Турист larabi
была сегодня 8:05

Щецин — Польша Сентябрь 2019

Привет, продолжаем прогулку по Щецину

Рассматривая карту Щецина, которую взяли в туристическом информационном центре замка, мы увидели, что не так уж и далеко от начала маршрута отмеченного «красной линией» — от Главного ж/д вокзала. Вот к нему мы и пошли.

По дороге увидели:

Готическую Церковь святого Иоанна Евангелиста/Богослова,

Щецин - самый молодой старый город Польши. Часть III

она была построена в imXIV веке францисканцами и, говорят, хранит интересные картины XV и XVI веков. На одной из них изображен мальчик с гербом города Щецина, на другой картине изображена Мария в окружении святых. Главный алтарь был спроектирован профессором Джоном Пясецким из Познани, амвон и подсвечники принадлежат руке мастера Ромуальда Солтыса. В костеле сохранился барочный орган второй половины восемнадцатого века.

Это единственное сохранившееся здание из всего монастырского комплекса францисканцев. В настоящее время церковь/костёл Святого Иоанна Евангелиста входит в Европейский маршрут кирпичной готики.

Францисканцы пришли в Щецин из Вестфалии примерно в 1240 году. Поморский герцог Барним I Добрый основал в городе монастырь для францисканцев. Сам монастырь был, вероятно, деревянным, а костел строился из кирпича в несколько этапов. Сначала был построен алтарь, примерно в 1300 году, а позже были пристроены 10 часовен.

Во время Реформации монахи покинули монастырь и до 1945 года церковь была евангелической, ее несколько раз ремонтировали — в 1702, 1834–1837 годах. Во второй половине шестнадцатого века монастырские здания были превращены в больницу, а в церкови вели богослужения до французской оккупации 1806 года, когда на семь лет костёл был преобразован в склад.

В последующие годы он был закрыт, так как был на грани обрушения и только благодаря исследованию немецкого историка и реставратора профессора Гуго Лемке, в двадцатые годы началась реставрация церкви, которая спасла здание от разрушения. Старые здания монастыря были снесены в середине девятнадцатого века.

В 1957–1958 годах был проведен капитальный ремонт, после чего храм был передан миссионерскому обществу паллотинцев.

За зданием церкви, в стилизованном здании разместился какой-то Фонд,

Щецин - самый молодой старый город Польши. Часть III

а напротив — Центр современного искусства TRAFO.

Мимо TRAFO (Trafostacja Sztuki) мы тоже промчались не задерживаясь. Если честно, я подумала, что в этом здании какое-то производство и в общем-то не ошиблась, т. к. его построили в 1912 году по проекту архитектора Валентина в модернистском стиле для электроподстанции. Здание из красного кирпича отлично гармонировало с церковью св. Иоанна Евангелиста.

Подстанция была там до конца Второй Мировой войны, потом там на короткое время разместился лазарет, а потом там открыли фабрику по производства игрушек, где работали инвалиды. Когда фабрика в восьмидесятых закрылась, здание более 20 лет простояло закрытым. В 2013 сюда въехал цент TRAFO. TRAFO в Щецине стал первым центром современного искусства на северо-западе Польши, он «использует свой географический потенциал — трансграничное местоположение в регионе Балтийского моря и непосредственную близость от Берлина, культурной столицы этой части Европы. Он действует как уникальное „окно дисплея“, через которое Щецин сталкивает свой художественный образ с миром». Так, что в следующее посещение собираюсь сюда непременно наведаться.

Остановку сделали у фрагмента средневековой городской стены — единственного сохранившегося участка. В средневековой Дании было такое выражение: «Пока тебя не защищают городские стены Щецина, Ты в опасности».

Щецин - самый молодой старый город Польши. Часть III

Средневековая стена в Щецине была длиной 2510 м, вдоль Одера 610 м. Она имела четверо ворот: das Mühlen-, das Passauer-, das Jungfrauen-, das Heiliggeist-Tor, семь круглых башен, четырнадцать квадратных, одну шестиугольную и пятнадцать полубашен.

Здесь стоит немного углубиться в историю. О первом славянском поселении на месте современного Щецина известно с VIII века. В X веке здесь стали селиться рыбаки, ремесленники, торговцы, стал зарождаться город. С 967г. по начало XI века город был польским. С 1121 по 1181 год Померания и Щецин были вассалами польских правителей. С ХII века по 1637 год Померанией управляла герцогская династия Грифичей. С 1184 по 1227 гг. княжество было зависимо от Дании. В 1243 году герцогу Барниму I. было даровано городское право по Магдебургскому праву. С 1278 года Щецин стал членом Ганзейского союза. С 1630 по 1720 Померанию захватили Шведы. В 1720 году Щецин/Штеттин у шведов купил прусский король и построил современную по тем временам крепость с тремя фортами- Preusen-Пруссия, Wilhelm-Вильгельм, Anhalt-Опора, позднее построили четвертый — Leopold-Леопольд.
В 1806—1813 гг. в Щецине стояли Наполеоновские войска. В 1945 году Щецин отошёл Польше. На этом со стеной прощаемся и идём дальше.

То, что это бывшие казармы, никогда бы не догадалась, вот если бы штаб или комендатура. Сегодня здесь разместилась страховая компания.

Щецин - самый молодой старый город Польши. Часть III

Напротив казарм — почтамт.

Он был построен в несколько этапов с 1872—1874 гг. по 1905 г. в стиле неоренессанса. Жалею, что мы не заглянули внутрь здания, говорят, на что посмотреть, например, стеклянная крыша.

Мимо почтамта мы вышли на берег Одры, где я, увлекшись рыбаками,

Щецин - самый молодой старый город Польши. Часть III

совершенно не обратила внимания на Длинный мост.(Most Długi).

Он был построен в 1959 году на месте Ганзейского моста и когда-то был подъемным. За мостом находится главный таможенный пост.

Сначала на этом месте была паромная переправа. Первый Длинный мост построили в Щецине в 1283 году, он был деревянный, с пропускной частью для судов. В 1900 году устаревший мост снесли, а 8 мая 1903 года был введен в эксплуатацию современный мост под названием Ганзейский (по-немецки Hansabrücke). Это был разводной, железнодорожный мост, по нему ходил трамвай (линия 1), Тот мост был взорван 20 апреля 1945 года отступающей армией вермахта. С августа 1947 года на столбах разрушенного моста снова навели деревянный мост. А в 1959 году построили разводной мост по проекту Генрика Жолтавского. Во время ремонта 2000 года его заварили.

А Главный ж/д вокзал Щецина (Główny Szczecin) — вот он, на самом берегу Одры.

Щецин - самый молодой старый город Польши. Часть III

История железной дороги в Померании начиналась в 1843 году, когда в город прибыл первый поезд из Берлина и тогда центральный вокзал назывался Берлинским вокзалом. Через 100 лет вокзал разбомбили. Сегодня это большой, современный вокзал. Кто-то называет его безликим. Мне он таким не показался. Скорее — лаконичный, даже огромный Стрелочник, он тоже, как вокзал — лаконичный.

Мы пришли к вокзалу по «красной линии» от замка по убывающей, а так как маршрут фактически круговой, то от N1 мы пошли к последним NN 42 и 41 — Красной/новой ратуше и Фонтану с якорем. Для этого мы по переходу перешли над ж/д путями, вышли к автовокзалу и небольшому рынку. По лестнице поднялись наверх и пошли к Новой ратуше.

Щецин - самый молодой старый город Польши. Часть III

Здание Новой ратуши (Красной ратуши) было построено в 1875–1879 годах по проекту Конрада Круля в неоготическом стиле для городской администрации. Именно здесь исполняли свои обязанности самого известные мэра Щецина: Герман Хакен и Фридрих Аккерманн.

Мы подошли к зданию с южной стороны,

а оттуда к западной.

Щецин - самый молодой старый город Польши. Часть III

Западный вход украшен портиком с аркадами.

Фигуры на столбах портика символизируют «промышленность», «сельское хозяйство», «судоходство» и «науку».

Щецин - самый молодой старый город Польши. Часть III

Пока мы фотографировали портик, я заприметила группу из четырёх человек, по виду — туристов с гидом, которые вошли вовнутрь. ДорогОй, ввиду присущей ему деликатности туда не пошёл, ну, а я поперлась, что и вам советую сделать. Парадное и лестницы — это стоит увидеть,

особенно, герб города Щецина 1660 года, который перенесли из старой ратуши и встроили в стену Красной ратуши.

Щецин - самый молодой старый город Польши. Часть III

С восточной стороны здание тоже выглядит очень репрезентативно — есть терраса с двухсторонней лестницей, остроконечные башни — очень красиво.

В качестве ратуши здание служило до 1945 года. Сегодня здесь расположены Управление водоснабжения и судоходства, Морской офис, Польская палата внешней торговли и Метеорологический институт.и Бизнес-клуб.

Перед Новой ратушей установлен Фонтан с якорем.

Щецин - самый молодой старый город Польши. Часть III

Это сейчас всё так простенько, а 23 сентября 1898 года тут был торжественно открыт фонтан, называемый Мансельбруннен по имени его создателя — берлинского профессора Карла Людвика Манцля. Постройку фонтана финансировала городская община и заказала его по случаю открытия нового водного пути на реке Одра и порта беспошлинной торговли. Бронзовая композиция изображала стоящую фигуру женщины — Седину, символизирующую город Щецин. Седина, поддерживаемая якорем и держащая парус, должна была стать аллегорией будущего развития города, расцвет которого был связан с промышленностью и морской торговлей. На носу лодки, в которой находилась Седина, сидел Меркурий и бэоги воды поддерживали её. Композиция была размещена на скале так, что стекающая по ней в чашу бассейна вода, создавала ощущение того, что лодку поднимает волна. Этот памятник был гордостью города более полувека.

Скульптура была снята в 1942 году и. исчезла при неизвестных обстоятельствах. Поиски памятника в районах, обозначенных свидетелем, ни к чему не привели. В декабре 2007 года поиски были официально завершены, Но многие жители Щецина не смирились с утерей покровительницы города, ведь в те годы, что она была на своём месте город бурно развивался. На мой взгляд он и сегодня не выглядит депрессивным, но если Седину реконструируют — будет здорово, тем более, что остатки подземной инфраструктуры фонтана и надземная часть, в виде чаши из песчаника с камнем внутри, сохранены.

Ещё пару слов о Седине (Sеdina). Она не из сонма древнегреческих или римских богов. На самом деле она возникла в девятнадцатом веке. Растущие националистические настроения в Германии в то время побудили берлинских студентов из Щецина создать мистическую фигуру. Седина должна была подкрепить теорию летописца XVI века Томаса Канцова (Tomas Kantzow) о основании Щецина германским племенем сидинов.

Думаю, что тут можно рассказать ещё одну легенду о Сидонии фон Борке (Sydonia von Borck/Sidonia von Borcke).

Щецин - самый молодой старый город Польши. Часть III

Это была реальная женщина из известного в Померании дворянского рода. Она родилась в 1548 году. Замуж не вышла, с родней из-за отцовского наследства рассорилась, слыла склочной и неприятной особой. В 1604 году ушла в женский протестантский монастырь — Kloster Marienfließ, но и там нажила себе кучу врагов, поссорившись ни только с монахинями, но и с настоятельницей. Семья написала на неё жалобу, по которой велось расследование, и несколько монахинь подтвердили, что Сидония занимается колдовством. 21.11.1619 года Сидонию арестовали, допросы вели с пристрастием и под пытками она признала себя виновной, в частности в том, что колдовством повлияла на проблемы с деторождением в роду Померанских герцогов. Она была осуждена за колдовство и казнена в Щецине 28.09.1620 года мечом, а труп её сожгли на костре.

О Седине и Сидонии я вам рассказала, а продолжение рассказа о прогулке в Щецине следует...