Турист larabi
larabi
была сегодня 15:07

Вроцлав — Польша Август 2019

Сам Рынок (Rynek), или Большой круг, занимает 3.8 га, и считается одним из самых больших в Польше, больше только в Кракове и Однако (Olecko). И конечно, самая главная достопримечательность рынка — старая Ратуша. Ратуша в стиле поздней готики с башней высотою 66 м — одна из самых великолепных в Польше.

Вроцлав: Как ордынцы на Вроцлав набег совершили. Часть II. Рынок & ...

Под её сводами до сих пор работает один из старейших в Европе пивной погребок (Piwnica Świdnicka).

Вроцлав: Как ордынцы на Вроцлав набег совершили. Часть II. Рынок & ...

А ещё в ней экспозиция городского музея.

Сфотографироваться с гномами у старой ратуши норовят и дети, и взрослые.

Я уже писала о истории их возникновения в отзыве о гномах из Бреслау и, надо сказать что к этой поездке я к этим ребятам подостыла, но всё-таки пару-тройку фотографий с ними тоже сделала.

А вот медведю у старой Ратуши язык и нос отполировали основательно. Интересно было, какого счастья у него просили? Чтобы нос в табаке и полная пасть мёду? Ан нет, язык трут, чтобы о тебе не говорили гадости.

Вроцлав: Как ордынцы на Вроцлав набег совершили. Часть II. Рынок & ...

А ещё оказалось, что это питьевой фонтан. Первого медведя создал берлинский скульптор Эрнст Мориц Гейгер в 1902 году, а установили его на площади в 1904 году. Чтобы напиться воды, нужно было повернуть рычаг на ошейнике, и тогда из ноздрей лилась вода. К левой лапе была прикреплена на цепи медная кружка. Во время войны медведь исчез, и второго медведя отлил в 1998 году Ричард Заморский. Новый медведь не очень похож на оригинал и кружку на второй день после установки украли.

Ещё, в 1956 году из Львова вывезли и установили на Рынке памятник автору комедий Александру Фредро (Alexander Fredro),

Вроцлав: Как ордынцы на Вроцлав набег совершили. Часть II. Рынок & ...

а почти напротив памятника украинцы гарно спевали «Ты ж меня пидманулу».

Новая Ратуша «пристроилась» к старой в 19-м веке. В ней заседает Городской совет и Мэрия Вроцлава.

У новой Ратуши тоже есть фонтан «Здрой» (Zdroj), официальное название — Фонтан имени мэра Богдана Здроевского.

Вроцлав: Как ордынцы на Вроцлав набег совершили. Часть II. Рынок & ...

Фонтан по проекту Алоиза Грыта(Alojz Gryt), профессора академии изящных искусств, создан в 1996 году. Стеклянные панели имитируют исторические здания, обрамляющие площадь. Общественность приняла фонтан в штыки, и мэр пообещал, что фонтан простоит только два года, но за эти два года вроцлавчане к фонтану привыкли и он теперь неотъемлемая часть Рынка.

Рыночная площадь действительно большая: 213 м. в длину и 178 м. в ширину, с четырех сторон её обрамляют 60 домов и примыкают 11 улиц. Почти все дома, на площади построены были в средние века и принадлежали местной знати.

Но один дом выбивается из общей стилистики. Я его даже снимать не стала, но он на одной фотографии виден.

Вроцлав: Как ордынцы на Вроцлав набег совершили. Часть II. Рынок & ...

Не ворчите, это не наследие социализма, это модернистская высотка, построенная по проекту архитектора Генриха Румпа (Heinrich Rump) в 1930 году.

Понятно, что всего мы не увидели, а что увидели, в деталях не рассмотрели. Будете во Вроцлаве можете поискать дома «У Золотого солнца», «Под грифонами», «У семи выборщиков», «У голубого солнца», а также универмаг братьев Бараш (ныне коммерческое здание Феникс).

Нам же надо было обменять деньги €~zl. Всезнающий интернет рекомендовал «Cent Kantor Exchange» по адресу: Świdnicka 3, и не ошибся, был один минус — очередь.

фото из интернета

Кстати, совсем рядом на Олавской (Olawska) тоже был обменник с таким же курсом и без очереди.

Пока дорогОй менял деньги я сфотографировала соседствующего гнома-красналя.

Вроцлав: Как ордынцы на Вроцлав набег совершили. Часть II. Рынок & ...

С деньгами можно было приступить к культурной программе. Первым по списку той программы стало посещение Собора св. Марии Магдалины и подъем на Мост кающихся грешниц. Виды с моста на город чудесные, но уж очень там тесно.

Потом мы вернулись на рынок, взглянуть на Позорный столб (Pręgierz). Ещё в 8-м веке на этом месте вершили суд, в 14-м веке здесь установили деревянный столб, а позднее установили 10-метровый каменный столб c «разбитым» фонарём наверху, который использовали по назначению включая вторую половину 18-го века и при национал-социалистах. Во конце Второй мировой войны столб разрушили и его остатки сейчас находятся, а Музее архитектуры. А на старом месте в 1985 году установили новый столб — улучшенную «копию» из песчаника с палачом, у которого в руках шпага и розги.

Вроцлав: Как ордынцы на Вроцлав набег совершили. Часть II. Рынок & ...

ДогогОй предложил взглянуть на ещё одну церковь, примыкающую к Рынку, — на Гарнизонную церковь св. Эльжбеты (Bazylika św. Elżbiety).

Около неё есть ещё одно примечательное место — два сохранившихся дома алтарника церкви св. Эльжбеты, которые в народе прозвали Ясем и Малгосей (Jaś i Małgosia).

Вроцлав: Как ордынцы на Вроцлав набег совершили. Часть II. Рынок & ...

У поляков есть такая сказка, как у русских о братце Иванушке и сестрице Аленушке, а у немцев — Хензель и Гретель («Hänsel und Gretel») Дома соединены друг с другом аркой, когда-то под ней был вход на кладбище, о чем до сих пор напоминает надпись: «Mors Ianua Vitae» («Смерть — это врата в жизнь»).За долгие годы, что дома стоят на площади с ними связаны легенды, например, что в церкв св. Эльжбеты жил дьявольский карлик. И однажды паренёк, который был им одержим замучил под аркой свою бабушку, а та так истошно кричала, что её стоны и крики слышат и сегодня.

Церковь св. Эльжбеты с башней более 90 метров доминирует над всем районом.

Вроцлав: Как ордынцы на Вроцлав набег совершили. Часть II. Рынок & ...

До нашествия монголов на этом месте тоже были церкви, сначала деревянная, потом, между 1220 и 1230 гг. возвели церковь св. Лаврентия из камня в романском стиле.

Ту церковь монголы порушили. Когда в 1242 году на Вроцлав распространилось Магдебургское Право, на остатках старого фундамента в период с 1242 по 1257 возвели новую церковь и освятили её в честь св. Елизаветы Тюрингской. Свой готический стиль она приобрела в 14-м веке при герцоге Болеславе III. С 1452 по 1456 возвели новую 130 метровую башню и церковь св. Эльжбеты на тот момент считалась на тот момент одним из высочайших зданий в Европе. Правда, в 1529 году во время шторма крышу башни сдуло и пришлось её перестраивать, потеряв 40 метров. Завершили перестройку в стиле ренессанс 1535 году и установили наверху шесть колоколов.

В 1525 году эту церковь в Силезии, первую захватили протестанты. Она вернулась к католикам в 1946 году, и была назначена гарнизонной церковью для Вроцлава.

В приходских хрониках есть много описаний повреждений и катаклизмов, которые повлияли на здание. Церковная башня была перестроена несколько раз. Например были обрушения при установке нового органа. Огромный ущерб был нанесен пожаром в 1976 году, когда сгорела крыша, часть хранилища, органы и другие деревянные элементы декора. По сей день храм фактически восстанавливают после этого события.

В базилику мы заглянули, но на башню подниматься не стали, у нас впереди была Математическая башня Вроцлавского университета…