Турист Вероника Филимонова (Veronika_Filimonova)
Вероника Филимонова
была 4 апреля 2021 20:13

Республика Хакасия — Россия Июль 2019

День 3. День 4. Встали в 9 утра под вой и лай собачек. Как сказали смотрители парка, это они труп какой-то животинки нашли, сами не видели. Еще нам попались шумные соседи, слышимость в юрте довольно сильная, а они гуляли во всю часов до 3-х. Сонные, мы собрались и поехали завтракать в поселок Чёрное озеро, где была вкусная еда. В очередной раз взяли там чебуреки, попробовали местный лагман — вкусный. Еще затарились пакетиками растворимого кофе на вечер.

После вкусного завтрака отправились в Ширу, понадобилось в Сбербанк. Найти сбербанк оказалось не так просто, у местного сбербанка нет привычных зеленых вывесок или других опознавательных знаков, так что можно легко проехать мимо. Но мы все же его нашли, сделали свои дела и отправились к Туимскому провалу.

Поездка в Хакасию. День 4

Он находится не так далеко от Ширы, пока ехали к нему наблюдали останки советской эпохи в виде заброшенных зданий, полуразрушенных, тех от которых только часть стен или балок осталась.

Ехали по яндекс карте, никуда не завел, не заплутали. Попался на самом подъезде к провалу указатель, и лавочки с сувенирами. Там же был указатель на экскурсию в Туимскую шахту. Но мы поехали наверх по узкой дороге, которая уперлась в огражденную проволокой стоянку, там же стоит деревянный туалетный дом.

Поездка в Хакасию. День 4

Проход к провалу тоже огражден, возле него ларечек, где женщина продает напитки и булочки, вкусные трубочки со сгущенкой. Вход платный.

На территории слева стоит большая клетка с медведем. Проходишь мимо кучи сувенирных лавочек, там магниты, украшения, игрушки для детей, травы, чаи.

Провал отгорожен сеткой, глубокий, на дне озеро красивое бирюзовое, по стенам виднеются дыры — выходы шахты. Кто-то активно созывает всех посмотреть как какой-то парень будет к озеру на тарзанке прыгать. Полюбовались последствиями человеческой ошибки и пошли на выход. На выходе нам еще дали флаер маршрута, как от провала проехать к ледяной пещере. Поехали искать эту пещеру, карта оказалась совершенно дурацкой и первый раз мы совсем не туда уехали. Вернулись, поехали в противоположную сторону и таки нашли указатель не пещеру.

Поездка в Хакасию. День 4

Подъехали туда, там уже группа людей собралась, всем выдали каски, кому-то дали фонарики, на всех не хватило, попросили на телефонах включить.

Удовольствие стоит 200 р. с человека.

Экскурсовод в пуховике повел нас по тропинке к довольно невзрачной яме в земле, от которой повеяло жутким холодом. Все по очереди аккуратно полезли туда. Это оказалась совсем не пещера, а заброшенная шахта.

Поездка в Хакасию. День 4

В этой шахте с 54 по 74 г работали заключенные. Тут добывался молибден, нихром, медь и даже был 1% золота. Стены пещеры все покрыты изморозью, белые, поблескивают от света.

Прошлись по некоторым ее коридорам, видели свисающие обломки труб, через которые когда-то подавался в пещеру воздух и тепло.

Поездка в Хакасию. День 4

Заглянули в мрачные глубины, куда уже никто не спускаются, а деревянные укрепления продолжают стоять. В этой пещере экскурсовод хранит 80 кг своего мяса все лето, видно поэтому так хорошо выглядит. Все пофотографировались и пошли на выход. Вышли на поверхность, нам стало резко так тепло после шахты, хотя было всего градусов 15.

Поехали в Ширу, хотели там поесть, однако единственная кафешка указанная на карте яндекса (названа сытый самурай) совсем никакая. Там нет абсолютно ничего, даже кофе. Поехали к желтой заправке Роснефти, там хотя бы кофе есть. В рыболовном магазине возле заправки увидели сапоги-комбинезоны, но не было нужного размера. Поехали искать другой, в другом нашли нужный размер, и еще прикупили удочку, за все отдали около 3000 р.

Решили вернуться в юрты, да не доехали, увидели как возле круглого водохранилища по холму к верху попами ползают люди, землянику собирают, захотели так же. Заехали на машине повыше и подальше от дороги и пошли собирать ягоду, кто-то травки стал собирать, чабрец например.

Поездка в Хакасию. День 4

Так незаметно пролетело мимо 2,5 часа. Вернулись в юрты, попили растворимый кофе и заварили пожарный дошик.

Еще немного побродили возле реки Белый Июс, опробовали удочку и сапоги, рыба не ловилась совсем. Стемнело, развели печь и легли спать.