Турист artvin_1
artvin_1
был 19 марта 21:24

Иджеван, Дилижан — Армения Июль 2018

Водопад Трчкан и монастырь Нор Варагаванк (Новая Варага) находятся далеко друг от друга, но мне пришлось поменять свои планы и посетить их в один день. Днем ранее в Арцахе я навредил себе ноги, в этот же день вечером через Зодский перевал, далее проезжая озеро Севан, приехали в Дилиджан и остановились там переночевать.

Водопад Трчкан, Нор Варагаванк

С утра ноги болели еще сильнее, нужно было принять решение или сразу в Ереван ехать и лечиться там, или попробовать посетить несколько достопримечательностей и уже после этого, поздно вечером доехать до города. В основном туристы в этой области смотрят монастыри Агарцин и Гошаванк, редко кто добирается до Макараванка, а вот Нор Варагаванк почти никто не посещает, я решил начать с него…

Монастырь Нор Варагаванк (Новый храм Варага) назван в честь Варагаванка построенного в 7-ом веке в Провинции Васпуракан Великой Армении, недалеко от озера Ван. Он был основан Сенекеримом-Ованнесом для размещения реликвии Истинного Креста, которая хранилась на месте со времен Рипсиме.

Сейчас от монастырского комплекса почти ничего не осталось, как и от тысячи церквей, сотни монастырей и тысячи школ в Западной Армении, ныне восточной Турции.

Почти все церкви в Западной Армении были богато разукрашены фресками, и ошибочно считать что армянские церкви исключительно аскетичные и без фресок. В 387-ом году государство Великая Армения была разделена между Римской империей (после Византией) и Сасанидской персией, на Западную и Восточную Армению. То что не желательно было в Восточной Армении например изображение людей в храмах, в Западной Армении приветствовалось.

Фрески в церкви Святого Креста (Ахтамар)

Намного позже в 1237 году отец Гукас, настоятель монастыря, опасаясь набегов мусульман перенес Истинный Крест в Тавушскую область на северо-восток современной Армении.
Там он поселился в Анапатском монастыре который уже существовал, и после был переименован Нор Варагаванк (Новый храм Варага). Существующий там монастырь был основан в 1193-ем году Давидом сыном Васака, внуком царя Кюрке.

Ни о чем не говорит…?)

Кюрикяны -средневековая армянская царская династия, правившая в Ташир-Дзорагетском (978–1118) и Кахети-Эретинском (1029/1038–1105) царствах. Династию Кюрикянов, а так же Ташир-Дзорагетское царство основал младший сын царя Армении Ашота III Милостивого Гурген (из рода Багратуни) чье имя на местном диалекте звучало как Кюрике. Ашот III-ий в 961-ом году перенес столицу Армении из Карса в Ани. Его сыновья Смбат I и Гагик II были царями Ани. а третий сын основал отдельную династию на северо-востоке Армении -Ташире.

В 1318 году монголы вторглись в область и разграбили монастырь.
Все церкви были разрушены, кроме св. Ованнеса, у которого была железная дверь и где прятались монахи.
Между 1320 и 1350 годами монастырь был полностью восстановлен.

Про новый Варагаванк можно найти информацию в википедии на русском, про старый нет поэтому даю ссылку на английскую версию, не знаю разрешается ли это?..

Водитель наш как и мы раньше не бывал в этих местах, но дорогу нашел легко. Уже приближаясь к деревне храм был виден отовсюду, белый яркий контур храма выделялся на фоне зеленых гор.

Заранее прошу прощения за плохое качество фотографий…

Водопад Трчкан, Нор Варагаванк

Видно что идет реставрация, кроме нас там никого не было. Но после мы увидели несколько монахов которые поднимались к нам по крутому склону. Они поздоровались и вошли в храм, а мы спустились к машине и поехали обратно. По дороге издали увидели еще один храм Срвехи Ванк, но как оказалось туда можно добраться только пешком, машина наша не доедет, и как оказалось, водитель с внедорожником кого я тщетно пытался уговорить, тоже не доедет…

Водопад Трчкан, Нор Варагаванк

Водопад Трчкан находится в 10-и километрах от села Ширакамут на реке Чичхан. Высота водопада 22.5 метра угол падения больше 90 градусов.

Погода была летняя, жаркая особенно когда проезжали Иджеван и Дилиджан…но потом уже начиная с сел Лермонтово и Фиолетово небо стало темнеть. Поднялся сильный ветер, потом крупный град начал барабанить по машине. Мы остановились и все молча ждали когда град утихнет. Но он только усиливался, и если я по началу переживал за то что не сможем доехать до водопада, потом уже думал про сохранность машины, так как град был крупный и шел непрерывно… По выражению лица водителя мне показалось что и он об этом думает.) Но кажется обошлось, град перешел в ливень. Видимость минимальная туман плюс ливень, и мы на малой скорости доехали до Ванадзора. Я уже был уверен что к водопаду ехать не будем, а поедем сразу в Ереван. Но наш водитель показывая где то вдалеке какой то особенный оттенок неба был уверен что уже со Спитака будет солнце. В Армении каждые 5 километров меняется не только природа, но и погода. Он оказался прав…

Уже со Спитака появилось солнце. Вот так мы доехали до села Ширакамут. Чтоб доехать до водопада нужен был внедорожник и водитель который знает как туда доехать. Я был уверен что в селе найду местного жителя который за определенную сумму отвезет нас к водопаду. Для этой цели зашел в первый же магазин по дороге и спросил есть ли кто знакомый с которым можно будет договорится и поехать к водопаду. Девушка работница магазина стала звонить кому то, и почему то вместо Трчкан назвала водопад Чрраном… Сказала подождать минут 30 пока муж приедет может он и отвезет. На вопрос почему Чрран, а не Трчкан, ответила что мы его так называем.

В реке Чичхан есть много форели, и когда местные жители увидели, как рыба, плывущая против течения во время нереста, выпрыгивает над водопадом, назвали его Трчканом, что переводится с армянского как «прыгающий». Водопад Трчкан зарегистрирован в списке удивительных памятников природы с 2008 года, а в 2011 году водопад был определен как особо охраняемая территория. Слово чрран означает определенное состояние воды, подходящего слова чтоб перевести на русский язык не могу найти.

Чтоб не ждать пол часа мы решили посмотреть храм 7-го века Чичханаванк который был недавно отреставрирован.

То что осталось от церкви после землетрясения 1988-го года в Спитаке

Но не стали ехать, сделал только фото издалека… По сути храм был до основания разрушен во время Спитакского землетрясения, и то что сейчас есть новая постройка на месте старой.

Водопад Трчкан, Нор Варагаванк

Через пол часа мы были у магазина, минут через 5 к нам подъехала грузовая машина с усталым машинистом.)Мы поздоровались и он сразу мне предложил свою ниву, сказав что сам не сможет довести очень занят работой и если мы умеем водить машину в горной местности то….«берите мою ниву залейте горючее, а после оставите машину у магазина»…Мне такой вариант не устроил…)…«Неужели никого не найдем в селе кто захочет нас за деньги отвезти к водопаду?».Он стал звонить кому то…уговаривать…и наконец к нам приехал мужчина лет 55–60 в военной форме сказал что отвезет. Я спросил про цену оба мне ответили что «какие деньги?»…залей на 4000 драмм бензина и хватит… Денег с нас брать не хотели…только налить бензин на 4000 драмов. Пришлось уговаривать долго… Дорога очень живописная, я не фотографировал так как экономил время.

Наконец доехали, ехать нужно по горам около 11 км.

Водопад Трчкан, Нор Варагаванк

Фотографий много получилось, но пусть будут, информации про водопад очень мало в инете…

Едем в Ереван…

Водитель весь мокрый, он дошел до подножья водопада, но довольный так как впервые тут. Говорит что в первый раз когда увидел водопад в Джермуке думал что это самый красивый в Армении, потом водопад Шаке увидел и мнение поменялось…а теперь водопад Трчкан, о котором он не знал, и уже не хочет называть его самым красивым, уверен что есть и другие о которых он пока не знает…)