Турист Валентина Марченко (val-mar)
Валентина Марченко
была сегодня 0:36

Страсбург — Франция Июнь 2019

Продолжаю рассказ о своём первом путешествии по Франции. Франция — небольшая, конечно же, страна, но каждый регион в ней особенный, не похожий на другие, в чём я убедилась, побывав лишь на востоке страны. На Туристере рассказов о Франции с подробной и полезной информацией очень много! Мне кажется, исследован и представлен в отчётах почти каждый регион. Читаешь — глаза, мысли и желания разбегаются: соблазнов много, посмотреть хочется всё! Но, своё знакомство с Францией я решила начать со сказочного Эльзаса — царства фахверка, виноградников и виноделен.

Туркайм (Turkheim)

Эльзас — это удивительное сочетание сразу двух культур: Франции, с её любовью к шарму, деталям, цветами и винам и Германии — с фахверковыми домиками, сытной едой и пивом.
В главных городах Эльзаса Страсбурге и Кольмаре — есть свои «сказки»: «маленькая Франция» в одном и «маленькая Венеция» в другом. Оба города считаются одними из самых красивых в Европе.
Вдобавок количество «самых красивых французских деревень» по плотности здесь просто зашкаливает по сравнению со многими другими регионами. Куда не ступи, тебя ждут эти старинные узкие улочки, живописные разноцветные фахверковые домики, вкусное местное вино и цветы, цветы, цветы!

Рибовилль (Ribeauvillé)

Итак, определившись с маршрутом путешествия, я начала выстраивать логистику и теперь моим настольным сайтом стал французский SNCF, который сменил итальянский Trenitalia. Сайт SNCF лёгкий и понятный. На нём я смотрела расписание, подбирала удобные по времени рейсы. Билеты покупала месяца за три, когда начинались продажи на нужную мне дату. После оплаты картой, билеты тут же приходят на почту. В поезде, при проверке, достаточно показать этот билет либо на своём гаджете, либо распечатку на принтере.
Началом путешествия был Страсбург (Strasbourg). Знакомы спрашивают меня: Была во Франции? Ну, и как там Париж? Увы, в Париже не была, только пролетела слегка над ним.

Франция. Красавец Эльзас. Часть 1. Страсбург

Билет в Страсбург я покупала на сайте Air France и он состоял из двух сегментов: самолёт Москва (вылет в 6–10 утра)- Париж (аэропорт Шарль-де-Голль) и поезд Париж (аэропорт) — Страсбург. Кстати, на сайте Air France (русской версии) есть информация, что делать и куда идти на поезд в аэропорту Парижа, если у вас такой билет. Интервал между прибытием самолёта и отправлением поезда около трёх с половиной часов. Достаточно времени, чтобы пройти паспортный контроль, получить багаж и найти в аэропорту станцию TGV.
Отстояв в очереди к паспортному контролю минут 40, я получила штампик в заветном окошечке. Столько народа к паспортному контролю как здесь, я ещё не встречала! Получив чемодан, я отправилась на поиски станции TGV. Пару раз спросила у служащих, потом шла по указателям. Какой же парижский аэропорт Шарль-де-Голль (по сравнению с нашими Шереметьево и Домодедово) огромный!
Спустившись на вокзал, я нашла офис с надписью AirFrance Air&Rail,

Франция. Красавец Эльзас. Часть 1. Страсбург

подала свой электронный билет, мне предложили отправиться на поезде, который шёл по времени раньше. Выдали билет на поезд с указанием вагона и места. Время в пути примерно 2 часа. Таким образом прибыла в Страсбург где-то в 13–00, вместо 14–45.
Вокзал Страсбурга внешне напоминает какой-то космический объект. Над зданием вокзала (постройка 1883 г.) в ходе реконструкции в 2006 — 07 годах был достроен стеклянный купол, который в виде стакана накрывает собой здание XIX века.

Франция. Красавец Эльзас. Часть 1. Страсбург

Выйдя из здания вокзала на привокзальную площадь, я обомлела, увидев прямо перед собой свой отель Hotel Arok .

Я была в полном восторге от того, что без приключений добралась до Страсбурга и то, что не надо метаться по городу в поисках забронированного отеля (что бывает со мной очень часто).

Отель рекомендую: современный, с лифтом, круглосуточная регистрация, полноценный завтрак (типичный европейский шведский стол), входящий в стоимость, накрывается в красиво оформленном зале на первом этаже. А самое главное — месторасположение: для поездок из Страсбурга — вокзал буквально в двух шагах, и исторический центр город в 5 минутах ходьбы.
Хотя я появилась в отеле раньше времени check in, моя комната была готова и я заселилась в номере на 3 ночи.

В моём распоряжении была вторая половина дня прибытия, два полных последующих дня и утренняя половина дня до отъезда в Кольмар (в 13–00). Достаточно времени, и в планах на эти дни были осмотр Страсбурга и выезд на поезде в Селесту (с посещением замка Верхний Кёнигсбург), Барр и Оберне.

Франция. Красавец Эльзас. Часть 1. Страсбург

В Страсбург я влюбилась, когда ещё только читала отчёты туристов и разглядывала яркие, праздничные фото. Город с таким строгим и суровым названием, который всегда ассоциировался у меня с Европейским парламентом и Советом Европы, на самом деле оказался милым, уютным, и местами даже сказочным городком с непростой историей. Постоянные переходы от Германии к Франции отразились на всём его облике, культуре и традициях.
В этом городе у меня были конкретные места, которые нужно было непременно посетить.
Итак, отправляюсь на первый осмотр города.

Сердце Страсбурга — Гранд-Иль — его исторический центр. Это большой остров, образуемый рекой Иль, идеальное место для знакомства с городом и его исторической атмосферой. Здесь находятся его главные достопримечательности: Страсбургский собор (Нотр-Дам-де-Страсбург), другие средневековые церкви и разноплановые в архитектурном плане исторические здания.

музей Нотр Дам на Кафедральной площади

Маленькая Франция (Petite France) — одно из самых красивых мест Страсбурга. Самое туристическое место, судя по толпам туристов. Этот живописный уголок расположен на Большом острове, отделенном от других частей Страсбурга каналами. Прелесть «Маленькой Франции» состоит во множестве старинных фахверковых домиках, украшенных геранями, чьи фасады отражаются в кристальной глади воды каналов. Здесь в средневековье жили ремесленники, рыбаки и мельники.

История этого района насчитывает не одно столетие, и даже название его не так уж невинно. Именно в этом районе селили больных сифилисом. В те времена в здешних местах хозяйничали германцы, а сифилис называли «французской болезнью», и именно это обстоятельство дало району его имя. Естественным образом здесь же, в рабочей среде, собирались и девушки, чей род занятий в изрядной мере способствовал распространению «французской» болезни.

Дом дубильщиков (Maison des tanneurs) — один из самых примечательных фахверковых домов «Маленькой Франции», это здание было построено в 1572 году и было несколько изменено в начале 17-го века.

Надо сказать, что количество туристов в этом квартале зашкаливает! Переполнено всё: улицы, рестораны, площади.

Франция. Красавец Эльзас. Часть 1. Страсбург

В одном районе с Маленькой Францией, находится Плотина Вобана (Barrage Vauban).

Франция. Красавец Эльзас. Часть 1. Страсбург

Спроектированная известным французским маршалом и военным инженером Вобаном, представляет собой мост, плотину и оборонительные сооружения, построенные в 17 веке на реке Иль. Плотина была построена для защиты Страсбурга: сложная система шлюзов, позволяла затопить обширные территории на подходе к городу и сделать их непроходимыми для неприятельских армий.

Наверх плотины можно подняться, что я и сделала, и полюбоваться лабиринтом страсбургских каналов и «Маленькой Францией».

Франция. Красавец Эльзас. Часть 1. Страсбург

Со смотровой площадки плотины хорошо видны Крытые мосты (Les Ponts Couverts). Крытые мосты перекинуты через рукава реки Иль в настоящее время никаких крыш не имеют, хотя когда-то на каждом из четырех мостов была не только кровля, но и бойницы. Эти оборонительные сооружения были построены еще в XIII веке и должны были защищать водные подступы к городу. Со временем крыши мостов обветшали, а в XIX веке весь ансамбль, включая башни, перестроили в камне. Сохранились четыре башни, каждая из которых имеет свое название — Башня палача, Генриха, Ханса фон Альтхайма и Французская.

Двигаясь дальше от плотины и квартала Маленькая Франция по колоритным улочкам, я вышла к Церкви св. Томаса (église Saint Thomas). Это главная протестантская церковь, шедевр готического искусства Эльзаса, одна из немногих протестантских церквей, сохранившихся с периода Реформации.
Франция. Красавец Эльзас. Часть 1. Страсбург

Далее — Площадь Гутенберга (Place Gutenberg). Она расположена в нескольких шагах от Нотр-Дам-де-Страсбург.

Названа в честь изобретателя типографической печати Йохана Гутенберга. На площади установлен его памятник. Это место являлось одним из центров Страсбурга с периода Средневековья до 18 века.

Франция. Красавец Эльзас. Часть 1. Страсбург

Весёлая карусель катает детишек.

Выйдя с площади Гутенберга на улицу Мерсье (Rue Mercière), совершенно неожиданно я увидела Кафедральный собор Страсбурга. Ну, должна я сказать — это что-то! Я, конечно, читала о нём, о его размерах, но то, что я увидела — превзошло все мои ожидания! Такого высокого собора я ещё не видела. Приходилось запрокидывать назад голову, чтобы увидеть кончик шпиля. А красота какая! Мне кажется, любоваться им можно бесконечно!

Франция. Красавец Эльзас. Часть 1. Страсбург

Страсбургский собор (Нотр-Дам-де-Страсбург) — одна из самых грандиозных готических церквей Европы и прекрасный памятник средневековой архитектуры. Про него говорил великий Виктор Гюго — «чудовище гигантское и деликатное». Собор построен между 1176 и 1439 годами и имеет 142-метровую башню, самую высокую во Франции. Одной из достопримечательностей собора являются 300-летние астрономические часы.

Снаружи фасад представляет собой гигантскую картину Средневековья: сотни скульптур выделяются из стен и подчёркивает игру света и тени. А розовый песчаник, из которого выполнен Нотр-Дам, меняет цвет в зависимости от времени суток. Насмотревшись на него снаружи, я зашла внутрь. Вход в Страсбургский собор бесплатный. Но дело было уже к вечеру, начиналась служба, и служащие вежливо попросили туристов покинуть церковь. В общем, я почти ничего не успела посмотреть.

Кафедральная площадь (Place de la Cathédrale) — одна из центральных и наиболее заполненных туристами площадей города. Она окружена старинными зданиями в самых разных стилях.
Франция. Красавец Эльзас. Часть 1. Страсбург

Уникальный дом Каммерцеля (Maison Kammerzell), расположенный у стен Кафедрального собора, был построен в 1427 году. Свой окончательный облик здание получило в 1589 году. Выглядит он довольно необычно: первый этаж сделан из камня, потом три этажа отделаны деревом в духе Ренессанса Рейна, и затем идет трехэтажная крыша. Главной особенностью исторического здания является большое количество окон с изысканным фигурным обрамлением, на фасаде можно различить миниатюрные фигурки различных библейских персонажей и мифических существ.

Франция. Красавец Эльзас. Часть 1. Страсбург

Роанский дворец (Palais Rohan) расположен напротив одного из фасадов собора. Этот дворец был построен в период 1731 по 1742 годы. Здание выполнено в классическом стиле, с идеальной симметрией. Во дворце проживали в свое время кардиналы из рода Роан, целых 4 поколения.
Сейчас в нём располагается 3 музея: археологический, музей изобразительного и декоративного искусств.

По улочкам старого города маленький туристический паровозик катает туристов. Билет стоит 7 евро, есть аудиогид на русском языке. Я не упустила возможность одновременно отдохнуть и в тоже время полюбоваться улочками, домами и каналами, слушая интересный информативный рассказ.
Вот так закончился мой первый день в Страсбурге.

Франция. Красавец Эльзас. Часть 1. Страсбург

На следующий день у меня было запланировано обязательное посещение протестантской церкви Святого Петра Молодого /Сен-Пьерр-ле-Джуне (Saint-Pierre-le-Jeune).
Прекрасная церковь была построена в стиле готики в 11 веке на месте древней часовни, она тоже является настоящим кладезем исторических и художественных ценностей.

Франция. Красавец Эльзас. Часть 1. Страсбург

В церкви сохранились уникальные фрески 14 века, ее зал освещают огромные люстры, повсюду можно увидеть массивную мебель, выполненную из дерева темных пород. Важно помнить, что для посещения она открыта в понедельник, среду и пятницу примерно с 15–00 до 17–00. Вход бесплатный.

Сохранившиеся фрески на стенах и интерьеры церкви поражают и восхищают. Эмоции, которые я там испытывала не передать словами. Сюда надо идти обязательно.

Обойдя церковь и подробно её осмотрев, я вышла в клуатр. Красивейшая романско-готическая крытая галерея, единственная в Страсбурге, которая целиком дошла до наших дней. Считается, что это самый древний клуатр, сохранившийся к северу от Альп.

Несмотря на свою древность, он не избежал размещения в нём современных инсталяций.

- Wo kommen wir her? - Wo gehen wir hin? - Und ich, wo bin ich?

Что означают эти головы, висящие над колодцем? На стенде надпись на английском и немецком языках: - Where do we come from? - Where are we going? - And, where am I? - Wo kommen wir her? - Wo gehen wir hin? - Und ich, wo bin ich?

Вот таким образом здесь выражены философские размышления: Откуда мы? Куда мы идём? И где я?

А вот ещё скупльтуры женщин в галерее.

Франция. Красавец Эльзас. Часть 1. Страсбург

Интересно, что в Страсбурге есть ещё одна церковь с таким же названием. Но это современная католическоая церковь Св. Петра Молодого (Église Saint-Pierre-le-Jeune catholique). Расположена на улице Сен-Леон (Rue Saint-Léon), рядом с Дворцом юстиции.

Это большой храм из красного песчаника, построенный в 1889—1893 гг. Внушительный купол этой церкви хорошо просматривается со многих точек Страсбурга.

Франция. Красавец Эльзас. Часть 1. Страсбург

За этой церковью расположен квартал Нойштадт. В переводе с немецкого название означает «новый город». Квартал начал обустраиваться вскоре после завершения Франко-прусской войны. Здесь появился Рейнский дворец — резиденция короля, которая стала идеальным образцом прусской архитектуры. Центром квартала является площадь Республики (бывшая Кайзерплац). Ансамбль площади составляют пять зданий, в том числе Рейнский дворец, Национальный театр Страсбурга и университетская библиотека. Это уже другой Страсбург, совсем не похожий на тот, что я уже посмотрела. В нём нет фахверкового очарования Маленькой Франции и старого города, но посмотреть его надо обязательно, чтобы увидеть, что Страсбург совершенно разный.

На площади Республики в 1936 году был установлен монумент «Погибшим Страсбурга» — он посвящен жителям города, которые были вынуждены сражаться друг против друга. Его автором является ученик Огюста Родена Леон Эрнест Дривье.

Франция. Красавец Эльзас. Часть 1. Страсбург

Пройдя этот квартал, я вышла к церкови св. Павла (Eglise St. Paul), красивому неоготическому сооружению конца 19 века.

Шпили башен видны издалека, возвышаясь над всеми окрестностями на высоту 76 метров. В конце 19 века Франция потеряла Эльзас. В Страсбурге стоял прусский гарнизон, большинство солдат которого были лютеранами. Для них в 1897 г. и возвели церковь Св. Павла, способную вместить 2000 человек.

Франция. Красавец Эльзас. Часть 1. Страсбург

Ещё один обязательный пунктик был в моём листе must see and do: покататься по реке и шлюзам на речном трамвайчике и увидеть город с воды. Прогулка на так называемой батораме (batorama) длится 75 минут, есть также аудиогид на русском языке. Есть лодки открытые,

а есть закрытые, со стекляной крышей, причём голубоватого оттенка, наверное, для пущей защиты от солнечных лучей. Мне попалась закрытая лодка, так что фото во время прогулки я не делала. Зато спокойно сидела и любовалась пейзажами.

Франция. Красавец Эльзас. Часть 1. Страсбург

Маршрут проходит через исторический город мимо обязательных достопримечательностей, в частности, квартала Маленькая Франция и кожевников, Крытых мостов и плотины Вобана, имперского квартала Нойштадт и доходит до Европейского квартала, в котором сосредоточилось большое количество административных учреждений Европейского союза: Совет Европы, Институт по правам человека и прочие. Штаб-квартиры этих организаций расположены на территории Европейского квартала и хорошо просматриваются с лодки.
Причал находится на реке Иль сразу за дворцом Роана. Я покупала билет в автомате на причале. Во время покупки можно выбрать определённую дату и время. Билет стоит 13,50 евро, автомат принимает только карты. Лодки отправляются каждые 15 минут. Незадолго до отправления на причале образовалась очередь (все хотят занять лучшие для обзора места). Кстати, причалов несколько, он указан на билете.

Франция. Красавец Эльзас. Часть 1. Страсбург

Ну вот, и подошло к концу мой пребывание в Страсбурге. Было воскресенье, поезд в Кольмар отправлялся после часу дня. После завтрака, с утра пораньше я вновь направилась на Кафедральную площадь, ещё раз посмотреть великолепный Нотр Дам Страсбурга. По пути я вышла на площадь Бройля, которая больше похожа на длинную аллею. Здесь расположены несколько особняков 18 века, а также ратуша, префектура и оперный театр. Особо не впечатлилась, здания, хоть и 18 века, но без всякой изюминки.

От неё вышла на Кафедральную площадь, которая в этот ранний час была совсем малолюдна. Зашла в собор, в надежде как следует рассмотреть его и увидеть, наконец-то знаменитые астрономические часы. Но, увы, в этот утренний воскресный час шла служба. Прихожан было много. Я посидела какое то время, послушала проповедь на певучем французском языке (естественно, ничего не поняла), и вышла.

От площади углубилась в улочки, которые ведут к реке. Официанты начали готовить рестораны к приёму посетителей, традиционные сувениры Эльзаса (аисты) ждали своих покупателей.

Удивительно, накануне ходила в этом районе, ничего такого не видела, но сейчас, свернув на одну из улочек, у меня перехватило дыхание от красоты! Вот могут французы украшать свои дома! Сколько в них креатива и очарования!

Страсбург великолепен! Его разнообразие впечатляет. Я увидела его таким, каким и представляла. А ещё, у меня всё время было ощущение, что он напоминает чуть-чуть Амстердам. Река, каналы, многочисленные мосты, дома, стоящие прямо в воде.

И велосипеды. Они повсюду и их много, лихие велосипедисты так и норовят сбить тебя, когда зазевавшись, ступаешь на их дорожку.

На этом заканчиваю рассказ о столице Эльзаса. А о городках, которые я посетила, выезжая на один день из Страсбурга, я расскажу в следующий раз. Продолжение следует.