Турист artvin_1
artvin_1
был 19 марта 21:24

Гарни — Армения Июль 2018

Гарни и Гегард наверное самые популярные направления у туристов, в интернете огромное количество отзывов и фотографий. Я хочу рассказать о других памятниках расположенных совсем рядом, однако почти неизвестным не только туристам, но и по большей части самим жителям Армении.

Выезжали из Еревана ранним июльским утром, в отеле «Bed & Breakfast 3 Gs» https://www.tourister.ru/trip/be342a который находится в деревне Гохт (между деревнями Гарни и Гегард) я забронировал номер всего на 2 ночи. Хозяева очень добрые люди муж и жена из Нидерландов, которые по работе переехали жить в Армению, а потом решили остаться и открыть вот такой маленький бизнес в горах.

Хозяйка отеля со мной упрямо говорила только на армянском, притом без акцента, а я с ней на английском, потом постепенно убедился что английский не нужен. Как же она смогла выучить язык за такое короткое время…

Итак, после того как заселились я устроился у бассейна на шезлонге, под деревом с огромными плодами черешни и наверное на пол часа выключился… Синее небо без единого облака, вкусный, чистый горный воздух… Под солнцем жара 35 градусов не меньше, а в тени прохладно и свежо, такой контраст из-за сухого воздуха.

Монастырь Агджоц, Աղջոց վանք, Aghjots Vank недалеко от Гарни и Гегард

Мне пришлось заставить себя подняться и пойти на поиски водителя с машиной.

Монастырь Агджоц, Աղջոց վանք, Aghjots Vank недалеко от Гарни и Гегард

Основные цели, Агджоц Ванк, Авуц Тар и Какаваберд. Я понимаю названия ни о чем не говорят да и звучат странно, не только для человека не знающего армянский язык, но и для носителя языка, так как по армянски эти названия звучат совершенно по другому.

Поиски решил начать среди водителей такси у местного небольшого магазинчика. Они и знать не знали о чем я, предлагали завести или до Гарни, или до Гегарда. Потом один из них что-то вспомнил, монастырский комплекс Авуц Тар, называл его Аменапркичом(Всеспаситель), это народное название одной из церквей комплекса. И как оказалось в Хосровский заповедник можно проехать только получив специальное разрешение, помочь они ни чем не смогут, да и на своих машинах просто не доедут. Вернулся в отель, спросил у Сандры может есть кто знакомый, она так же ответила что после пожаров законы ужесточили и нельзя так просто попасть в заповедник (а храмы и крепость находятся там), хоть это и близко от Гарни.

У меня всего две ночи, времени мало, я уже сегодня прямо сейчас должен найти кого то, и это случилось. Увидел водителя на внедорожнике который завернул за мной в сторону отеля. Рассказал ему что мне нужно, он пообещал заехать за нами в отель в середине дня.

Дорога к заповеднику проезжает по деревне Гарни, спускаясь в сторону ущелья. На реке увидел множество ресторанов где в основном подают форель которую там же и разводят. Я бы убрал все эти заведения оттуда.

Монастырь Агджоц, Աղջոց վանք, Aghjots Vank недалеко от Гарни и Гегард

Наш водитель пообещал решить вопрос с разрешением, но потом я понял что ничего сложного в этом не было. Заповедник открыт только нужно зарегистрироваться, заплатить небольшую сумму и в тот же день вернуться, до определенного времени. Относительно строгие меры были придуманы после пожаров 2017-ом году по вине любителей устраивать шашлыки в заповеднике, сгорели 17 гектаров, ущерб был огромный.

Хосровский заповедник был основан в 5-ом веке царем Армении Хосровом II Аршакуни, об этом пишет историк 5-го века Мовсес Хоренаци. В заповеднике сейчас около 2000 видов растений 24 из них эндемики. В лесу обитают занесенные в Красную книгу леопарды, рыси, арменийские муфлоны, безоаровые козлы, медведи, а также кабаны, лисицы, зайцы, куницы, волки, барсуки, коршуны, орлы итд.

Мы решили начать с монастыря Агджоц Ванк. Сразу хочу предупредить что мы будем смотреть руины, скорее всего для большинства туристов они могут быть не интересны. Для меня наоборот, я их полюбил, армянские храмы стареют красиво. Нет стекла, бетона арматуры. Все естественно в своей среде. Забрал камни человек поработал над ними и вернул обратно природе…

Водитель которого я так удачно нашел, забыл дорогу к монастырю…)…он мне честно признался что давно не был там. Мы некоторое время блуждали по горам так как указателей нет, найти развалины древнего монастыря в горах не так легко.

Монастырь Агджоц, Աղջոց վանք, Aghjots Vank недалеко от Гарни и Гегард

Леса за этими горами, пожар был там...

Но все же добрались.
На фото видно что половину гавита(притвор?) просто унесло в ущелье…
Ну что сказать, землетрясение 1679 года эпицентр которого находился в Гарни было сильнейшим 9–10 балов.

Историк Закария Канакерци так описывал это землетрясение:

«В 1128 (1679) году 4 июня разразился гнев Божий над страной Араратской, ибо с гневом призрил Господь-Бог на свои творения. Во вторник, после Вознесения, в седьмом часу дня загрохотала внезапно земля, словно гром, а после грохота начала страшно трястись. Вся земля Араратская дрожала и колебалась… Это землетрясение, которое пришло со стороны Гарни, разрушило все строения и красивые жилища, и монастыри, и церкви. Вот церкви, которые были разрушены: Ахчоцванк, Айриванк, Авуц-Тар, Трдатакерт, Хорвирап, Джрвез, Дзагаванк, три церкви в Ереване, церкви в Норагавите, Норагюхе, Дзорагюхе, Норке, Гамрезе…»

Монастырь Агджоц, Աղջոց վանք, Aghjots Vank недалеко от Гарни и Гегард

Некоторое время просто ходил вокруг живописных развалин монастырского комплекса пытаясь оценить возможность найти утерянные камни если когда-нибудь будут реставрировать… А камни разбросаны вокруг как после взрыва… Музей под открытым небом, и как будто открыли его только для нас. Таких монастырей храмов вот в таком состоянии очень много в Армении. Только меньше 10-и процентов из всего что есть обозначены как туристические места.

Монастырь Агджоц, Աղջոց վանք, Aghjots Vank недалеко от Гарни и Гегард

На стенах монастыря видны следы от краски «Вортан Кармир» в переводе с армянского красный червь, краску производили из араратской кошенили (Porphyrophora hamelii). Краска имела большое значение в экономической и культурной жизни исторической Армении. На стенах монастыря на некоторых хачкарах видны следы этой краски, его легко отличить от рыжего лишайника на камнях…

Монастырь Агджоц, Աղջոց վանք, Aghjots Vank недалеко от Гарни и Гегард

Камень с тримя крестами справа сверху тоже покрашен.

Барельеф над порталом разбит…

Зайдем внутрь храма Св. Стефана.

Монастырь Агджоц, Աղջոց վանք, Aghjots Vank недалеко от Гарни и Гегард

Обычно когда читаем про дату основания армянских монастырей, церквей то в большинстве случаев начало одинаковое, ссылаются на Горигория Просветителя, а по дате на начало 4-го века… На первый взгляд кажется что это миф и легенды.

Но не все так просто. Григорий просветитель не только просвещал народ армянский, но и очень активно с помощью армии получив добро от царя Великой Армении Трдата III-го передвигался по всем городам и селениям под ноль разрушая все памятники языческого периода, которые сотни, а может и тысячи лет стояли на своих местах, с каким то невероятным рвением… Об этом очень подробно пишет армянский историк 5-го века Агатангехос (Агафангел) в труде «История обращения армян в христианскую веру».
Оттуда и в основном берут информацию когда пишут что христианский монастырь или храм основан в 4-ом веке на месте языческого храма… Агатангехос описал все очень подробно указывая названия каждого места, города села какой был там храм, как сопротивлялись жрецы и народ, как их подавляли итд… Какой урон нанес Григорий просветитель во главе армии культурному наследию дохристианской Армении страшно представить. А царь Трдат провел остаток своей жизни, пытаясь ликвидировать все древние верования, таким образом были уничтожены бесчисленные статуи, храмы и письменные документы, связанные с язычеством. В результате мало что известно из местных источников по древней истории и культуре Армении.

Недавно в Турции, на территории Исторической Армении под холмом нашли храмовый комплекс Гебекли-Тепе возрастом 12000 лет, армянское название Портасар(Пуповинная гора). Храмовый комплекс и в те времена 1700 лет назад был под холмом, иначе Григорий вместе с войском постарались бы и на месте сооружения возрастом 12000 лет сейчас был бы разрушенный турками армянский монастырь основанный в 4-ом веке…

История основания монастыря Агджоц так же начинается с 4-го века, скорее всего это был девичий монастырь исходя из названия. То что мы видим на фото это постройки 1212–1217 годов. Монастырский комплекс состоит из церквей Сурб Степанос (Св. Стефана), Сурб Погос-Петрос (Св. Петра и Павла), из Гавита (Двор, или притвор?), жилых и подсобных строений. В 1603-ем году войска персидского шаха Аббаса разрушили и ограбили монастырь. Часть ограбленных рукописей и реликвий уже потом армянский купец из Тебриза вернул в монастырь, сейчас они хранятся в Эчмиадзине. Позже монастырь был восстановлен, но уже скоро разрушен опять землетрясением 1679 года. Был ограблен в 18-ом веке и окончательно разрушен во время армяно татарской (тогда азербайджанцев называли в России кавказскими татарами) резни 1905–1906 годах.

При входе в церковь Петра и Павла стоят 2 барельефа изображающих, как и следовало ожидать Петра и Павла.

Монастырь Агджоц, Աղջոց վանք, Aghjots Vank недалеко от Гарни и Гегард

Лицо Петра (слева) разбито, лицо Павла (справа) сохранилось. Может мне показалось, но они сильно отличаются внешне друг от друга, как представители разных народов, по мне у Павла монголоидные черты лица.

Пытаюсь зайти внутрь, там все зарасло и могут быть змеи…

Вокруг храма…

Монастырь Агджоц, Աղջոց վանք, Aghjots Vank недалеко от Гарни и Гегард

Я знал что где-то рядом есть несколько небольших водопадов, знал имена двух Астхик и Ваагн.

Хоть они и находяться близко друг к другу мы успеем посмотреть только один из них водопад Астхик. И тот и другой названы в честь армянских языческих богов. Астхик (в переводе с армянского означает звездочка) в армянской мифологии богиня любви и красоты, возлюбленная бога грозы и молнии Ваагна. Ее главный храм был в городе Аштишат в провинции Муш (современная Турция), назывался «покои Ваагна» а так же храм богини плодородия и любви Анаита. К сожалению Григорий просветитель вместе с войском прошлись и по этим храмам, правда сам еле остался в живых, так как было жесточайшее сопротивление со стороны местных жрецов и народа. Пришлось подкрепление отправлять из столицы. Об этом мы узнаем из трудов Агатангехоса где он очень подробно излагает политические и религиозные события, главным образом связанные с обращением армян в христианство в начале IV века. Вообще нужно иметь крепкие нервы перед тем как читать его труды, тяжело осознавать что всего 1700 лет назад произошли события которые, стерли память и целый культурный пласт народа накопленный до 4-го века.

По соседству в конце 4-го века был основан монастырь Сурб Карапет.

В начале 20-го века монастырь был полностью разрушен турками. Теперь тут курдское село построенное из камней монастырского комплекса.

Я и не знал что тропинки к водопаду нет, без проводника некуда идти. Я следовал за ним быстрым шагом насколько это возможно. Хоть монастырь он нашел не сразу, но место водопада знал хорошо, он когда то летом в юности часто с друзьями купался тут. Глубина под водопадом как он говорит около 6–7 метров.

Монастырь Агджоц, Աղջոց վանք, Aghjots Vank недалеко от Гарни и Гегард

Мой проводник впереди, я пытаюсь не отставать…

Монастырь Агджоц, Աղջոց վանք, Aghjots Vank недалеко от Гарни и Гегард

Для масштаба, слой камня слева покрытого мхом выше человеческого роста.

Монастырь Агджоц, Աղջոց վանք, Aghjots Vank недалеко от Гарни и Гегард

После водопада решили поехать в ресторан недалеко от Гегарда, поужинать там, а потом в отель. Через час уже будет темно, то что не успели сегодня посмотрим завтра.

В отеле нас радушно встретила Сандра, показала еще раз кухню и посоветовала готовить и ужинать тут, взять пример у французов и немцев. Была не меньше нас довольна тем что нам удалось попасть в заповедник. Я устроился на том же месте у бассейна как на первом фото открыл домашнее вино купленное в Ехегнадзоре, закусывал персиками купленными по дороге к Гегарду. Думал купить тут в этой деревне участок и построить дом как сделала Сандра, никуда уезжать отсюда не хотелось…

Продолжение тут Монастырь Авуц Тар, Հավուց Թառ, Havuts Tar недалеко от Гарни и Гегард

Оставляю ссылку на мой первый рассказ. Малоизвестные места Водопад Трчкан, Нор Варагаванк