Турист Alexey Boldinyuk (Alexey_Boldinyuk)
Alexey Boldinyuk
был 13 апреля 21:59

Болгар, Чебоксары, Йошкар-Ола, Казань — Россия Июнь 2019

Вы знали, что в Финляндии живет немало татар? Они переселялись сюда еще во времена Великого княжества, часто целыми деревнями, и до недавнего времени практически все меховые магазины в центре Хельсинки принадлежали представителям этого народа.

Наверное, поэтому трижды в неделю в Казань летает самолет Finnair. Конечно, мы решили воспользоваться столь удобным перелетом, чтобы побывать наконец в «третьей столице». (На самом деле этот рейс устроен для удобства перелетов из Америки в центральную часть России, судя по количеству американцев на борту нашего маленького аэробуса)

Поскольку целой недели на одну лишь Казань нам показалось мало, мы решили заодно проехать по большому кругу и посетить исконно-финно-угорскую Мари-Эл и загадочную Чувашию.

«Нам» — это, собственно, мне и моим друзья. Пару раз в год мы устраиваем экзотические поездки (в Грузию, например, в Узбекистан или Белоруссию — словом, в те страны, куда финские туристические агентства еще не проложили маршруты). А уж в традиционные Францию, Индонезию и Ямайку отправляемся вдвоем с женой.

Там в степи глухой замер наш «Хёндэ»

Но вернемся в Татарстан. На этом сайте множество отзывов об этой прекрасной стране, поэтому я расскажу лишь о собственных впечатлениях.

Улица Баумана - единственная пешеходная зона татарской столицы - это не только средоточие кича и точек общепита, но и впечатляющее артпространство

Впечатления же самые радужные. Казань ничем не отличается от традиционных туристических столиц. Инфраструктура, достопримечательности, рестораны ставят ее в один ряд с Барселоной или Прагой.

Открыточный вид с высокой стены Казанского кремля - на переднем плане парковка, в которой нельзя парковаться простым туристам
Найти Казанский кремль очень легко - идите по улице Баумана до самого конца
Почти Минск, излюбленная точка для фотографий интуристов
Парение, как новый вид спорта

Двух дней интенсивного изучения города вполне достаточно, чтобы захотелось ехать дальше. Арендная компания предоставила нам новенький микроавтобус «Хендэ» (это важная деталь, запомните марку). Проехав без остановки мимо ужасно-прекрасного «храма всех религий» в каком-то дачном поселке и заехав в неизбежный Раифский монастырь, мы встали на лесную дорогу до следующего пункта нашей программы.

Наверное, самый красивый продмаг Eurospar на свете
Наверное, самый красивый продмаг "Eurospar" на свете

Этот город поразил разбитыми дорогами, полным отсутствием разметки и указателей и приветливыми жителями. Без их участия мы никогда бы не нашли центральную часть марийской столицы.

Роскошный ресторан Grand Chateau оказался недорогой и милой грузинской хинкальной ( а также хачапурной ). Ни устриц, ни улиток в меню не оказалось, чему мы были несказанно рады
Роскошный ресторан "Grand Chateau" оказался недорогой и милой грузинской хинкальной ( а также хачапурной ). Ни устриц, ни улиток в меню не оказалось, чему мы были несказанно рады

Одна из участниц экспедиции крепко задремала на монотонной дороге среди болотистых лесов, да так, что сну не помешали даже кочки городских улиц. Представьте себе ее удивление, когда мы припарковались среди этих кирпичных монстров и разбудили иностранную туристку словами «вставай, мы приехали в Милан».

Набережную Брюгге лучше фотографировать издалека - вблизи уж слишком видны строительные огрехи.

Ну почти. Во всяком случае, другого такого города в радиусе пары тысяч километров точно нет.

Раз в день по балкону этого несуразного здания проходят фигуры 12 апостолов, замыкает процессию Иуда, пересчитывающий сребренники

Конечно же, мы разошлись в оценках этого чудного места — от «могут же, если захотят» до «какой ужас, поехали дальше». Автор и вдохновитель туристической ловушки в марийских лесах уже не первый год находится в следственном изоляторе, и самый гуманный в мире суд вынесет свой справедливый вердикт, без сомнения. Мы же путем голосования решили, что как достопримечательность город Йошкар-Ола абсолютно достоин посещения.

А вот это действительно уникальный артефакт - единственный в мире парный памятник принцу Монако Ренье и Грейс Келли. Для политкорректного равновесия неподалеку имеется  памятник Петру и Февронии.
А вот это действительно уникальный артефакт - единственный в мире парный памятник принцу Монако Ренье и Грейс Келли. Для политкорректного равновесия неподалеку имеется памятник Петру и Февронии.

Здесь есть также копии Спасской башни, гибрид храмов Василия Блаженного и Спаса на крови, неожиданный для православной страны памятник Богородице и много иных чудес, но пора в дорогу. «Хендэ» преодолевает путь с какой-то немыслимой скоростью, ни камер, ни гаишников на прекрасном шоссе нам не попадалось — и качество дорожного покрытия стало еще одним сюрпризом (за пределами марийской столицы, конечно. Там-то все городские деньги ушли на копии «нойшванштайнов».

Уж если решил остановиться на ночь в чувашской столице -  то лучшей гостиницы, чем Маяк не найти. Только чемодан по винтовой лестницу на верхний уровень тащить трудно.
Уж если решил остановиться на ночь в чувашской столице - то лучшей гостиницы, чем "Маяк" не найти. Только чемодан по винтовой лестницу на верхний уровень тащить трудно.

Вот мы и в загадочной Чувашии! Никто из опрошенных в Финляндии знакомых не только не бывал здесь, но и не смог даже приблизительно определить местоположение этой страны. Хотя я и подсказывал, что столица государства именуется «Шупашкар».

Зато из комнаты в  маяке открывается вид на практически весь исторический центр Чебоксар
Зато из комнаты в маяке открывается вид на практически весь исторический центр Чебоксар

Город довольно красивый, с богатой историей, волжскими видами. Но больше всего нас поразили местные жители, открытые, дружелюбные, приветливые. Почти все в нашей группе в той или иной мере владеют русским языком, и общение с чебоксарцами происходило в режиме нон-стоп. Честно говоря, в западноевропейских городах такое общение я себе с трудом представляю. Но именно этим и притягивает Россия (а также и бывшие советские республики, но с разной степенью приветливости).

Доказательство, что цены в Чувашии приятно поражают

И снова дорога. На трассе «Волга» к Свияжску мы остановились на заправке «Ирбис», чтобы по-быстрому перекусить. (Дизель в баке еще был, и заправляться мы не стали. Что, собственно, и дало нам возможность продолжить путешествие. Но об этом позже).

Так вот, этот перекус на дороге стал кулинарной вершиной поездки — мы попробовали все блюда национальной кухни — и шурпе, и ширтан, и «салат витаминный». Всем очень понравилось, особенно то, что еду можно было выбирать прямо с прилавков и комбинировать разные гарниры и приправы. В «дорогих» ресторанах татарской, марийской и чувашской столиц участники экспедиции не всегда были готовы есть то, что приносили официанты.

Да, и то, что семь человек пообедало на тридцать евро — тоже стало своего рода сенсацией. Сплошная экзотика!

Единственная гостиница на острове - дом купца Каменева. Сайт или страничку в букинге не ищите - их нет. Если хотите переночевать в этом историческом здании, придется провести немалую исследовательскую работу
Единственная гостиница на острове - дом купца Каменева. Сайт или страничку в "букинге" не ищите - их нет. Если хотите переночевать в этом историческом здании, придется провести немалую исследовательскую работу

И вот — Свияжск. Здесь обязательно нужно переночевать!

Милая особенность Свияжска - почти каждый дом сообщает туристам о собаках и кошках, в них проживающих.

Если бы мы заехали на этот «остров-буян " на пару часов — как это делает основная масса туристов, прибывающих на теплоходах — то Свияжск остался бы просто очередной точкой на маршруте.

Есть маяк и в Свияжске, но, к счастью, без гостиницы в нем.

Интересной, самобытной, неординарной — но точкой. Когда же на острове не остается буквально ни одного человека (местные пара десятков жителей спать ложатся рано, не говоря уже о насельниках обоих монастырей, закрывающих ворота в шесть вечера) — и можно до полуночи бродить по средневековому городку, представляя себя одним из стрельцов Ивана Грозного.

Вечером остров совершенно пуст. Если и приезжать сюда - то ради таких моментов

Купаться в тихой Волге, любоваться закатом и немедленным рассветом. Готовиться ко взятию Казани, словом (Свияжск и был построен как форпост перед решающим штурмом крепости татарского хана)

В жаркий летний день все казанцы стремятся к воде - например на озеро Нижний  Кабан
В жаркий летний день все казанцы стремятся к воде - например на озеро Нижний Кабан

Казань встретила небывалой жарой, необычной для начала июня.

Так и хочется запеть вдоль да по речке, вдоль да по Казанке. Хотя сегодня это уже не речка, а скорее лиман.
Так и хочется запеть "вдоль да по речке, вдоль да по Казанке". Хотя сегодня это уже не речка, а скорее лиман.

Пришлось спасаться от солнца в любимом ресторане «Чинар»

На верхней террасе ресторана на Кремлевской набережной можно провести всю сиесту - жара в городе невыносима,  виды отсюда уникальны, а цены вполне демократичны.
На верхней террасе ресторана на Кремлевской набережной можно провести всю сиесту - жара в городе невыносима, виды отсюда уникальны, а цены вполне демократичны.

И наконец — поездка в Болгар. Почти двести километров в одну сторону, но дорога снова выше всяких похвал. Сразу на выезде из Казани залили полный бак дизеля на заправке «Ирбис» — запомнившейся нам прекрасной едой. Временами наш «хендэ» разгонялся до 150 километров в час, и если бы не ограничитель скорости (в виде спутницы жизни на пассажирском сиденье), мы доехали бы к этому древнему городищу еще быстрее.

В Болгарах мирно соседствуют и мусульманская мечеть и православный храм

По огромной территории архитектурно-исторического памятника передвигаться нужно исключительно на гольф-каре, что мы и сделали.

Там в степи глухой замер наш «Хёндэ»

И, конечно же, надо обязательно воспользоваться услугами гида Тутая — нам очень повезло, что он еще не успел уйти на обед.

Белая мечеть - наш ответ Тадж-Махалу

Белая мечеть находится в противоположной части заповедника, туда нужно ехать на машине, перепарковав ее от центрального входа. Как ни странно, множество местных не знали об этой хитрости, и мы встретили не один десяток совершенно обессиленных туристов, бредущих под палящим солнцем по выжженой степи. Пришлось быстро отвезти своих спутниц к торговым рядам у мечети и ехать спасать бедолаг. Совершил три рейса, подвозя семьи с детьми — в оплату получил несколько визитных карточек (был и директор строительной компании, и доцент университета, и даже менеджер по установке окон!) и настоятельные приглашения обратиться, «если в Казани какая-нибудь помощь нужна».

Одной из целей поездки было купание в Волге. Хотя дорога к крутому берегу  у Болгар  и малопроходима, нет таких преград, которые не преодолел бы корейский микроавтобус
Одной из целей поездки было купание в Волге. Хотя дорога к крутому берегу у Болгар и малопроходима, нет таких преград, которые не преодолел бы корейский микроавтобус

И помощь понадобилась очень скоро. После прекрасного купания в Волге, предвкушая ужин в своей гостинице «Татарская усадьба», мы на всех парах помчались в Казань.

В первый раз в жизни увидел знаменитую гирлянду - когда машина зажигает все огни на приборной панели, но ехать отказывается
В первый раз в жизни увидел знаменитую "гирлянду" - когда машина зажигает все огни на приборной панели, но ехать отказывается

Как вдруг наш белоснежный конь перестал слушаться поводьев, странно захрипел и мне с огромным трудом удалось остановить его на обочине, а не вылететь в канаву. Это случилось недалеко от перекрестка, когда скорость была уже не слишком большой.

Здесь, в сотне километров от Казани, в чистом поле закончился наш круговой автомаршрут

Итак, воскресенье вечер, последний день сабантуя, сто километров до Казани, сорок — до ближайшего городка. Семь человек и павший «хендэ». Звонки в арендную компанию не добавили ясности в вопрос, как же нам добираться до столицы. Понятно, что сотрудник предложил приехать за нами на своей «самаре», вы там, мол, как-нибудь подождите пару часов. Пришлось спасаться собственными силами, подключить связи в придорожном кафе — и через полчаса за нами приехали два родственника буфетчицы, оказавшиеся, к счастью, трезвенниками. Вариант с отправкой иностранных гостей на попутках не рассматривался.

К полуночи мы прибыли в свою «Татарскую усадьбу», и даже успели поужинать. Все были в восторге — наконец-то приключение! К слову, во всех предыдущих путешествиях таких приключений не было.

«Хендэ» же был эвакуирован той-же ночью на сервис. Утром мне сообщили, что причиной отказа двигателя стало некачественное топливо. На мою удачу я расплатился на заправке карточкой «сбербанка» и у меня остался чек, иначе сложно было бы доказать арендной компании, что я не слил дизель с какого-нибудь трактора. Теперь ребята, предоставившие мне микроавтобус, будут судиться с заправкой. Или не будут.

Так что и на солнце беспроблемного туризма по России тоже бывают пятна. Могли ведь и заночевать в чистом поле, тогда приключение было бы полномасштабным.

Да, и под конец поездки — когда мы ждали автобус, заказанный для короткой ночной поездки от гостиницы в аэропорт, в назначенный час никто не появился. Звонки шоферу результата не дали (позднее выяснилось, что он отключил телефон и лег спать. А чего ж вы не позвонили днем, не напомнили — искренне удивился он на следующий день).

Поскольку трансфер был оплачен заранее, через систему «гетт», я немного волновался насчет возврата. Как выяснилось — зря. Система работает, как часы!

Там в степи глухой замер наш «Хёндэ»

А в аэропорт мы спокойно уехали снова на двух такси, из центра города в два часа ночи это не проблема. Уже в Хельсинки узнали, что с сентября рейсы в Казань прекращаются, нерентабельными оказались. Как и в Екатеринбург и Самару.

Поэтому в этих краях снова окажемся нескоро.