Турист Wars88
Wars88
был 18 апреля 2020 8:47

Ингушетия — Россия Октябрь 2016

Сразу хочу сказать, что поездку в горную Ингушетию (Джейрахский район) я не планировал, Да и кому в трезвую голову может прийти такая экстремальная идея. Просто мне было необходимо было встретиться с нашим партнером из Магаса и встреча эта должна была состоятся в Пятигорске. Итак я прилетел в Мин. Воды, оттуда переехал в Пятигорскую гостиницу «Интурист», где и стал дожидаться «дитя гор». Наконец он приехал, извинился за опоздание и сказал, что должен мне за это опоздание ужин. За ужином выяснилось, что документы в полном объеме пока не готовы, что я никогда не бывал в «Верхней Ингушетии» , что не видел его родовой башни и что «прасковейский коньяк 5*" мне пришёлся по вкусу. К концу „переговоров“ сначала в ресторане „Интуриста“, а потом и в баре, было принято „мудрое“ решение — утром ехать в „страну башен“ через Джейрахское ущелье и вечером следующего дня разобраться с объектом на месте, в Магасе и закрыть сделку.

Проснулся я практически за Владикавказом и обнаружил, что погода за окном стоит чудесная, воздух „чист и прозрачен, как поцелуй ребенка“, а местный айран, который я по совету „брата“ выпил на ночь и рано утром — сотворил чудо и голова моя почти не болит.

Поехать в «Страну Башен» и остаться в живых)

Ингушетия начинается прямо в Дарьяльском ущелье, около поселка Чми, между Владикавказом и Верхним Ларсом (граница с Грузией)

Это приграничная зона и небезопасный район, туристы сюда не суются, случайных людей не увидишь, в основном только пограничники, милиция и немногочисленные ингуши. Несмотря на то, что здесь проходит дорога на Назрань, водители предпочитают ездить через Владикавказ, крюк, но зато спокойнее.
Вот и нас на посту при въезде долго „пытали“ (куда и зачем), предупреждали об особом режиме в районе, крутили-вертели в руках мой паспорт и переписывали его реквизиты, в конце концов пропустили, но чувство беспокойства у меня возникло.

Вскоре, после преодоления границы, мы добрались до „Ингушской красной поляны“ — горнолыжного курорта Армхи. Правда, он оказался практически пустым:

Поехать в «Страну Башен» и остаться в живых)

Мой „ингушский брат“ пояснил, что курорт пока не раскручен, да и обстановка вокруг „пока не та….“. Кстати, и далее по маршруту „неместные“ мне ни разу не попались, я постоянно ловил на себе настороженные взгляды местных „абреков“ (а ты что здесь забыл?). Моё беспокойство только росло….

В ожидании обеда, состоящего из шашлыка из говядины (?) — оказывается здесь, в горах, бараны — большая редкость (волки не дремлют))), форели и айрана, мы искупались в бассейне,

потом пообедали и отправились осматривать местные достопримечательности, которые представлены невероятными горными пейзажами, городом башен — Эрзи, родовой башней моего „ингушского брата“ и курортом Вовнушки.

Башенный комплекс Эрзи был в свое время укрепленным поселением. Но сейчас все эти башни являются достопримечательностью, как и многие башенные комплексы в округе. Даже не верится, что всего каких-то более полувека назад здесь жили люди и это было их обычным домом. Людей выгнали из дома в период сталинских репрессий. Сами башни делятся на жилые, боевые (оборонительные) и склепы. При их строительстве не использовались внешние леса, а строили их изнутри. Жилые башни поднимались в высоту метров на 10. Боевые же башни возводились стройными и высокими — до 20 метров. Они часто имели только один вход, а по периметру стены располагались узкие бойницы. При строительстве боевых башен старались предусматривать множество нюансов. К примеру, иногда внутри обустраивали колодец.

Само по себе строительство родовой башни — это целое событие. Оно было достаточно дорогое и не каждая семья могла себе такое позволить. По правилам строительство должно было завершиться в течение одного года. Если семья не укладывалась при строительстве в 365 дней, то башня не достраивалась — ее разбирали или оставляли заброшенной. Вот такие правила.

Сегодня руководство республики предлагает такие башни приобрести и реконструировать за свой счет.

Кстати, среди местных самым крутым сегодня считается покупка не джипа БМВ Х-6, а башни. Поэтому на ингушской свадьбе, если ты — „настоящий джигит“, то должен подарить семье невесты 4 краеугольных камня в основание своей будущей родовой башни

Поехать в «Страну Башен» и остаться в живых)

А это, типа башня моего „ингушского брата“, а значит и моя»))), «потому, что я его гость»!:

Далее мы проследовали в другую жемчужину горной Ингушетии — курорт Вовнушки, где случайно встреченные родственники по тейпу «моего брата» наконец накормили нас бараниной)))

Крепость Вовнушки словно вырастает из скалы, являющейся его основанием. В переводе «Вовнушки» — означает «место боевых башен». Эти строения возведены по две стороны от ущелья и в свое время соединялись подвесным мостом, чтобы в случае опасности, из одной крепости можно было перебраться в другой. Вход в башню располагался на втором этаже, чтобы нападающие были лишены возможности применить таран.

Поехать в «Страну Башен» и остаться в живых)

Незаметно опустился вечер (в горах рано темнеет) и мы отправились ужинать в столицу город Магас (что заслуживает отдельного рассказа), а оттуда я в целости и сохранности был доставлен в аэропорт МинВоды. Все прошло так быстро, а впечатлений было так много, что испуг настиг меня только в самолете «на родину»))