Турист Сергей Первухин (pervuhinsergey1961)
Сергей Первухин — был 2 февраля 2020 15:00
Болею....

Сахалинская область — Россия Июль 2019

начало

продолжение

Сахалин. 150 оттенков зелено-коричневого размытых тяжелым туманом…

(Тропинками севера с глазами Басё.3)

Всё спит, всё умерло…

Один лишь водопад,
С уступов падая, задумчиво шумит…

Князев, В., 1973

Внимание: в рассказе могут находиться фотографии отражающие реальную действительность. Рассказ не рассчитан на «творческих туристов», путешествующих по городам, и замечающих детали, радующие взор. Однако это не эссе социального блогера, ищущего те или иные проблемы, чтобы ругать и критиковать различные службы за плохие дороги, освещение и плитку. Это реальное отображение состояния в котором находится остров, где окружающая природа отделена от окружающей среды существуя сама по себе. Рассказ не дарит надежд на позитивное будущее, веру в него и на счастливую судьбу Сахалина.

В этом году мы поехали с Женей решив, что мацутакэ мы есть сырыми не будем, ни под каким предлогом. Да и не выросли они еще в июле. Как всегда последние лет двадцать, первая половина лета выдалась холодная, неприветливая и не ласковая. Температуры в мае порадовали, согрели и обнадежили. Но ненадолго, глобальное изменение климата неотвратимо захватывало все новые территории. На смену им пришел холодный июнь, потом его сменил не менее холодный июль (забегая вперед могу сказать о не менее холодном августе и сентябре), со всеми необходимыми атрибутами — туманом, ночными температурами близкими к нулю и моросью.

Ждать «с моря погоды» мы не стали, решив «окунуться» в то что есть, с головой. Просто выдался свободный день, который мы решили посвятить изучению нового, а именно северной части Берега спящего дракона, где мы еще не были. Дело в том, что в этой части со сложным рельефом находится горный массив который японцы называли «Три Фудзи», район интересный во всех отношениях. Изучить его весь не представляется возможным и за неделю, поэтому мы решили сделать пару вылазок и посмотреть то, что является для него характерным. А характерное это конечно водопады и резко расчлененный рельеф.

Верхний угледарский водопад (фото 2005 гола) Мониторинг восточного побережья

В этой части Сахалина кроме «Трех Фудзи» (Клокова, 865 м, Красивой, 746 м, Каракульчан, 817 м.), находятся Островская, 721 м и Маячная, 488 м, с карьерами на восточных склонах, откуда берут гравий. Склоны изрезанные карьерами представляют опасность и только и ждут, когда пройдет хороший тайфунчик, чтобы устремиться потоками селей, вниз сметая все на своем пути. Но «карьеристы» на эту угрозу только плечами пожимают делая глупые лица типа: «А что? нормально все».

Заозерная (фото 2005 гола) Мониторинг восточного побережья
Сахалин. 150 оттенков зелено-коричневого размытых тяжелым туманом…

Наш выбор пал на речку Угледарку, куда мы и направились. Речушка протекающая через станцию Заозерная имеет всего около 10 км, протяженности, как впрочем и еще 95% всех водотоков Сахалина. Когда-то в устье находился поселок Угледарск, до 1947 года носящий название Китокасихо, где даже школа была. В период социализма здесь построили что-то похожее на обогатительную фабрику да и забросили с наступлением развала и самостийности. Сейчас это все напоминает очередную «Сталкерскую зону», с необходимым набором инфраструктуры — различными «пустышками», «Ведьминым студнем» и «комариными плешами», по крайней мере такое ощущение возникло при пересечении территории объекта, куда мы попали через дыру в колючей проволоке.

Сахалин. 150 оттенков зелено-коричневого размытых тяжелым туманом…

Груды битых шлакоблоков, искореженные металлические обломки и прочий мусор остались позади. Мы перешли новенькую перестеленную под материковскую (1420 мм) колею железную дорогу (ширину старой хорошо видно по шпалам), и вышли на берег ручья. Клочьями расползался густой туман окутывая все вокруг и лишь бормочущий что то про себя ручей в своём ложе просвечивал в белесом мареве. Все напоминало декорации к «Стакеру», что внесло соответствующее ощущение происходящего.

Туман был так тяжёл, что клочья его под тяжестью сконцентрированной в нем влаги, зависали на уровне человеческого роста, и в эти клочья можно было засунуть голову, получив при этом освежающий душ из мелких холодных капель. В русле, с сачком шевелился камуфлированный человек.

— До водопада далеко? — спросил я отбиваясь от слепней, норовящих проткнуть глаз.

Ответом было недоуменное пожимание плечами и непонимающий взгляд.

Понятно — подумали мы сказав спасибо и углубились в лес по тропе стараясь не задеть высокой травы приготовившей на стеблях и листьях живительную влагу для искателей приключений. Справа просвечивая сквозь листья угадывались бетонные блоки видимо бывшей японской плотины.

Сахалин. 150 оттенков зелено-коричневого размытых тяжелым туманом…

Тропа сначала плутала меж ольхи и зарослей смородины, пока не вышла на берег реки и перескакивая с берега на берег потянулась вверх по течению. Левый обрывистый берег со слоями образовавшимися миллионы лет назад в море поражал дикой крутостью и конкрециями торчащими из серых алевролитов. Туман становился все гуще и гуще с высотой нашего подъема, окутывая как вуалью печальную ольху. Воды при переходе вброд в реке было по колено, она была приятно холодна, чиста и прозрачна.

Сахалин. 150 оттенков зелено-коричневого размытых тяжелым туманом…

Перейдя речку шесть раз мы услышали шум первого водопада. Он открылся сразу за изгибом реки и поразил белым веером воды низвергающейся вниз.

Сахалин. 150 оттенков зелено-коричневого размытых тяжелым туманом…

Нижний Угледарский водопад имеет 22 метра высоты и находится он в 1300 метров от станции Заозерная, на высоте 37 метров над уровнем моря. Уступ с которого он падает — это алевролиты Холмской свиты нижнего и среднего миоцена образовавшиеся около 19–23 млн лет назад.

Постоявши с открытыми ртами, глядя на поток ручья срывающийся с двадцати с лишнем метров. Подивились небольшим конкрециям похожими на глазные яблоки, словно вынутым из глазниц и любовно разложенные рукой маньяка у водопада на плоском камне. Издали казалось, что конкреции шевелятся и подмигивают.

Сахалин. 150 оттенков зелено-коричневого размытых тяжелым туманом…

Для тех которые не в курсе — конкреции это округлой формы образования, которые как правило плотнее, чем вмещающая порода и содержащая внутри органическое вещество, вокруг которого эта конкреция и стала образовываться. Органическим веществом может выступать растительный мусор палочки, щепочки, остатки и целые животные организмы — например аммониты и т. д. Эти были подозрительно похожи на глаза и внутри явно пустые. Мы запечатлели себя на фоне пенных струй

Сахалин. 150 оттенков зелено-коричневого размытых тяжелым туманом…

и пошли перелазить через гребень левого склона, который был не менее 50 метров высотой.

Сахалин. 150 оттенков зелено-коричневого размытых тяжелым туманом…

Любезно навешанная веревка по крутому склону вывела нас на соответствующую высоту, перевалив которую, мы оказались на щебенистой тропке совершенно лишенного травы, с торчащими хилыми березками противоположного склона. Склон был не менее крут чем противоположный, и было легко представить, как проскальзывает нога и ты в потоках пыли, судорожно пытаешься схватить обломавшийся стволик рябинки полетев с ним в бурный поток меж острых камней на секунду задержавшись на перегибе склона…

Далее «тропа» пошла по камням у воды петляя и прыгая, но стараясь придерживаясь правого берега. Спустившись с гребня, мы с Женей перебрались на противоположный берег и пошли пригибаясь над нависающими ветвями деревьев, касающихся воды.

Поток ручья запертый в ущелье неистовая устремлялся вниз налетая и с лёту обнимая камни в русле и по берегу. Возвышающиеся справа и слева осыпи выглядели дикими и неприступными. Над всей этой картиной продолжал клубиться туман, спускаясь все ниже и ниже. Казалось вот-вот из-за поворота появиться фигура в черном, в сопровождении медведя на цепочке.

Верхний Угледарский водопад открылся, как и Нижний — внезапно и весь сразу. Он был выше Нижнего на тройку метров, но расположен уже на высоте около сотни метров над уровнем моря в узком цирке с отвесными стенками.

Сахалин. 150 оттенков зелено-коричневого размытых тяжелым туманом…

В связи с трудностью прохождения по руслу ручья до водопада мы шли почти 20 минут и прошли около полукилометра, хотя у А. К. Клитина (царствие ему небесное) издавшего книгу «Водопады» указано расстояние 350 метров. А контакт габбро-диоритовых порфиритов с алевролитами Холмской свиты указанный в книге, я так ни не нашел, хотя и геологическая карта говорит о том, что он должен быть. Конечно и выведенная с принтера двухкилометровка может врать.

Сахалин. 150 оттенков зелено-коричневого размытых тяжелым туманом…

Кстати, контакт габбро-диоритовых порфиритов воочию можно увидеть чуть южнее на несколько километров на реке Лозовой в 500-метрах от дороги, в живописном окружении слоев Холмской свиты поставленных почти вертикально. С виду это похоже на циклопическую кладку из огромных булыжников, какого ни будь великана, решившего построить себе домик на склоне горы и обнести его каменным забором.

р. Лазовая

Задумчивые от увиденной картины и овеваемые пылью с водопада мы отправились в обратный путь. К станции подошли уставшие, с чувством выполненного долга и явным намерением продолжить путешествие к водопаду на речке Гребянке на 198 — м километре «Дороги жизни», связывающей северную часть острова с южной. Однако подъехав к съезду и увидев грязь желание сходить по пояс в грязи к водопаду растворилось, сменив место здравому смыслу, который из глубин подсознания бормотал о том, что грязь на дороге сменится не менее грязным руслом реки, которую переходить не менее 10 раз, о том, что там в глубине речного тенистого распадка за корягами ждут в засаде медведи, приготовившие столовые приборы и ковыряющиеся вилкой между зубами и уже разославшие предложения всем друзьям со всей округи.

Сахалин. 150 оттенков зелено-коричневого размытых тяжелым туманом…

На Гребенском водопаде я был пару раз в конце мая и июля 2017 и тогда речка поразила меня обилием форели кишащей в закутках и заливчиках русла. Тогда помню, я испугался мысли о том, что при дефиците жратвы для медведей, Гребянка это Эльдорадо для них. Перетоптанный берег, говорил о том, что Эльдорадо действительно имеет место быть, а то что мы не нарвались на Михаила Потапьевича, дело случая. Да и водопад меня не поразил. Несколько каскадов, при 10 метрах высоты.

Постояв у указателя мы с Женей привели мысли в порядок. На Гребенской водопад решили не ходить, а вместо этого решили съездить в Макаров, так как Женя там не был вообще, а мне хотелось посетить Сиритори дзиндзя, о котором я слышал, с тех пор как я живу на Сахалине, но до сих пор не был. Развернувшись у моста мы поехали на север. До Макарова оставалось 10 км, которые мы проскочили очень быстро. Пока я рассказывал Жене историю о появлении поселка Селютора (так раньше называлось стойбище превратившееся при японцах в город Серитору), мы незаметно проскочили Макаров и хватились только проезжая мост, через Макаровку.

Сахалин. 150 оттенков зелено-коричневого размытых тяжелым туманом…

Развернуться можно было только дальше, в самом конце города, на боковых левых дорогах, что мы и сделали на территории бывшего японского целлюлозно-бумажного завода, руины которого возвышаются на левом берегу реки.

Мелькнуло объявление на одном из зданий завода. Знакомство с городом носящим имя адмирала Макарова обещало быть интересным…