Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 7:13
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Голубац — Сербия Май 2014

После изучения Лепенского-Вира, отправляемся дальше. Слушая рассказы гида, подъезжаем к знаменитой крепости Голубац. В наше время это одно из красивейших мест на Дунае. Крепостные башни высотой от 20 до 25 метров соединены между собой каменной стеной, ширина которой почти 3 метра. Стены крепости, облепив склон горы, спускаются вниз к воде, словно змея, которая захотела пить.

Голубац — это каменный дракон, охраняющий Железные ворота — узкое место реки, где Дунай пробил себе дорогу между гор.

Кто построил Голубац — венгры или сербы? Историки точного ответа не дают. Уверен, не знает этого и всезнающая Джеймс Псаки, однако, доподлинно известно, что на этом месте существовало римское поселение. В письменных источниках крепость впервые упоминается в 1335 году.

Голубац

После Косовской битвы (1389 г.) турки принялись постепенно продвигаться вглубь Европы. В 1427 году комендант крепости по имени Еремия, вместо того, чтобы сдать крепость венграм, отдал её османам, и турецкий султан Мурад 2-ой овладел крепостью. Думаю, без взятки здесь не обошлось.

В любом случае европейцы вынуждены были действовать. Опасаясь турок, венгерский король Сигизмунд в 1428 году отправил на штурм Голубаца большое войско. Усилия поляков, венгров, валахов и итальянцев успехом не увенчались.

Голубац

Более того, при штурме погиб известный польский рыцарь Завиша Чёрный — для Европы это был сильный удар — Завишу считали образцом рыцарской чести, он фигурирует во многих поэмах и романах. Например, в романе Г. Сенкевича «Крестоносцы», а также в разбойничьем романе А.Сапкорского «Башня шутов».

Таким образом, турки долгое время владели крепостью, контролируя дунайское судоходство вплоть до середины 19 века. Османы пристроили к крепости артиллеристскую башню. Она десятая по счёту, с её стен Дунай великолепно просматривался.

Голубац

После строительства Джердапской ГЭС вода в реке поднялась почти на 30 метров, отчего турецкая башня стоит полностью в воде.

В центре башни винтовая лестница идёт вниз, там артиллерийский погреб. Я уж было хотел туда спуститься, но оказалось, что он заполнен водой.

Голубац

В этом месте не нужно спешить. Остановитесь, осмотритесь, прикоснитесь рукой к древним камням. У сербов Голубац окутан покровом тайны. Вроде как замок на их территории, но они им долгое время не владели, от этого история замка является белым пятном.

Зато Голубац фигурирует в сербских мифах и легендах. Сюжет примерно один — турок удерживает в крепости девушку, пытаясь склонить её в свою веру и жениться на ней. Девушка не соглашается.

Злой осман морит её голодом, и после приковывает цепями к одной из скал. Девушка, сохраняя верность убитому жениху, предпочитает умереть, так и не доставшись турку.

Голубац

Возможно, именно поэтому возле крепости можно встретить влюблённые парочки.

Если верить гиду, сербские женихи часто делают предложения своим избранницам именно здесь.

Я помню время золотое,

Я помню сердцу милый край.

День вечерел; мы были двое;

Внизу, в тени, шумел Дунай.

Голубац

И на холму, там, где белея,

Руина замка вдаль глядит,

Стояла ты, младая фея,

На мшистый опершись гранит.

Ногой Младенческой касаясь

Обломков груды вековой;

И солнце медленно, прощаясь

С холмом, и с замком, и с тобой.

И ветер тихий мимолётом

Твоей одеждою играл

И с диких яблонь цвет за цветом

На плечи юные свевал.

Голубац

Ты беззаботно вдаль глядела….

Край неба дымно гас в лучах;

День догорал; звучнее пела

Река в померкших берегах.

Голубац

И ты с весёлостью беспечной

Счастливый провожала день;

И сладко жизни быстротечной

Над нами пролетала тень.

Голубац

С 1821 по 1839 год Тютчев служит дипломатом и далее до 1844 года продолжает жить в Европе. Различных замков на Дунае много. Здесь он бывать никак не мог, но кажется, что написал именно про Голубац.

Фёдор Иванович Тютчев (1803—1873 гг.) растиражировал в обществе идею союза славянско-православных народов под эгидой России. До самых последних дней он живо интересовался политикой. Через пять лет после его смерти Сербия получит независимость. Многие стихи Тютчева иначе как пророческими не назовёшь.

Всё прошло, всё взяли годы —

Поддался и ты судьбе,

О Дунай, и пароходы

Нынче рыщут по тебе.

Это написано в апреле 1836 года! Дунай теперь действительно стал судоходным.

Голубац

Его ширина в районе Голубац около 2 км.

Корабли, правда, идут возле румынского берега, ибо там глубже. Одновременно со строительством ГЭС вдоль реки была проложена автомобильная трасса, которая прошла непосредственно через Голубац.

Голубац

В стенах крепости строители прорубили арки,

сквозь которые теперь впритирку проезжают большие грузовики.

Дорога здесь очень узкая, и место это очень опасное. Соответственно водители громко сигналят, чтобы предупредить о себе встречные машины.

Голубац

Дабы осмотреть крепость с другой стороны вынуждены идти по дороге и пешеходы.

Во времена средневековья вход в крепость был всего один, находился он сверху.

Голубац

Теперь мы можем только гадать, какие здания, какие строения располагались внутри.

Склон здесь очень крутой, ступени и стены нуждаются в реставрации, но горячие головы это не останавливает. Многие молодые люди считают своим долгом забраться на крепостную стену, отчего неприступная крепость по-прежнему забирает чужие жизни.

Голубац

Европейский Союз в рамках международного проекта выделил на реконструкцию Голубаца в рамках международного проекта «Культурный маршрут — крепости на Дунае» 6,5 млн (2014 г.).

У стен Голубац начинается, а в нашем случае скорее заканчивается национальный парк «Джердап».

Голубац

От крепости до Белграда 130 км.

В столице страны мы и заканчиваем наше путешествие по Восточной Сербии.

Голубац

Друзья, смело отправляйтесь в Сербию, каждый откроет здесь что-то своё!