Турист Светлана (Svet-lanka)
Светлана
была 16 июля 2023 17:57

Зальцбург, Вена, Бад-Ишль, Гальштат, Штробль + 1 город — Австрия Июль 2019

Стоит всего лишь раз побывать в Альпах, чтобы хотеть видеть их снова и снова. Наверное, в толще этих гор, где-то глубоко-глубоко спрятан магнит. Альпы — место притяжения, место невероятной силы, гармонии и вдохновения. Всего лишь восемь стран мира обладают альпийским сокровищем, впрочем, Лихтенштейн и Монако и за страны считать сложно. Одно из красивейших мест, я бы сказала, альпийская классика — Зальцкаммергут. И пусть здесь не самые высокие горы в Европе, на красоте пейзажей это никак не сказывается. Все альпийские каноны соблюдены: величественные горы, густые леса, быстрые реки, прозрачные озера, луга с идеальной сочно зеленой травой, полевыми цветами, с аккуратными милыми домиками и породистыми коровками.

Чарующая симфония Альпийских гор. Зальцкаммергут

Прекрасная возможность увидеть все эти фантастические пейзажи — передвигаться на поезде. Поезд в Австрии, это не просто комфортно и быстро, но и очень интересно. Австрийские поезда вообще не идут ни в какое сравнение с нашими. Удобные сидения, кондиционер, шустрый вай-фай, отличное состояние железной дороги: на скорости 180–200 км/ч тебя не укачивает и не шатает, и только по меняющейся картинке за окном, понимаешь, что находишься в движении. Окна панорамные, а главное, чистые. Наблюдать альпийские пейзажи еще приятнее. Ни шума, ни стука, ни тряски — верных спутников РЖД. Я полюбила австрийские поезда, не меньше альпийских пейзажей и готова кататься на них, кажется, бесконечно. Жаль, оплачивать проезд накопленными милями нельзя.

Чарующая симфония Альпийских гор. Зальцкаммергут

В Зальцкаммергут удобно добираться из Вены, всего лишь три часа — и ты в другой реальности. От столь быстрой смены ландшафтов может показаться, что это сон, что поезд тихонько унес своих пассажиров в приятные грезы. Наверное, хорошо быть жителем Вены: можно жить, учиться, работать в современной деловой, культурной столице, и хоть каждые выходные ездить отдыхать в красивейший уголок мира. Неудивительно, что многие австрийцы, как и швейцарцы, за всю свою жизнь даже не выбираются за пределы своей страны, или максимум — в соседнюю Италию, Францию. Логика предельно проста: у нас все есть, а что еще надо? Море? Любое альпийское озеро для них роднее и ближе моря. И не понять им, что такое скучно, и как может быть скучно. Хотя сами они немного скучные. В общем, все сошлось и притянулось. Австрийцы гордятся своей землей, любят, ценят, берегут ее. Какой еще народ должен проживать на этих землях? Вот и думай, повезло или все по заслугам досталось.

Чарующая симфония Альпийских гор. Зальцкаммергут

Австрия — одна из тех стран, внутренняя политика которой направлена на улучшение окружающей среды. Экология в приоритете: солнечные батареи, ветряки, мусоросжигательные заводы, раздельный сбор мусора, бумажные пакеты на кассах в супермаркетах и никакого полиэтилена. «Эко и био» — уже не просто модные приставки, скорее образ мышления и способ существования.

Отдельная песня — продукты. Что означает продукт с приставкой «эко/био», купленный у нас? В большинстве случаев ровным счетом ничего, рекламный ход, якобы полезно. И никого не смущает, что срок хранения этого продукта (например, молочного) месяц, два, три… В Австрии если написано натуральный продукт, значит, натуральный. При этом знание немецкого языка, чтобы уметь читать состав на упаковке, вовсе необязательно. Йогурт с кусочками свежих фруктов, у которого срок хранения три дня, был самым вкусным йогуртом, что я когда-либо пробовала, и пусть на наш магазинный он совсем не похож, ни вкусовыми качествами, ни консистенцией, ему и не надо. Или заходишь и покупаешь смузи/сок — срок хранения две недели. Причем, это ни в каком-то специализированном магазине, а в сетевом Spare. Не будем углубляться, почему у нас такого нет, но в такие моменты осознаешь, что такое качество жизни.
С качеством и уровнем жизни в Австрии все хорошо, туристы же стремятся попасть сначала в Вену — источник качественных впечатлений. Мы задерживаться в Вене не собирались, остановились всего на день. Имперская красавица в этот раз нас тоже особенно не ждала в гости, предпочла затеять глобальный ремонт. Дело конечно нужное, но очень мешающее созерцанию всего прекрасного и величественного. Часть зданий в центральной части была занавешена строительной сеткой и лесами, башенные краны так и норовили попасть в кадр. Никакого эстетического удовольствия, добавьте сюда сумасшедшие толпы людей, шум, очереди (по-моему, Вена этим летом стала еще популярнее).

Чарующая симфония Альпийских гор. Зальцкаммергут

От центра мы быстро устали и решили сбежать туда, где поспокойнее, к хорошо известной достопримечательности — экстравагантному дому Хундертвассера. Прогулка в спальном тихом районе и уютные посиделки в кафе за чашкой чая с румяным яблочным штруделем стали приятным завершением вечера.

Утро началось с вкусного завтрака, но не в отеле, а на центральном ЖД вокзале Hauptbahnhof. Подъем был очень ранним, поэтому других вариантов для завтрака даже не рассматривалось. На втором этаже есть небольшое кафе со свежайшей хрустящей выпечкой, бутербродами, йогуртами и ароматным кофе из автомата. Цены адекватные, хорошее настроение — на весь день. Взяв еще пару аппетитных слоек с собой, отправились искать нужный нам поезд. В Европе лучше запасаться едой и иметь хоть какой-то перекус собой, дабы избежать голодных обмороков. То сиеста застанет врасплох, то еще ресторан не открылся на ужин, то уже закрылся на обед…

Нам предстояла пересадка, поскольку прямых поездов до Бад-Ишля из Вены просто нет. Именно там мы нашли уютный небольшой домик в самый разгар сезона, когда все жилье попросту занято, а цены свободного взлетают до небес. Поселиться в Гальштате за 30 тысяч в сутки? Сомнительное удовольствие за такие деньги. Пересадка нас немного волновала, по той причине, что интервал между поездами был всего 8 минут, на деле вышло все куда проще: станция оказалась небольшая, поток шумной толпы мельтешащих в одном направлении азиатов буквально занес нас в вагон нужного поезда. Столько китайцев как в Зальцкаммергуте я видела разве что в Петербургских дворцах. К нашему счастью, все они в основном фанатеют от Гальштата (теперь понятно для кого такие цены на жилье), в Бад-Ишле никто из них не выходил.

Чарующая симфония Альпийских гор. Зальцкаммергут

Бад-Ишль — бывший императорский курорт, по сути, милая деревушка. Мы поселились на другой стороне горной быстрой реки Траун, подальше от курортного центра. Наш скромный альпийский домик уютно умостился на холме, рядом с лесом. Тишина, вид на горы из окошка спальни, пение птиц по утрам, деревенские простые радости на несколько дней. Хозяин-итальянец со своим семейством, женой и двумя малолетними дочками, жил по соседству. По-английски толком не говорил, но не беда, ключи получили, заселились, куда идти разобрались. Бад-Ишль — популярное место у австрийцев. Сюда приезжают восстанавливать силы и поправить здоровье. Все дело в термальных источниках, местная вода чрезвычайно полезна, благодаря высокому содержанию соли, добычей которой занимались в здешних краях еще несколько веков назад.

Чарующая симфония Альпийских гор. Зальцкаммергут

Кто-то приезжает всей семьей, снимает домик на лето или выходные, кто-то бронирует отель. Можно подумать, что местный контингент в основном люди пенсионного возраста, но это не так. Места вокруг живописные, притягивают многих. Заняться есть чем: пешеходные маршруты, канатная дорога на гору Катрин, до озер Вольфгангзее, Аттерзе, Хальштеттер, Мондзе тоже рукой подать.

Июль — время фестивалей и праздников, сюда приезжает австрийская молодежь. Ставятся шатры, что-то вроде ярмарки, или мини Октоберфеста, надеваются национальные костюмы, пиво рекой, шутки, выступления. Мне показалось, австрийцы любят ходить в национальной одежде, дай только повод. В Зальцкаммергуте часто встречали нарядных девушек и дам почтительного возраста в корсетах и цветных юбках, мужчин в укороченных штанишках и тирольских шляпах. Австрийский национальный костюм как брат-близнец баварского, одним словом, не зря соседи. Некоторые предпочитают заявить о своей принадлежности с помощью красно-белой цветовой гаммы: импозантный дедушка с острыми усами в ярко красных штанах и в белой накрахмаленной рубашке стоит у меня перед глазами до сих пор. Бывают же персонажи.

Чарующая симфония Альпийских гор. Зальцкаммергут

Кроме симпатичных аккуратных домиков на холмах у реки, в Бад-Ишле есть пара улиц с магазинами, кафе и ресторанчиками. Набережная, любимое место отдыхающих для послеобеденных и вечерних променадов. Самих достопримечательностей не густо: дом композитора Легара, да императорская вилла с парком четы Габсбургов. На этой вилле когда-то познакомились Франц Иосиф I и его будущая супруга баварская принцесса Сиси, тут же состоялась их помолвка, а затем вилла стала летней резиденцией королевской семьи.

Наша прогулка набережной вдоль Трауна не ограничилась, по аллее с аккуратно высаженными деревьями мы сначала попали в небольшой импровизированный парк с декоративными инсталляциями, потом в зону отведенную для пикников и палаток. Дошли до канатной дороги и утопали в самый лес: хотелось дикой австрийской природы. Комары, конечно, очень обрадовались сему факту, возможности отведать иностранной кровушки. Заглядывались мы и на тропу, ведущую куда-то в горы, но солнце уже садилось, возвращаться в темноте по неизвестному маршруту не хотелось. Тем более, нам и снизу было видно, что в некоторых местах тропа довольно опасная, узенькая, над обрывистой скалой, местами перегорожена упавшими деревьями. Мы немного удивились, когда навстречу с этой тропы вышла бабушка — божий одуванчик, хорошо за семьдесят. Впереди бежала собака — верный спутник и проводник отчаянной бабули. Нормальные прогулки на сон грядущий, в сумерках, когда под ногами камни, сухие ветки и бревна, с одной стороны — обрыв, с другой — нависающая скальная глыба. Все-таки мы городские — неженки.

Чарующая симфония Альпийских гор. Зальцкаммергут

Погода менялась в горах со скоростью движения австрийских поездов. За наш уик-энд мы успели и загореть, и намокнуть. День, когда мы запланировали Гальштат, выдался дождливым. Дождь, по привычной нам уже схеме, зарядил еще с вечера. Поднялся ветер, ставни в нашем домике пришлось закрыть, засверкали яркие молнии, раскаты грома, крупные капли забарабанили по ставням. Ночью стихия в край разбушевалась, казалось, наш крохотный домишко вот-вот сорвет ветер и унесет куда-нибудь высоко в горы. Проснулись утром — все не так уж плохо: дом на месте, небо серое, дождя нет. Собрались, позавтракали на скорую руку, тем что Бог послал, а точнее, что было куплено неподалеку в Billе: хлеб, сыр, овощи, фрукты.

Как же хорошо, что мы встали пораньше. Китайцы еще спали или завтракали в своих отелях. Гальштат был почти пустым. На полупустом пароме мы приплыли в самый открыточный город. Иногда, если что-то видеть очень часто, восхищаться этим заочно на расстоянии, в реальности теряются эти самые восторженности, удивления уже нет. Ты ожидал это увидеть, ты это увидел.

Чарующая симфония Альпийских гор. Зальцкаммергут

Чтобы бы было, если бы я ничего не знала о Гальштате и никогда не видела его ранее? Наверное, меня бы накрыло волной теплого счастья. А вышло примерно так: теперь и я прикоснулась к этой открытке. Это были первые эмоции и мысли, когда мы подплыли к Гальштату и попали на первую смотровую площадку.

Чарующая симфония Альпийских гор. Зальцкаммергут

Лишь уйдя вглубь городка, поднявшись повыше, где не было ни души, только деревянные домики, через крыши которых проглядывалось темное озеро, обрамленное высокими зелено-голубыми горами, я влюбилась в Гальштат. Это были совершенно другие ракурсы, другие виды. Все-таки уникальность, первичность — важные квинтэссенции в человеческой жизни.

Чарующая симфония Альпийских гор. Зальцкаммергут

К одиннадцати Гальштат заполнился под завязку китайскими туристическими группами. Привозить их на больших автобусах в таком количестве просто кощунство для столь маленького живописного городка. Погода взбунтовалась против такой несправедливости, небо затянулось плотными белесыми тучами, полил дождь. Славно все совпало, мы успели погулять по уютным улочкам без толп и без дождя. Больше нам делать в Гальштате было нечего. Желания поселиться там когда-нибудь в другой раз не прибавилось, приехать насладиться видами достаточно и дня. Гальштат прекрасен, но за атмосферой и спокойствием точно не сюда.

Чарующая симфония Альпийских гор. Зальцкаммергут

В Бад-Ишле тоже шел сильный дождь. Хотели сходить в маркет, да вспомнили, что воскресенье. Как я «люблю» воскресенья в Европе! Оставалось укрыться в нашем сухом укромном домике и взять паузу. Через пару часов отдыха картина на улице кардинально поменялась. Ярко светило солнце, по небу плыли облачки-барашки. Отлично, мы как раз проголодались. Раздобыть ужин в воскресенье в Бад-Ишле та еще задача.

Центральную часть города мы просто не узнали, все вымерло, все закрыто, даже ларьки с фастфудом в начале набережной и те разъехались. Ресторан, в котором обслуживали, мы все-таки нашли. В заведении был аншлаг, все в основном приходили по брони, оставшиеся пустые столы были с табличкой «резерв». Нам каким-то чудом удалось там поужинать. В меню — местная кухня, а значит, много, очень много мяса. Австрийцы, как и немцы, покушать любят. Кухня тяжелая, размеры порций впечатляют. Как можно съесть столько мяса? А к нему еще жареная картошечка, соус и салат с печеными овощами. Мы одной порцией наелись так, что о еде до следующего дня забыли напрочь. После таких сытных обедов-ужинов только и лазать в горы сжигать калории. С другой стороны, экономия средств.

Чарующая симфония Альпийских гор. Зальцкаммергут

В Бад-Ишле нас очень выручал Макдональдс, но не едой, а горячим чаем и кофе. У Мака график работы более гуманный. Глобализация не обошла стороной и эту австрийскую деревню. Сначала в Макдональдс, потом за термальной водичкой, отличная программа лечения. Но если серьезно, вода в Бад-Ишле, и, правда, хорошая. Достаточно просто пользоваться той, которая течет из-под крана, и кожа становится шелковистой, волосы мягкими, словно после элитной уходовой косметики. Не подумайте, что я тут занимаюсь рекламой курорта, честное слово, никто не доплачивал.

Наше путешествие на кораблике по озеру Вольфгангзее началось из Штробля. Несмотря на то, что это еще большая деревня, чем Бад-Ишль, жизнь на улицах Штробля кипела вовсю. Милые дамы в национальных костюмах с корзинками угощений разбредались по соседним домам, рядом с установленным шатром, из которого доносилась громкая музыка, бегали, веселились подростки в коротких смешных штанишках. Велосипедисты, пешеходы, собачки малых пород, семенившие вслед за своими хозяевами — все отдыхали, наслаждались теплом и свежим альпийским воздухом. В такой праздничной атмосфере всеобщей расслабленности мы дотопали к причалу. На озере детвора активно осваивала водный транспорт, всякие там вейкборды и лыжи, взрослые медитировали у берега, предпочитая просто любоваться окрестностями.

Чарующая симфония Альпийских гор. Зальцкаммергут

Билеты на паром имеют разную стоимость, в зависимости от выбранной конечной остановки. До Санкт-Гильгена цена самая высокая, так как это другой конец озера. Важно рассчитывать свое время, весь маршрут займет примерно полтора часа в одну сторону, озеро большое.

Чарующая симфония Альпийских гор. Зальцкаммергут

Мы же вышли в Санкт-Вольфгане. Городок нам понравился, сказочный, с нарядными домиками, весь в цветах и милых деталях. Людей много, особенно китайцев. Это в Штробле им не интересно, а тут… То ли у нас уже выработался иммунитет, то ли Санкт-Вольфганг так очаровал, но это не раздражало. Погуляли еще немного у озера и поехали собирать чемоданы.

Чарующая симфония Альпийских гор. Зальцкаммергут

После увиденных альпийских пейзажей, любому городу было бы сложно завоевать наше расположение, в Зальцкаммергуте слишком хорошо и слишком красиво.

Чарующая симфония Альпийских гор. Зальцкаммергут

Зальцбургу это удалось. Сначала приятно порадовала гостиница Trend Hotel Europa. Хоть и не новая, но комфортная для проживания. Нам дали огромный светлый номер с удобной ванной, мягкими креслами, прекрасным видом (вдалеке горы и крепость Хоэнзальцбург). И воду в стеклянных бутылках. Это не роскошь, не признак премиум-отеля, просто забота об окружающей среде. На столе ждал милый комплимент: баночка джема, пара яблок и конфеты в форме сердечек.

Из минусов — 20 минут ходьбы до исторического центра, но разве это расстояние для настоящего путешественника? Ерунда. В Зальцбурге вообще можно гулять не напрягаясь, никуда не спешить, не гнаться за достопримечательностями, размеры города позволяют сбавить обороты.

Чарующая симфония Альпийских гор. Зальцкаммергут

В поисках ближайшего супермаркета, забрели в спальный район. Район комфортный для жизни: небольшие трехэтажные дома, с зеленой ухоженной территорией, рядом детский сад и школа, свободные дороги, нет нагромождения машин, на улицах тихо и немноголюдно, все туристы — в центре, австрийцы — на работе.

Маршрут по Зальцбургу был вполне стандартным. Дворец и парк Мирабель — место красивое (каким еще ему быть с таким названием), но после петербургских садово-парковых ансамблей уже не впечатляет. Белоснежный дворец, был построен в XVII веке по приказу архиепископа, не для себя, а для своей тайной возлюбленной. Архиепископ чем-то там провинился, дворец отобрали, жила ли та самая возлюбленная когда-либо в нем, история умалчивает. Дворец несколько раз менял своих хозяев, а в 1818-м году перетерпел бедствие — пожар значительно подпортил облик дворца и его внутреннее убранство. Полвека назад в нем размещалась мэрия. Сейчас Мирабель открыт для посетителей, кроме экскурсий здесь проводятся концерты, конгрессы, церемонии награждений, даже регистрация браков. А что, очень даже романтично, но очередь желающих, говорят, большая.

Чарующая симфония Альпийских гор. Зальцкаммергут

В самом парке разместились: сад гномов, оранжерея, летний театр, розарий, фонтаны и мифологические скульптуры. Все осмотреть хватит и получаса, мы же задержались послушать симфонический оркестр. Как-никак Австрия — столица мировой музыки, в дворцовом парке классическая музыка звучала особенно органично.

Перейдя мост с любопытной экспозицией, где с удивлением обнаружили портрет Гагарина и советский плакат с тематикой космоса, вышли на торговую улицу Гетрайдегассе — сосредоточение всех туристов. Улица симпатичная: многочленные магазины украшают кованые вывески в оригинальном стиле, привлекательные витрины, уютные кафе, всюду сувенирка с изображениями Моцарта — в Зальцбурге им особенно гордятся, не в каждом городе рождаются гении.

Чарующая симфония Альпийских гор. Зальцкаммергут

Буквально в последний момент успели купить знаменитых марципановых конфет Моцарткугель в кафе-кондитерской Furst, которая уже закрывалась. Эти конфеты, в серебряно-синей обертке действительно намного вкуснее тех, что в красной, которые продают даже у нас. Но и стоят они просто неприлично, попробовать все же рекомендую.

Впечатлившись масштабами и красотой Кафедрального собора святых Руперта и Вергилия, в котором венчались родители Моцарта и где крестили его самого, отправились к крепости Хоэнзальцбург, пожалуй, главной достопримечательности Зальцбурга.

Чарующая симфония Альпийских гор. Зальцкаммергут

Шустрый фуникулер за минуту доставил нас наверх. Глядя на замок, вмиг переносишься сквозь столетия, в средневековый город. Фуникулер в прошлое, и такое бывает.

Главная изюминка — конечно же, потрясающие виды на город. Зальцбург с высоты, на фоне альпийских гор, еще более утонченный, статный, строгий. На закате, в мягком свете, обласканный лучами заходящего солнца, он смотрится особенно эффектно. Но это еще оказалось не все, поднявшись по ступенькам, на другой стороне крепости нам открылись совершенно иные виды.

Чарующая симфония Альпийских гор. Зальцкаммергут

Гряда альпийских гор прорисовывалась в нежных красках закатного неба, изумрудную долину, с курчавыми деревьями и россыпью крошечных домиков, укутывала легкая дымка… Застывшая пастораль. Можно было любоваться вечность. Уходить не хотелось. Совсем. На мгновенье, выпав из повседневной жизни, душа унеслась в горы, поля, небо…

Чарующая симфония Альпийских гор. Зальцкаммергут

На Зальцбург незаметно опустилось очарование июльского вечера. Зажглись фонари, улицы опустели. Сказочный Зальцбург. Волшебство, разлитое в воздухе романтичным флером, заполнило всего его улицы.

Чарующая симфония Альпийских гор. Зальцкаммергут

Наша австрийская сказка подошла к своему завершению. Это был один из тех дней, которые бережно потом хранишь в самых потаенных уголках своей памяти и в редкие моменты достаешь с особым трепетом и придыханием.