Турист Юрий и Лилия Костаревы (Kostarev-yu)

Понта-Делгада, Фуншал — Португалия Сентябрь 2019

Два работающих пенсионера отлично знают, что счастье путешествий когда-то закончится. Попросят с производства, чтобы песок на чистый пол не сыпался и лови акции в супермаркетах, чтобы выжить на государственную «стипендию». А пока надо спешить по неизведанным нами местам. В Португалии мы были 11 лет назад, понравились люди, вино, достопримечательности, океан. Но ведь остались у них осколки могущественной империи?

Я думал, что Мадейру и Азоры португальцы захватили привычным способом — высадка десанта с каравелл, пальба из пушек по непонятливым аборигенам, задушевный разговор с вождями, с ужасом смотрящими на европейцев с острыми ножиками и большими пистолетами. Ошибся, острова были безлюдными, дань брать не с кого, охотиться можно было только на ящериц. Пришлось завозить сюда растения, коров, овец и прочее.

Столица Мадейры город Фуншал небольшой, ухоженный, уютный и неинтересный для тех, кто видел материковую Португалию. Всё то же самое. Поэтому пешедральная экскурсия нам не понравилась. Здесь монастырь, здесь церковь, здесь городская управа.

Португальские острова

Народ немного оживился, когда его повели пробовать «настоящую мадеру». На материке мы пробовали «настоящий портвейн» и я не уловил разницы между «тремя топорами» и оригиналом. Тупость моя потвердилась и здесь — мои вкусовые рецепторы не понимали, чем элитарное вино отличается от советского напитка за три рубля с копейками. Кушайте на здоровье сухое зеленое вино — слегка газированное, вкусное и радостное! В Фуншале родился Роналду, великий пинатель мяча, чем местные очень гордятся. Его металлическая статуя потерта в различных местах, но такого преклонения как перед Месси в Барселоне не наблюдается. А ведь есть люди, которые вообще футбол не любят! Кошмар какой…

Климат на Мадейре мягкий, +23, +25 переносится с большим удовольствием, поэтому здесь с удовольствием отдыхают пожилые люди. Океан теплый, но попробуй найди обожаемый всеми песчаный пляж! Как правило, небольшая бухточка, отгороженная волноломом (бетонной стеной), в надежде изолировать людей от океана. Но Атлантика плевать хотела на усилия людей. При небольшом волнении чувствуешь себя бельем в стиральной машине. Меня от волнолома отогнал спасатель, а непослушную молодую девушку обратная волна выкинула через ограждение в океан. Три спасателя ловили вредину, достали, но сами еле выгребли. Когда они сопровождали ее до лежака, лица мужиков были «ласковые», чувствовалось, что хотели отходить ремнем девочку по мягкому месту, которое искало приключений.

Португальские острова

Для экскурсий Мадейра очень удобна из-за маленьких размеров. Есть, конечно, серпантины, местность горная, но проклятые дальние перегоны отсутствуют. С высоких смотровых площадок виды величественные — не поросшая вулканическая лава и могучий океан.

Португальские острова

На одной горе стоит Исус Христос лицом к воде — любуется видом или ждет заблудших моряков. В Рио-де-Жанейро статуя побольше, зато мадейрский Христос старше и романтичней.

Португальцы вырубали леса, чтобы посеять что-то полезное. Ну какая польза от древовидного папоротника? А как собирать чернику, которая растет на дереве? Лавр вымахивает выше дуба, а листья в суп не положишь — ядовитые. Кроме фруктов и овощей посадили цветы и подстраховались от особ прекрасного пола — запретили их рвать. Особенно такие балдежные как белладонна.

Португальские острова

Нас привезли на плато, чтобы полюбоваться пейзажами и ощутить бешеный нрав океанского ветра, который там бандитствует от всей души. Песок шлифовал нам головы и забивал глаза, запрет подходить к краю пропасти соблюдался без напоминаний — не снабдил нас создатель крыльями. Не орлы мы, а курицы домашние, максимум забор можем перемахнуть.

Португальские острова

На следующую горку мы въезжали без намека на энтузиазм — сплошная облачность. Но на высоте 2 км облака остались внизу, а сверху улыбалось голубое небо. Режиссер фильмов в таких местах помещают контрольно-пропускной пункт в рай — кого тащить, а кого не пущать. Архангелов не увидели, зато туристы впали в состояние эйфории. Пожилая женщина бегала по плато, смеялась и кричала — «Счастье есть»! Я хотел присоединиться, но статус «сурового северного мужчины» не позволил.

Моряки любят ром, с водоплавающими связано изобретение мадейры и портвейна — не пьянства ради, здоровья для. В горах климат тоже не сахарный и горцы изобрели poncho (поншо, пунш). Разумеется, нас причастили к этому делу. Мед заливают Агуардьенте (самогон, огненная вода), добавляют сок выжатого лимона. Затем вращают палку с лопастями, брезгуя миксером, и напиток с удовольствием потребляется организмом. Возникла какая-то легкость и мы пошли на берег океана, катившего красивые белые барашки.

Португальские острова

Земли, пригодной для проживания, на острове мало, но она ухожена и красива. Про остальное говорят «лунный пейзаж». Отчаянные фантазеры называют «марсианским». Ну кто видел Луну, кроме нескольких американцев? Про Марс вообще молчу. Просто природа красива и разнообразна, нужно быть мрачным циником, чтобы она не зацепила.

Португальские острова

Погода в сентябре неустойчивая, не жарко, но солнце агрессивное, не заметишь, как станешь цвета вареного рака. Очень хотелось здесь остаться на пару дней, но нам было пора на Азорские острова. Пока наше правительство указывает мне где курить, португальцы привели в восхищение в аэропорту Фуншала местом для табачного дыма. Раскрыл дверь um lugar para fumar и увидел открытый балкон с видом на взлетную полосу. Две трети людей не держали в руках сигареты — просто любовались. Спасибо, добрые люди!

Португальские острова

Жили мы на острове Сан Мигель, в городке Понта-Делгада, чисто португальской наружности.

Рядом с нами был небольшой порт, защищенный крепостицей 16-го века. Умные люди напичкали ее старым оружием и устроили музей. Жена деликатно терпела, когда я вращал маховики зенитки, пытался себя почувствовать артиллеристом береговой пушки, восторгался нашими ДШК и РПД. Пусть поиграется лысый пенсионер перед экскурсиями, которые она выбрала.

Португальские острова
Мы прилетели в субботу и был какой-то праздник. Выступали рок-группы, ходили ряженные, народ танцевал. Особенно понравился ансамбль, который мы услышали издалека. Гнусно нудили волынки, а девчонки-барабанщицы жестко били в большие барабаны, подбадривая себя воплями. Под такую музыку в атаку надо идти. Время позднее, жители близлежащих домов мечтали в кроватях — расстрелять или накостылять.

Природа Азор тоже вулканическая, но почти весь остров покрыт зеленью и поделен на поля. На лугах пасутся множество коров — верится, что молоко здесь не фантазия химиков. Вдоль дорог не верстовые столбы, а гортензии, образующие цветочный тоннель. Половина завядших, не сезон. Множество мест для отдыха и кишкоблудия — столы, лавки, мангалы и печи.

Португальские острова

Если русская речь на Мадейре не редкость, то на Азорах она в дефиците. На экскурсии собиралось не более 4 человек, было и такое, что гид старался для нас двоих. Погода просто непредсказуемая, трудно угадать, что будет через час. Так что не удивляйтесь фотографиям с серым небом. Miradouro da Boca do Inferno — изумительное место, еще бы солнечный лучик добавить. Видно, что озеро в бывшем кратере вулкана.

Португальские острова

Miradouro da Lagoa de Santiago — два озера, разделенные мостом, одно зеленое, другое голубое.

Погода иногда шокирует — туман или облака в постоянном движении, особенно это заметно на высоте. Стоишь с фотоаппаратом и гнусно ругаешься — времени не вагон и дожидаться, когда природу солнце осветит некогда. Но если забыть про камеру, то зрелище незабываемое. Иногда ругаю жену — это она подарила мне первую зеркалку, с этого момента вижу природу через видоискатель и требую голубого неба.

Португальские острова

Парк Terra Nostra красив, но надо быть ярым ботаником, чтобы оценить сборник всех деревьев и растений. Для меня любые парки это лес, изуродованный человеком — статуйки дурацкие, постриженные кусты и всё параллельно и перпендикулярно, а природа терпеть не может прямых линий. Вдобавок жена нашла термальный бассейн с диким содержанием железа, отчего вода какашкиного цвета (светлые купальники сразу идут в утиль). Конечно, она в него залезла и я ей предложил похрюкать. Я в молодости вместе с коровами купался, а здесь не решился.

Португальские острова

В долине Фурнаш некоторым туристам обещают гейзеры показать, которых здесь нет. Есть фумаролы — дырки в земле, из которых идет пар. Издалека кажется, что деревня горит. А люди, которые здесь живут, пьют вкусную минералку, варят кукурузу и прочее. В горячей земле роют ямы, зарывают туда кастрюли с харчами и через несколько часов обед готов. Пареные блюда рестораны впаривают туристам — и не вареное, и не жареное, но под вино сгодится.

По пути в Нордеште мы любовались водопадом Рибейра Гранде, водяными мельницами и просто красотой.

Португальские острова

На Азорах производят чай! Собирают его не нежными женскими ручками, а заводят агрегат типа газонокосилки, сзади мешок для сбора листьев и бреют кусты сверху. Процесс сушки и утруски тоже показали. Конечный продукт на китайский не похож, но очень экологичен.

Попробовал я и азорский табак — напоминает добрые советские сигареты. Перед отлетом нас привезли в Ponta da Ferraria, горячий океан. В небольшой бухточке из-под земли бьют термальные источники и смешиваются с морской прохладой. Ощущение оригинальное, только океан немного сердился и народ болтался, как в миксере.

Португальские острова

Моя супруга узнала, что около Азорских островов киты проводят брачные игрища и размечталась. Громадины будут улыбаться ей, прыгать и всячески позировать. Я же был уверен, что это как динозавра встретить на улице 50 на 50. Можно встретить, а можно и нет. Спор закончился вничью — Атлантика заштормила и катер на охоту за кашалотами не пошел. Видели небольшой траулер, пожалели матросов — амплитуда раскачки дикая. Скорее всего морскую прогулку отменили не из-за катера — португальцы лихие судоводители. Морская болезнь туристов испортила бы красоту палубы, помню очереди людей в туалет в Адриатике. Азоры нам тоже понравились, хотя хорошей погоды там было гораздо меньше, чем на Мадейре. Зато были прекрасные гиды от бога — Валерий и его сын Александр.

А теперь 1,5 дня в Лиссабоне и домой. Столицу мы видели в 2008-м и слава богу! Первый день просто был хмурым, хотя позволил нам покататься на катере по реке. На судне не наливали ничего (жаль), зато раздавали пледы (полезно).

Португальские острова

Восхитил океанариум! Вверху аквариумы открыты и там резвеятся выдры, на скалах сидят пингвины и тупики. Последних, когда они плавают под водой, можно рассмотреть уровнем ниже. А на самом низу скаты, акулы и водолазы.

Португальские острова

На следующий день в монастыре Жеронимуш мы посетили морской музей — очень интересно! Никогда не думал, что с таким интересом буду рассматривать модели с разрезами — как всё устроено. Были и настоящие посудины, самолеты-амфибии. А вот археологический музей полное разочарование — очень бедная экспозиция. На улице началось просто великолепное безобразие с дождем, торговцы с зонтиками и плащами делали выручку. Если бы мы знали, что нас ожидает по прибытию в Пермь!

Португальцы на материке добрый и воспитанный народ, но на островах эти достоинства нужно умножить минимум в два раза. На островах природа лучше и пища насущная вкуснее и дешевле. На островах климат мягче. Нам там было хорошо! Конечно, до материковой Европы ближе добираться и чудес там хватает, только Мадейра и Азоры нас очаровали. Чего и вам желаем, потом поделитесь впечатлениями!