Турист Константин Андреевич (Kostacurta)
Константин Андреевич
был 20 июля 2021 1:42

Найваша — Кения Февраль 2018

Предыдущие главы дневника:

Кенийский дневник. День 1–2. Найроби, Масаи Мара

Кенийский дневник. День 3. Масаи Мара - большой гейм

День четвёртый

Пришло время проститься с так полюбившимся нам лоджем Masai Mara Sopa. «Микрик» снова потяжелел под весом нашего багажа, команда расселась по привычным местам и наш экипаж тронулся в путь.

Большая часть пути сегодня совпадала с маршрутом, по которому мы ехали в Масаи Мара, только в теперь в обратном направлении. Выехали мы довольно рано и я уставился в окно смотреть как просыпаются поселения масаев. Прямо около заповедника разбит достаточно большой посёлок, что и понятно: место туристическое, а значит хлебное. В поселке есть несколько основательных построек, собранных из различного строительного мусора, среди которых есть одно главное — школа. Наш отъезд, видимо, как раз совпал с началом занятий и мы наблюдали как ученики торопились на первый урок. Дети, они и в Африке дети… Увидев машину с туристами они останавливались, махали нам ручками и улыбались своими искренними улыбками. Надо отдать должное масаям: дети, идущие в школу, были опрятны и одеты с иголочки. Кроме котомки с учебниками у каждого ребенка в руках была палка… Я предположил, что может для защиты от каких-нибудь хищников, хотя вспоминая размеры обитающего в округе зверья, очевидно, что палка оружие бесполезное.

Школа в этом поселке, видимо единственная на весь огромный регион. Отъехав от нее на несколько километров, мы всё ещё встречали небольшие группы школьников, топающих на занятия с ближайших деревень. В отдаленных деревнях ни школ ни школьников мы уже не видели. Зато поняли, что аутентичности в этих масаях осталось столько же, сколько денег после пьянки в кошельке: на многих домах установлены солнечные батареи, а под традиционными покрывалами они носят шорты adidas…

Кенийский дневник. День 4. Озеро Найваша

Преодолев самую трудную часть пути по грунтовке, мы выехали наконец на асфальт и почти сразу сделали остановку. Это был сувенирный магазин. Вернее даже не магазин, а склад сувениров в огромном ангаре. Ангар был заставлен стелажами так, что для маневрирования между ними оставалась одна маленькая тропинка. Полки стелажей ломились от несметного количества одинаковых статуэток, покрытых толстым слоем дорожной пыли. Вот где можно было собрать всю большую африканскую пятерку за пять минут!!! А при желании и сымитировать великую миграцию в миниатюре.

Перед выездом на трассу все экипажи, в том числе и наш, проверяла полиция. Не знаю с какой целью, может хотели убедиться, не вывозим ли мы в багажнике льва? Айсак показал документы, формальности были достаточно быстро улажены и мы помчали по шоссе в сторону Найроби.

Кенийская провинция. Суровая реальность жизни здешних людей способна затмить великолепие местной природы. Порой, проезжая какой-нибудь очередной посёлок, у меня застывал на устах немой вопрос:

«Как же так можно???»

А можно, например, увидеть в грязной луже с разводами от бензина, играющих малышей. По соседству с ними будет куча старых покрышек и корова, жующая пакет от чипсов. Рядом с детьми из взрослых никого нет — ну и что из того, что в двух метрах от них скоростное шоссе…

Кенийский дневник. День 4. Озеро Найваша

Вдоль дороги шатаются праздные бездельники, другие бездельники средь бела дня валяются под кустами. Те, кто не обременён бездельем, пытаются друг другу что-то продать: в ларьках, с намалёванными от руки рекламными вывесками, или просто на развалах у дороги, в лучшем случае разложив драгоценный товар на старое покрывало. Вся торговля лишена хоть какой-то системности и санитарных норм: рядом с висящими в пыли шмотками жарят куриные ножки, тут же режут покрышки, из которых делают сандали (которым, говорят, сносу нет), а еще чуть дальше продают, начинающие подгнивать на жаре фрукты. Такая она, провинциальная Кения.

Что еще меня поразило во время этой поездки, так это архитектура местных церквей. Это ангары. Просто огромные ангары с надписью «CHURCH» на крыше… Чёрт возьми, если бы не эта надпись, я бы поспорил на 1000 долларов, что это что угодно, но только не дом, где люди молятся. Каждый раз проезжая мимо этих церквей мне очень хотелось зайти внутрь — что то мне подсказывало, что интерьер меня поразил бы не меньше, чем их внешнее убранство.

Кенийский дневник. День 4. Озеро Найваша

Спустя пару часов с начала движения Айсак остановил «микрик» у какого-то кафе с предложением отобедать. Заселяться в новое место мы должны были только вечером, и наш заботливый шеф беспокоился, чтобы мы не остались голодными.

«Место проверенное. Кормят хорошо» — сказал невозмутимый Айсак.

Что кенийцу хорошо, то русскому смерть. Даже внешний вид заведения вызывал у нас какие угодно чувства, кроме аппетита. Жена отправила меня на разведку. Захожу. Окрашенное желтой краской бетонное здание, темный коридор — мне это напомнило помещение старой весовой на цементном элеваторе, где я одно время работал. В конце коридора была комната, с расставлеными столами для посетителей, а сбоку кухня. Эх, лучше бы я не смотрел в сторону кухни… Пулей я вылетел на улицу, где в этот момент двое местных уже обрабатывали главу семьи наших попутчиков, предлагая купить у них манго. Моя жена с интересом наблюдала за этой сценкой из открытого окна «микрика».

«Хорошие манго. Давай тоже возьмём?» — предложила она, глядя, как один из кенийцев уже прячет в карман вырученные деньги.

Окей. У первого продавца манго были красивее, да и коммерческая жилка развита получше: на ходу засовывая деньги после предыдущей сделки он подбежал ко мне и стал вертеть в руках фрукт, показывая его с самых выгодных ракурсов. А мне стало жаль второго, который с тоской в глазах стоял в сторонке, сжимая в руках сеточку с фруктами.

«У тебя уже купил манго мой друг. Поэтому я куплю манго у твоего товарища» — сказал я и жестом подозвал второго.

Кенийцы тоже ценят справедливость. В глазах первого я увидел понимание, а глаза второго выражали глубокую благодарность и восхищение. После торговли пошёл уже культурный обмен: я попросил спеть их любимую кенийскую песню, на что парни смущенно улыбались и молчали, а потом пытался научить петь «Waka Waka», предлагая вместе исполнить, а капелла гимн ЧМ по футболу 2010. Весь этот балаган смог разогнать только Айсак, дав сигнал к отправлению: поняв, что в этом кафе русские есть отказываются, ему пришлось ломать голову, куда отвезти нас на обед.

Обедали мы уже в городе Найваша, в одном из ресторанов местной сети под названием Java House.

Кенийский дневник. День 4. Озеро Найваша

Отличная бургерная, где всё чин чинарём: и интерьер и чистота и качество еды. Находился ресторан в хорошем современном молле, который на контрасте с чахлыми провинциальными городками воспринимался как чудо какое-то. Вообще, город Найваша, как мне показалось, это такой кенийский Беверли Хиллз: пока мы ехали по нему, постоянно видели репектабельные загородные дома, располагающиеся в самых выгодных местах с точки зрения уединенности и наличия отличных видов на окрестности — явно это были дачи наиболее зажиточных жителей Найроби. Типичной для глубинки бедности и разрухи здесь не было вовсе: африканский колорит всё равно чувствовался, но уже без шокирующих деталей. Мы сюда приехали для знакомства с одноименным озером, прогулка по которому, по уверениям гида, должна была стать для нас еще одним незабываемым впечатлением.

Озеро Найваша

Кенийский дневник. День 4. Озеро Найваша

Озеро достаточно большое. Находясь на одном его берегу, противоположенный берег почти не видать. Мы прошли по пирсу и сели в лодку. Приятно были удивлены тем, что нас заставили одеть спасательные жилеты — обычно в экзотических странах технике безопасности внимания уделяется мало. Айсак остался ждать нас на берегу, охраняя «микрик» и наш багаж, а место у штурвала занял местный морячок.

На мелководье, вдоль берегов чернокожие ребята ловили рыбу с помощью обычной лески, которую они держали в руках без какого-либо удилища, и крючка, привязанного к ней.

Как я понимаю, нехитрое устройство, стоящее на кривых прутьях возле этого рыбака, служит для хранения уже пойманой добычи. А эти парни, видимо, раскладывают улов по карманам:

Кенийский дневник. День 4. Озеро Найваша

На вопрос: «как клюёт», они начинали привественно размахивать руками и что-то показывать жестами, но суть вопроса явно не улавливали. Однако рыба в озере точно есть — это обстоятельство доказывало обилие обитающих на его берегах хищных птиц, среди которых абсолютное первенство в количественном отношении занимали бакланы.

Кенийский дневник. День 4. Озеро Найваша

Сколько здесь этих бакланов проживает обычному человеку сосчитать не представляется возможным, но прибрежная полоса и кроны деревьев в некоторых местах были буквально усыпаны огромными колониями этих птиц.

Кроме пернатых озеро Найваша славится довольно большой популяцией бегемотов. Наш морячок был парнем достаточно рисковым и подплывал к этим отнюдь не безобидным животным на критически близкие расстояния, но мы ему доверяли — чувствовалось, что парень он с опытом, бывалый.

Кенийский дневник. День 4. Озеро Найваша

Смотреть, как эти увальни просто пускают пузыри и портят воду не интересно, поэтому морячок прибегал к хитрости: начинал лупить ладошкой по борту лодки, что вызывало довольно громкие глухие удары. Учитывая акустические особенности воды, производимый нашей лодкой шум вряд ли приходился по душе этим жирдяям, что они и демонстрировали, приподнимая свои недовольные хари над поверхностью озера.

Увидев источник шума, они снова погружались в воду, оставив на поверхности уши, ноздри да пару глаз, которыми продолжали сверлить надоедливых туристов.

Кенийский дневник. День 4. Озеро Найваша

Но вернемся к пернатым. Их здесь действительно большое разнообразие, и в случае наличия времени, терпения и хорошей техники можно было бы собрать очень хороший птичий фотоальбом. У нас, к сожалению, всего вышеперечисленного не было, так что поделюсь тем, что более-менее разборчиво попало в кадр.

Еще до посадки в лодку мы увидели вездесущих марабу. Эти страшилы встречаются в Кении повсеместно, вот и здесь они облюбовали ветки прибрежной акации:

Кенийский дневник. День 4. Озеро Найваша

Не менее аистов марабу распространены в Кении птицы с необычной формой клюва — ибисы. На берегах Найваши ибисов мы так же встречали довольно часто.

Однако на этих птиц мы насмотрелись еще в саванне и на городских помойках, а теперь перейдем к птицам, которые обитают непосредственно на водоёмах. Первый в списке — забавный пеликан.

Кенийский дневник. День 4. Озеро Найваша

Нам не очень с ними повезло — говорят, на этом же озере, в определенный сезон колонии пеликанов по численности вполне соспоставимы с колониями бакланов. Мы же повстречали всего-навсего два-три экземпляра.

Следующей в списке шагает изящная цапля. Очень хороша собой, настоящая модель:

Кенийский дневник. День 4. Озеро Найваша

Далее нам повстречалась настолько необычная и забавная птица, что ее можно было спутать с детской игрушкой:

Так же в наш список попал, еслия не ошибаюсь, нильский гусь:

Кенийский дневник. День 4. Озеро Найваша

Снимок с зимородком, к сожалению, оказался смазан. Эта небольшая птица великолепный охотник. Виртуозно, на большой скорости она планирует над водой и вытаскивает зазевавшихся рыбёшек.

Эту птицу я так и не смог идентифицировать. Может кто-нибудь подскажет, как она называется?

Кенийский дневник. День 4. Озеро Найваша

Белую цаплю с забавным хохолком мы не раз видели в Масаи Маре на спинах многих крупных животных — например, буйволов. Здесь я ее еле разглядел вдалеке на ветке высохшего дерева

Еще один смазанный снимок, героем которого должен был стать молотоглав:

Кенийский дневник. День 4. Озеро Найваша

И в окончании списка великолепный орел.

Во время экскурсии морячок продемонстрировал нам трюк с этим орлом при помощи рыбки, купленной за копеечку у очередного веселого рыбака.

Кенийский дневник. День 4. Озеро Найваша

Привязав полудохлого малька к леске, морячок сначала привлек внимание хищника с помощью свиста, а затем забросил леску с рыбёхой подальше от лодки в воду. Со второго раза этот фокус «прокатил»: в два широких и очень амплитудных маха крыльев, орел спланировал с ветки, на которой он сидел, четко на то место где бултыхался малёк; схватил его, еще раз махнул крыльями и улетел прочь. Все это было проделано с невероятной красотой и грацией… Орлы, конечно, короли неба.

Все свободное от поиска птиц время мы любовались буйной растительностью на берегах озера. После довольно скудной флоры саванны, все это великолепие радовало глаз.

Кенийский дневник. День 4. Озеро Найваша

А как потом уже оказалось, в прибрежной лесополосе есть и свои обитатели.

Здесь, конечно, для копытных раздолье: и трава сочнее и хищников можно не опасаться. Наблюдать за животными с воды мне понравилось даже больше, чем из автомобиля — совсем другие впечатления. Пока мы плыли вдоль дальнего от причала берега, они встречались постоянно и мы подплывали к ним почти вплотную, однако на берег высадиться морячок не разрешал. И даже когда в густой листве деревьев замаячила голова жирафа, он был неприклонен.

Кенийский дневник. День 4. Озеро Найваша

Вся прогулка по озеру Найваша заняла немного времени — всего около полутора часов. Скажу честно, эмоции пережитые накануне в Масаи Маре на порядок… нет, на два порядка были ярче эмоций и впечатлений полученных здесь. Но это, скорее не критика этой небольшой экскурсии, а очередной комплимент великолепному заповеднику. Спасибо морячку — мы получили большое удовольствие и были бы рады, если прогулка по озеру продлилась бы подольше.

Айсак встретил нас на берегу с тем же непроницаемым лицом, что и обычно. Ни одного лишнего слова из этого здоровяка не вытянешь… Нет бы поинтересовался: «ребята, как вам прогулка по озеру?». Ага, как же… Он молча завёл «микрик» и повёз нас заселяться в отель.

Ехали мы минут десять, после чего свернули и через небольшие ворота попали на территорию еще одного какого-то заповедника. Так я думал вначале. А через минут несколько минут понял, что этот заповедник — территория нашего нового отеля.

Кенийский дневник. День 4. Озеро Найваша

Это поражает, правда. Огромная территория, окруженная диковинным африканским лесом с гуляющими по нему дикими животными. А в центре этой красоты, размером с несколько гектар, крошечный одноэтажный таунхаус, номеров на двадцать — двадцать пять, не более.

Sanctuary Farm

Пока мы ждали радушную хозяйку отеля, вполотную к таунхаусу подошла зебра. У нас с супругой было с собой несколько яблок, оставшихся еще с пикника на большом гейме. Одно яблоко мы разрезали и половинкой поделились с этой полосатой лошадкой. Но то ли зебра была хорошо воспитана и у незнакомцев подачки не брала, то ли яблоко для неё был слишком экзотичный фрукт, чтобы рискнуть его попробовать, но угощенье она проигнорировала. Однако такое расточительство было сразу же замечено местными мартышками, моментально окружившими зебру вместе с лежавшим возле нее яблоком.

Кенийский дневник. День 4. Озеро Найваша

Рискуя отовариться копытом, обезьяны по очереди пытались подобраться к фрукту, но все их попытки оборачивались провалом: зебра отмахивалась мускулистой ногой и к себе не подпускала. Все решил вдруг появившийся крупный самец: он уверенно приблизился к зебре ровно на то расстояние, где был недосягаем до копыта, после чего, улучив момент, резко схватил яблоко и покинул локацию. Остальные мартышки с досадой так же разбрелись по своим делам.

Тем временем нам выдали ключи и мы пошли знакомиться с номером.

Кенийский дневник. День 4. Озеро Найваша

Само размещение немного разочаровало. Таунхаус был уже не свеж — отделка номеров, состояние мебели и сантехники явно намекали на то, что пора бы заняться их обновлением. Но главным минусом было даже не это, а перегородки между номерами: ей богу, как будто их из картона сделали. Слышимость такая, как если бы их не было совсем.

Мы бросили вещи, и даже не приняв душ после долгой и пыльной дороги, отправились с супругой гулять. Нам очень нетерпелось поскорее разглядеть всю территорию поближе.

Кенийский дневник. День 4. Озеро Найваша

Прямо перед таунхаусом располагается большая поляна, в окончании которой виднелась водная гладь озера Найваша. Туда мы и решили прогуляться в первую очередь. По дороге нас остановила предупреждающая табличка о возможных встречах с бегемотами, котроые, как мы помним, в большом количестве проживают в акватории озера.

Однако, стоило нам подойти ближе, как нас постигло разочарование: выйти не берег озера мешал достаточно высокий забор из рабицы, служащий преградой от нежелательных гостей: то ли бегемотов, то ли местных жителей. А в это время вдоль берега прогуливался жираф…

Но мы унывать не стали и пошли поближе к пасущимся копытным. Что зебры, что гну спокойно подпускают к себе человека на расстояние около десяти метров. При дальнейшем приближении они начинают пятиться от вас, при этом совсем не фотогенично разварачиваясь задом. Поэтому как мы не старались сфоткаться держа зебру за хвост рядышком с ними, у нас все никак не получалось.

Кенийский дневник. День 4. Озеро Найваша

В общем, мы обиделись на них и решили пойти скормить оставшиеся у нас яблоки более коммуникабельным мартышкам.

Зашли в лес. Стоило только нам залезть рукой в сумку, как тут же нарисовались их наглые мордахи.

Кенийский дневник. День 4. Озеро Найваша

Первые яблочные дольки распределялись вполне цивилизовано. Но слухи о халяве распространяются в обезьяннем коммунити значительно быстрее, чем мы могли себе представить. Не успели мы оглянуться, как вокруг нас собралась уже приличная банда. Иерархия у мартышек выстроена и соблюдается неукоснительно всеми членами стаи: рядом с нами заняли места самые старшие и крупные самцы, второй ряд заняли парни чуть моложе, на галерке сидел молодняк и… мамочки с детенышами.

Жена негодовала по поводу такого несправедливого распределения угощения между членами стаи. После того как большая половина приготовленных яблок уже исчезла в животах двух «батек», она прекратила выдачу провианта и пошла в направлении мам с детёнышами, твердо намереваясь накормить их, невзирая на законы старшинства. Как бы не так! Батьки моментально пресекали любые попытки покуситься на сочные дольки, а тех, кто посмел ослушаться, неминуемо ждала звонкая затрещина.

Кенийский дневник. День 4. Озеро Найваша

За этим увлекательным занятием мы и не заметили, как вокруг нас собралась не то что банда, а целая армия маленьких приматов. Поняв, что опасности мы не представляем, они осмелели и начали вести себя все наглее и наглее. И вот в этот момент нам с женой стало даже как-то не по себе… Мартышки, конечно значительно уступают в размерах главным кенийскому хулиганью — бабуинам, но все равно яляются достаточно сильными животными с внушительными такими клыками во рту. Поэтому, трусливо скинув остатки яблок на землю, мы поспешили убраться от них подальше. И с удовольствием продолжили за ними наблюдение уже со стороны.

Солнце к тому времени уже начинало падать за горизонт, отбрасывая янтарные блики на сереющее небо. Вечерело. Копытные организовано покидали пастбища и уходили на ночлег. Пропали даже вездесущие мартышки, и никто и ничто в этот день более не нарушало тишину и покой. Уставшие, мы с женой приняли душ и рухнули на кровать вытянуть ноги.

Темнеет на экваторе около семи часов вечера. Доедая добытые днём манго, мы услышали как наши соседи собираются на ужин.

«Пойдём» — решительно сказал я, понимая, что еще несколько минут лентяйства точно оставят нас в кровати до утра.

К каждому номеру прилагался фонарь на дужке — такой, как на картинках из сказок. Без этого нужного предмета на ужин мы бы не попали, так как еду давали метрах в пятиста от таунхауса, а темень — глаз выколи. Почти наощупь, направляя тусклый свет фонаря себе под ноги, мы добрались до трапезной. На террасе второго этажа были накрыты столы. Мы подсели к ребятам — нашим попутчикам и весело, за беседами завершили очередной день из нашего кенийского дневника: уютная терасса с приглушенным светом, вкусная еда и прохладное вино этому способствовали.

А завтра утром опять в путь. Впереди нас ждал еще один крутейший парк — Амбосели, где, говорят, слонов столько, что не сосчитать и видны снега Килиманджаро. Правда ли все это, завтра и проверим.