Турист Николай Рыскин (ronadort)
Николай Рыскин
был 17 апреля 15:27

Хабаровск — Россия Май 2010

Мой очередной День рождения подкрался, как всегда, неожиданно и застал меня в прямом смысле врасплох. Как наступление зимы и первый снегопад в Москве в декабре месяце всегда неожиданны и некстати для коммунальных и дорожно-уборочных служб. Насчет «очередного» — это я слукавил. Этот День рождения был не просто очередным, он был — юбилейным. Кажется, что совсем еще недавно пошел я в первый класс — я отчетливо помню это время, поступил, а затем и окончил институт, служил в армии, работал. 50 лет жизни пролетели совсем быстро и даже — почти незаметно!!!

Обычно люди, подошедшие к этой дате, снимают кафе, или даже ресторан, где с увлечением и упоением слушают «дежурные» оды и здравицы в свой адрес, принимают подарки. Меня такая перспектива отнюдь не радовала и не прельщала. Я решил не следовать этой традиции.

К ресторанным застольям я отношусь весьма спокойно, то есть — никак. Мне милы и увлекательны путешествия, посиделки на природе у речки или в лесу. Мысль посетить Хабаровск — столицу дальневосточного края пришла ко мне спонтанно. Почему именно Хабаровск? Аргументы в пользу именно Хабаровска были следующие:

1. Я никогда не перебирался по России восточнее Урала.
  2. В Хабаровск я собирался поехать не один, а с дядей моей жены Ольги, который родился и почти всю жизнь прожил в Хабаровске, пока не перебрался в подмосковный Сергиев-Посад.

Виктор, Олин дядя, мою идею поддержал с энтузиазмом. Билеты на самолет Оля нашла через интернет и, стоили они по 16000 руб. туда и обратно на человека. До Хабаровска из Москвы лететь 8 часов, а разделяют эти два города 9000 км. На подлете к Хабаровску увидели Амур и удивительную картину, сотканную из сотни речушек, протоков и ериков, впадающих и вытекающих из великой реки.

Хабаровск-2010, или взгляд на город дилетанта сквозь «розовые» очки

До Хабаровска долетели без приключений и полтора часа ждали багаж. Чтобы не портилось настроение от российской глубинки, сразу же прямо в аэропорту мы с Виктором водрузили на свои носы «розовые» очки и мир, и жизнь в Хабаровске предстали перед нами в веселом, праздничном и ярком розовом цвете. Хабаровск встретил нас цветением сирени и сакуры. Сакуру я увидел впервые. Ну что ж, отличный подарок города мне на юбилей!

У Виктора в Хабаровске живут две сестры и старший брат Геннадий.

Хабаровск-2010, или взгляд на город дилетанта сквозь «розовые» очки

Живут, надобно сказать, в достаточно стесненных условиях. Конечно же, каждый из них звал нас остановиться именно у него, но мы с Виктором посчитали, что это будет не совсем удобно, как нам, так и родне. Поэтому, мы еще в Москве заказали гостиничный номер в отеле «Восход» на улице Карла Маркса.

В рунетовской рекламе этого отеля сообщалось, что он «находится практически в центре города, в окружении современных зданий, а из окон его фешенебельных номеров

Хабаровск-2010, или взгляд на город дилетанта сквозь «розовые» очки

открываются изумительные и потрясающие виды на сопки». Так оно все и оказалось, если смотреть на мир сквозь розовые очки. И лучше бы нам эти очки не снимать было вообще в этом городе. Если взглянуть на все это своими глазами, то картина открывается не такая уж радостная и праздничная. В довершение ко всем «приятностям» оказалось, что кондиционер в номере не работает, так как просто не подключен и висит для вида, горячей воды не было в принципе, а холодная подавалась дозами и совершенно в неопределенное время. Мусор и грязь за окном весьма отдаленно напоминали сопки,

а окружающие отель здания оказались деревянными двухэтажными строениями барачного типа с заклеенными газетами оконными стеклами.

Хабаровск-2010, или взгляд на город дилетанта сквозь «розовые» очки

Но это все ерунда, ведь мы приехали в Хабаровск не мыться и безвылазно валяться на роскошных гостиничных кроватях. Мы прилетели познакомиться с городом, побродить по его улицам и кварталам, пообщаться с Витиными родственниками, полюбоваться пограничными реками Уссури и Амуром, поплавать по дальневосточным водным артериям на пароходиках, а еще, по возможности, и половить рыбку в знаменитых реках.

Река Уссури

Поэтому ночевали мы в отеле, а целыми днями мотались на Геннадьевой машине по городу и его окрестностям, обозревая местные достопримечательности.

Хабаровск-2010, или взгляд на город дилетанта сквозь «розовые» очки

Вечером собирались у Гены, ужинали, обсуждали увиденное, а ночевать возвращались в гостиницу.

Википедийными данными о Хабаровске я нашего читателя "баловать" в своем повествовании не буду. Скажу лишь, что город раскинулся на правом берегу Амура на трех сопках и имеет протяженность вдоль берега 60 км.

Хабаровск-2010, или взгляд на город дилетанта сквозь «розовые» очки

Хабаровск — город контрастов. С одной стороны, его центр красив, ухожен и «вылизан»

Хабаровск-2010, или взгляд на город дилетанта сквозь «розовые» очки

, с другой стороны, чуть отвернешь от центра — грязь, убогость, разбитые дороги, ухабы и колдобины, замусоренные дворы «хрущёвок», одиозные личности на улицах и, как мне показалось, присутствует весьма недоброжелательное и нелюбезное поведение его жителей как друг к другу, так и к приезжим. И этому есть объяснение — в Хабаровске осели тысячи и тысячи бывших заключенных колоний, которые раскиданы здесь по всему краю в огромном количестве.

фото сделаны с ленты видеокамеры

Хабаровск начинал строиться с Утеса. Утес — культовое для каждого хабаровчанина место. Еще у населявших эти места нанайцев Утес считался магическим и святым местом, перед которым коренные жители преклонялись.

Хабаровск-2010, или взгляд на город дилетанта сквозь «розовые» очки

Здесь же на Утесе возвышается над Амуром до невозможности нам знакомый по изображению на пяти-тысячной купюре граф Муравьев-Амурский, многое сделавший для становления Города и присоединения его к России.

Хабаровск-2010, или взгляд на город дилетанта сквозь «розовые» очки

Горожане вам обязательно расскажут, что изваял памятник знаменитый скульптор Александр Опекушин. Но это все красивая сказка! Настоящий памятник графу Муравьеву-Амурскому в исполнении Опекушина в 20-х годах был снесен и безвозвратно утерян. А тот, что стоит сейчас на Утесе и изображен на купюре, является всего лишь простой подделкой, выполненной по сохранившемуся в Русском музее в Питере макету памятника легендарного ваятеля. Как бы там ни было, а только в 1992 г. граф снова занял свое привычное место над Амуром-батюшкой.

Здесь же возле Утеса наталкиваемся на небольшой скверик, в котором уютно расположились собранные здесь статуи сталинской скульптуры, которые не могут не вызвать в наших душах легкий налет умиления.

Хабаровск-2010, или взгляд на город дилетанта сквозь «розовые» очки

На Комсомольской площади горделиво возвышается новострой — Храм Успения Божией Матери.

Хабаровск-2010, или взгляд на город дилетанта сквозь «розовые» очки

Собор был построен немногим более десяти лет назад и являет собой очень красивую и необычную форму. Даже сняв со своих привередливых и спесивых носов защитные розовые очки, мы с Виктором констатируем: место действительно очень красивое и несомненно заслуживает, чтобы его сняли на фотокамеру и видео.

Хабаровск-2010, или взгляд на город дилетанта сквозь «розовые» очки

От Храма прямо вниз к Амуру спускаемся по весьма импозантной лестнице,

где нос к носу сталкиваемся с писателем Задорновым — памятником, разумеется. Не с Михаилом сатириком, а с его папой Николаем.

Хабаровск-2010, или взгляд на город дилетанта сквозь «розовые» очки

Хабаровск дал России такие имена, как писатель Николай Задорнов, хоккеист Александр Могильный, кинорежиссер Сергей Бодров (старший).

Грузимся на речной трамвайчик и плывем по батюшке-Амуру.

Виктору билет обходится в «целых» двести рублей (Москве бы такие цены), я плыву на халяву и, оттого на душе сладко (помните, наверное, «это сладкое слово — халява»). Именинники, а тем более юбиляры, плавают в Хабаровске совершенно бесплатно. С реки открываются красивые виды на Утес и город в целом.

Хабаровск-2010, или взгляд на город дилетанта сквозь «розовые» очки

На Амуре стоят на рейде гигантские баржи с деревом, предназначенным для Китая, которые охраняют сторожевые корабли.

Хабаровск-2010, или взгляд на город дилетанта сквозь «розовые» очки

Фото сделаны с ленты видеокамеры

Злые языки судачат, что лес этот отправляется в Китай по контрабандной схеме. Мы этим злословам не верим, хотя, наверное, все это так и есть на самом деле…

Гордостью Хабаровска и его главной достопримечательность является трехкилометровый мост через Амур, изображенный на обратной стороне купюры достоинством в пять тысяч рублей. Признаюсь честно, мост этот мне почему-то больше симпатичен на деньгах, чем в натуральном виде.

Хабаровск-2010, или взгляд на город дилетанта сквозь «розовые» очки

Выгодное местоположение Хабаровска на слиянии двух великих дальневосточных рек Уссури и Амура и наличие порта способствовали стремительному экономическому развитию города.

Хабаровск-2010, или взгляд на город дилетанта сквозь «розовые» очки

За свою полуторавековую историю Хабаровск превратился в довольно-таки развитый индустриальный центр, промышленность которого изрядно загадила две некогда чистейшие реки. Что примечательно, отравление рек в наше время происходит в еще больших масштабах и количествах, чем прежде, благо всегда все можно свалить на китайцев, которые гадят и отравляют все вокруг ничуть не меньше отечественной промышленности.

Хабаровск-2010, или взгляд на город дилетанта сквозь «розовые» очки

Через свои розовые очки нам с Виктором виделись бело-песочные городские пляжи и призывно загорающие на них симпатичные хабаровчанки, прозрачные и чистейшие голубые воды Амура… Наивные. Ныне пляжи и Амура и Уссури закрыты для купания горожан и гостей дальневосточной столицы, а воды из этих рек не рекомендуется пить даже после тщательной промышленной очистки. Кстати, и рыба, выловленная в Уссури и Амуре, не пригодна к еде.

фото сделано с ленты видеокамеры

Но вот наше водное путешествие заканчивается. И мы с Виктором бредем на площадь Славы, где над слиянием двух могучих рек Уссури и Амура возвышается еще один новодел путинской эпохи Свято-Преображенский Кафедральный Собор.

Хабаровск-2010, или взгляд на город дилетанта сквозь «розовые» очки

Между прочим, он третий по величине храм в России поле Храма Христа Спасителя и Исаакиевского Собора.

Хабаровск-2010, или взгляд на город дилетанта сквозь «розовые» очки

Собор пустынен и нелюдим. Прямо возле него видны гигантские залежи бытового мусора, но мы с Виктором ничего этого сквозь свои розовые очки, конечно же, не замечаем.

фото сделано с ленты видеокамеры

На протяжении всего нашего пребывания в Хабаровске Виктора нестерпимо тянуло на местный железнодорожный вокзал.

Хабаровск-2010, или взгляд на город дилетанта сквозь «розовые» очки

Ему очень хотелось посмотреть, во что тот превратился после реставрации, которая прошла уже после его отъезда из здешних мест. Вокзал и впрямь выглядит нарядно.

Хабаровск-2010, или взгляд на город дилетанта сквозь «розовые» очки

Пока я снимал на видео первопроходца здешних земель Ерофея Хабарова, мои действия зорко отслеживали три подозрительные личности, за которыми в свою очередь пристально следил Виктор.

Но все обошлось. Хабаровск город очень криминальный, а вечерами одному гулять по нему, прямо скажем, не рекомендуется.

Главным центром Хабаровска, как и в старые добрые времена, является Площадь Ленина.

Хабаровск-2010, или взгляд на город дилетанта сквозь «розовые» очки

Здесь отмечаются все государственные и городские праздники, проходят демонстрации восторженных трудящихся масс и военные парады. В пригожие деньки сюда приходят толпы горожан на фонтаны поглазеть, ну и себя, разумеется, показать. С отеческой заботой, ласково и по-доброму взирает на все это с высоты своего положения дедушка Ленин, всем своим видом утверждающий: «Верным курсом идете, товарищи!».

фото сделано с ленты видеокамеры

Ну, вот, пожалуй, и все про поездку. Удивленный читатель, наверное, воскликнет: «А как же День рождения, как же Юбилей?!». Все было. И Юбилей отметили отлично на квартире у Гены. Но, это, как часто пишут в своих отчетах путешественники туристер.ру, совсем другая история.

Хабаровск-2010, или взгляд на город дилетанта сквозь «розовые» очки

Будьте счастливы и берегите себя. Спасибо тем, кто дочитал, или, в крайнем случае, посмотрел.

Теги: Самостоятельные путешествия, Отзывы об отелях, Культурно-познавательный туризм