Турист Ирина Порунова (aprel2011)
Ирина Порунова — была 23 марта 18:01
Опубликовала отчет за 2020 год. Мало путешествий, много творчества!

Владикавказ — Россия Июнь 2019

Несколько дней из своего большого путешествия по Северному Кавказу я провела во Владикавказе — столице Республики Северная Осетия-Алания.

Заочно я воспринимала Владикавказ лишь как отправную точку в своем путешествии, но неожиданно город произвел на меня самое благоприятное впечатление: красивый, уютный и такой южный…

Набережная вдоль Терека

В первый день я остановилась в частном мини-отеле на улице Маркова, недалеко от железнодорожного вокзала, а потом был запланирован переезд в отель «Империал» на проспекте Мира.

Еще дома, готовясь к путешествию, я просматривала афишу и увидела, что 31 мая, в день моего приезда, состоится концерт мужского осетинского хора в Северо-Осетинской филармонии, которая по совместительству является филиалом Мариинского театра. Этот факт меня одновременно удивил и обрадовал. Удивилась, потому что не знала, что филармония во Владикавказе в 2016 году получила статус филиала Мариинки; обрадовалась, потому что отпали сомнения, как провести первый вечер в столице Алании, электронный билет на концерт приобрела без сомнения.

Оставив вещи в гостинице, нанеся на себя энную порцию солнцезащитного крема, я задала в гугл-карте адрес филармонии, Миллера-24, и отправилась знакомиться с городом.

По улицам Владикавказа к дому с историей

Владикавказ, живописно раскинувшийся у подножия скалистых гор, отсчитывает свою историю с 1784 года. Во времена императрицы Екатерины II возле Кавказских гор был основан русский форпост — крепость, которая имела боевые укрепления и служила охранным пунктом сообщения между Россией и Грузией. Граф Павел Сергеевич Потемкин дал название оборонному пункту — Владикавказ — дословно «Владей Кавказом». Но существовало и осетинское название крепости — Дзауджикау, что в переводе означало «поселение Дзауга», в честь осетина Дзауга Булугова, еще до появления Владикавказа основавшего неподалеку село. В Советское время город носил имя советского государственного и партийного деятеля Григория Константиновича Орджоникидзе.

Во время Великой Отечественной войны Владикавказу (в то время Орджоникидзе) пришлось противостоять мощной группировке немецко-фашистских захватчиков, специально созданной для завладения крупнейшим населенным пунктом Северного Кавказа. Немецкие войска были разгромлены на самых подступах к городу. В настоящее время Владикавказ — красивый многонациональный город с населением более 300 тысяч человек, который имеет свою особую культуру и богатую историю.

Менее туристические улочки...
По улицам Владикавказа к дому с историей

Так как времени у меня было предостаточно, я свободно откланялась от основного маршрута, но в итоге оказалась на проспекте Мира — в историческом и культурном центре города.

Проспект Мира, бывший Александровский проспект

Проспект Мира начинается от площади Свободы и идет на север до улицы Кирова. Если маленькие улочки, в которые мне уже довелось заглянуть, чем-то напоминали старый Тбилиси, то проспект Мира напомнил Невский проспект. По обе стороны широкого проспекта находятся красивые здания XIX начала XX веков, и открывается восхитительный вид на горы.

Во Владикавказе есть трамвайное сообщение

Тут же я увидела гостиницу «Империал», располагающуюся в здании, которое является архитектурным памятником и охраняется государством. Гостиница открылась в 1896 году предпринимателем по фамилии Марандов. Фасад отличает лепной декор, в архитектуре легко угадывается стиль модерн. Вплоть до 1991 года гостиница называлась «Интурист» и была самой престижной гостиницей города Орджоникидзе, в ней размещались высокопоставленные лица, иностранные делегации.

Здание гостиницы Империал
Здание гостиницы "Империал"
Гостиница Империал
Гостиница "Империал"

На следующий день, заселившись в гостиницу, я сама смогла оценить её достоинства и недостатки, а пока продолжила прогулку по городу.

Напротив гостиницы «Империал» находится еще одно здание, выгодно выделяющееся на фоне других — Северо-Осетинский государственный художественный музей имени М. С. Туганова. Здание музея, в котором до Октябрьской Революции располагался Торговый дом купца Б. Г. Оганова, было построено в 1903 году архитектором И. В. Рябикиным. Оно также представляет собой уникальный памятник русского модерна.

На проспекте Мира есть целый ряд памятников, заслуживающих внимание.

После смерти Владимира (Ульянова) Ленина 21 января 1924 года по всему СССР начали активно возводить памятники. Монумент во Владикавказе был заложен через неделю после смерти Ленина на площади, которая тогда называлась «Театральная». В 50-е годы площадь была реконструирована, поэтому было принято решение: первый памятник демонтировать и перевезти в город Алагир. Автором нового памятника Ленину, высотой в 12 метров, выступил народный художник СССР, лауреат двух сталинских премий, белорусский и советский скульптор Заир Исаакович Азгур. В декабре 1993 памятник пострадал от террористического акта. В результате взрыва он упал с постамента и раскололся. Был восстановлен и заново установлен на постамент.

Памятник В.И. Ленину. Не сразу заметила, что на голове Ленина позирует голубь:)

Недалеко от памятника Ленину находится фонтан со скульптурой танцующего богатыря Сослана из народности нарты.

Фонтан со скульптурой танцующего богатыря Сослана

Но больше всего мне понравилась скульптура городового, автором которой является местный скульптор, молодой и очень перспективный художник Ибрагим Хаев. Владикавказский городовой одет в дореволюционную форму, носит пышные усы и боевую шашку на боку. Блюститель порядка получился именно таким, каким хотелось бы его видеть горожанам: уверенный, строгий, но справедливый.

Скульптура городового

Время все еще позволяло откланяться от основного маршрута, и я решила прогуляться вдоль Терека.

Река Терек на Северном Кавказе воспета многими поэтами и путешественниками. Пушкин и Лермонтов восхищались ее красотой. Слово «терк су» в переводе из карачаево-балкарского языка значит «быстрая вода». В древних грузинских письменах река называется Ломеки — в переводе с чеченского и ингушского это значит «горная вода». Река берет свое начало на территории Грузии, из ледника горы Зигла-Хох и несет свои воды в Россию. Направляясь к Каспийскому морю, Терек протекает по землям Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Ставропольского края, Чечни и Дагестана.

По улицам Владикавказа к дому с историей

На Чугунном (Ольгинском) мосту увидела скульптуры кавказских барсов, являющихся символом города и республики.

За мостом открывается один из красивейших видов во Владикавказе на горы и современные здания.

Очень органично вписан в пейзаж памятник генералу Иссе Плиеву, расположенный напротив администрации города. Конь изображен в прыжке, или в галопе, а всадник — с развивающимся плащом. Памятник стоит на возвышенности над берегом реки Терек и фоне гор создается впечатление, что всадник с конем готовы перепрыгнуть реку. Генерал армии Исса Плиев, уроженец Северной Осетии, имел звание дважды Героя Советского Союза и Героя Монгольской Республики. Во время Великой Отечественной командовал дивизиями, корпусами и группами на разных фронтах. Принимал участие в Московской и Сталинградской битвах, в боях за Одессу и многих других. Успешно использовал в боях возможности конно-механизированной группы, сочетая конницу с танками. Умер на 76-м году жизни в Москве, похоронен во Владикавказе на Алее Славы.

По улицам Владикавказа к дому с историей

На площади Штыба, недалеко от Чугунного моста, увидела памятник Дзаугу Бугулову — основателю поселения, рядом с которым была построена крепость Владикавказ. Дзауг Бугулов представлен в национальной одежде, с кинжалом и посохом.

Владикавказ всегда отличался необычайной конфессиональной пестротой.

Суннитская мечеть (или мечеть Мухтарова) на левом берегу Терека — один из символов Владикавказа. Мечеть строилась с 1905 по 1908 годы, огромный вклад в финансирование строительства внес бакинский нефтепромышленник, миллионер Муртазы-Ага Мухтаров. Его жена Лиза, дочь генерала Туганова, была уроженкой Владикавказа.

По улицам Владикавказа к дому с историей

В XIX веке мусульманская община Владикавказа была представлена татарами, кумыками, частью осетин, ингушами, исповедовавшими ортодоксальный ислам — суннизм, и персами-шиитами.

Впервые вопрос о строительстве суннитской мечети был поднят в феврале 1863 года, когда татары-военные обратились к командиру Кавказского линейного № 9 батальона с просьбой разрешить им построить мечеть и выбрать из своей среды муллу. Но только в августе 1900 года Владикавказская Духовная консистория сообщила в Терское Областное правление, что «на построение в г. Владикавказе магометанами-кумыками и казанскими татарами мечети препятствий не имеется». Здание было задумано в арабском стиле, напоминало каирские мечети Х-ХII веков. Оно сооружено из белого известняка, привезенного на место строительства из окрестностей Баку.

Рассказывают легенду, что когда в 1934 году горсовет принял решение уничтожить мечеть, командир татарской роты отдал приказ воинам-татарам с оружием в руках встать на охрану мечети. Властям пришлось уступить и дать мечети статус памятника архитектуры.

В советскую эпоху в мечети располагался филиал Музея краеведения. А в 1996 году этот охраняемый государством памятник архитектуры был передан Духовному управлению мусульман Северной Осетии.

Прогулка в историческом центре города мне очень понравилась, но пришло время все-таки продвигаться к назначенному адресу.

По улицам Владикавказа к дому с историей

На улице Миллера, моё внимание привлекла мемориальная табличка на здании школы № 27.

Оказалось, что выпускник этой школы — легендарная личность, выдающийся советский ледовый капитан Юрий Сергеевич Кучиев (1919–2005).

В историю он вошел, как капитан атомохода «Ленин», ледокола «Красин». Вершиной карьеры Кучиева была должность капитана атомохода «Арктика». В 1977 году произошло событие, навсегда вписавшее имя атомохода «Арктика» и его капитана в историю исследований Арктики. Впервые надводное судно в активном плавании сумело достичь северного полюса. Умелая проводка, максимальное использование мощностей судна, постоянная авиационная ледовая разведка позволили осуществить этот рейс за тринадцать суток вместо запланированных двадцати восьми. Прошло почти пятнадцать лет до той поры, когда полюса достигло иностранное судно. Еще в 1999 году после смерти жены Кучиев составил завещание, в котором просил друзей и соратников по атомному ледокольному флоту выполнить его последнюю волю после ухода из жизни — предать водам Северного Ледовитого океана в районе Северного полюса свой прах и прах жены. «Вы хорошо знаете, что всегда был и до конца остаюсь романтиком и нисколько об этом не жалею. А Диксон, Ледовитый океан и Северный полюс имеют прямое отношение к нашей общей с Нинель Константиновной судьбе», — писал Кучиев в своем завещании. Воля Кучиева была выполнена. 13 августа 2006 года ровно через 29 лет с даты достижения полюса, атомоход «Ямал» доставил урны на Северный полюс, где после траурного митинга они были опущены в разводье.

Мемориальная табличка на здании школы № 27

Рассматривая мемориальную табличку, я на мгновения почувствовала на себе полярное дыхание, воспоминания о потрясении от посещения ледокола «Ленин» во время январской поездки в Мурманск настолько еще свежи в моей памяти. В общем, может и наивно, но я восприняла это, как счастливый знак: моя поездка по Северному Кавказу удастся, в этом нет никаких сомнений.

Гугл-карта говорила, что я практически прибыла к месту назначения, но впереди я видела только католический храм, а где же филармония? Как оказалось, Северо-Осетинская филармония и располагается в здании лютеранской кирхи, заранее я не удосужилась поинтересоваться, знала только адрес.

История лютеранской кирхи началась в ноябре 1861 года, когда немецкая община Владикавказа подала официальное прошение о разрешении сбора пожертвований на строительство молитвенного дома. Вердикт властей был оптимистичный: «Выдать шнурованную книгу для записи пожертвований».

Спустя три года начальнику Терской области подали другое прошение — о выделении земли под строительство «церкви красивой архитектуры». Участок выделили. Сначала, в 1866-м, там появился одноэтажный дом для молитв. А 27 марта 1911 года «Терские ведомости» сообщили об освящении вновь отстроенной евангелическо-лютеранской церкви. В народе здание, выполненное в духе поздней церковной готики, прозвали немецкой кирхой. Так одно из самых красивых и эффектных зданий Владикавказа на улице Миллера, 24 и называют до сих пор.

Над порталом рядом с колокольней сегодня можно прочитать надпись на немецком: «Да пребудет с нами благодать Божья». Заштукатуренное в 1930-е годы изречение открыли только во время недавней реставрации.

Церковь закрыли в 1930-е. Здание отдали клубу Союза строителей, тут собирались приятно проводить время и смотреть фильмы, к зданию даже пристроили будку киномеханика. В 1940 помещение с прекрасной акустикой перешло к североосетинскому симфоническому оркестру, на его базе открыли филармонию. Здесь играли звезды классической музыки, в том числе Святослав Рихтер. Благодаря работе филармонии случился феномен осетинских дирижеров, первый среди которых — Валерий Гергиев, дирижёр, художественный руководитель и генеральный директор Мариинского театра.

Вход в филармонию

После масштабной реставрации здание открылось горожанам таким, как когда-то было построено, в 2016 году бывшая церковь стала филиалом знаменитого Мариинского театра. Но немецко-лютеранская община надеется, что им дадут возможность проводить одно-два богослужения в год.

По улицам Владикавказа к дому с историей

При здании осталась и его легенда о золотом кирпиче. В городе рассказывают, что, когда больше сотни лет назад, здесь закладывали кирху, строители спрятали где-то слиток золота. Его искали чуть ли не весь XX век, но пока не нашли. Вполне возможно, золотой кирпич и сейчас находится в ее стенах, заложенный на счастье.

Афиша
По улицам Владикавказа к дому с историей

Выступление мужского хора осетинской песни под руководством Ольги Джанаевой мне очень понравилось.

Завораживающее кавказское многоголосие оказалось отличным способом, чтобы начать более близкое знакомство с культурой нового для меня региона.

Мужской хор Северо-Осетинской филармонии

г. Владикавказ, Алания

Так начиналось моё путешествие по Северному Кавказу, а продолжение обязательно последует…