Турист Elena Итенберг (Leolik)
Elena Итенберг — была 13 апреля 13:20

Лагич, Шемахы, Баку — Азербайджан Май 2019

Ехала я в Москву, к маме. Но решила зацепить на пару дней Азербайджан, т. к. проводить там времени больше не собиралась и организовывать для этого отдельную поездку тем более. Была интересна столица, про которую прочитала много комплиментарных и даже восторженных отзывов, плюс выезд за пределы Баку на один день, чтобы посмотреть природу и пейзажи.

Брускетта по-бакински. Из Баку

Первое, что неприятно удивило, то что для израильтян ввели визы (когда 8 месяцев назад покупала билеты на самолет, визы были не нужны). Причем сделано это было чисто для дойки денег. Рядом с паспортным контролем, где таможенница ошарашила этой новостью, стояли терминалы, за скромную плату (уж не помню то-ли 26, то-и 29 долларов) выдающие искомое. Помогал мне сотрудник аэропорта, которому я намекнула о цели нововведения. Он лишь криво усмехнулся. Потом эту кривую усмешку я встречала в стране довольно часто.

За ненадобностью не выяснила, одноразов ли документ. В ближайшее время Азербайджан не планирую, да и не в ближайшее тоже. Для россиян, насколько мне известно, на данный момент визы не нужны.

В Бакинском аэропорту я встретилась с сестрой, прилетевшей на пару часов раньше. Нас ждал трансфер из гостиницы «Seven Boutique Hotel Baku , которую смело рекомендую. Не дорого, хорошие завтраки, удачное расположение, удобные комнаты.

Скинув чемоданы, решили немного прогуляться, а потом уже на весь вечер засесть в ресторан с национальным колоритом. Ксюха кинулась фотографировать розочки-цветочки, а я оглядывалась по сторонам.

Брускетта по-бакински. Из Баку

Не смотря на обширное строительство и реставрацию и неизбежные при этом мусорность и пыльность, нам там нравилось. Было заметно, что у города есть свой шарм, внесенный архитектурным стилем конца позапрошлого и начала прошлого века.

Но в глаза бросилось неуместно большое количество международных брендов фаст-фуда. Внутрь мы не заглядывали, но за столиками снаружи сидело в основном местное население. Ничего аутентичного мы не встретили, поэтому обратились с просьбой к молодому человеку с флаерами и он подогнал нам парнишку, проводившему нас к ресторану «Долма», расположенному в полуподвальном помещении.

Брускетта по-бакински. Из Баку

Сами бы мы его сроду не нашли, так как в первые часы знакомства смотрим городу не в… а в глаза.

Первый доллар перекочевал в карман парнишки. Брать он его не хотел, но взял.

В первом зале, куда проводил «метрдотель», сидела группа из человек 15-ти израильтян. Компания отличалась неуемными темпераментом и весельем, выражавшимися в громком смехе и не менее громком разговоре. Мы посидели, поморщились, потом я выступила с зажигательной речью о желательном уменьшении вольюма. Народ опешил от моего знания языка, извинился, а нас пересадили в другой зал.

Пошел заказ: баклажаны, и еще баклажаны, сестра взяла какую-то рыбу, а я севрюгу, за которой сильно скучаю. Блюдо называлось «Приморский бульвар». Принесли. К баклажанам претензий нет, а рыба. Сестра начала выковыривать из распластанной тушки кости, а я с недоумением уставилась на залитое майонезом «пирожное» все в зеленых и розовых майонезных точечках. Под этим липким слоем было сложено 2 сухих рыбьих хвостика, может и от осетрины.

Ковровое покрытие столов чистили одежной щеткой. Представляете сколько там микробов! Но повезло, мы с ними разминулись. Счет был сильно не дешевый. Почти 100 долларов. Переглянулись: прочитанное о бакинской дешевизне с суммой ужина не сочеталось. Больше всего понравился домашний сахар с фисташками и местное вино, стоившее, не падайте — 45 манат (26 долларов).

Брускетта по-бакински. Из Баку

Но настроения это не испортило. На поездку была выделена определенная сумма. Скаредничать мы не собирались и даже завышенные траты нас не смущали.

Прогулявшись немного по вечернему городу, отправились почивать. На завтра нас ожидал выезд в горный Азербайджан.

Брускетта по-бакински. Из Баку

Экскурсию я заказала на нашем сайте. Гид, отзывы о котором были сильно хороши, предлагал маршрут до Габалы, с реками, водопадами и озерами и времяпрепровождением в парке аттракционов «Габаленд». Завязалась переиска. «Габаленд» мы отвергли сразу, уже вышли из этого возраста и попросили что-то добавить взамен.

Договорились, что на обратной дороге заедем в горное село Лагич. Закрыли цену — 250 долларов на двоих.

За пару дней до нашего приезда раздался звонок от гида. Он поведал, что подхватил страшную инфлюэнцу и вряд-ли сможет нас сопровождать. Но предложил вместо себя своего коллегу и все время повторял:

— Это будет даже лучше, это будет даже лучше.

Утром к нашей гостинице подъехал старый мерседес, за рулем которого сидел молодой человек, как потом выяснилось 23-х лет от роду. Сначала ехали почти молча. Заявленные услуги гида никак не обозначились. Бакинское плато, на котором расположена столица поразило гладкой выбритостью. Ни намека на какую-либо растительность.

Брускетта по-бакински. Из Баку

Но пейзаж начал веселеть прям на глазах, чем выше мы забирали в гору.

Доехали до Шемахы. Из всего городаувидели лишь пятничную мечеть Джума VIII века. Тут наш гид впервые раскрыл рот: первое, чтобы предложить нам платки на голову, второе чтобы сказать, что злобные армяне, процент населения которых в Шамахы был весьма велик, напали на мечеть и подожгли ее чуть ли не со всеми жителями.

Брускетта по-бакински. Из Баку

Тогда как правда состояла в том, что армянское население, кстати как и еврейское, должны были носить нашитую на одежде желтую звезду, чтобы мусульмане с ними не здоровались.

Я попросила молодого человека воздержаться от политических оценок. Но аккуратно, кто его знает, завезет в горы и бросит на съедение волкам.

Уже тогда мне закралась в голову мысль, что нам взамен услуг гида предоставили услуги водителя. Мы не заехали ни в усыпальницу Ширванских шахов, не увидели руины крепости Гюлистан XI века. И даже памятника офицеру Кавказской исламской армии, так называемого памятника «одинокому турецкому солдату», установленному в 2010 году кстати, не посмотрели. Последняя достопримечательность просто «невосполнимая потеря»!

Но тогда я об этом еще не знала, т. к. полагалась на компетенцию и профессионализм.

Дальше наш путь лежал в село Лагич.

Брускетта по-бакински. Из Баку

Мимомо единственной в Азербайджане Шемахинской абсерватории, заросших зеленью холмов и утопающих в тополиных рощах деревень, подъезжали к совершенно роскошным видам. Когда мы с Ксюхой фотографировались нас никто не торопил. Мы расслабились и чувствовали себя отлично на фоне волшебных пейзажей.

Расположенный на высоте 1300 метров Ниальского хребта Кавказа, на берегу гремящей неумолчной каменной реки Гирдыманчай Лагич,

Брускетта по-бакински. Из Баку

представлял собой улицу, стены которой были увешаны коврами, выделанными овечьими шкура. За 1 манат вам предлагали сфотографироваться в папахе и бурке. Мимо пробегали школьники младших классов в форменных костюмчиках, шли согбенные старушки, а у порогов в мастерские, предлагавших чеканки, латунные кувшины и прочую околомедную продукцию, стояли зазывалы.

В одну из таких мы зашли, может потому, что в нее никто не приглашал. Ксюшка остановилась на пороге, я прошлась по 20-ти метровой мастерской, попросив сфотографировать сначала ассортимент, а потом обнаглев, и самого хозяина. На что получила вялое, какое-то обреченное согласие. Мне стало так жалко этого чеканщика, что я решила немного подправить карму себе и помочь мастеру материально.

Брускетта по-бакински. Из Баку

Короче купила там совершенно ненужную мне медную чашку за 25 манат. Думается, цену завысили минимум раза в полтора.

Информационно-познавательный ряд от нашего гида состоял в объяснении, что откуда-то пришел царь-изгнанник со своим двором и поселился в этих местах. Отсюда выходит, что все жители Лагича родня и «жертвы кровосмесительных браков», — добавила я про себя.

На самом деле легенда гласит, что жил-был в иранском Лагиджане персидский шах Кей-Хосров (почти Кай-Метов). Там он каким-то образом, в каком-то поединке убил сюзерена и бежал, спасаясь от мести. В здешних горах он замаливал свой грех до самой смерти, а прибывшие сюда, чтобы похоронить шаха, слуги основали село Лагич.

Когда-то село процветало за счет этих самых чеканных изделий, а сейчас выживает за счет туристов.

Брускетта по-бакински. Из Баку

И в общем-то все бы это выглядело как аттракцион, если бы не вековая каменная кладка, перемежающаяся такими же старыми бревнами, которые хранят и легенды, и правдивые истории, и запахи горных трав, варенья из кизила и память тех слуг, которые не бросили опального господина.

Сказать, что я бы не пережила, если бы в Лагич не заехала, не могу, но вполне себе антуражно и необременительно.

А вот пейзажи вокруг села совершенно фантастические. Чем-то напоминают Аватар, или какие-нибудь дебри Амазонки. Дороги, как вы понимаете, соответствующие. Я почти физически ощущала, как напрягся наш водитель. Мы с сестрой притихли, понимая, что тут уже речь идет о нашей жизни и лучше человека не отвлекать. Автобусам там делать нечего.

Брускетта по-бакински. Из Баку

Добрались до подвесного моста через Гирдыманчай. Тут Ксюха сказала, что у нее страх высоты. На что я ответила, что преодоление — это одна из форм психотерапии и повышения самооценки. И она пошла, лапка моя. Со старшей сестрой не поспоришь.

Время близилось к обеду и мы поехали куда-то, к какому-то знакомому нашего гида, который держал что-то типа постоялого двора, с беседками-столовыми, мини-зоопарком с грустными зверями и туалетом, представляющим из себя дыру в полу. По дороге заехали купить вина, т. к. принимающий нас человек, был верующим и совершившим хадж, а посему алкоголь в меню не значился.

Во время покупки мое мнение отсекалось молчанием. Мне, привыкшей по жизни руководить, это было, как серпом по тому, чего не имею.

Пока мы пили-ели, заранее заказанную, но опять же жутко костлявую рыбу, развязались языки, завязалась беседа, из которой мы выяснили, что наш мальчик на половину, по маме еврей. И когда я ему сказала, что у него есть все права переселиться в Израиль, он сказал, что там надо очень много работать, чтобы заработать на прожиточный минимум. Что правда.

При этом рассказал о жуткой коррупции в Азербайджане: чтобы получить место мед-брата, месячная зарплата которого 250 манат, нужно дать взятку в 15 тысяч, а полицейского с зарплатой в 400 манат стоило уже 25, что медицинское обслуживание на ужасном уровне и что нефти осталось на 30 лет. А что потом?

Сидим мы так, болтаем, а я при этом отслеживаю время, заваливающееся за 4 после полудни. Подняла всех, поехали. К 5-ти приехали к канатной дороге Габалы, что рядом с горнолыжным комплексом «Туфан». Дорога закрылась на профилактику.

Где были реки и озера с водопадами анонсированные в программе, я так и не поняла. Я бы не стала категорично заявлять, что нас развели на деньги, но 50% из заявленного, если не больше, мы не дополучили. Об этом я сожалею, но поездка была приятной, хотя за организацию два с плюсом, или три с минусом.

Брускетта по-бакински. Из Баку

В обратную дорогу пустились уже в сумерках. Вдоль обочины щипали корм травоядные, а ближе к строениям дымились самовары, приглашая заглянуть на чай.

Я всегда считала, что самовар-это чисто российское, потом где-то прочла, что изобретено это устройство, как почти все, в Китае, но и в Иране было найдено что-то подобное возрастом 3600 лет, когда древние славяне вряд ли баловались чайком.

Брускетта по-бакински. Из Баку

Юноша, подававший чай, по-русски не говорил, а лицо было замкнуто-беззащитным. Хотелось его пожалеть и погладить по голове. На великом и могучем в азербайджанской провинции мало кто говорит.

Вот так мы закончили этот день. Намеченная мечеть Гейдара Алиева в вечерней подсветке была оставлена на какое-то потом. Молой человек внимательно смотрел на мои пальцы, отсчитывающие зеленые купюры и явно ждал чаевые, которые в размере 10 были добавлены к основной сумме.

P.S. Если кто-то спросит:"А причем тут анонсированная в заглавии брускета?", отвечу: "Продолжение следует…"