Турист Татьяна Толстоусова (Tatyana0506)
Татьяна Толстоусова
была 20 ноября 2022 11:05

Хиросима — Япония Октябрь 2019

Ранним утром второго дня нашего пребывания в Японии мы отправились в Хиросиму. Этот город знает каждый, 6 августа 1945 года американский бомбардировщик B-29 «Энола Грей», названный так по имени матери командира экипажа, полковника Пола Тиббетса, сбросил на город атомную бомбу «Little Boy» («Малыш») эквивалентом от 13 до 18 килотонн тротила. Выбор пал на Хиросиму и Нагасаки. Так же рассматривались Киото, Иокогама, Кокура и Ниигата. Военный министр США Генри Стимсон вычеркнул Киото из списка вследствие культурного значения города. Города из списка имели то или иное отношение к военной компании, которую вела Япония, но расчёт со стороны США был скорее демонстрационно-психологический и политический, чем стратегический (это моё мнение, как человека имеющего отношение к изучению истории, углубляться в эту тему не считаю нужным). Почти все японские города того времени имели деревянную застройку, 1-2-х этажными домами с черепичными крышами, а все промышленные предприятия находились на окраинах. Систем противопожарной охраны практически не существовало!

Около 8 часов утра В-29 находясь на высоте 9 км над расчётной целью, произвёл сброс атомной бомбы над центром Хиросимы. Через ≈43 секунды на высоте 576 метров произошёл взрыв, стрелки часов в домах Хиросимы навсегда остановились на делении 08часов 15 минут! Несколько секунд унесли 166 тысяч человеческих жизней!!! Бумага воспламенялась на расстоянии 2 км от эпицентра взрыва, а город охватил огненный смерч, убивая тех, кто уцелел после взрыва! Через несколько недель от острой лучевой болезни начали умирать выжившие в этом аду! Уже дома на просторах интернета нашла сборник стихов японских поэтов «Песнь Хиросимы» (1964 г.), многие авторы пережили бомбардировку и это не просто стихи, а воспоминания!

«Дайте воды!»

Дайте воды! Дайте воды!
Аа-а!.. Напоите!..

Ах, умереть бы скорей!

На помощь!.. На помощь!..

Воды! Воды!

Где хоть одна живая душа?

Оо-о!.. Оо-о!

Рушится небо.

Улиц не видно.

Клокочет река.

Оо-о!.. Оо-о!

Ночь наступает.

В глазах невидящих — пламя.

На губах запекшихся — пламя.

«Воды!.. Воды! Воды!!!» —

Стон человеческий слышится.

Толпы обугленных тел,

Бегущих, ползущих на четвереньках.

«Пить!.. Пить!.. Пить!.." —

Стонут в огненном море.

/ Тамики Xара/*
* Тамики Хара отстаивал дело мира, в 1951 году покончил с собой в знак протеста против гонки вооружений. Его произведения посвящены жене, погибшей при атомном взрыве в Хиросиме.

На расстоянии всего 160 метров от эпицентра взрыва устояло здание Промышленной палаты. Когда мы оказались рядом с «Атомным куполом», невозможно было сдержать эмоции, к горлу подкатился ком. Я выросла на художественных и документальных фильмах о Второй мировой войне, мой родной город был полностью разрушен, и восстановлен, но когда стоишь перед руинами здания пережившего атомный взрыв, вокруг которого на сотни метров было уничтожено почти всё живое, охватывает ужас от того, что может сотворить человек!!!

Купол Гэмбаку
Город Феникс — Хиросима

Замок «Карпов», построенный в конце XVI века, также лежал в руинах, рядом уцелела лишь пара деревьев. Теперь замок восстановлен в виде железно-бетонной копии. Перед замком несколько мемориальных деревьев — живых свидетелей того ужасного августовского дня 1945 года. А напротив, остатки того из-за чего (в том числе) Хиросима попала в список городов подвергшихся атомной бомбардировке — руины Главного штаба Японской-имперской армии. Внутри замка музей с немногими сохранившимися артефактами рода Асано и коллекция мечей XVIII века. Своё название замок получил из-за местности, в которой его возвели: дельту реки Ота называли «залив карпов», по этому, и замок получил название «Замок карпов». Первоначально замок был построен из дерева (сосна), по этому, после бомбардировки сохранился только фундамент. В1958 году была восстановлена копия из бетона, а снаружи стены облицованы деревом. На смотровую площадку на верхнем ярусе можно подняться на лифте или пешком, оттуда открывается вид на город. Когда видишь, этот зелёный и удивительно красивый город, трудно представить, что почти 75 лет назад он буквально был стёрт с лица земли.

Вид со смотровой площадки

Что же касается карпов, то теперь увидеть их можно в саду неподалёку от замка. Сюккэйэн, в переводе «сад миниатюрных пейзажей». Это традиционный японский сад с мостиками, чайным домиком и дорожками. В центре сада — пруд Такуэй, в котором 10 искусственных островков. И в этом пруду живёт огромное количество карпов всевозможной расцветки и ужасно прожорливых! В кассе вместе с билетом можно купить корм для рыб, и тогда портрет карпа крупным планом вам гарантирован, ибо они почти ручные и совсем не боятся людей, их даже потрогать можно! Как только человек остановился, на каком-либо мостике, карпы косяками подплывают к нему в ожидании кормёжки. Самый симпатичный мостик переброшен через центр пруда — «Радужный мост». Чайный домик носит тоже весьма романтичное название «Дом свежего ветра». Уходить из сада не хотелось, но у нас был достаточно «плотный график». На выходе я поставила на буклете традиционную для Японии печать посещённой достопримечательности.

Город Феникс — Хиросима

От сада до замка совсем недалеко. Мы попали в Хиросиму, когда там проходил Food Festival. Вокруг замка были расставлены палатки с различной едой, народа было столько, сколько у нас раньше на первомайской демонстрации, ароматы просто сбивали с ног! А ещё нам посчастливилось немного посмотреть выступление традиционных японских барабанщиков.

Город Феникс — Хиросима

Все главные достопримечательности Хиросимы находятся в пешей доступности, примерно в 15 минутах от замка находится, Мемориальный парк мира на берегу реки Мотоясу, напротив «Купола Гэмбаку». Первый памятник, который мы увидели — Детский памятник мира, погибшим в результате атомного взрыва, а вокруг миллионы бумажных журавликов сделанные детишками со всего света! Я вспомнила историю Садако Сасаки, умершей в 12 лет от лейкемии. В пятом классе я делала сообщение о ней на классном часе, источником была статья в «Пионерской правде». Надеясь на выздоровление, девочка начала складывать из бумаги, которую приносили одноклассники, родные и медперсонал больницы, журавликов — «цуру». Но 1000 бумажных журавликов не остановили болезнь и девочка умела. История Садако легла в основу создания этого памятника. А бумажный журавлик стал символом мира. Яркие фигурки из бумаги можно встретить в Хиросиме рядом с каждым памятным местом или памятникам жертвам атомной бомбардировки. А таких мест много — памятник учительнице старшей школы для девочек, в которой погибло 676 учениц и сотрудников; обелиск «хибакуся» — жертвам атомной бомбардировки, умершим от ожогов, лучевой болезни и лейкемии; памятник матерям, до последнего защищавшим своих детей. Нельзя быть в Хиросиме и не прочувствовать всем сердцем трагедии города и его жителей!

Детский памятник мира

Бумажные журавлики

Первая половина дня знакомства с Хиросимой была очень печальной, не раз мне хотелось заплакать. Но, вот вторая часть путешествия была очень даже жизнеутверждающей! Начиная с того момента, когда я нашла зонтик в очень подходящее для этого время — начался довольно сильный дождь. И по сему, на станцию Nishi-Hiroshima мы добрались не насквозь мокрые. А шли мы пешком, мы вообще любим ходить пешком даже на длинные дистанции и даже в дождь. На электричке доехали до станции Miyajimaguchi и отправились к парому, чтобы добраться до острова Ицукусима он же Миядзима — остров Храма. Билет нам покупать было не надо, просто предъявили JR pass. На пароме заняли лучшие места на верхней палубе, так как время было около вечернее, пассажиров было немного. Да если честно, я особо их и не заметила… 15 минутное плавание с потрясающими видами на город, острова, проплывающие мимо кораблики и море, пролетели как один миг… И это всё…?! Хотелось подольше насладиться плаваньем.

Город Феникс — Хиросима

Весь этот путь мы проделали, чтобы увидеть знаменитые Великие Тории. Увы, они оказались закрыты на реконструкцию, закрыты в прямом смысле. Мы об этом слышали, но надеялись увидеть, хоть часть ворот. Да, ладно, в другой раз!

Город Феникс — Хиросима

Зато мы успели на канатную дорогу, ведущую к Shishiiwa Observatory — смотровую площадку с которой открывается: грандиозный, потрясающий, захватывающий вид и ещё много эпитетов могу привести, чтобы описать мои ощущения от увиденного! Хотя, вначале, всё было не так радостно, когда мы погрузились в кабинку, снова пошёл дождь! Тучи, туман, в общем одна серость, и что мы увидим?! Но, опять нам улыбнулась удача (главное мыслить позитивно), когда мы выгрузились — дождик закончился, на небе появилось солнышко и о чудо — радуга! Перед нами, как на огромной карте, предстали острова Внутреннего Японского моря. На этой не большой смотровой площадке мы провели чуть больше часа, и это не мудрено, удивительная красота природы не отпускала. Вниз спускались уже в сумерках.

Город Феникс — Хиросима

Когда спешили к канатной дороге, мало, что замечали на бегу, а вот обратно шли не спеша, наслаждаясь окружающей природой: маленький горный ручей с порогами, одинокий почти ручной олень, мостики, фонарики. К парому подошли в полной темноте, в Японии в это время года темнеет достаточно рано.

Город Феникс — Хиросима

Под занавес этого насыщенного событиями и эмоциями дня, случился ещё один сюрприз. До Киото из Хиросимы нет прямого Синкансэна (только из Кито до Хиросимы), поэтому надо с начало доехать до Осаки, и только оттуда, до Киото. И мы попали на поезд Харука — Hello Kitty. Очень милый поезд с картинками этого кавайного персонажа японской поп-культуры. Я была в восторге!

На станции Киото в 11 часов вечера было уже не так многолюдно. Пора было возвращаться домой и спать, на следующий день нас ждало новое путешествие!