Турист Сергей (Alware)
Сергей — был 26 февраля 17:41
Круг интересов на ближайшие год-два: Йемен, Саудия, Тимор и север Африки

Липтовски-Микулаш + 2 города — Словакия, Замость — Польша Январь 2019

Вот что мне категорически не нравится в жизни на западной окраине страны, так это почти не отличимая от мерзкой поздней осени слякотная «европейская зима». И если беговые лыжи хоть как-то получается выгуливать в парках, удерживающих тонкий снежный покров, то сноуборд расчехляется от силы пару раз за сезон, пока склоны не превратились в ледяные горки с травяными проплешинами.

С горнолыжкой беда. В Смоленске это спуск от крепостного вала, по которому эффектней скатиться на жопе или на ватрушке. Правда, бывали и летальные исходы. Ближайшие белорусские курорты требуют хоть каких-то первоначальных навыков, ибо и там пока разгонишься — уже приехал.

Станислав Сергеевич, после каждого снегопада протаскиваемый от садика до дома на сноускейте без креплений, с неподдельным восторгом наблюдал за «большими» сноубордистами маленькой горки.

Наступил оптимальный детский возраст для быстрого освоения новых спортивных снарядов и поездка хотя бы недельной продолжительности на адекватный горнолыжный курорт доросла до уровня необходимости.

Что такое адекватный курорт для обучения? Недорого, чтобы покатушки на четверых с проживанием, прокатом и питанием не привели к банкротству. Недалеко, чтобы доехать на своей машине. С гарантией снега и наличием протяжённых трасс начального уровня.

Снег да туман

Стран, удовлетворяющих всем условиям, немного. Украина, Польша, Словакия и Болгария. Выбор остановил на Словакии, поскольку много-много лет назад сам учился на склонах Ясны и знаю, что за три дня на лыжи там встанет любой.

Ценник на скипассы, прокат и проживание в указанных странах сопоставим. Единственное, Словакия пошла чуть дальше и активно внедряет международные системы бронирования снаряжения. Все комплекты подобрали-предоплатили по интернету и получили на удивление новые, качественные вещи.

Новогодние каникулы-2019 выдались на редкость длительными. Дополнительные три дня отпуска позволили отвести на поездку 16 дней. Минус 2 дня чистой дороги — остаётся по неделе на горнолыжку и на путешествие.

Итоговый маршрут: Почти нон-стопом Смоленск — Липтовски Микулаш с короткими прогулками по Замостью и Влколинцу, три дня кувырков по горкам, день отдыха в виде короткой вылазки в Тренчин, ещё три дня каталки. Далее обед в Высоких Татрах и почти бегом по зимним городам соседних стран: Эгер — Эстергом — Дьёр — Марибор — Грац — Тельч — Брно — Познань — Торунь — Смоленск.

На сайте Gopass выкупил скипассы, дорожающие еженедельно. Снаряжение для семьи забронировал у Alpinresorts. За неделю до выезда старший умудрился сломать руку — деньги за аренду снаряжения вернули по письменному запросу за 3 дня. Скипасс невозвратен, но мы его удачно использовали для оплаты аквапарка и скидок в кафешках на горе.

Все забронированные отели и апартаменты также вошли в ситуацию и пересчитали стоимость проживания на троих без отмен бронирований.

Проживание:

Отдых по пути в Словакию. Польский придорожный мотель Restauracja Hotel Graal. Удобное и уютное местечко, если бы не дикий запах от ковролина, смешавший сигаретный дым, чистящие средства и коровий пот (такие ассоциации, да).

Наше основное жильё в Микулаше, Apartment Albi. Удобны по всем пунктам. Не хоромы, но и без тесноты. Есть где просушить вещи, отличное отопление, что для Словакии редкость. Отдельная сушилка для снаряжения в подвале. Всегда горячая вода. Большая собственная парковка. Зона барбекю и даже летний бассейн. Хозяин как-то говорит по-русски.

Эстергом. Strigonia Apartman. Самые уютные апартаменты поездки. Фактически это полноценный одноэтажный дом со всем необходимым, не хотелось уезжать.

Марибор. Luciano apartament. Небольшие апартаменты над кафе, держат украинцы. Недорого, уютно, в центре города. Хозяева подскажут, где купить сувениры, еду и вино по адекватным ценам.

Тельч. Рenzion Podolská. Большие апартаменты в огромном деревянном доме. Из-за непогоды приехали поздней ночью, пришлось будить хозяина, но недовольства это не вызвало.

Познань. Moon Hostel. Новый большой хостел в самом центре, в свежеотстроенном бизнес-центре. Круглосуточен, с отличной кухней и полупустыми комнатами.

Апартаменты плюс машина — это гарантированная недорогая еда собственного приготовления. В поездке обошлись практически без общепита, тем более, что зимой добрая половина заведений банально закрыта.

Снег да туман

Понимая, что очереди на границе неизбежны, выехали поздним вечером 28 декабря. Лучше подремать в машине, сколько бы времени это ни отняло. Морально готовился к девяти часам, проскочили за четыре. Выбрали пункт Домачево и угадали, желающих ехать на юг Польши было не так много.

Гостиница на вечер предоплачена, спешить дальше некуда. Сэкономленное время тратим с пользой, в этой части страны есть ещё белые пятна, среди которых и объект всемирного наследия, старый город Замосць. После ночного дежурства в машине хочется и размяться, и подзаправить организмы горяченьким.

Снег да туман

Снега не было и нет, но ветрище жуткий. Остатки мишуры и конфетти с рождественской ночи вмёрзли в бугры того, что предполагало быть льдом новогоднего катка. На площади в единственной открытой палатке безуспешно пытаются замёрзшими руками подключить к кранам кегу с пивом.

Пробежавшись по арочкам и закоулочкам, обнаружили живое кафе многоформатного типа. Зал кофейни, бар-закусочная и даже сувенирный магазин.

Снег да туман

В кафе подают нажористые супы и весьма антуражные наливочки. Шампанский трюфельный ликёр, настойка из кислой вишни, солёной карамели и даже ликёр любви. Стоит 13–17 злотых за сто грамм. Весьма приятное дополнение к свежему кофе.

Состояние после ночи на границе было такое, что по окончании поездки, сортируя снимки, я с удивлением обнаружил незнакомый город. И долго вытаскивал из памяти обрывки впечатлений. Срочно требовалась перезагрузка и настрой на отдых. Неторопливо докатили до отеля и вырубились почти на 12 часов.

Снег да туман

Имея в наличии некоторый запас времени, а в Словакию планировалось прибыть во второй половине дня 31го декабря, дабы заселиться, отдохнуть и топать в ресторан отмечать новый год… так вот, выспавшиеся и полные сил решили не откладывать поездки по татранским интересностям, а сразу, сходу заскочить в юнесковскую деревушку Влколинец.

Отзывы про словацкую этнодеревню номер один ходят самые противоречивые, но субъективное мнение, что абы какой объект в список всемирного наследия на включат, привело к незначительному крюку от Ружомберока в национальный парк Большая Фатра. В любом случае, полезно иметь собственное мнение о знаковых достопримечательностях страны.

Снег да туман

Да, это туристический аттракцион под открытым небом, где и вход по билету, и ряженые бродят по улочкам наравне с несчастными аборигенами, вынужденными ежедневно терпеть толпы гостей. Даже непогожим зимним утром в часть помещений, отданных под музеи, были небольшие очереди.

С другой стороны, этнодеревня оригинальна. Это не очередной музей зодчества со свезёнными из разных уголков чудом сохранившимися домиками, а полноценное старое поселение, каким оно простояло более пяти веков. Из каменных новостроев лишь невысокий костёл, но в добром здравии и его бабушка, чуть покосившаяся деревянная колоколенка.

Здесь даже срубам колодцев не одно столетие.

Снег да туман

Конечно, Влколинец идеально посетить летом, в качестве стартового (финишного) пункта прогулки по окрестным горам, или специально на дни фестивалей. Зимой же остаётся удовлетвориться не самыми красочными видами да закупить с собой местных фруктово-медовых наливок.

Наконец, к обеду добираемся до Липтовски Микулаша, или Липтова, как назвают его местные.

Городок невероятно консервативен. Даже заведения, в которых перекусывали десять лет назад, работают и, кажется, законсервировались, будь то домашний винный погреб или огромный клуб. На городок, впрочем, сил совсем не остаётся, мы едва побродим по нему разок вечером.

Продукты закупаются в гипермаркетах на окраине, а больше горнолыжникам ничего и не нужно, хватило бы сил развесить мокрую снарягу и приготовить ужин.

Снег да туман

В Липтове снега нет. Он появляется на выезде и стремительно наращивает припухлости сугробов, зажимающих и без того узкий серпантин. К нижним очередям на канатки без трактора уже не пробиться. Тем более, что парковки платные, и желающих сэкономить, заняв кусочек обочины, более чем достаточно.

В плане парковки удобно бронировать прокат снаряжения не в городе, а у склона, тогда для клиентов проката будут бесплатные места. Если будут — клиентов много, парковок мало.

Снег да туман

Ясна, наряду с не менее известным соседом по другую сторону Татр, польским Закопане — старейшие горнолыжные центры Восточной Европы. Чем хороши Низкие Татры — изобилие пологих склонов. Трассы для новичков в Ясне достигают трёхкилометровой длины, и это идеальный способ научиться кататься.

Без промедлений забираем снаряжение и сразу наверх. Детские скипассы здесь хоть и скидочные, но до неприятного дорогие.

Снег да туман

Деньги на скипассах превращаются в баллы, которые можно списывать не только на каталку, но и в кафе, и в ряде магазинов. Скидка по баллам не превысит 15%, но учитывая имевшийся «лишний» скипасс на 6 дней, активно пользовались данной опцией.

Раньше скипассы можно было свободно передавать или продавать. Мы этим активно пользовались, скупая остатки у желающих покинуть горы после новогодней ночи. Теперь — только перекидывать баллы через официальный сайт. Скипасс не только именной, при первом проходе камеры фиксируют лицо (в шлеме и маске, ага!) и в дальнейшем заграждения перед чужаком могут просто не открыться.

Снег да туман

Через три дня кувыркания по горам, когда слёз уже не осталось, а колени и попы приобрели равномерный синий цвет, Марина и Станислав Сергеевич перешли из категории «сползающие» в категорию «едущие». Я же в попытках перекричать метель успел потерять голос, и никакой глинтвейн не мог восстановить сорванные связки.

День отдыха. Заранее куплены билеты на поезд и мы едем в соседний Тренчин. Тоже, между прочим, юнесковский городок.

Снег да туман

Посленовогодний Тренчин оцепенел в забытье. Кажется, жители поехали на заработки в горы. Перекусить негде, сувенирку поискать негде. Худо-бедно жив вокзал.

Громадина Тренчьянского Града нависает в тумане кафкианским Замком. Загадочный и непреступный город в облаках…

Снег да туман

…действительно закрыт. При нас ворота распахнулись для группы пенсионеров, но попытка пристроиться в хвост не удалась, слишком явно не вписывались в коллектив.

Прогулка по безлюдному городу, конечно, не то, что было в планах. Странно, но не мы одни потерпели неудачу, к полудню под стенами крепости появились группы туристов. Потеревшись у закрытых касс, присоединялись к фотосессиям на лесенках, мостиках и незарешёченных уступах.

Пока мы отдыхали в Тренчине, горы подсыпало свежим пухлячком. Наконец, проснулись ратраки, ранее ограничивающиеся перелопачиванием льда на опасных трассах, и раскатали бугры, набитые по склонам с нового года.

Снег да туман

Народ повалил со страшной силой и просыпаться пришлось затемно, дабы успеть и припарковаться, и не встрять в очереди на нижних канатках.

Каталка, спасибо погоде, переместилась выше. Ветер стих, пригрело солнышко. Открыли подъёмники до максимальной точки, горы Хопок.

Снег да туман

Однодневным отдыхом задеревеневшие мышцы и растянутые связки, конечно, не поправишь. На помощь приходит вода, и это второй большой бонус при выборе места для горнолыжки. Два крупных аквапарка на естественных горячих источниках, работающих круглый год и в любую погоду.

Буквально в черте города расположена Татраландия. Это крупнейшая аква-зона страны. Желающие более консервативных процедур в стиле классического спа предпочитают удалённый парк Бешенова. А горнолыжникам хватает комплекса саун и гидромассажа неподалёку от трасс.

Для добирающихся общественным транспортом, с автостанции ходит отдельный акваавтобус, проезд в котором по скипассам бесплатен.

В аквапарк также можно попасть по скипассу, и именно на него мы списали большую часть средств с «лишней» карточки.

Снег да туман

Два часа в бассейнах и час в саунах пролетают незаметно. Самый кайф — горячие зоны на открытом воздухе. Обледеневший скалодром, сугробики и сосульки на краю ванн. Мне, проходившему все школьные годы в открытый пятидесятиметровый бассейн, снег над горячей водой очень привычен. Дети же, впервые получившие возможность поиграть в нырятельные снежки, в полном восторге.

В Татраландии сделано всё для долговременного пребывания. Бары прямо в бассейнах, рестораны для одетых и для раздетых, игровые автоматы и зоны релакса.

Если посвятить день аквапарку без посещения склонов, можно списать день каталки без доплат (в скипассах сложно делать перерывы, только по отдельному обращению в кассы. Дни списываются подряд независимо от фактического посещения склонов).

Снег да туман

А самая большая очередь зимними вечерами…за мороженым!

В режиме покатались-отмокли прошли заключительные дни в Липтове. Семья определилась в своём выборе, и по возвращению Марина приобрела собственный комплект снаряжения. Станислав Сергеевич, пока мал, будет обходиться прокатными досками, ибо ежегодно покупать растущему организму новые комплекты чрезмерно накладно.

Снегопад же, так удачно подаривший свежего горного пухлячка, стал настоящим стихийным бедствием для январской Европы. Сквозь его жуткие порывы нам ещё неделю возвращаться домой через Венгрию, Словению, Австрию, Чехию и Польшу.