Турист Вероника Филимонова (Veronika_Filimonova)
Вероника Филимонова
была 4 апреля 2021 20:13

Республика Хакасия — Россия Июль 2019

День 2. День 3. Подъем был постепенным, начиная с 8 часов все по очереди вставали. Вылезти из-под одеяла очень сложно, в юрте холодно, все прогорело, на улице почти так же как в юрте, только еще небольшой ветерок. Солнце еле пытается пробиться через дымку, совсем не греет. Пришли в себя и поехали к Черному озеру, там же находится поселок Черное озеро. От нашего места стоянки туда ехать минут 30.

Поездка в Хакасию. День 3

В поселке на въезде стоит несчастная заправочная станция, вроде бы еще рабочая. Напротив деревянного здания местной администрации черноозерного сельсовета находится закусочная, там же магазин с продуктами и сувениры. Рядом с администрацией памятник солдатам, погибшим в войне. Недалеко от администрации стоит народ торгует кто одеждой, медом, всякими полезностями. Так как мы поехали не позавтракав, отправились прямиком в закусочную. Взяли 5 пюре, 4 гуляша, 2 котлеты, 2 солянки, борщ, 5 чебуреков, 3 компота, 2 чая — всего 1070 р вышло. Все отменно вкусное. Отдельного внимания заслуживают местные чебуреки за которыми народ в очередь выстраивается, и ждут когда будут свежеиспеченные.

Сытые и довольные прошлись по местным лавочкам. Так как с погодой нам не особо повезло, из-за дыма солнце еле грело, то на озеро не поехали, а поехали на поиски горной гряды Сундуки. По пути к Черному озеру мы видели еле заметный указатель к ним.

К ним ведет не асфальтированная вся в ямах дорога. После одного высокого холма, который мы даже за гору не приняли, увидели небольшое скопление машин. Там местные парнишки предлагают проводить на Сундуки, все показать, рассказать.

Поездка в Хакасию. День 3
горная гряда сундуки, этот неприметный холм, является частью этой гряды

Выяснилось что тот холм, это один из сундуков, перед нами был еще один сундук, на него мы и полезли. Виды необыкновенные, былинки травинки незнакомые. Камни покрыты пестрыми лишайниками.

Чем выше взбираешься, тем больше понимаешь, что этот холм только на первый взгляд невзрачный. По дороге возле холма едут машины по направлению к главному сундуку. Стада коровок, что пасутся рядом, кажутся совсем крохотными.

Подниматься долго, но увлекательно. На вершине открывается вид на остальные Сундуки. Полюбовались, походили еще немного и пошли обратно.

После горной гряды мы поехали обратно в ширинский археологический парк, отдыхать в юрте. Чем-то перекусили, попили чай с пряниками, которые у нас были. И нас позвали на запланированный поход в пещеру Кошкулак (Кашкулаксая пещера). Нам выдали камуфляжные штаны и куртки, каски, фонарики, сапоги, все примерили и запаковали в мешки, загрузили и себя и вещи в УАЗ и наш водитель-экскурсовод повез нас на встречу приключениям. По пути мы заехали в Ефремкино, взяли там хлеб, что попить, колбасу, булочки — надо же духов задобрить.

Поездка в Хакасию. День 3

Ехали мы довольно долго, не только по асфальту, гравийке, но и по лесам и полям. В лесу одном остановились и пошли к одному дереву, куда ходят шаманы, совершают там какие-то обряды, и предупреждают духов о своем походе в пещеру. Как это делается, нужно с добрыми мыслями обойти вокруг этого дерева три раза, и отколупать от него кусочек коры — билетик (кора легко отходит, не колупали).

Получив билетики загрузились в уаз и поехали дальше. По дороге нам встретилась копалуха (самка глухаря), машину подпускает достаточно близко. Поехали дальше по бездорожью, дважды пересекали ручей в разных местах, лужи, грязь, местами казалось, что не заберемся, но нет, перли как танк. На встречу нам попался человек, подальше уже на поляне стояла машина, мы поехали дальше, к костру, где все останавливаются прежде чем в пещеру спуститься. Развели костер, оделись, сели духов уважить, что-то съели, что-то в костер надо бросить. Дождались пока группа туристов вышла из пещеры, они были какие-то унылые.

Дружною толпой направились ко входу в пещеру, вниз ведет деревянная лестница. По очереди все спустились, она немного скользкая, частично измазана глиной. По стенам пещеры мох, травки.

спускаемся в пещеру Кошкулак

Есть углубление ведущее куда-то вниз, но туда только спелеологи ходили. Мы пошли не в такую глубь, но там уже становится прохладно, пар идет. Каменные прожилки стен усыпаны каплями воды, которые от наших фонарей мерцают и светятся как что-то волшебное. В каждом зале пещеры свои рельефы, особенности и красоты.

разные натеки на стенах

Любовались ледяным сталактитом и сталагмитом.

Поездка в Хакасию. День 3

В каменных прожилках блестят капельки воды. Фотография совсем не передает того волшебного ощущения когда на все это смотришь, все поблескивает, мерцает.

Иногда попадаются странные вещи, вроде куколок, но их на всякий случай лучше не трогать, это как говорят шаманы шаманили. В главном зале расположен каменный сталагмит, главное место шаманов, энергии и всякого колдунства. Кто-то в его прожилках оставил монетки. На одной из стен висит ловец снов.

главный сталагмит Кошкулакской пещеры, куда, как говорят, приходят шаманы

Нас провели чуть дальше, показать безмерную темноту и глубину этой пещеры, бросив камушек.

Поездка в Хакасию. День 3
в пещере есть еще дальше спуск вниз, но туда туристов не водят и без снаряжения там делать однозначно нечего.

Чтоб добавить мистики в наше путешествие все встали вокруг каменного сталагмита, взялись за руки и выключили свет. Ощущение странное, кромешная тьма, чувствуешь только руки соседей, а сам себе кажешься бестелесным. В тишине очень здорово стоять и слушать как капли срываются со стен и разбиваются о камни. Самое смешное, что в этой темноте у меня внезапно зазвонил телефон (тут нет связи), все засмеялись что духи вызывают), а я просто напоминание забыла выключить. Потихоньку пошли обратно, любуясь напоследок красотами.

нарастает лед
Снег местами лежит.

Вышли из пещеры, отмыли руки (забыли перчатки взять), сняли с себя камуфляж, каски и фонари, загрузились и поехали в лагерь юрт. Приехали, растопили печь, поели, выпили местного пива, неплохое. И в хорошем расположении духа улеглись спать.