Турист Елена (Elpon)
Елена
была вчера 16:20

Москва — Россия Июнь 2019

Прошлым летом исполнилось мое давнее желание — увидеть и запечатлеть Москву с высоты Главного Здания МГУ. Те фотографии, возможно, так и затерялись бы в моих архивах. Однако вмешались два события. Во-первых, моя недавняя экскурсия в Музей истории медицины при Сеченовском университете, который сначала был медицинским факультетом Московского университета. И, во-вторых, 2020 год — юбилейный для МГУ: в Татьянин день, 25 января 2020 года, Московскому университету исполняется 265 лет! Нахлынули воспоминания о студенческих годах…. И захотелось рассказать о своей прогулке в alma mater и, ввиду юбилея, повспоминать историю университета. Пригодились и фотографии университета на Моховой, и на Воробьевых горах.

Начинается Земля, как известно от Кремля…. От Кремля начал свой путь и старейший российский университет.

Императрица Елизавета Петровна, по инициативе М. В. Ломоносова и графа И. И. Шувалова, в 1755 г., в день св. Татьяны 12 (25) января, подписала указ о создании Московского университета.

Подготовка к его открытию началась еще в 1754 году, в частности, встал вопрос о помещении. Решили, что нет места лучше Красной площади и, потому отдали университету выстроенное еще во второй половине XVII века здание Главной аптеки у Куретных ворот (Воскресенских).

Первое здание Московского университета на Красной площади.

Изначальное университетское здание не сохранилось. Разобрали. А в 1875—1881 гг. на его месте выстроили здание Исторического музея. Осталась лишь памятная доска, сообщающая о тех давних событиях.

От Боровицкого холма до Воробьевых гор

Осознание того, что аптека маловата, пришло довольно быстро. Уже в 1760-х гг. для университетских нужд неподалеку начали прикупать частные особняки напротив кремлевских стен, за топкими берегами Неглинки — между Моховой и Никитским переулком и между Б. Никитской и Тверской.

С них и началось приращение Университета. Но и в этих особняках вскоре стало тесновато. В августе 1786 года на Моховой улице состоялась торжественная закладка нового университетского здания, по проекту архитектора М. Ф. Казакова. Строительство продлилось до 1793 г. Это было первое отечественное здание, специально возведенное для учебного заведения.

Все шло своим чередом вплоть до пожара 1812 года. Пожар поглотил и кабинеты, и лаборатории, и архив, и богатейшие коллекции, и библиотеку, насчитывавшую к тому времени 20 тыс. томов. Главный корпус стал пепелищем. Архитектор М. Ф. Казаков, узнав о последствиях пожаров, скончался. Восстанавливать университетское здание выпало на долю архитектора Д. И. Жилярди. Именно это здание дожило до нашего времени, и ныне является памятником архитектуры XVIII века.

Здание университета на Моховой улице. Архитектор Казаков. Перестроено после пожара 1812 г. архитектором Д.И. Жилярди, справа - домовой храм мученицы Татияны.

В 1833 году открывается «новый» Университет. Для него приспособили соседний участок в бывшей, перестроенной, усадьбе Пашковых. А первый корпус, соответственно, стали именовать «старым» Университетом.

От Боровицкого холма до Воробьевых гор

К концу XIX века опять стало тесно, и начался следующим этап расширения университетского городка. За дело взялся архитектор К. М. Быковский. Он учел новые веяния и использовал собственный опыт строительства клинического городка на Девичьем поле (см. рассказ о музее медицины). По проектам К. М. Быковского на Моховой появились библиотека, музей, аудиторные корпуса, жилые и хозяйственные постройки университета.

Теперь очередь дошла до Воробьевых Гор. О переезде университета в этот район поговаривали еще в XVIII веке. Причина была проста: в центре тесно и земля дорогая, а на тогдашней окраине и дышится вольнее, и земля дешевле. Университетские профессора обращались в Сенат, мол, давайте строить новые здания на Воробьевых горах, но ответа не удостоились.

От Боровицкого холма до Воробьевых гор

От станции метро Университет иду привычным маршрутом по университетским аллеям.

Факультет ВМиК
От Боровицкого холма до Воробьевых гор

И вновь восторгаюсь — комплекс на Воробьевых Горах поистине огромен и монументален. О нем коротко не рассказать. Но я сосредоточусь только на Главном здании, ибо цель моей поездки — подышать и посмотреть с вершин легендарной московской высотки.

Напротив Главного Здания (в обиходе ГЗ), у памятника Ломоносову, у меня назначена встреча с Ириной, сотрудницей МГУ. Договорились пойти вместе, заодно побывать в Музее землеведения.

Я пришла немного раньше и успела пофотографировать легендарный памятник великому ученому на фоне университета его имени. Гранитный М. В. Ломоносов создан скульптором Н. В. Томским и установлен в сквере у четырех фонтанов, между двумя университетскими корпусами — химическим и физическим. Уже не одно десятилетие физики и химики спорят о том, к кому Ломоносов стоит ближе…

И это не праздный спор — ведь Михайло Ломоносов был и физиком, и химиком. Им были заложены основы физической химии — науки, объясняющей «…на основании положений и опытов физики то, что происходит в смешанных телах при химических операциях» Впрочем, это совсем не умаляет заслуги ученого в астрономии, географии, истории, филологии, поэзии… Остров академика

ГЗ — одна из семи московских высоток. В юбилейный для Москвы год — 1947 — в разных местах столицы были заложены «первые камни» в фундаменты восьми советских небоскребов. Число «восемь» должно было означать 800-летний возраст Москвы. Однако соорудили только семь высоток, на месте восьмой позже построили гостиницу «Россия».

От Боровицкого холма до Воробьевых гор

Учебный наукоград проектировался архитектурной группой под руководством Льва Владимировича Руднева. Начало строительства — в конце 1948 года. Проектирование и строительные работы велись практически параллельно — «с листа». На месте будущего ГЗ выкопали гигантский котлован глубиной 14 м. Вес вынутой глины (1,5 млн. м3) был сравним с весом будущего здания, то есть давление здания на нижележащий грунт постарались приравнять исконному давлению естественных пород.

На строительстве было задействовано 16 тыс. человек. Их обучали строительным специальностям прямо на месте — на специальных профессиональных курсах.

От Боровицкого холма до Воробьевых гор

Строили быстро и качественно. После укладки фундамента на стройку пришли верхолазы, монтажники, каменщики. К апрелю 1950 г. было сооружено 18 этажей ГЗ. А еще через год центральная часть здания вознеслась до 26 этажей. Внутри начались штукатурные и отделочные работы.

Наконец, на центральной башне установили шпиль и звезду. Кстати, о шпиле. Поначалу намеревались увенчать здание скульптурой. По одной легенде, это должна была быть фигура И. В. Сталина. Однако вождь заскромничал и такой вариант отклонил. Предлагались также статуи Ленина, Ломоносова или просто рабочего. Смущало то, что университетское здание смотрелось бы как гигантский пьедестал с маленькой скульптурой наверху. Посему склонились в пользу шпиля со звездой.

Уже 1 сентября 1953 г. Университет перешел во власть студентов. ГЗ МГУ — самое высокое из сталинских небоскребов, его высота — 239 м. Долгие годы оно оставалось самым высоким в Европе. Высота шпиля — 57 м. Это сравнимо с высотой 16-этажного дома. Диаметр звезды с колосьями составляет 9 м, а зерно из колоса, обрамляющего звезду, достигает 1.4 метра.

От Боровицкого холма до Воробьевых гор

Выше упоминался музей землеведения. Он находится на 26 этаже. Дальше идут уже технические этажи.

И надо же было такому случиться — сломался лифт. Пока ожидали лифтеров, я успела попереживать, что моя экскурсия наверх сегодня не состоится! Но мы до музея добрались.

Его окна выходят на северо-восток, на центр Москвы с Кремлем.

От Боровицкого холма до Воробьевых гор

Служительницы музея каждый день могли бы любоваться столичными панорамами прямо с рабочего места. Хотя они, наверняка к этому давно привыкли, а виды из окна добавляют лишь хлопот из-за экскурсионных визитов. На подоконнике центрального окна лежит фотография-схема с указанием московских достопримечательностей. Нам разрешили распахнуть створки окна, чтобы блики на стекле не мешать смотреть и фотографировать.

С 200-метровой высоты ГЗ видно всё: Кремль, Лужники, Сити, Останкинскую и Шаболовскую телевизионные башни, Храм Христа Спасителя, здание РАН, сталинские высотки — ровесники ГЗ, … — перечислять можно долго.

От Боровицкого холма до Воробьевых гор

Университет стоит у излучины Москвы-реки. Перед ним, по-над берегом, на краю Воробьевых гор, располагается самая знаменитая московская смотровая площадка. Я туда отправилась после того, как мы покинули музей.

От Боровицкого холма до Воробьевых гор

Прогулялась по университетской территории, еще раз посмотрела на Главное Здание.

Вот то самое окно в музее землеведения.

От Боровицкого холма до Воробьевых гор
В главном корпусе МГУ, разместились мехмат, геологический и географический факультеты, лекционные аудитории, научная библиотека, музей землеведения, дворец культуры, столовые. В крыльях, примыкающих к главному корпусу, находятся общежития для студентов и аспирантов. Для физического, химического и биологического факультетов были построены отдельные 6-этажные корпуса.
Циферблаты часов, расположенных на башнях Главного здания МГУ имеют в диаметре около 9 м, такой же размер у термометров и барометров. Эти часы до сих пор являются самыми большими в Европе. Длина минутной стрелки 4,13 метра, часовой – 3,7 метра, высота цифр – 0,7 м. Весят стрелки по 39 и 50 кг.
От Боровицкого холма до Воробьевых гор

Перед главным корпусом размещены бюсты великих русских ученых: Н. Е. Жуковского, К. А. Тимирязева, Д. И. Менделеева, П. Л. Чебышева, А. И. Герцена, М. В. Ломоносова, Н. И. Лобачевского, Н. Г. Чернышевского, В. В. Докучаева, А. С. Попова, И. П. Мичурина, И. П. Павлова.

Вокруг высотного здания был создан прекрасный садово-парковый ансамбль. Посажено более 40 пород деревьев и кустарников, в их числе большое количество плодовых деревьев - яблони, груши, вишни.

Реальность нашего времени — вездесущие китайские туристы. Три больших автобуса припарковалось около смотровой площадки. И толпа жителей Поднебесной заполонила университетские аллеи в поисках лучшего кадра.

От Боровицкого холма до Воробьевых гор

Еще довольно рано, что-то около 11 часов, и понедельник, но народу на легендарных Воробьевых горах уже очень много. И не только китайцы.

В принципе, тот же пейзаж, что был перед глазами еще полчаса назад, в музее. Но оттуда, с высоты виды гораздо выигрышнее и объемнее.

От Боровицкого холма до Воробьевых гор

Около смотровой площадки — новый туристический аттракцион — Канатная дорога, соединяющая Воробьевы Горы и Лужники.

На фото справа - канатная дорога.

Конечно, мне хотелось и ее испробовать. Правда, в тот день ничего не вышло, так как по понедельникам «канатка» работает лишь с 16–00. Но через два месяца я прокатилась-таки в панорамной кабинке. И… как-то не впечатлило. Может быть, потому, что спускалась вниз.

От Боровицкого холма до Воробьевых гор

Фотографии лучше делать через открытое окно, так как стекло мешает, и на нем оседает пыль от строительно-земляных работ внизу. Чтобы не разочароваться, попробуйте не спускаться вниз, в Лужники, а поднимайтесь из Лужников наверх. Тогда вначале будет полет над Москвой-рекой, затем постепенный подъем на 40 метровую высоту Воробьевых гор, а кульминацией станет смотровая площадка.

Завершая свой рассказ, хочу привести ссылку, найденную на просторах Интернета. Это документальный фильм — хроника 1949—1953 гг. о строительстве Московского Университета.

Всех студентов — нынешних и бывших — поздравляю с ПРАЗДНИКОМ!