попадания в объектив фотоаппарата, по быстрому спрятавшись или просто сбежав с дороги, а водитель не хотел останавливаться, чтобы я сделал эффектный кадр, то другие были спокойнее.

Орёл сидел на пригорке и отдыхал,

коровы паслись,

а их телята играли в догонялки.

Больше всего было баранов,

Едем к степной жемчужине — озеру Челкар

в одном месте пришлось даже ждать, когда отара неторопливо пересечёт дорогу.

С появлением нормальной дороги исчез шлагбаум вместе с КПП по сбору денег, хотя домишко стоит заброшенный у трассы.

Челкар метров на сто, если не больше отступил от своих прежних берегов.

Едем к степной жемчужине — озеру Челкар

Если раньше, спустившись с обрыва, сразу попадали на берег и через несколько шагов ступали в воду, то теперь приходится проехать дальше по бывшему дну озера прежде чем достигнете воды.

А бывшее дно озера напоминает пустыню с чахлыми кустиками.

Об отступившей воде напоминают брошенные на берегу баркасы,

Едем к степной жемчужине — озеру Челкар

один из которых местное население использует в качестве коновязи.

Мы не стали ехать ближе к населённому пункту, а остановились чуть не доезжая гостевых юрт, на пустом песчаном берегу,

на котором уже расположились такие же автотуристы.

Едем к степной жемчужине — озеру Челкар

Некоторые видимо часто ездят на Челкар.

День был будничный, юрты пустовали.

Только одинокий джигит сидел и следил за ними.

Едем к степной жемчужине — озеру Челкар

Как-то вычитал, что юрта является уникальным архитектурным сооружением, обошел её со всем сторон — юрта как юрта, никаких особых изыском не обнаружил. Видимо у каждого своё понимание…

А день сложился для отдыха замечательный, солнце не столь безжалостно палило как обычно летом, да и ветра не было.

Хотя говорят, что есть места на Челкаре глубиной до 2 метров, но мне такие как-то не попадались. Обычная глубина на длительном протяжении 30–60 сантиметров.

Едем к степной жемчужине — озеру Челкар

Находясь у берега и тыча палочкой в дно, можно было увидеть как вырываются и поднимаются вверх пузырьки сероводорода. Врачи говорят, что вода озера полезна. Не нужно тратиться на дорогостоящие процедуры по отбеливанию зубов, достаточно прополоскать зубы 3–4 раза и получите белоснежную улыбку. Я лично не экспериментировал.

А вот истину по лечение челкарской водой кожных заболеваний и заживлению царапин проверяли наши соседи. Девушки намазались грязью с ног до головы,

мужчины были не столь фанатичны, ограничившись ногами.

В грязевой броне одна из девушек решила покататься на лошади, благо к этому времени подтянулись местные джигиты, предлагающие прокатиться за 100 тенге (20 рублей).

Едем к степной жемчужине — озеру Челкар

Мы же вволю накупались и позагорали. Заодно в спортивные игры на берегу озера поиграли.

А когда солнце стало садиться, то решили, что пора и честь знать, не век же гостить на озере, называемом степной жемчужиной. Окунувшись последний раз и полюбовавшись на начинающий закат,

Едем к степной жемчужине — озеру Челкар
собрались в путь-дорожку в Уральск. Удивительно, но до Уральска мы добрались быстрее, чем до Челкара.

А в дороге полюбовались закатом в степи.