Турист Ирина Порунова (aprel2011)
Ирина Порунова — была 23 марта 18:01
Опубликовала отчет за 2020 год. Мало путешествий, много творчества!

Дзивгис, Даргавс + 1 город — Россия Июнь 2019

Как началось мое большое северо-кавказское путешествие, я уже поведала в заметках «По улицам Владикавказа к дому с историей» и «Беслан в День защиты детей». А сегодня небольшое продолжение о том, как группа единомышленников, увлекающихся путешествиями и любительской фотографией, совершила однодневный радиальный выезд из Владикавказа. Многое ли можно успеть за 24 часа, имея машину, местного гида с предсказуемым именем Алан и безграничный энтузиазм? Сейчас расскажу…

Снежные вершины Северной Осетии

Выехав ранним утром из Владикавказа, мы направились в сторону Куртатинско ущелья. Протяженность живописного ущелья составляет более 50 километров. Оно образовалось в результате размывания горных пород рекой Фиагдон, текущей по дну ущелья. Эту местность также часто называют Фиагдоном или Фиагдонским ущельем.

Куртатинское ущелье является одним из основных очагов формирования осетинского народа и его национальной культуры с эпохи раннего средневековья, когда оно было центром осетино-грузинских контактов. Ущелье известно своими уникальными историческими и культурными памятниками.

Первую остановку мы совершили у Кадаргаванского каньона, где Фиагдон протекает несколько десятков метров по узкой расщелине между крутыми скалами и словно разделяет каньон на две части. Глубина каньона составляет 60 метров, а ширина 3–4 метра.

Не удивительно, что масштаб бездны и стремительный поток реки породили легенду, связанную с этим местом:

«В древние времена дороги у скал Кадаргавана не было… Люди передвигались по очень узкой опасной тропе, проходящей в скалах высоко над бурлящей горной рекой. В то время кровная месть на Кавказе бессмысленно губила много достойных людей. Однажды на этой узкой дороге повстречались два молодых осетина-кровника из враждующих фамилий. Всадники ещё издалека узнали друг друга, но оба хотели избежать кровопролития. Один из них направил коня к пропасти, к грохочущему Фиагдону.

Перепуганный конь, точно слушался сильного хозяина, и вскоре они благополучно очутились на берегу реки. Ни на секунду не задумываясь, джигит направил коня в кипящий Фиагдон. Стойкость и мужество боролись с бешеным течением, и всадник победил реку. Джигит далеко объехал своего кровника, и рухнул на берег отдохнуть. Тут раздался звон копыт второго всадника, который через мост прискакал к своему врагу. Он не поднял оружия, а подал руку для рукопожатия. Радостно посмотрели друг на друга джигиты, а когда сняли папахи, вдруг увидели, что оба поседели. Первый — когда боролся с пропастью и рекой. Второй — когда наблюдал за поединком человека и стихии. Так, стойкость, мужество и Кадаргаван примирили кровников…»

Древние селения в Куртатинском ущелье таят массу интересного для путешественников. В небольшом поселке Дзивгис, население которого меньше, чем туристов, приезжающих сюда на автобусах, таких объектов сохранилось несколько. Например, старинная церковь Святого Георгия XVII века.

Окрестности Дзивгиса

Уникальная скальная крепость села Дзивгис построена в XIII–XVI веках. Крепость настолько сливается с горой Кариу-хох, в которой она и притаилась, что разглядеть ее получается не сразу. Крепость не раз спасала осетин во время набегов завоевателей.

Хорошо сохранились в Дзивгисе и древние склепы. Это были первые пристанища мертвых, которые мы увидели, поэтому они произвели неизгладимое впечатление.

Северная Осетия: успеть за 24 часа

Направляясь в сторону села Цмити, заехали к памятнику И. В. Сталину, установленному в этом месте в начале 1950 годов. Иосифа Виссарионовича в Осетии всегда любили и уважали. Видимо любовь эта была взаимной, стоит только вспомнить, что депортация 1944 года осетин не коснулась. В народе даже ходит версия о его осетинском происхождении.

Рядом с бюстом Сталина находится памятник воинам-куртатинцам — конь, оплакивающий павшего в бою наездника. Композиция символизирует скорбь всей Осетии по погибшим в Великой Отечественной войне её сыновьям.

Северная Осетия: успеть за 24 часа

В селе Худикус посетили Аланский Успенский монастырь, который считается самым высокогорным монастырем на территории России. Монастырь был открыт в 2000 году, поэтому совсем новые строения живого интереса не вызвали.

Согласно преданиям, село Цмити (Цимити или Цымыти) основано в начале XIV века. Однако в самой верхней части селения обнаружены строения IX–XIII веков. Считается, что его основателем был Цымыти — военачальник последнего аланского царя Ос-Бага тара, погибшего в 1306 году.

Северная Осетия: успеть за 24 часа

Цмити изначально являлось центром Цмитинского общества, независимой гражданской общины со своим сословным укладом, где имелся аналог законодательного собрания (нызас) и судебного органа (тархон). Впрочем, формировались они исключительно из представителей высшего сословия — уазданов.

Северная Осетия: успеть за 24 часа

Местные жители занимались скотоводством, охотой, пчеловодством, садоводством, выращивали хлеб. Славилось селение своими кузнецами-оружейниками. В конце XVIII-начале XIX веков здесь насчитывалось до 100 домов, сейчас постоянно проживают лишь две семьи. Но цмитинцы обязательно раз в год приезжают в родовое селение на народный праздник.

Северная Осетия: успеть за 24 часа

В селении можно осмотреть более 30 памятников архитектуры: боевые и жилые башни, склепы, святилища, хозяйственные постройки. Сегодня Цмити — настоящий музей под открытым небом.

Северная Осетия: успеть за 24 часа

Подступающее чувство голода подтолкнуло нас сделать остановку в маленьком селе Фазикау на левом берегу реки Мидаграбиндон.

Северная Осетия: успеть за 24 часа

Я не переставала удивляться малочисленности осетинских сел. Так, в Фазикау постоянно проживают менее 50 человек!

В Фазикау мы побывали в гостях в осетинской семье и, конечно, отведали осетинских пирогов.

История осетинских пирогов насчитывает не одно столетие, что отражено и в устном народном творчестве осетин — нартских сказаниях. Хорошо сделанными в Осетии считаются пироги с тонким слоем теста и обильной (хотя и не выпирающей наружу) начинкой. Пироги с толстым слоем теста считаются признаком неопытности хозяйки.

Северная Осетия: успеть за 24 часа

В зависимости от начинки осетинские пироги имеют разные названия. В селе Фазикау хозяйка угощала пирогами трех видов: давонджин — пироги с листьями черемши, хабизджин — пирог с осетинским сыром, фыдджин — пирог с рубленым мясом.

Северная Осетия: успеть за 24 часа

С осетинскими пирогами связан обряд «Три пирога»: на стол подаются три пирога, которые символизируют Бога, солнце (небо) и землю. Четное количество пирогов принято подавать только на похоронах и поминках.

Хорошо подкрепившись и выслушав многочисленные тосты сначала на осетинском языке, а потом в переводе на русский, мы отправились к самой границе с Грузией в долину Мидаграбин. Семикилометровая долина заканчивается большими вертикальными скалами, которые закрывают доступ к ледникам вершин Зейгелан, Джимарай-Хох, Донжеты. С этих ледников по уступам падают многокаскадные водопады. Высота этих водопадов колеблется от 200 до 700 метров. Водопады — пульсирующие и сезонные, то есть поток воды зависит от дождей и погоды. Чтобы увидеть водопады, необходимо прогуляться пару километров в гору по тропе, которую в нескольких местах преграждает горная речка. У меня с водопадами отношения не очень складываются, поэтому и Мидаграбинские водопады особенного впечатления не произвели. Конечно, услышали, что начало июня не самое лучшее время для их посещения, вот если бы мы приехали в июле или августе…

Северная Осетия: успеть за 24 часа

Я с радостью уезжала из долины Мидаграбин, так как с нетерпением ждала следующей остановки, которая еще до поездки будоражила мое воображение — древний некрополь Даргавс.

Вид на некрополь Даргавс со стороны дороги

Дорога к Даргавсу — Городу мертвых проходит по длинному Даргавскому ущелью, по дну которого протекает Гизельдон, что означает Красная река. С этой реки и начинается история возникновения средневекового некрополя в Северной Осетии. Название река получила предположительно после битвы войск аланов с татаро-монгольской армией в 1395 году. Сражение оказалось таким кровопролитным, что вода в реке стала красной. Аланы потерпели поражение, были вытеснены завоевателями в горы, обосновавшись в пяти здешних ущельях. Земли для всех жителей катастрофически не хватало. Чтобы решить проблему захоронения умерших и не тратить на это плодородные земли, выбрали скалистый склон, непригодный для выпаса животных или пашни. Там и начали строить усыпальницы.

Северная Осетия: успеть за 24 часа

Город мертвых расположен на сухой площадке, где не застаивается вода, а территория продувается со всех сторон, что в результате и обеспечило некрополю долгую жизнь, все останки хорошо сохранились, позволив ученым изучать историю древнего народа.

Существует несколько легенд, объясняющих появление в Даргавсе Города мертвых. Одна из них гласит, что в селение неизвестно откуда пришла девушка невиданной красоты. Все мужчины бросили свои семьи, оставили дела и начали биться друг с другом за право взять девушку в жены. И в дуэлях за красавицу погибло несколько человек. Чтобы разрешить спор, незнакомку отвели на совет старейшин. Но и у стариков, многим из которых давно перевалило за 70 лет, заблестели глаза при ее виде. Они начали спорить друг с другом, забыв приличия. В конце концов, женщины селения решили остановить этот хаос: они потребовали изгнать незнакомку, объявив ее ведьмой. Но мужчины не хотели отдавать красавицу кому-либо и после долгих размышлений решили убить девушку, чтобы она была доступна только Богу. Однако после ее смерти на поселок обрушилась эпидемия чумы. Когда умерших начали закапывать в землю, она не принимала останки, а выбрасывала их на поверхность. Поэтому оставшиеся в живых начали строить склепы, где и хоронили усопших…

Северная Осетия: успеть за 24 часа

Интересно, что многие гробы в усыпальницах выдолблены в форме лодки, хотя поблизости нет моря. Это связано с поверьем, будто после смерти умерший должен переплыть реку забвения, чтобы попасть в царство усопших.

Установлено, что в XVIII веке, когда в районе Даргавса свирепствовала эпидемия холеры, заболевшие, дабы не заражать своих родственников, добровольно отправлялись в склепы, захватив небольшие припасы еды и воды, и доживали там свои последние дни. Примерно в это же время на одной из усыпальниц появилась надпись, сделанная красной краской на осетинском языке: «С любовью смотрите на нас. Мы были такие, как вы, вы будете такие, как мы».

В Даргавсе мы зависли на несколько часов, самые активные фотолюбители из нашей группы не смогли не поддаться искушению — поснимать закат в Даргавсе. И только после захода солнца, мы выдвинулись дальше.

Северная Осетия: успеть за 24 часа

Закольцовывался наш маршрут через Кармадонское ущелье, в котором мы оказались уже затемно.

Катастрофический сход ледника Колка навсегда связал это место с ужасной трагедией. В 2002 году чудовищная масса изо льда и камня пришла в движение и с огромной скоростью обрушилась на ущелье, сметая все на своем пути. Позднее специалисты подсчитали, что созданный обвалом селевой поток превышал в высоту 250 метров и мчался со скоростью 200 километров в час. В результате схода ледника был полностью уничтожен посёлок Верхний Кармадон, погибло более 100 человек, в том числе и съёмочная группа фильма «Связной» во главе с Сергеем Бодровым-младшим.

Завершался наш длинный, экскурсионный день на горячих источниках. У меня желания лезть в воду не было, поэтому удобно устроившись на скамеечке, я пыталась привести в порядок свои впечатления от насыщенного дня, мысленно повторяя необычные для слуха осетинские названия: Кадаргаван, Фиагдон, Дзивгис, Кхариу-хох, Худикус, Цмити, Мидаграбин, Фазикау, Гизельдон, Даргавс, Кармадон…