Турист Иван Якунин (Ivan_Jakunin-1)
Иван Якунин — был 24 марта 10:33
Здравствуйте, меня зовут Диван.

Большое Болдино — Россия Сентябрь 2019

Путешествие в Большое Болдино Нижегородской Губернии — самая необычная из моих незапланированных поездок. Оказаться в селе довелось согласно попаданию в призёры конкурса «Всемирный Пушкин», где моим оказалось третье место в номинации «проза». Награждение лауреатов проходило в селе в рамках фестиваля «Над миром — Болдинская осень», фонд «Русский Мир» и усадьба А. С. Пушкина в Болдино взяли на себя расходы на поездку и досуг на два с небольшим дня.

Добраться из Москвы до Нижнего Новгорода не так сложно — между городами курсируют ласточки и стрижи, отнимая чуть больше трёх часов. Нижний посмотреть времени не было — сразу на вокзале нас ждала маршрутка. Путь от Нижнего Новгорода до Болдино несколько дольше поездки на скоростном экспрессе. Наш дилижанс въехал в село спустя четыре с хвостиком часа, в которые уложились транзит через несколько районов области, встряску на легендарном аттракционе «Русская Дорога» и шикарные виды на раскинувшиеся поля, сливающиеся с небом через много километров.

В Большом Болдино туристов завозят автобусами, а размах русского простора диктует необходимость гостиницы в селе. Таких оказалось две — находящихся в одном здании. Нас заселили в гостинице «Болдино», приписанной к общему туристическому кластеру села. Внутри два этажа с вполне приличными номерами, банкетный зал, нередко занятый под свадьбы и торжественные ужины, шикарный бюст Пушкина в фойе и сувениры на стойке регистрации. К антуражу приличной провинциальной гостиницы добавили сытное меню и приветливый персонал. Описание получилось как рекламный проспект, конечно, но ощутимых недостатков при довольно бюджетном размещении не замечено.

Напротив гостиницы находится Научно-культурный центр — большое здание, вместившее в свои стены картинную галерею, творческие кружки и секции, зал с невообразимо светлой люстрой. Честно, говоря, не каждый город может похвастаться такого масштаба культурным местом притяжения! Картинная галерея вобрала в себя в первую очередь коллекцию картин с Александром Сергеевичем Пушкиным. «Пушкиниада» разнообразна — от зарисовок и мимолетных скетчей до пейзажей пушкинских мест и огромных полотен с поэтом.

Осень в Большом Болдино

В вечернюю программу входил пушкинский бал, согласно правилам времён жизни поэта. Рассказали о танцах и их значении, об играх и досуге во время бала. Наблюдать за шуршанием платьев во время вальса или грому мужской поступи когда звучит мазурка — интересно, но засиживаться нам не пришлось, то и дело зрителей тянули на мастер-классы. Я успел потанцевать полонез, вальс, мазурку, освоить язык веера и рассказать четверостишие из Пушкина, играя в фанты. Как сказали на балу — моё «У Лукоморье дуб зелёный…" попало в подавляющее большинство из рассказанных на предыдущих балах.

Для меня бал — всегда казался чем-то скучным, навроде вечеринки умников с молочными коктейлями и игрой в города. Однако нет, дамы и господа — бал это настоящий мир и его сценарий непредсказуем и живой.

А вокруг бала село. Большое Болдино огромное селение. Пруды в центре — те из каскада, что созданы для облагораживания имения и не попали на территорию музея. Рядом с прудом стоит памятный камень, на котором запечатлели важный исторический момент. На месте где заложен камень, в 1918 году собрались крестьяне Болдино и порешали сохранить усадьбу Пушкиных в память о великом поэте. Во времена, когда имения баринов нещадно разрушалось, сам народ воспротивился надругательству над достоянием России.

Осень в Большом Болдино

И вот, словно протянув это решение сквозь налёт двух с половиной веков, впитав его в менталитет, болдинцы гордятся селом и содержат его в чистоте и опрятном виде. Да, Большое Болдино — районный центр, и всё же я редко встречал села в таком отличном состоянии. Улочки Болдина расходятся лучами, скрывая в своей тени гуляющих кур и отдыхающих котов. У дворов осели старые машины, годные разве только на металлолом, магазинчики с куцыми серыми вывесками граничат с ярким неоном торговых сетей, рекламные щиты горделиво транслируют достояние села — профиль поэта, создавшего литературный русский язык. Между заборами огородов уходит небольшая тропинка к памятникам войны, у администрации музея-усадьбы целая площадь посвящена Великой Отечественной Войне. Недалеко от мемориала старый ДК. Здание будто спряталось в тени храма, укутавшись кустарником. ДК закрыт на реконструкцию. Примечательны колонны старинного здания — они деревянные. Ещё больше удивила стена Цоя — на углу ДК, напротив лавочек островок Виктору Робертовичу стал достопримечательностью и заодно рок-клубом. Жалко, что не ясно как стена Цоя переживёт реконструкцию здания. Говорят, её сохранят и перенесут.

Весь центр Большого Болдина является памятником и культурным наследием. Интересно, чтобы не превратить в музейный зал центральные улицы и скверы, тут и там по селу раскиданы памятные камни. Они определенно лучше равнодушных стоек с описанием, как то выглядит в музеях и гармонично вписаны в жизнь села. Попадаются небольшие камни у аллеи берёз, высаженной писателями ещё Советского Союза, или камни у памятников войны.

Осень в Большом Болдино

Как и полагается запискам из села, немного котиков и живности Вам.

Усадьба Пушкиных, одного из старейших родов России, отлично сохранилась благодаря крестьянам прошлого и работникам культуры настоящего. Так хорошо, что неприметные деревянные ворота входа в усадьбу-музей, наверное, самые простецкие во всём селе с населением в 4000 человек. Свежепокрашенные — да, с небольшой калиткой, у которой развалилась дворняга. Собак в усадьбе не жалуют — не все посетители любят собак. С кошками проще и потому те чувствуют себя хозяевами положения внутри усадебного двора.

Осень в Большом Болдино

Сразу после входа крыльцо господского дома и лиственница, посаженная самим Александром Пушкиным. Дерево растёт из небольшой лужайки прямо у крыльца. Чуть вдалеке расположился сам поэт, руки на груди, Александр Сергеевич будто смущается, встречая многочисленных гостей к своей персоне. Это главный памятник в усадьбе, рядом с ним проходят встречи и творческие вечера, награждения и концерты. Чуть позже и нам здесь вручат дипломы лауреатов конкурса «Всемирный Пушкин», а Александр Сергеевич «пожмёт руку как равным» — отличные слова одного из членов жюри.

А пока мы уходим в дом, шурша по деревянному полу бахилами. Александр Сергеевич бывал здесь господином, а жил как гость. В дома нет диванов и кроватей, поэт не отдыхал, вольготно развалившись на перине. Убранство всех комнат — скромное. Два-три кресла, стол или столики с принадлежностями для письма. Интересно, но все столы покрыты сукном зелёного цвета — потому что они игральные. В доме Пушкиных часто играли, писали намного реже — хотя Александр Сергеевич не то, что за всех написал — за всю Россию! Но он совершенно не стеснялся работать на игральных столах, оставляя зарисовки и черновики на разбросанных листах.

В просторных комнатах за отсутствием большего гардероба не остаётся чувства пустоты. На стенах висят портреты близких родственников, Татьяны, в углах стоят важные английские напольные часы. Удивительно, но они отлично подходят к интерьеру века А. С. Пушкина и нисколько не напоминают Биг Бен в русском селении. Одни такие часы остались в имении со времён Пушкина, другие — подарок в уже поздние времена.

Осень в Большом Болдино

В отдельной комнате, купаясь в ярком свете ламп как в неугасаемой славе, стоит скульптура с посмертной маски Пушкина. Чуть дальше, сквозь комнату с портретами детей Александра Сергеевича висит самый известный портрет поэта.

Внутри господского дома сочетаются сохраненный быт поэта и память потомков. Сочетаются нежно, едва переплетаясь и нет контрастов между креслом, на котором когда-то развалился поэт, выискивая рифму и часами, символизирующими сгоревшую главу «Евгения Онегина», где листья осени сквозь время падают жжёными листами. Никакого контраста — а разница в возрасте два века! И даже хронологию болдинского творчества поэта будто бы и повесили в один день с появлением английских часов.

Осень в Большом Болдино

Вторым ярким зданием в усадьбе является кухня. В пушкинские времена нравы не позволяли иметь кухню в господском доме, чтобы не дай Бог пропахло готовящейся едой. Тогда было далеко моды на квартиру-студию у богемы и кухня располагалась поблизости. Сейчас в Болдино внутри кухни могут и накормить, и напоить, про печь русскую рассказать, из самовара напоить, а особо активным провести мастер-класс на ткацком станке.

Аккуратный сад прячет в цветах скамейки, аллея с липами манит запахом. Здесь же первый пруд из каскада, расположенный на территории усадьбы-заповедника. Самый популярный мост нависает над прудом. У моста очередь из ожидающих, а на нём спешно, чтобы долго не тревожить посетителей, фотографируются. Иногда никто не просит чуть-чуть подождать и все размеренно проходят по выпуклому деревянному мосту, разглядывая яркие оранжевые штрихи осени на глади пруда.

По другую сторону пруда, где кончается липовая аллея в тени сада стоит беседка. Она не привлекает туристов так, как это получается у моста. Зато именно у беседки на самом берегу растёт необычная ива. Огромная ива — ровесница Пушкина. Когда-то давно в неё ударила молния и отколола часть ствола. Отколовшаяся часть упала на берег, и уже было думали убрать неприглядный кусок дерева. Каково же было удивление работников музея, когда этот самый кусок пустил корни в пруд и вверх поднялся росток.

От живучей ивы начинается целый ряд ивняка, склонившегося над тихой гладью пруда. В саду, в дальнем углу, расположилась вотчинная контора. Рабочий дом, где собирали оброк деньгами и шерстью, там сохранились большие весы. В ряды стоят столы — за одним сидел приказчик, за другим считали собранное с крестьян, на другом лежит книга, куда записывались все произошедшие события. Степени важности у событий не было — конечно, катаклизмы или народный праздник вносились обязательно, но в целом — был дождик с утра, запишем, заяц по дроге пробежал — строчка занята ушастым, Петька, дворника сын, наказан двумя плетьми — так и запишем, у барина плохое настроение, попался Петька.

И хотя вотчинная контора будто специально расположена в укромном уголке, именно с неё начинается рассказ об усадебных избах. Первой на пути будет стоять баня. Большая, с предбанником, парилкой и комнатой для стирки. В бане невообразимо пахнет, хоть на ходу раздевайся и топи печь. Такой эффект достигается хранившимися травами на чердаке сооружения. Комната для стирки и баня по разные стороны от входа, а прямо напротив дверь — она выводит на задворки, там крыльцо, с которого разбегались и прыгали в пруд — следующий в каскаде после усадебного с мостом и чудо-ивой.

Недалеко от бани — крестьянская изба. В ней жили мужики и бабы. Половина баб — направо. Там восстановлен быть избы, печка, в которой стоят котелки, ткацкий станок, стол, лавки. Всё аккуратно и красиво. По логике, на мужской половине избы должны валяться носки, царить беспорядок и творческий хаос. По-мужски, словом. Но там решили сделать выставку мужицких картин. Комната мужиков меньше. Говорят, что в один день два мужика (фамилии вам назовут, конечно) пошли купили краски, холст и сели рисовать Пушкина в крестьянском быту. Рисовали они, конечно, неумело — ошибались в пропорциях и динамике. Но! Чёрт побери — мне бы вот так сесть и нарисовать так неумело, как это вышло у двух мужиков.

Последним зданием в усадьбе будет конюшня. Здание восстановлено. Это видно по опрятному убранству конюшни. Внутри ровно так, как было и раньше. На вопросы — где же карета Пушкина? Вам невозмутимо ответят, что её нет, ведь Пушкин как-то должен был уехать из Большого Болдина.

За углом конюшни ворота и выход из усадьбы. Ворота на выход ничем не отличаются по своей простоте от главного входа, а за ними сразу два восстановленных дома церковного причта. Там жили служители Церкви Успения Пресвятой Богородицы. Мы вышли за усадьбу, а музей ещё не расстаётся с посетителями. В этих домах — музей пушкинских сказок. Экспонаты созданы одаренными детьми. Это и вправду не поделки из детского садика, а полноценные произведения. Чего стоят рельефные картины, резьба по дереву и роспись на шёлке. Экскурсоводом у нас была Виктория, накануне мне довелось с ней танцевать на пушкинском балу. Большинство работников музея-усадьбы и есть устроители бала. Они рассказывают о традиции, однако есть и обыкновенные жители — полицейские, работники, менеджеры, которые участвуют в мероприятиях.

Недалеко сувениры, скульптура с маленьким Пушкиным, там же в саду памятник Пушкину уже большому, в порывах творчества, в административном здании выставки болдинских художников и кажется знакомство с болдинским периодом жизни поэта закончено. Отнюдь, впереди остались потаённые уголки.

Прогулка в усадьбе прошла вокруг церкви Успения Божьей Матери. Перед церковью стоит бюст Александру Невскому, как покровителю роду Пушкиных, а сама церковь была освящена в год рождения Александра Сергеевича Пушкина. Дед А. С. Пушкина строил её почти полвека, но так и не дожил до окончания работ. Заканчивала работы бабушка поэта. Церковь частично разрушили в советский период и, как водилось в те времена, использовали под хозяйственные нужды. По ощущениям, церковь — самое высокое здание в Большом Болдино. Сегодня под стенами церкви (за территорией храма, естественно) разбит бойкий торжок сувенирами и припасами для туристов.

Осень в Большом Болдино

Тропинки в саду усадьбы-музея Пушкина тают в тени деревьев, скрываясь в загадочном тихом парке. Огромное пространство отдано тропинкам, прудам, колодцу. Здесь, на перепадах высот корни деревьев полосуют тропы, деревья вписываются яркими кронами в вольный пейзаж, обрамляющий много километров вокруг. Большой яблоневый сад и кусты вдоль тропы, беседка сказок и дымка — парк большой и тихий, где можно укрыться и мечтать. Ну что? Показать вам Болдинскую осень, подчеркнувшую гений Пушкина? Смотрите.

На самом высоком месте парка расположилась часовня Михаила Архангела. Снова деревянная, теперь это экспозиция по генеалогическому дереву рода Пушкиных. На крыльце может стоять сам Архангел Михаил, осматривая простор — увидеть закат или рассвет с крыльца часовни приходят специально.

Вокруг села располагается роща Лучинник, где бьёт родник с чистой водой, насыщенной серебром. Воду эту используют только для особых рецептов, вроде легендарного местного самогона или настоек, готовят праздничный чай на этой воде. Наш автобус пронесся мимо рощи и уехал во Львовку.

Село Львовка образовалось силами переселенных крестьян из Болдина — в целях освоения земель. Раньше тут было многолюднее, сейчас постоянно живут четыре бывших алкоголика. Они уехали от своей беды в целях реабилитации — делать здесь нечего, кроме как работать на благо музея, магазинов нет.

Усадьба Пушкиных во Львовке не большая. Господский дом меньше чем в Болдино, а все его комнаты давно не выглядят так, как их видел Александр Сергеевич. Но всё равно они — из семнадцатого века. Каждая комната воссоздаёт одну из повестей Белкина, написанных Пушкиным в этих краях. В одной — костюмы «Барышни-крестьянки», в другой пистолеты мрачной драмы «Выстрел». Музей к своей задумке подошел максимально ответственно и даже освещение каждой комнаты соответствует настроению воссозданной повести.

Рядом с господским домом вверх смотрит колодец-журавль, в петле тропинок растут четыре сосны — их посадили в честь четырех детей Пушкина и Натальи Ростовой. По преданию.

Церковь Александра Невского сохранилась частично и сейчас закрыта, стоит на дороге к церковно-приходской школе. Денег восстановить церковь нет, использовать как подсобное помещение — кощунство, а для кого её открывать? Из всех четырёх жителей Львовки рвения к вере ни у кого не обнаружено.

Осень в Большом Болдино

Истинный хозяин села расположился на крыльце школы — кот Барсик. Матёрый котяра оказался в расположении музея в 2001 году ещё котёнком. Сейчас он скрипуче мяукает, встречая гостей, прошли времена, когда он страшил семейство уточек. Теперь они вольготно расхаживают вокруг школы, то и дело забредая в обмелевший пруд. Из пруда словно пальцы тянутся к школе мощные жилы корней дубов, расположившихся на другом берегу.

В самой школе класс, и фотографии. В школе учили родную веру (школа то церковно-приходская), естествознание и стихи Пушкина. В коридоре, где ученики раздевались, фотографии, передающие своим черно-белым настроением тяжёлые будни прошлых веков, застревая в колее, продуваясь ветрами любимой зимней нижегородчины.

Большое Болдино — огромный пласт эпохи Пушкина, где он жил и скучал, радовался и переживал. Здесь было написано много строк о любви, о жизни и смерти, о фортуне и предательстве. И о самом Болдино в его самом красивом времени года — Унылая пора, очей очарованье…

Вам за осенью? Езжайте в Большое Болдино.