Турист Валентина Марченко (val-mar)
Валентина Марченко
была сегодня 1:11

Франция. Красавец Эльзас. Часть 2. Селеста, Барр, Оберне и Замок Верхний Кёнигсбург (поездки из Страсбурга)

Селеста, Оберне, Барр — Франция Июнь 2019

Страсбург — столица Эльзаса, а самая главная достопримечательность Эльзаса — это многочисленные виноградники и винодельческие деревеньки, которые вытянулись вдоль дороги, идущей с севера от Страсбурга на юг до Мюлуза, образующие популярный туристический маршрут. Средневековые замки и фахверковые домики эпохи Возрождения, украшенные цветами в живописных деревеньках снискали огромную славу этому маршруту.

Если вы в Страсбурге и у вас есть достаточно времени, обязательно посетите городки и деревни «Винной дороги». Масса впечатлений и удовольствия вам будет обеспечена.

Селеста (Selestat)

«Винная дорога» насчитывает ни много ни мало, аж 103 городка и деревни! Какие-то из них очень популярны у туристов, их названия на слуху, а большинство деревень остаются у туристов что называется, за кадром.

Барр

Находясь в Эльзасе нельзя не попробовать хоть одно из культивируемых здесь вин, в основном это белые вина: Рислинг, Гевюрцтраминер, Пино Гри, Пино Нуар, Сильванер, Пино Блан, Мускат, Шардоне, Совиньон и другие. Всё это можно попробовать в винодельнях, во множестве разбросанных вдоль винной дороги. Я не отношу себя к гурманам — знатокам вин, но, обедая или ужиная в ресторане, не упускала возможности выпить бокальчик знаменитого эльзасского вина.

Во время пребывания в Страсбурге (об этом можно прочитать здесь), один денёк я выделила на поездку в Селесту с посещением замка Верхний Кёнигсбург, Барр и Оберне. И ещё мне повезло с погодой: в начале путешествия, когда 3 дня я находилась в Страсбурге, было довольно-таки комфортно: не жарко, иногда даже прохладно, тёмные тучки кружили в небе, но обошлось без дождя. А дальше была жара от +32 до +36.
Готовясь к поездке ещё дома, я нашла эти городки на карте, изучила расписание французских железных дорог (до всех городков можно доехать на поезде), и у меня выстроился следующий маршрут: Страсбург — Селеста — Барр — Оберне — Страсбург.
Из Страсбурга в Селесту ходят региональные поезда (TER), время в пути от 18 до 30 минут. Надо смотреть расписание и выбирать подходящий поезд. Билеты покупала в автомате на вокзале.

Селеста (Sélestat)
Селеста — небольшой городок в 20 тыс. жителей в центре Эльзаса, в 47 км на юг от Страсбурга, на популярной среди туристов Винной дороги Эльзаса.

Рядом с городом расположена одна из самых популярных достопримечательностей Эльзаса — великолепный замок Château du Haut-Kœnigsbourg.

Не зная точного расписания автобусов в замок Верхний Кёнигсбург, я отправилась в Селесту рано утром и прибыла туда часов в 8. До замка идёт автобус № 500 и первый автобус отправляется в 9–25 (прибывает в 9–55), потом следует каждый час, последний рейс в 16–25. Автобусы отправляются с привокзальной площади. На остановке есть расписание. Билет туда-обратно стоит 5 евро.

Так как времени у меня было больше часа, я отправилась, что называется, на разведку, на беглый осмотр города.
От вокзала в старый город надо идти по дороге прямо. Первое интересное сооружение, которое встречается по пути от вокзала — водонапорная башня. Она напоминает не столько техническую постройку, сколько самый настоящий замок. Неслучайно французы величают свои водокачки словом château d’eau, то есть «водяной замок». Водонапорная башня Селесты была построена в 1906 году и используется по своему первоначальному назначению по сей день.

Была суббота, народу в городе в этот утренний час было очень мало и я практически в одиночестве пробежалась по улицам очаровательного старинного городка с разноцветными фахверковыми домиками.

Успела осмотреть только площадь Виктории (Place de la Victoire) и улицы, прилегающие к ней. На площади возвышается здание арсенала Сент-Барб Святой Варвары (Arsenal Sainte-Barbe) с характерным для рейнского ренессанса зубчатым щипцом и традиционным для Эльзаса гнездом аиста на макушке. Вес таких гнезд может достигать до 400 кг!

Здание арсенала было построено в 1470 году на месте бывшей средневековой синагоги Селесты и первоначально служило городским складом различных товаров. В настоящее время в здании также проводятся разного рода праздники, собрания, выставки и прочие подобные мероприятия.

Вокруг Арсенала — пешеходная торговая зона.

Спешно осмотрев Селесту и очаровавшись ею, я решила вернуться сюда на детальный осмотр после посещения замка.

Селеста — культурный центр и один из самых богатых и разнообразных с точки зрения архитектуры небольших городков Эльзаса. В период Ренессанса Селеста была центром интеллектуальной и гуманистической мысли Эльзаса. Знаменитая Гуманистическая библиотека располагает впечатляющей коллекцией первых печатных книг в кожаных переплетах и уникальными манускриптами.

И ещё, одной из главных «фишек» Селесты является то, что в XVI веке именно в этом эльзасском городе, который тогда еще не принадлежал Франции и назывался Шлеттштадтом, появилась традиция накануне Рождества украшать ёлки.

В свое второе пришествие в Селесту (после посещения замка), я углубилась в улочки и вышла к красивой башне. Новая башня Селесты (Tour Neuve/Neutor) также носит название Часовой башни (Tour de l’Horloge), поскольку на ней установлены часы, механизм которых разработал талантливый эльзасский самоучка, часовщик и инженер Жан-Батист Швильге, создатель знаменитых астрономических часов в Страсбургском соборе.

Часовая башня

Разумеется, башня не всегда имела такой облик, как сегодня. Первоначально башня служила одними из четырех ворот второй окружности городских стен, возведенных вокруг центра Селесты в 1280 году. Соответственно, в то время она выполняла в первую очередь не декоративную, а оборонительную функцию. Отсюда и многочисленные оборонительные элементы, которыми была оснащена эта надвратная башня в XIII веке.
Особый интерес представляют украшающие башню с разных сторон красочные фрески, которые датируются XVII веком и были отреставрированы в 1953 году.

Часовая башня

Сразу за Часовой башней начинается сказочная улица Рыцарей (Rue des Chevaliers). Это, пожалуй, самая нарядная улица Селесты: здесь особенно много затейливых красочных домиков с любопытными декоративным деталями. И без того нарядное впечатление усиливается развешанными вдоль улицы разноцветными флагами.

Сейчас это одна из главных торговых улиц города. Но магазинами нас не удивишь, а вот количество замечательных старинных домиков с удивительными фасадами — вот это да!

Это здание известно под названием Maison Roelly, поскольку здесь располагается магазин ювелирных изделий фирмы Roelly.

Фасад этого старинного, некогда военного дома, в наше время полностью отреставрирован и оформлен в стиле неоренессанс. Красочные «обманные» росписи, имитирующими лепнину, уступы фасада, колонны и прочие элементы декора выполнены в технике живописных иллюзий trompe l’oeil (обман зрения).

Особняк с башенками — Двор Прелатов (Cour des Prélats). Другое название этой ренессансной постройки — резиденция аббатства Эберсмюнстер. Это один из ранних образцов эльзасского ренессанса. Здание строилось с 1538 по 1560 год в качестве резиденции бенедиктинских монахов аббатства Эберсмюнстер. Сегодня постройка принадлежит городу и включена в список исторических памятников национального значения.

Романская церковь Святой Фе Аженской (Сент-Фуа) (Église Sainte-Foy) была построена во второй половине XII века. Этот крупный памятник романской архитектуры является бывшей монастырской церковью бенедиктинского, а затем иезуитского ордена. Впечатляющая своей монументальностью и древностью церковь находится в самом центре Селесты.

В двух шагах от церкви Святой Фе стоит церковь св. Георгия (Église Saint-Georges de Sélestat) — главный приходской католический храм. Эта базилика — одна из красивейших готических церквей Эльзаса. Она была построена в 1220—1490 гг. и соединяет в себе черты позднероманского стиля, чистой готики и пламенеющей готики. В центре этого довольно строгого фасада, построенного XIV веке, возвышается четырехугольная 60-метровая колокольня в стиле пламенеющей готики, завершенная уже в конце XV века.

Типичный эльзаский колодец на задворках церкви св. Георгия.

Ещё одна площадь, Place D’Armes, на которой расположена мэрия. Обедая в одном из кафе на этой площади, я наблюдала за свадебной церемонией, вернее, как все собирались, потом приехали на машине жених с невестой, небольшая фотосессия, и все пошли в мэрию на регистрацию.

Вот сейчас рассматриваю фотографии, отбираю для рассказа, и даже не верится: неужели я здесь была, в этой сказке?! Была! И фото тому подтверждение! (попросила местную жительницу запечатлеть меня).

Замок Верхний Кёнигсбург (Château du Haut-Kœnigsbourg.)
Автобус на остановку подошёл вовремя и через 30 минут я была у замка. От остановки к замку ведёт живописная дорожка.

А вот и сам замок, выглядит весьма внушительно.

Сегодня Верхний Кёнигсбург является восстановленным средневековым замком. Благодаря сохранившимся планам и зарисовкам, его удалось восстановить практически в полном соответствии с первоначальным обликом. Выстроенный из местного красного песчаника, словно слитый в единое целое со скалой, давшей материал для его постройки, Кёнигсбург представляет собой прекрасный образец мощной крепости и одновременно роскошной феодальной резиденции периода Средневековья.

У входа во внутренний двор замка туристов встречают весёлые ряженые на ходулях.

Обычный билет в замок стоит 8 евро, при предъявлении билета на автобус — 7 евро.

Утром туристов в замке было очень мало. Потом появилась группа немецких туристов, в одном из залов я застряла с ними (вперёд нельзя было протиснуться, а назад — я там уже была). Пришлось прослушать речь экскурсовода на немецком языке. Речь немецкая мне очень понравилась, но я плохо что поняла, вернее, почти ничего не поняла. Но немцы слушали с интересом, иногда охали и ахали. Вырвавшись из этого зала, я пошла в отрыв немецких туристов.

Замок очень понравился, и снаружи, и внутри очень интересно. Советую обязательно его посетить! По сравнению с Нойшванштайном (Schloss Neuschwanstein) в Баварии, это настоящий замок, который и выполнял в свое время предназначенную ему роль, а не красивое архитектурное сооружение для утехи короля. Хотя, я два раза была в Нойшванштайне и он меня ОЧЕНЬ впечатлил!

Замок Верхний Кёнигсбург

Построенный в 12 веке, замок Верхний Кёнигсбург на протяжении 8 веков был свидетелем европейский войн и противостояний между правителями, королями и императорами. Его обладателями были самые известные правители, среди которых — династия Габсбургов и последний германский император Вильгельм II. В начале 20-го века он провел полную реставрацию этого горного замка. На сегодняшний день замок представляет собой прекрасную иллюстрацию эльзасской крепости 15-го века. В замке находится богатая коллекция оружия и мебели 15 — 17 вв, которые дают представление о жизни в Средние века.

Замок возвышается на высоте около 800 метров над уровнем моря и с него открывается прекрасный панорамный вид на Эльзас, Вогезы, Шварцвальд.
Но, к сожалению, во время моего посещения, было несколько туманно, поэтому красивого панорамного вида не было.

И вообще, в этот день утром было очень холодно, ветер и сквозняки гуляли по залам и переходам замка. Одета я была явно не по погоде: лёгкие брюки и ветровка (хотя попадались люди в шортах и майке), так что к концу осмотра у меня уже зуб на зуб не попадал.
Полтора часа на осмотр вполне хватает, и на автобусе, который отходит от замка в 11–35, я вернулась в Селесту. К полудню она уже заполнилась туристами. Досмотрела этот прелестный городок, пообедала и отправилась на поезде в Барр (время в пути 27 минут).

Barr (Барр) Барр — винная столица департамента Нижний Рейн и кажется забытой деревней Эльзаса по сравнению с популярным городком Оберне неподалеку. Тем не менее, сюда стоит заехать, если уж вы путешествуете по Эльзасу.

Хотя в Барре и нет особых достопримечательностей, но множество традиционных фахверковых домиков, живописных мощеных улочек, обрамленных старинными красочными домами делает его не менее очаровательным.

Выйдя из поезда на станции в Барре и увидев вокруг обычные, непривлекательные малоэтажные дома, я растерялась: где старый город? В какую сторону идти? Возле ресторанчика на вокзале стояли мужчины, я обратилась к ним сначала на английском с жестами, — они не поняли, потом выдала на немецком и слова die alt Stadt, das Zentrum были прямо-таки ключом к направлению. Короче, от станции, надо идти по дороге вправо, и минут через десять вы попадаете куда надо.
Один из плюсов Барра — здесь нет таких толп туристов, как в гораздо более раскрученных и популярных городах и деревнях Винной дороги. Тихо и спокойно.

В центре Барра вы окажитесь на Place de l’Hôtel de Ville, красивой мощеной площади с большим фонтаном посередине.

Одним из важных зданий здесь является городская мэрия (Hôtel de Ville) — красивое здание, построенное в 1640–41 годах. Первоначальной здесь жил судебный пристав, представляющий Страсбург, но после революции здание стало мэрией Барра. Главный фасад включает в себя ряд аркад.

Рядом с мэрией находится Greffe Seigneurial, красивое деревянное здание с чудесным куполом на крыше.

Гуляя по улицам этого маленького городка, можно увидеть множество впечатляющих фахверковых домов, построенных в 16–18 веках.

В кафе этого живописного домика с аистами я перекусила вкусным пирожным с кофе. Было уже часов 6 вечера, когда я отправилась на поезде в Оберне (время в пути минут 10).

Оберне (Obernai)

Оберне- ещё один симпатичный городок Эльзаса. Там вы тоже попадаете в сказку из игрушечных домиков, герани, каменных церквей и колодцев.

Впервые Оберне упоминается в 778 году. Считается, что город был собственностью герцога Эльзасского, а затем — монастырей Hohenbourg (ныне — Mont Saint Odile) и Niedermunster: эти два монастыря были основаны св. Одилью и ее отцом. Примерно в 1240 году Оберне избавился от монашеской опеки и получил статус независимого города, благодаря которому он смог построить свою собственную систему укреплений, установить свой собственный суд и налоги и сам проводить рынки и праздники. VI век был золотой эпохой в развитии Оберне. Ремесла и экспорт вина сделали этот город процветающим.

Оберне — второй по посещаемости город в регионе Нижнего Рейна, так что туризм составляет значимый вклад в экономику города. Но и без него город процветает: в 1950-х годах Оберне удалось создать привлекательную для промышленности атмосферу, что привлекло сюда многие компании.
Для туристов же город интересен прежде всего своей фантастически прекрасной атмосферой средневекового красивого города.

На последнем поезде, который отправлялся из Оберне около 9 часов вечера, я вернулась в Страсбург (время в пути минут 30).
Вот так прошёл мой второй день во Франции, в прекрасном Эльзасе, царстве фахверка. Пресытилась ли я этим за эти дни? Нет! Пока ещё нет... Но впереди меня ждёт Кольмар и деревни Винной дороги вокруг него.