Турист Алексей Панин (ulvrid_tourist)
Алексей Панин — был 5 мая 11:50
03.05-12.05 Сеул, Кёнджу, Пусан

Йошкар-Ола — Россия Ноябрь 2019

Как быть, если в твоём в городе нет ни впечатляющей архитектуры, ни исторических достопримечательностей, ни даже, в конце концов, кремля? Ответ на этот вопрос кому-то может показаться странным, но в то же самое время он очевиден. Конечно же это всё нужно построить! Именно так, видимо, рассуждал ныне уже бывший президент Республики Марий Эл, Леонид Маркелов, застраивая берег реки Малая Кокшага зданиями во фламандском стиле. А саму набережную назвали, учитывая общую стилистику, Набережной Брюгге.

Несмотря на всю грандиозность планов, некоторые здания даже сейчас, спустя 9 лет после начала строительства набережной, не доведены до конца. Голые необлицованные стены кое-где даже лишены стёкол в окнах. Впрочем ничего удивительного в этом нет — после растраты бюджетных денег и получения взятки в особо крупном размере Маркелова посадили.

На набережной установлены памятники различным значимым историческим личностям. Например памятник русскому дворянину А. А. Келлеру, участнику Отечественной войны 1812 года и автору «Статистического описания Царевококшайского уезда Казанской губернии».

Что нам стоит Кремль построить

Памятник императрице Елизавете Петровне. Не очень понятно, какое отношение она имела к Йошкар-Оле. Но памятник красивый.

Звёздная пара — князь Монако Ренье III и актриса Грейс Келли. Их венчание в 1956 году было названо свадьбой века, а они сами стали символом семейного счастья и супружеской верности. Памятник установлен перед Дворцом Бракосочетаний.

Что нам стоит Кремль построить

Здания, покрывающие набережную, используются для различных целей. Среди них — Музей истории и археологии Республики Марий Эл. Марийцы начали селиться здесь ещё десятки тысяч лет назад, чему и посвящена вот так экпозиция.

Падение Казанского Ханства в середине XVI века способствовало экспансии русских на земли марийцев. Ко второй половине того же века они принимают русское подданство, а в 1584 основывается Царёв город на Кокшаге — Царёвококшайск.

В Марий Эл находится поместье одних из богатейших помещиков Российской Империи — Шереметьевых. Изначально земля ими была приобретена в 1812 году. Но лишь в 1874 началось возведение замка и только к 1915 году он был завершён.

Что нам стоит Кремль построить

Посуда и предметы интерьера из поместья.

В 1919 году, с приходом Власти Советов, город переименовывается в Краснококшайск. 9 годами позже город получает марийское название, сохраняющееся и по сей день. По-марийски Йошкар-Ола означает «красный город».

Перпендикулярно набережной проходит Бульвар Чавайна. Судя по информационному щиту, его благоустройство ещё не завершено. Впрочем в холодное время года об этом судить сложно. Но определённый прогресс всё же достигнут — расставлены скамейки, установлены памятники.

Здесь же находится магазин SPAR в здании, продолжающим стилистику набережной.

Что нам стоит Кремль построить

Но вернёмся на набережную. Через Малую Кокшагу от неё ведёт мост на другой берег. Здесь, в излучине реки, и возвели современный кремль. Когда-то здесь был деревянный кремль, но в конце XVII века он полностью сгорел. Тогда его восстанавливать не стали — за сто лет марийские земли вместе с Царевококшайском уже прочно вошли в состав Русского Царства. Нынешний кремль, конечно, построен уже не как оборонительное сооружение, а как туристический объект.

Архитектурная доминанта комплекса кремля — Собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Облик собора навеян, как нетрудно догадаться двумя известнейшими российским храмами — Покровским Собором Москвы и Спасом на Крови Санкт-Петербурга.

Что нам стоит Кремль построить

Перед Собором — памятник Пресвятой Богородице.

На территории Кремля тоже хватает неоконченных построек. Пока сложно сказать что это будет, но узкие вытянутые окна наводят на мысль, что это будет что-то в итальянском стиле.

Что нам стоит Кремль построить

Это предположение подтверждается расположенным неподалёку памятником флорентийскому государственному деятелю второй половины XV века Лоренцо Медичи.

В центре территории Царевококшайского Кремля расположена Благовещенская Башня, которая очень похожа на Спасскую Башню Московского Кремля. Такое вот забавное разнообразие. Направо посмотришь — Италия, прямо посмотришь — Россия, а назад обернёшься — так там вообще Бельгия.

Перед Благовещенской башней расположен памятник-фонтан Архангелу Гавриилу.

Что нам стоит Кремль построить

Йошкин кот! Да это же не кот, а… кошка! Прямо перед кафе Африка, в которое я зайти не рискнул потому что как раз в этот момент туда заходила толпа туристов во главе с гидом.

Ещё один кот (или опять кошка) карабкается на крышу здания.

Контактный или «трогательный» зоопарк. Как трогательно!

Что нам стоит Кремль построить

Направо от Кремля расположена Патриаршая площадь.

По дороге к ней расположен ещё один памятник. Царю Федору Ивановичу, третьему сыну Ивана Грозного. По словам самого Ивана Грозного «более для кельи, нежели для власти державной рождённый», он ничем особенным не прославился. Разве тем, что Царевококшайск был основан именно в его царствование.

Что нам стоит Кремль построить

Площадь названа так потому что здесь расположен памятник патриарху Алексию II. Для Йошкар-Олы он значим тем, что именно он основал йошкар-олийскую и марийскую епархии.

Что же получилось в итоге? Новодел, но довольно-таки необычный. Царевококшайский Кремль вместе с Набережной Брюгге, обилием памятников на разную тематику (пускай и не всегда относящуюся к городу), Патриаршей Площадью и Бульваром Чавайна образуют единый архитектурный ансамбль. Что-то в этом ансамбле получилось удачно, что-то не очень. Время покажет стоила ли игра свеч.