Турист Юлия (Floret)
Юлия
была 17 марта 2021 9:19

Индия Июнь 2015

Мы с мужем когда-то путешествовали по Северной Индии в начале 90-х, тогда русские там были в диковинку, изъездили все вдоль и поперек, для нас, «постсоветских» все тогда было шоком)).Мы полюбили Индию всем сердцем, скучали, и Северная Индия осталась самым-пресамым местом, куда хотелось бы вернуться.

Наконец, возможность представилась. Это был июнь, самое начало сезона дождей. Цены писать не буду, так как они уже не актуальны.

План на три недели был такой: летим в Дели, оттуда на автобусе в Наггар, там поживем, потом идем в горы с рюкзаками и палаткой. Возвращаемся обратно в Наггар и дальше по настроению — может съездим в Маникаран, может на Ротанг или дальше, может еще что-нибудь… Обратно так же на автобусе в Дели.

Летели Аэрофлотом, прямым рейсом через Москву, нормально. Аэропорт в Дели новый, огромный!..мы помнили небольшой страшный «сарайчик»)))

Дели… Дели… Этот запах, эти звуки… Мы все помнили!.. да разве забудешь эту смесь благовоний, мочи, специй и чего-то еще…ужасный душный запах, но от него комок в горле, хочется дышать и дышать… О, ДЕЛИ. Наконец-то. Кстати, узнаваемый запах делийского смога начинается уже при посадке самолета.

Препейд-такси — будка, где можно взять предоплаченный билет на такси, находится на выходе из аэропорта, мы обменяли деньги (внутри слева перед самым выходом, курс так себе), купили билетик на такси и плюхнулись на рваные сиденья…

Индийский феномен: тут все жутко запутанно, даже самые простые действия требуют сноровки — и в то же время все очень просто, любой человек тебе все подскажет, покажет, никогда не будешь стоять потерянным и брошенным.

Поехали, конечно, на Мэйн-Базар, известное безумное бэкпекерское место в районе Пахаргандж, где много дешевых гестов, перемешанных с индийской экзотикой и магазинами-лавками-рынками, и где есть абсолютно ВСЕ.

Приехали в Ануп-отель, это примерно посередине улицы Мэйн-базар. Сперва показалось, что очень круто — санузел в…кафеле(!!!), унитаз вместо дырки в полу, белье почти свежее (мы помнили ужас, бетонные серые «мешки», ну не буду отвлекаться). К слову, на обратном пути стояли в соседнем Аджае — и Ануп по сравнению с ним — помойка. Цивилизовывается Пахаргандж по-тихоньку…

Мы немного поспали с дороги и пошли на крышу геста, почти у всех гестов и отелей Мэйна на крыше ресторан.

Ресторан на крыше был пустой и пыльный — не сезон. Но нас вкусно накормили томатным супом и алу-парата.

Чтобы оказаться в Наггаре, нужно поехать на автобусе Дели-Манали и выйти чуть раньше, в Паттликуле; от Паттликуля до Наггара минут 15 на рикше.

Билеты на автобус в Манали мы купили заранее в интернете. При оплате была проблема с введением индийского телефона — мы списали номер с какого-то туристского сайта и оплата прошла. Так что билеты у нас были на руках, но мы не понимали откуда автобус отъезжает. Обратились к хозяину геста, показали билет и попросили помочь, он несколько раз куда-то звонил и потом сказал что все ок и чтобы мы с вещами спустились в пять часов.

Побродили по Мэйну, сам Мэйн-базар с 90-х стал почище и как будто шире, но в узких темных переулках прежний трэш: моющиеся прямо на асфальте старики, сумасшедшие дети, комнаты без дверей и окон и прочее… Фотографировать там не стали, и самим неудобно, да можно и огрести за это…в этих трущобах закон тайга.

Мэйн-базар:

Северная Индия, Наггар, обетованная наша земля

Было очень жарко, даже дышать с непривычки приходилось тихонечко, как в сауне… И тут пошел первый в июне ДОЖДЬ! Посреди удушающей жары это было прекрасно!

В пять часов спустились из комнаты вниз, хозяин посадил нас в тук-тук, сам сел в другой, и мы поехали на автовокзал. Автовокзал здесь совсем рядом, но он большой, ходить с тяжелыми рюкзаками искать свою платформу среди этого муравейника для нас было нереально. И правильно сделали, что не стали даже пытаться самостоятельно найти — даже с провожатым мы сначала приехали к одной платформе, оказалось что не там, поехали к другой. В итоге, нашли. Заплатили хозяину не помню сколько, но совсем немного, он посадил нас в автобус и пожелал хорошей дороги.

Сели мы на свои места, самый первый ряд, как и бронировали. Автобус Вольво, удобный. Но дорога в 15 часов в любом автобусе — испытание.

Автобус, конечно, не уехал в шесть часов))). Мы то переезжали к соседней платформе, то возвращались обратно, что-то грузили, выгружали…обычный индийский маразм). Из европейцев, кроме нас, в автобусе еще была американская пара.

После семи, наконец, стали выезжать из Дели. До Манали ехать где-то 14 часов, до Наггара на час меньше.

Что сказать про дорогу Дели-Манали? Жесть. Большая ее часть идет по узкому серпантину, автобус постоянно то разгоняется, то резко тормозит… Если смотреть в окно — еще тот аттракцион: автобус летит в пропасть, но всякий раз успевает прямо перед ней повернуть, только камушки вниз из-под колес…бр-р-р… А уж если встречная машина или автобус — тут целый процесс как разъехаться…Лучше не вспоминать)). Поспать особо не удалось, так, дремали иногда. Остановки каждые два часа, туалеты вполне нормальные.

Рассвело. Часам к 8 приехали в Паттликуль. Это деревня, где надо выйти, чтобы попасть Наггар. Тут же куча такси, взяли тук-тук. Наггар находится на другом берегу реки Беас, деревня лепится к горе, и как раз самые красивые места и хорошие гесты наверху. Так что есть смысл брать такси, особенно, если, как у нас, тяжелые рюкзаки.

Приехали почти к концу дерени к гестхаусу «Альянс», его хозяин француз Жильбер, когда-то давно женившийся на индийской девушке и осевший в Нагаре, атмосферное место с отличной кухней. Но там все было «фуль». Сезон. Пошли в обратную сторону и увидели надпись «Абхилаша» , посмотрели, шикарная комната с балконом и обалденным видом на снежные вершины и на всю деревню, сняли без торга и завалились спать.

Вот здесь, это сама хозяйка с сыном, со стороны дороги их магазинчик, а в сторону долины выходят комнаты:

Вид с балкончика:

Северная Индия, Наггар, обетованная наша земля

Следующие дни мы бродили по Наггару, место удивительное, умиротворение и благодать, что называется, нисходят))), через пару дней мы перестали суетиться, смотреть на часы, искать интернет, и даже разговаривать…

Наггарские улочки:

Храмы:

Ели обычно у Жильбера в Альянсе, его выросшая дочь великолепно готовит, но там недёшево. Ужин у него ранний, до 19 часов, завтрак с 7 утра, нам это очень подходило. В Наггаре не так много интересных кафешек, как в Манали или Вашиште. За фруктами спускались вниз по серпантину. Без рюкзаков подниматься и спускаться по наггарскому серпантину в радость. Вот прямо на дороге сушат сено:

Северная Индия, Наггар, обетованная наша земля

Много русских, есть быдловатые. Появились алко-шопы, это шокирует. Много турофисов и новеньких больших гестов. Просто туристический центр какой-то, а не тихая деревня)). Но местные люди все такие же дружелюбные и гостеприимные, волшебное слово «Намастеее» определяет все))).

По ночам местные собаки устраивают перекличку, лай длится часами, спать невозможно, только в хороших берушах.

Сходили в дом Рерихов и в Урусвати:

Северная Индия, Наггар, обетованная наша земля

Потрясающая рериховская коллекция древних рельефов стоит просто на полянке, можно обсмотреться и обтрогаться:

Северная Индия, Наггар, обетованная наша земля

Как-то раз один дяденька, в чей двор мы случайно забрели, позвал нас к себе в дом, угостил чаем, познакомил с семьей. Вот его дворик:

И семья:

Северная Индия, Наггар, обетованная наша земля

Мы плохо понимали что он говорит, но было очень хорошо и тепло. Здесь нет попрошаек и люди очень чистые и открытые, обстановка сильно отличается от средней и южной Индии.

Идти в горы нам уже и не хотелось, хотелось лежать на балкончике и смотреть вдаль. Но зря что ли палатку тащили, надо выдвигаться. Из снаряжения у нас были НАТОвские спальники, как фольга, весом по 300 грамм каждый, дождевики, термухи, палатка, два котелка, топор, еды на неделю… Маршрут был такой: из Нагара на знаменитый перевал Чандракхани, оттуда по тропе по хребту на северо-запад до озёр и ледника. С собой была карта. Вещи, которые не нужны, оставили в гесте.

Пошли. Мы ходим медленно, никуда не торопимся, идеи что-то там покорить у нас нет, в любой момент можем повернуть обратно или изменить маршрут.

Есть такие ребята, которые доходят до Чандракхани за день туда-обратно. Мы шли два дня только туда)).

Сперва на пути была деревня Румсу:

и ещё деревни…

потом вековой хвойный лес. Пастбища, пастухи, женщины траву собирают…

Северная Индия, Наггар, обетованная наша земля

Попадались палатки с едой и водой.

Северная Индия, Наггар, обетованная наша земля

Потом нам надоело идти по тропе и мы забрали правее, под хребет, пошли там. Иногда поднимались на хребет и видели две долины одновременно. Тропа там тоже была, но малохоженная, иногда исчезала совсем. Местность — влажный зловещий лес, деревья как в сказке покрыты мхом и свисающим лишайником…

Когда наступили сумерки, стали искать место для ночевки и как-то никак не могли найти, везде склон. И вдруг — ровная небольшая полянка, ура. Встали.

Северная Индия, Наггар, обетованная наша земля

Рядом вот такое дерево росло:

Вода была в ручейках, ее мы вскипятили и на ней сварили кашу. А питьевая у нас еще была в бутылках, потом туда налили кипяченую.

Ночью произошел необычный, мягко говоря, случай, но как его описать… трудно и даже неудобно. Попробую коротко, а там уж не судите… Когда мы засыпали — стояла необычная тишина. Кто имеет опыт палаточных ночевок, знает — когда лежишь в палатке, то все время слышны какие шорохи, звуки, скрипы, стуки…каждого паучка слышно)). А тут — тишина. Как будто в ушах силиконовые беруши. Заснули.

Проснулись от того, что по палатке как прожектором водят, ослепительный белый свет, и перемещается, по палатке и куда-то дальше, потом снова по палатке… Описываю только свои ощущения: оцепенела от страха. Страх такой нереальный, никогда, ни до, ни после, такого не испытывала, как помутнение какое-то. Не могла не шевелиться ни думать, ничего, только этот страх. Что было с мужем в это время не знаю.

Потом, когда этот луч шарить по палатке перестал, мы с мужем посмотрели друг на друга, то есть уже смогли шевелиться и думать. Потом муж выглянул из палатки и увидел в небе зеленый шар, который удалялся, когда я выглянула, этот светящийся шар был уже как будто совсем далеко. Мысли фотографировать не было и близко. Когда все это происходило — как будто вообще не было мыслей. Трудно это описывать.

Потом мы кое-как уснули, почему-то плохо слушались руки и ноги.

Утром быстро позавтракали и свалили оттуда.

Что это было — не знаем. Мы ничего не морили)), мы вообще не курим и алкоголь не употребляем, кашу вечером ели нашу, гречку, то есть галлюциногенов быть не должно. К тому же мы видели все одинаково. Короче, эта история жуткая, нам категорически не понравилась, мы даже между собой ее не обсуждали. Если есть на белом свете ЖУТЬ — то это вот это.

Пошли мы дальше, местность становилась суше, все больше камней, потом много открытиых пространств и снова пастбища, туманы… Немного заплутали в этих туманах, но благополучно вышли к тропе, ведущей непосредственно к перевалу.

Тут пошел ливень! почти «как из ведра». У нас были дождевики, но все равно идти дальше было неохота, встали под перевалом, с потрясным видом. Чуть дальше располагалась стоянка-кемпинг, мимо нас туда прошла группа туристов. В этом кемпинге можно купить омлет, колу, чипсы)). Дождь лил, мы завалились спать, тем более предыдущая ночь была кошмаром.

Проснулись о блеянья и топота))). Выглянули — а мимо нашей палатки идет стадо овец! Как не затоптали нас))).

Северная Индия, Наггар, обетованная наша земля

Потом были стада лошадей и коров, и снова овец…

Место очень красивое, рядом два родника с чистой водой, какие-то древние камни, рододендроны цветут, впереди виднеется седловина перевала… Мы решили денек тут постоять, порисовать. А куда нам спешить.

Северная Индия, Наггар, обетованная наша земля

Это был чудесный день, погода солнечная, вещи мы просушили, пообщались с парнем-хозяином кемпинга. Смотрели на проходящих пастухов, отходили на ближайшие холмы и любовались открывающимися видами…

Северная Индия, Наггар, обетованная наша земля

Вроде и не сказать что уединенно, но очень хорошее место, покидать его не хотелось. К нам заглянул русский парень из Вологды, он за полдня поднялся на перевал из Нагара и побежал обратно вниз. Это точно не наш формат))).

На следующий день пошли дальше, на перевал. Тропа широкая, местами нерастявший грязный снег,

Северная Индия, Наггар, обетованная наша земля

поднялись быстро. Чандракхани — это сильно. Вроде и народу там ходит немало, а на перевале ты как будто один. И вот эта тишина и неподвижность перевалов. Только орлы летают.

Посидели там у камней, пофографировали. Но наши фотоаппараты и телефоны за вчерашний день разрядились, прямо как сбросили весь заряд (невольно вспоминалась позапрошлую ночь, после нее как раз все резко и сбросилось), и запасные аккумуляторы тоже… Мы кое-как сделали несколько последних кадров и все

Северная Индия, Наггар, обетованная наша земля

дальше уже не снимали ничего.

Пошли мы по тропе дальше, на северо-запад. Снега становилось все больше. Тропа удобная, идти не трудно, сильных подъемов-спусков нет, в основном тропа идет по хребту. Виды удивительные, дух захватывало.

В одном месте на снегу видели старые следы больших, как кошачьих, лап, может горный леопард, мы не сильно разбираемся и в следах и кто в тех краях водится…

Людей больше не видели. Шли два дня, потом все, никак, снег непроходимый, тросов и веревок у нас не было, даже палок не было. Как верно нам сказал Жильбер, глядя на карту — «ноу посибл». Мы наконец поняли о чем он))). Но посибл так, но посибл. Повернули обратно. Опять Чанракани, позависали там.

Был вариант спуститься в долину Парвати через Малану, но захотелось еще раз пройти этой дорогой, какой поднимались (только минуя ТОТ САМЫЙ лес).

Спуск был быстрым и легким. Навстречу попалась группа немецких туристов, их вещи несли лошадки.

НАТОвские спальники проявили себя хорошо, реально ни разу не замерзли. Но они как фольга, шуршат безумно и оглушительно. И еще — внутри на них к утру собирается конденсат… То есть как в полиэтиленовом мешке лежишь. Вывод такой: на короткие выходы, не больше недели, пойдет (все-таки 300 грамм и места занимает как футболка), а на более длительные путешествия я бы не взяла.

Селфи в этих спальниках в палатке утром, проснулись и от холода вылезать не хотелось))):

Северная Индия, Наггар, обетованная наша земля

Вернулись в Нагар в тот же гест.

Тот же потрясный вид….

Северная Индия, Наггар, обетованная наша земля

Денек повалялись на балкончике и продолжили бродилки по Наггару.

Забрели в школу:

Вот такие там классы:

Северная Индия, Наггар, обетованная наша земля

Тут без комментариев, на фото все видно… Но дети довольные, в школу бегают с удовольствием, а это главное))).

Съездили в Манали за билетом в Дели. Нужно по серпантину спуститься вниз и оказываешься сразу на автобусной остановке, автобусы ходят часто, до Манали около часа, т. к. дорога раздолбанная, автобус едет медленно, но это и хорошо — можно вовсю смотреть в окна)). В Манали нам не понравилось — толпы людей, машин, суета… Но если надо закупиться сувенирами и подарками — то здесь рай))).

На улицах Манали:

Северная Индия, Наггар, обетованная наша земля

Турофисов тьма, зашли, сказали что нужны билеты на автобус в Дели, нам предложили выбрать места, мы конечно выбрали первый ряд, и договорились, что в день отъезда подойдем в этот же офис. Затем быстренько вернулись к себе в Наггар, в тишину и шанти))). Автобусная станция в самом центре Манали, там все непонятно, нужно просто спрашивать «Нагар» — и автобус сразу же анйдется)))

Поднялись в храм на горе. Было много описаний как туда идти, но, видимо, тропы меняются… В общем, мы спросили «вэй ту темпл» (дорогу к храму) и нам дедушка махнул рукой на дорогу, которая вела в лес. Потом дорога стала резко подниматься, весь путь занял не больше получаса. На горе старинный каменный храм, весь покрытый каменной резьбой, местами напоминающей рельефы Владимирского собора, там что-то вроде монастыря, люди живут.

Северная Индия, Наггар, обетованная наша земля

Впрочем, мы не сильно в этих индуистских делах разбираемся. От храма открывается невероятный вид на долину Кулу, можно смотреть и смотреть…

Мы долго там ходили, разглядывали рельефы, сидели… Дяденька, который, видимо, главный, отслужил пуджу, дал нам рисинки, завернутые в листок, поставил красные метки на лоб… Мы возваращались счастливые и одурманенные)).

Нас одолела лень и расслабуха, ехать куда-то еще из Наггара не хотелось. Еще через день мы решили, что нам неохота таскать в Дели снаряжение, решили попробовать все это отправить почтой. Почта нашлась в серединке деревни, небольшая такая комнатка.

Северная Индия, Наггар, обетованная наша земля

Нам завернули наши вещи (спальники, обувь, палатку и прочее), котелки и железо не взяли. Потом нас отправили в соседнюю лавку, где наш сверток обшили белой х/б тканью и мы снова вернулись на почту. Для всего этого тебовался большой запас английских слов, которого у нас не было, поэтому все действия выполнялись с помощью слова «хэлп» и «интенешнл пасл» , в Индии такое возможно))). На почте сверток взвесили, мы написали на нем адрес, заплатили не помню уже сколько, не много — и все!

Когда вышли с почты, то сами себе удивились и засомневались — надо же, рискнули отправить из фиг знает какой деревни в Гималаях, все, больше, наверное палатку и термобелье не увидим…

Через три недели все это мы получили на почте рядом с домом в Питере! Белую ткань (она уже была не белая конечно)) с адресом и печатями храним до сих пор как сувенир))))

В общем, дни в Наггаре были наполнены покоем, хвойным воздухом, звездами, утренним дымом от печек, звоном колокольчиков и еще чем-то невыразимо прекрасным.

Пришло время отъезда. Мы приехали в Манали к турофису, нам на хинди написали на билете адрес, откуда отходит автобус и мы пошли, показывая всем прохожим билет, и нас направляли. Автостанция оказалась минутах в 20 от центра Манали, автобус нашли, как обычно часа полтора все это стояло, потом поехали)))

Северная Индия, Наггар, обетованная наша земля

Обратная дорога прошла как-то легче, чем туда, но все равно еле живые были)). Вернулись на Мэйн Базар, несколько дней провели в Дели.

Стояла жала градусов 45, гулять было реально ближе к вечеру, и то… Съездили в Национальный Музей (прочли в Лонели Плэнет), он кондиционированный, провели в нем почти весь день. Музей битком забит скульптурами, народу почти нет, для нас так просто сказка)))

Еще съездили по «программным точкам» Дели, но от жары впечатления были смазаннные…

Северная Индия, Наггар, обетованная наша земля

Потом — последние алу-парата, томато-суп и ласси….

Ну, в общем, для нас наша Индия — она на всю жизнь)))