Турист Firelisa
Экспедиция в
Казахстан 2019

Казахстан Май 2019

— Елена, а как ты удосужилась стать участником экспедиции Туристера.

Начну с того, что еще восемь лет назад я участвовала с группой блогеров на туристическом слете на Ибице. Этот формат мне очень понравился, и я по нему скучала. Естественно, после слета, мы продолжили общаться в соцсетях, иногда даже встречались на различных выставках туриндустрии.

И вот снежным февральским вечером 2019 года захожу на Фейсбук и попадаю на страничку Ани Башкир, где она залихватски хвасталась, что скоро едет в экспедицию в Казахстан и плюс с ней куча соратников с сайта «Туристер». Я посмотрела видеоролики путешественников из тех мест, и меня конкретно зацепило. А тут сразу вместе сошлось много звезд: и то, что я нахожусь в статусе свободного художника, и моя давняя мечта поучаствовать в ударе автопробегом по бездорожью и разгильдяйству, и острое желание, как я уже говорила, повторить экзотическую поездку с блогерами. Да и в Казахстане я никогда не была.

Показала презентационные ролики старшей дочке. Она прокомментировала: «Круто, мамулик, надо ехать». Сомневалась дня полтора, не больше, и написала Коле Лебедеву на почту. Это потом я узнала, что экспедиция готовилась больше года, что даты переносились, что состав участников менялся, а у меня вдруг — хрясь, и прямо в дамки!

Успела запрыгнуть буквально в последний вагон. Туда же Галя Горшенина запрыгнула чуть-чуть позднее. Со всеми ребятами и девчатами я познакомилась на встрече 9 марта. Мы отдали Коле деньги и он улетел в Швейцарию.

— Ну и что было дальше?

— А дальше я влилась в стадию подготовки и про себя назвала эту стадию «Собирушки». Было смешно и весело. Это как когда-то в детстве мы ждали Новый год с бананами и мандаринами. В нашей группе WhatsApp Ольга Федура (Mabuta) каждое утро сообщала нам, сколько осталось дней до старта экспедиции.

Воображаемое интервью с участником первой экспедиции Туристера в Казахстан

В группе мы обсуждали всякие жизненные темы — от есть ли жизнь на Марсе и влияния ненормативной лексики на русский язык до сути понятия «кошма» и для чего нужен халат в степи. Мы обсуждали книжки, кружки, палатки, рестораны Актау (экс-Шевченко),

Воображаемое интервью с участником первой экспедиции Туристера в Казахстан

ботинки, платочки и стразы (!!!), куртки, рюкзаки, провода и лампочки. Хвастались тем, что купили, где и за сколько, спорили сколько брать упаковок влажных салфеток, трусов, носков и флешек. При этом постоянно слышались отдельные стоны: перестаньте флудить, давайте обсуждать только насущное, мы все нужные послания потеряли, мы не успеваем стирать сообщения. Но эти стенания тонули в общем потоке инфы — их буквально смывало новыми сообщениями и фотографиями.

И вот наступила последняя Страстная неделя — и в прямом, и в переносном смысле. Накануне моего отъезда был Чистый четверг, и я похвасталась в группе фотографией пасхальных яиц. Сразу разгорелась дискуссия о правильной покраске, и в ходе нее выяснилось, что многие вовсе не соблюдают этого православного ритуала. Я пообещала привезти Вите и Ане «правильных четверговых писанок», на что тут же написала Марина: «Лена, а ты вообще не забыла сколько нас, экспедиционеров»? Так к моему багажу прибавилось два десятка крашенных яиц и пасхальный кулич.

— Да уж, забавно. Ну, давай ближе к делу.

Почти в это же время участники стали выдвигаться в Волгоград с вокзалов и аэропортов, на поездах, самолетах и автомобилях.

Воображаемое интервью с участником первой экспедиции Туристера в Казахстан

Очень забавно было наблюдать за их перемещениями и осознавать, что все скоро встретятся в одной точке — город Волгоград, улица Землячки, 67. Это, конечно, утром, а вечером — в милом гастропабе «Библиотека».

Первыми из Москвы отчалили Коля и Оля, забив наш головной «Дастер» до отказа вещами, тушенкой и крымскими бычками. Алла с Андреем застряли в Первопрестольной на лишние 7 часов. Башкиры и Номад вылетали в субботу утром.

Воображаемое интервью с участником первой экспедиции Туристера в Казахстан

Мы с Катей путем нехитрых моих манипуляций по обмену билета оказались в одном купе поезда № 1, следовавшего в город-герой Волгоград. В дороге, как водится, ели, пили, говорили. Время, в общем, пролетело незаметно (Катюша, спасибо тебе!).

Утром мы выползли с неподъемными рюкзаками из поезда и разъехались по гостиницам, чтобы вновь встретиться, через часа четыре.

— Волгоград тебе понравился?

Мне он показался типичным областным южным городом с пирамидальными тополями и местами уже в мае выжженной солнцем травой. Особенность его состоит в том, что он вытянут вдоль берега Волги, и по волгоградскому побережью можно ехать час и больше.

Мы совершили прогулку от легендарного «Дома Павлова» до постамента «Бомба» по условной набережной.

Воображаемое интервью с участником первой экспедиции Туристера в Казахстан

Условная она потому, что это, скорее, сквер, а где-то там внизу, через дорогу, течет река Волга.

Покушали вкусное крафтовое мороженое в итальянском ресторанчике. Тут Оле позвонил Коля, и они уехали в маркет закупать продукты, а мы с Катей поехали на Мамаев курган.

Мамаев курган — очень сильное в эмоциональном плане место. Здесь каждой своей частичкой чувствуешь незримую связь с героями страшной и кровопролитной Сталинградской битвы. Все пробирает до мурашек: застывшая в немом крике Родина-мать, зовущая сыновей и дочерей защищать свою землю. А слева от нее — скорбная женщина, оплакивающая убитого сына-солдата. Сколько их погибло здесь… Их имена высечены на мозаичных знаменах, расположенных вокруг Вечного огня.

Воображаемое интервью с участником первой экспедиции Туристера в Казахстан

Это имена тех, кому «железный ветер бил в лицо, а они все шли и шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?!». Проникновеннее вряд ли скажешь.

А в самом начале мемориала пришедших поклониться встречает богатырь-солдат. Всей своей скульптурной экспрессией, всей своей энергетикой фигуры он как бы говорит врагам, что никогда не позволит топтать им родную землю. Солдат имеет очевидное портретное сходство с героем Сталинградской битвы генералом Василием Чуйковым. Можно сравнить:

Воображаемое интервью с участником первой экспедиции Туристера в Казахстан

За скульптурой солдата-богатыря вы поднимаетесь по лестнице и видите израненные стены домов с надписями и рисунками на них, а наверху стоит часовой. Попеременно звучат песни военных лет, голос Левитана, стрельба. Лично для меня все это свято, и я надеюсь, что последующие поколения будут так же, как и мы, приходить сюда.

Воображаемое интервью с участником первой экспедиции Туристера в Казахстан

Вечером мы встретились в гастропабе «Библиотека». Кто не был еще знаком — познакомились. Коля озвучил программу экспедиции, ответил на все вопросы. Дружно подняли бокалы за успех нашего дела (мало, надо отметить, выпили, мало!).

А утром туристеры собрались возле автосалона. Чистенькие, как игрушечки, машинки встречали нас. Упаковали рюкзачки и рюкзачищи. Как ни странно, все поместилось в кажущиеся небольшими багажники. Мы надели униформу — футболки и толстовки цвета глаз куропатки (такой цвет есть! не шутка!)

Воображаемое интервью с участником первой экспедиции Туристера в Казахстан

Скушали по пасхальному яичку и куличику,

и поехали на Мамаев курган сделать первое совместное фото участников-людей и участников-машин.

В результате каких-то хитрых переговоров Славы и Николая с тем, чье имя нельзя называть, нас на машинах пропустили на площадку возле Родины-матери, поэтому фото получились эксклюзивными.

Воображаемое интервью с участником первой экспедиции Туристера в Казахстан

— А теперь расскажи, что было на границе Российской Федерации и Республики Казахстан?

Это — моя первая СНГшная граница. И я была уверена, что проходят ее быстро и легко. Но ошиблась.

В таможенную зону запускали по одной машине, заставляли открывать багажники автомобилей (и даже верхние), осматривали салоны. Паспортный контроль был похож на допрос с пристрастием. Особенно «повезло» Олегу. Видимо, таможенного инспектора насторожило, что паспорт весь в штампах и отметках: документ он изучал долго, печально констатировал, что, мол, товарищ много ездит по миру.

Я же скромно прошла по российскому паспорту.

Воображаемое интервью с участником первой экспедиции Туристера в Казахстан

Где-то в этот момент один добрый человек нам рассказал о дороге на город Атырау (но об этой дороге позже).

Затем мы километров десять ехали по «ничьей» территории. На мосту через пограничную речку Кигач, отдали какие-то талончики и подъехали к казахскому переходному пункту.

Воображаемое интервью с участником первой экспедиции Туристера в Казахстан

Пассажиры наших «Дастеров» пошлепали через терминал, а водители проследовали на машинах. Машины опять досматривали и даже открывали багаж.

В терминале для людей НИЧЕГО нет. Нет даже туалета, не говоря уже об автомате с кофе. Кстати, с нашей российской стороны даже терминала нет, то есть в непогоду стой как индюк на улице, пока инспектор тебя опрашивает.

На казахской стороне дул сильный холоднющий ветрила. «Туристеры» закупались сим-картами, сигаретами, пирожками от Амира, меняли наши «деревянные» рубли на полноценную валюту-тенге. Последняя наша машина выехала с таможенной зоны, когда солнце уже близилось к закату. Границу проходили в общей сложности два часа.

Если продолжить тему границы, то в этой поездке я впервые видела, как выглядит застава. Мы почти доехали до Туркмении. Строгие казахские военные проверили у нас паспорта. Все нужные бумажки у нас были в наличии и нас пропустили дальше. Застава показалась мне маленькой воинской частью советского образца: глухой забор, на воротах звезды, по бокам — крупнокалиберное оружие.

Воображаемое интервью с участником первой экспедиции Туристера в Казахстан

Это пока присказка. Сказка — впереди.

Благодарю организаторов поездки, участников и всех партнеров экспедиции.

Некоторые фото взяты из нашей группы в Вотс Ап. Авторство установить трудно.