Турист Надежда Василица (Sssmile)
Надежда Василица
была 29 февраля 11:08

Греу-ле-Бен, Валансоль, Эспаррон-де-Вердон — Франция Июнь 2019

В прошлом году неожиданно пришла идея посетить Прованс в период цветения лавандовых полей. Билеты Москва-Марсель-Москва (через Париж) я приобрела за полгода до поездки на рождественской распродаже (в районе 12–13 тысяч рублей), подобрав даты на конец июня-начало июля. Иногда можно найти и за 8–9 тыс незадолго до вылета, но тут уж как кому повезет. Я просто, в связи со спецификой работы, должна была отталкиваться от своих дат и возможностей.

Определиться с датами мне помогла информация о цветении лаванды http://www.moveyouralps.com/routes-de-la-lavande/Informations-pratiques/la-floraison-de-la-lavande/, а с местом — отзывы и фотографии разных путешественников.

Кусочек летнего Прованса на велосипеде

Конечно же, самым идеальным вариантом исследовать Прованс была бы поездка на машине. Но, так как я не вожу машину, то решила прокатиться по Провансу на велосипеде. Других вариантов у меня и не было, так как общественный транспорт между деревушками Прованса курсирует не часто.

Из аэропорта Марселя я добралась до городка Маноск на автобусе № 26, билет обошёлся в 13,70€, можно купить прямо у водителя, но я предпочла приобрети электронный билет заранее на сайте https://www.info-ler.fr/237-Cartes-et-Plans-du-reseau.html. Французским языком я практически не владею, везде на сайтах переводила с помощью гугл-переводчика. Английским владею базовым, при необходимости пользуюсь также переводчиком.

В Маноске я планировала взять в аренду велосипед и на нем доехать до городка Греу-ле-Бен, расположенном в 16 км, где я сняла уютную студию на 5 ночей. Выбор недорого жилья был невелик, booking.com отпал сразу, зато airbnb.ru в данной ситуации здорово выручил (студия за 2760 руб в день (включая сервисный сбор) — думаю, для Франции в разгар сезона это недорого). Можно было изначально добраться на автобусе и в Греу-ле-Бен (например, из аэропорта в Экс-ан-Прованс за 8,60 или 10€, а затем оттуда на автобусе № 27 за 10,10€). В Греу-ле-Бен также есть велопрокат, но график его работы не состыковался с графиком моего путешествия, поэтому я решила воспользовалась прокатом в Маноске https://www.veloloisirprovence.com/page/bachelas-bike-manosque.

Не могу назвать себя заядлым велосипедистом. В последний раз я пользовалась велосипедом 8 месяцев назад, решив познакомиться с одними из красивейших деревушек Эльзаса и проехав около 37 км. До этого я не каталась вообще года 4. Так что о хорошей физической подготовке, как понимаете, не могло быть и речи. Но во мне горело огромное желание увидеть лавандовые поля, поэтому я готова была на любые трудности.

Греу-ле-Бен находится в 15–16 км от Маноска. С помощью Google maps видно, что сначала путь пролегает по ровной местности, а затем на каком-то участке придётся ехать в горку.

Кусочек летнего Прованса на велосипеде

Горка мне показалась небольшой. «Подумаешь… Потолкаю, если устану» — решила я. Все бы хорошо, только мне немного не повезло с погодой. Нет, погода была чудесная, но стояла небывалая для этих мест жара 40–42°. В таких температурных условиях не то что крутить педали, но даже и пешком передвигаться не просто. Но мы же не ищем лёгких путей!

Мне пришлось делать очень много остановок для отдыха, в добавок за плечами у меня был рюкзак, который хоть был и не очень тяжелым, но заметно снижал выносливость.

Один раз какой-то дяденька на машине с фургоном даже притормозил, поинтересовавшись все ли у меня в порядке, но мне было неловко принять его помощь и я просто мило поулыбалась: «Все ОК, мерси!». Тем более с минуты на минуту я уже должна была взобраться на высшую точку подъема, и после этого нужда крутить педали отпадёт. Всегда бы так!

Вообще-то я надеялась, что удастся заполучить электровелосипед (хотя никогда не пользовалась им до этого), ну, или хотя бы шоссейный. Но все, что смогли мне предложить, это горный велосипед. Куда деваться, все же лучше чем ничего. Поэтому, наверное, всегда нужно бронировать заранее.

Цены довольно приемлемые по сравнению с другими предложениями

В залог нужно было оставить 200€, а за 3 дня проката я заплатила 49€.

На ночь велосипед я оставляла во дворе, просто прикрепив к ограждению с помощью велозамка. Никаких проблем не было, все оставалось в целости и сохранности.

Утром следующего дня было запланировано выехать ранним утром в соседнюю деревушку Валенсоль, ведь именно по этой дороге есть вероятность увидеть долгожданные лавандовые поля. Но я настолько устала от предыдущего дня, что в итоге решила сначала хорошо выспаться, а затем попытаться прогуляться к Валенсоль пешком. Всего-то 14 км… В путешествиях я обычно прохожу по 15–20 км в день без проблем. Но в 40-градусную жару ещё не пробовала.

Я взяла с собой 1,5л воды и пила каждые 10 мин маленькими глотками (нас так в Индии наш проводник научил). Но, честно говоря, организм обезвоживается в такую жару очень быстро, и я, не пройдя даже полпути, решила не рисковать и вернуться обратно. Тем более я свернула с нормальной дороги на тропу, указанную в приложении maps.me, ожидая, что здесь тропы утоптаны как в наших лесах.

Кусочек летнего Прованса на велосипеде

Но тропа оказалась из камней вроде гальки и щебня, поэтому от такой прогулки мало кто испытает радость. Но я получила пусть не огромное, но все же удовольствие. Вдали от цивилизации, лес вокруг, бабочки летают, птицы поют, цикады стрекочут — настоящая гармония с природой и собой.

Решив вернуться уже другой тропой, я неожиданно вышла к лавандовому полю. Радости не было предела! Лавандовое поле я встречала и накануне по дороге из Маноска в Греу-ле-Бен, правда, оно было маленьким и немного неухоженным, и я была уставшая и торопилась побыстрее добраться до места назначения, какая уж тут лаванда…

Кусочек летнего Прованса на велосипеде

Вода в бутылке была на исходе, и я стала искать на карте хоть какой-нибудь питьевой фонтан. В итоге он мне не пригодился, т. к. спустя 10 минут мне встретилась речушка с чистой прохладной водой. Я зачерпнула в ладонь, попробовала — вкусная. Напившись вдоволь, наполнила бутылку и отправилась дальше. Согласна, рискованно, но, к счастью, никакого расстройства за время поездки у меня не было. Вообще, скажу по секрету: я живу в большом доверии к этому великому любящему источнику под названием «жизнь».

В тот же день я прогулялась к реке Вердон, и, знаете, совсем не пожалела, что остановилась именно в Греу-ле-Бен, а не в Маноске, как планировала ранее. Природа потрясающая! Я ещё много раз ходила гулять к реке с величественными горными вершинами на другом берегу. Ничто не заряжает нас так быстро как природа.

Окрестности Греу-ле-Бен

На второе утро мне все же удалось выехать в 6 утра по маршруту «Маленькое плато» (GPX скачала здесь https://www.veloloisirprovence.com/page/boucle-velo-petit-plateau).

Готовясь к поездке я наткнулась на кладезь информации на этом сайте. Может, именно это и сподвигло меня на написание отчета. Просто на личном опыте знаю, каково это — перелопатить кучу ресурсов в поисках нужной информации. Сама часто пользуюсь отзывами других людей, возможно, и мой рассказ окажется для кого-то полезным. Да и мне пригодится для следующих поездок, своего рода шпаргалка. Путешествую часто, информации много, всего и не запомнишь.

На момент составления отзыва этот сайт, увы, обновили, и теперь нет возможности выбрать английский язык (ранее было все более удобно, и навигация лучше была).

По дороге из Греу-ле-Бен в Валансоль

Чтобы велопрогулка была приятной, важно соблюдать направление, в котором начинается движение (на карте рядом с буковкой указатель: по часовой стрелке или против часовой),

Кусочек летнего Прованса на велосипеде

иначе придётся большую часть маршрута ехать в горку, а это не очень комфортно. Особенно для таких неподготовленных велосипедистов как я.

Валансоль

Длилась моя велопрогулка часов 9–10 (протяжённость почти 40 км). С учетом всех остановок для фото, отдыха, зависания в лавандовых и пшеничных полях, наслаждения от жужжания пчёл, пения цикад и птиц и любования окружающей природы.

К концу дня я выбилась из сил… Но я была так счастлива! И безмерно благодарна Вселенной за такую красоту и возможность созерцать это собственными глазами!

Валансоль

Кусочек летнего Прованса на велосипеде

К вечеру третьего дня я должна была вернуть велосипед, т. к. впереди были выходные, а после мне нужно было уже уезжать, из-за чего не было возможности воспользоваться велосипедом подольше. Но, честно говоря, он мне больше бы и не пригодился, потому что желание крутить педали в 40-градусную жару пропало.

Думаю, я обязательно вернусь сюда однажды, но уже либо весной, либо осенью. И воспользуюсь некоторыми маршрутами. В Вердоне очень хотелось посетить одну из самых красивых деревень Франции Moustiers-Saint-Marie, озеро Sainte-Croix, Вердонское ущелье. А в Любероне — Roussillon с его охристыми каньонами, Gordes и прочие красивые деревушки. Кстати, весь список самых красивых деревень Франции вы можете посмотреть здесь https://www.les-plus-beaux-villages-de-france.org/fr/nos-villages/.

Но на этом мое приключение не заканчивается. Я решила не ждать вечера, чтобы вернуть велосипед, а сделать это с утра, до дневной жары. А остаток дня посвятить пешим прогулкам.

До Маноска я доехала на велосипеде, успешно его вернула, прогулялась по городку и со спокойной душой направилось к остановке, где в моих планах было сесть в автобус № 132 (ходит 4 раза в день, проезд 1€, информация здесь https://mobilite.dlva.fr/lignes-horaires/lignes-inter-urbaines/). Но каково же было мое удивление и смятение, когда этот небольшой автобус с надписью что-то вроде «укомплектован» или «заполнен» проехал не останавливаясь. Ждать следующего несколько часов? И есть ли гарантия, что в нем будут места?

Я решила выдвинуться в путь самостоятельно, в глубине души надеясь, что удастся поймать попутку. Но сначала мне пришлось пройти километра 4, чтобы выйти на дорогу, ведущую в Греу-ле-Бен. Мне очень повезло! Женщина преклонных лет (но молода душой, я это ощущала) подвезла меня прямо к дому. Она, оказывается, живет в соседней деревушке Эспаррон-де-Вердон. И в разговоре выяснилось, что в юности она даже немного изучала русский язык. Она сказала, что я выбрала удачное время для посещения лавандовых полей, т. к. буквально через неделю-другую лаванда от жары начнет засыхать и приобретет сероватый цвет. Она же мне и поведала о том, что такой аномальной жары в их краях она на своём веку не припоминает.

Заброшенная вила в Греу-ле-Бен

Вечерний Греу-ле-Бен

Остаток дня и весь следующий день я планировала провести в Греу-ле-Бен, гуляя у реки и в полях-лесах. Но подвозившая меня женщина невзначай спросила, была ли я в их деревушке и на озере Эспарон, и посоветовала обязательно туда съездить, там очень красиво. «Да-да, как-нибудь в другой раз непременно!» — подумала я. Но вечером в моей голове кружилась уже другая мысль: «А почему бы и не в этот раз?»

В 6 утра с первыми лучами солнца я направляюсь пешком в Эспаррон-де-Вердон (все время буду вспоминать поездку в Прованс как пеший-вело-эко-туризм). Гугл-карты рассчитал путь в 10 км, в итоге у меня вышло около 14 км, т. к. тропами в этот раз я решила не пользоваться, а придерживалась автодороги.

В такую рань машины на моем пути практически не появлялись, поэтому я насладилась хорошей дорогой, утренней прохладой и потрясающими видами гор, лесов, полей и озера. Путешествуя на машине часто упускаются какие-то приятные мелочи, которые можешь разглядеть только гуляя не спеша.

Озеро Эспаррон

Окрестности Эспаррон-де-Вердон

Деревушка мне очень понравилась! Очень уютная и красивая! А озеро с его бирюзовой водой и каменистыми берегами! Я ни на долю секунды не пожалела о пройденном пути (хотя мои бедные ножки и были все в мозолях, и ещё предстоял такой же путь пешком обратно, если не повезёт с попуткой). Уже в который раз убеждаюсь: самые впечатляющие и незабываемые маршруты рождаются спонтанно.

Я провела полдня на озере, покупалась, позагорала. Был выходной день, и среди отдыхающих можно было услышать речь на разных языках. На причале можно взять в прокат яхту, катер, катамаран или другие средства для водных прогулок.

Напоследок я купила открытку в сувенирной лавке, написала пару слов о своём впечатлении и опустила ее в почтовый ящик. Выбираясь на главную дорогу Эспаррон-де-Вердон и делая последние фото уютных милых улочек, я неожиданно наткнулась на мужчину, который предложил сфотографировать меня. Затем он ещё одной паре помог сделать фото. И тут он сворачивает к своей машине. Я набралась смелости и спросила, в какую сторону он едет. И, о Боже, он ехал именно в Греу-ле-Бен! Я спросила, смогу ли я с ним поехать, и он, естественно, не отказал.

Попробуйте жить в доверии к жизни, это так здорово! Я не знаю, каким образом все это происходит, но всегда в нужный момент находятся нужные люди и случаются нужные события!

Мы доехали буквально за 15 минут. Мужчина оказался из Страсбурга. Когда он спросил, как я добралась из Греу-ле-Бен до Эспаррон-де-Вердон, тоже на попутке?, я махнула ему в ответ «да», постеснявшись признаться ему, что я прошла этот путь пешком. Но в следующий раз я обязательно буду честна с людьми! И неважно, что они посчитают меня сумасшедшей. Ведь это моя жизнь, пусть и сумасшедшая, и никто не проживёт ее за меня.

Кстати, денег с меня никто не взял, хотя я и пыталась заплатить. Так что, вот так дела обстоят на дорогах Прованса.

В день отъезда я воспользовалась автобусом № 27, доехав до Экс-ан-Прованса (по совету Каролины, которая сдавала мне студию), погуляла там часик-другой, и затем отправилась на автобусе в аэропорт (на тот момент курсировал каждые полчаса, информацию можно посмотреть здесь https://www.marseille-airport.com/access-car-parks/access/bus).

По поводу владения языком я уже обмолвилась ранее: французским практически не владею, английским владею базовым, при необходимости пользуюсь гугл-переводчиком.

Насчёт карт — всегда в путешествиях пользуюсь приложением maps.me (интернет при использовании не нужен), предварительно загрузив карту нужного региона и отметив на ней свой отель и все нужные мне места. Иногда гугл-картами. Что касается веломаршрутов — готовый трек загружаю в приложение ViewRanger. Если же необходимо самостоятельно создать трек, использую https://www.gpsies.com/#10_55.7522_37.6156_hikebike.

Вот, собственно, и все, чем я хотела поделиться. Не судите строго и не забывайте жить в доверии к жизни!